Введение
Цифровые технологии активно встраиваются в самые разнообразные процессы деятельности индивида, государства, а в масштабах предприятия в его бизнес-процессы. Этот процесс можно рассматривать как один из главных факторов роста эффективности деятельности организации и ее конкурентоспособности. При этом цифровая трансформация бизнес-процессов организации на сегодняшний день является фактически трендом. Компании, легко внедряющие цифровые технологии и способные быстро адаптировать процессы бизнес-администрирования под изменения, обладают гораздо большими перспективами своего развития.
Нынешняя внешняя среда создает предпосылки для цифровой трансформации бизнес-процессов организации. Это ведет к необходимости существенной перестройки бизнес-модели организации. Цифровая трансформация способствует наращиванию итоговых показателей эффективности деятельности предприятия, добиваться оптимизации издержек, добиваться роста качества, а также кластеризации предложения.
В настоящее время уже около 20% российских компаний осуществляют процесс цифровой трансформации бизнеса. Около 30% находятся на этапе организационных изменений, нацеленных на цифровую трансформацию. До 96% организаций, в том числе даже задействованных в процессе цифровой трансформации бизнес-процессов, планируют дальнейшее внедрение цифровых технологий [1,3].
Государство заинтересовано в развитии цифровой экономики. Реализуются специальные программы. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников в процентах к ВВП составили в 2022 году 2,1%. В 2018 году это значение составляло 1,9%.
В научной литературе встречаются разные исследования, посвященные цифровизации в рамках предприятия [2,3,4,6], однако требуются уточнения в области цифровизации бизнес-процессов компании.
Цель исследования состоит в анализе внутренних и внешних драйверов цифровой трансформации бизнес-процессов, а также систематизация имеющих место на рынке цифровых технологий с точки зрения их применения в основных бизнес-процессах предприятия, в зависимости от его вида деятельности.
Материалы и методы исследования
Методы и приемы исследования базируются на анализе и обобщении изученного материала об исследованиях новых бизнес-моделей в условиях цифровой трансформации бизнес-процессов организации, а также на исследовании цифровых технологий, которые встречаются в зависимости от разновидностей основных бизнес-процессов организации. Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось на основе применения общенаучных методов исследования в рамках сравнительного, логического, статистического анализа и графической интерпретации.
Результаты исследования и их обсуждения
Внутренняя среда организации также является движущей силой, которая подготавливает к цифровизации бизнес-процессов организации. Цифровая трансформация новых технологий, способов взаимодействия с поставщиками, работниками и клиентами. На рисунке продемонстрированы движущие силы цифровой трансформации бизнес-процессов организации [5].
Поданным НИУ Высшая школа экономики в бизнес-процессах организаций в 2022 году наиболее часто были использованы следующие программные средства: электронные справочно-правовые системы в 41,5% случаев, программные средства для осуществления финансовых расчетов в электронном виде – 38,5%, программные средства для обеспечения информационной безопасности – 32,9%, для управления закупками товаров, работ, услуг – 24,2%, в 17,2% случаев – программные средства для предоставления доступа к базам данных, в 17,3% случаев – обучающие программные средства, в 17,4% случаев – программные средства для управления продажами. Также организации воспользовались в бизнес-процессах следующими программными средствами: ERP-системы, CRM-системы, HRIS-системы, CAP, CAE для проектирования и моделирования, SCM-системы, PLM и PDM-системы и другими.
Любая трансформация бизнес-процессов организации затрагивает её бизнес-модель. Цифровые процессы и их развитие в организации должны быть направлены на значительное увеличение ценности товара, снижение рисков со стороны конкурентов, создание или совершенствование ценностного предложения.
Движущие силы цифровой трансорфмации в зависимости от среды организации [5]
Одной из форм внедрения цифровизации на уровне организации является внедрение новых бизнес-моделей деятельности в определенных отраслях. Наиболее часто встречаемые современные цифровые бизнес-модели: платформенные, цифровые экосистемы, онлайн и бизнес-модель, облачная, модель подписок.
В основе платформенной бизнес-модели лежит цифровая платформы, которая необходима для посредничества между покупателем и продавцом. В основе модели лежит идея создания связей между исполнителями и потребителями. Такую модель активно используют торговые компании, стриминговые сервисы, развлекательные компании. В качестве примеров компаний, применяющих платформенные бизнес-модели можно привести Netflix, OZON, Widberries.
Цифровые экосистемы основываются на базе платформенной бизнес-модели. Эта бизнес-модель подразумевает взаимосвязанные и дополняющие друг друга цифровые сервисы, которые объединены несколькими платформами.
Онлайн бизнес-модели используют обычно компании, вновь выходящие на рынок. Эта бизнес-модель очень похожа на платформенную, однако, серьезно отличается от неё открытостью и не значительной уникальностью.
Фактически по онлайн бизнес-модели действуют маркетплейсы. Бизнес-модель подписок представляет собой формирование процесса реализации товара или услуг в формате периодической подписки. Распространена такая бизнес-модель в сфере электронной коммерции.
Управление бизнес-процессами с точки зрения the Association of Business Process Management Professionals представляет собой подходу к осуществлению проектирования, документирования, реализации, изменения, мониторинга и контроля бизнес-процессов организации с целью достижения конкретных результатов, которые находятся в прямой связи со стратегическими целями и задачами деятельности предприятия. С точки зрения Поля Хармана укрупненно систему менеджмента бизнес-процессов можно представить в виде таким направлений управления, как управление бизнесом, управление качеством и информационные технологии и управление ими [1].
Бизнес-процессы, связанные с управлением бизнесом, включают в себя управление основными бизнес-процессами. А именно производственными процессами и иными, которые позволяют добиться производства продукта, выполнения работ или оказания услуг. Следующим бизнес-процессом управления бизнесом являются обеспечивающие бизнес-процессы. К обеспечивающим бизнес-процессам относятся процессы, связанные с организацией ведение бизнеса. А именно маркетинг, логистика, управление персоналом, финансы и другие процессы, которые нацелены на обеспечение бесперебойной работы бизнеса.
Цифровая трансформация бизнес-процессов организации сегодня является весьма актуальным вопросом практическая для каждой компании. Менеджмент компаний занимается поиском и экономически обоснованием целесообразности внедрения тех или иных технологий бизнес-процессы компании. Сложно назвать цифровую технологию, которая способна затронуть только один бизнес-процесс организации. Однако можно выделить несколько цифровых технологий, которые наиболее часто востребованы при применении к основным бизнес-процессам в зависимости от вида деятельности предприятия.
Если основные бизнес-процессы организации сосредоточены в производственной сфере, то можно отметить следующие цифровые технологии, внедряемые с целью цифровой трансформации в основные производственные бизнес-процессы: интернет вещей, роботизация, интеллектуальные системы предиктивного ремонта, системы интегрированного планирования, RFID-метки, Big Data, технологии дополнительной реальности, технологии машинного зрения.
В случае сосредоточения основных бизнес-процессов в ритейле, можно выделить следующие наиболее часто встречаемые в практике цифровые технологии: CRM- системы, ERP-системы, онлайн системы электронной коммерции, Big Data, облачные сервисы, биометрическая идентификация, омниканальные платформы, географические информационные системы, RFID- технологии, технологии datamining.
Когда основные бизнес-процессы сосредоточены в финансовой сфере, то наиболее передовыми цифровыми решениями являются: облачные технологии, технологии удаленного рабочего стола, системы Business Intelligence, Big Data, СRM-системы, мобильные приложения, биометрическая идентификация пользователей, искусственный интеллект, блокчейн.
Основными технологиями, влияющими на процесс цифровой трансформации основных бизнес-процессов в транспортных компаниях, наиболее часто встречаемыми сегодня являются: машинное обучение, технологии машинного зрения, мобильные приложения, бесконтактные устройства для автоматической оплаты, беспилотные автомобили.
Когда основным видом деятельности предприятия является предоставление услуг связи, то цифровая трансформация основных бизнес-процессов компании может протекать с использованием, следующим цифровых технологий: 3G, 4G, а также 5G технологии, цифровое телевидение для мобильных устройств, Big Data, технологий программно-определяемых сетей и виртуализации сетевых функций, облачные вычисления, облачные услуги, я M2M услуги или услуги по типу «машина машине», технологии бесконтактной оплаты NFC [7,8].
Заключение
В настоящее время организации находятся в условиях цифровой трансформации самых разных сторон деятельности, затрагивая различные бизнес-процессы. Цифровизация затрагивает внутреннюю и внешнюю среду организации. Понимание экономической и технологической целесообразности внедрения того или иного программного средства или технологии является очень важным. Несомненно цифровая трансформация рано или поздно в том или ином объеме затронет каждую организацию, функционирующую сегодня на рынке.
Библиографическая ссылка
Грицунова С.В., Михненко Т.Н., Седых Ю.А. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И ОСОБЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 11-2. – С. 182-186;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3839 (дата обращения: 22.12.2024).