Введение
Развитие цифровой экономики становится приоритетным направлением для многих стран, включая Африку. Цифровая трансформация играет важную роль в экономическом росте и развитии региона, однако существуют определённые проблемы, связанные с ограниченным доступом к электричеству, низким уровнем развития интернет-инфраструктуры, гендерным разрывом в использовании цифровых технологий и недостаточным финансированием. Изучение этих проблем и перспектив развития цифровой экономики в Африке позволит определить наиболее эффективные стратегии и меры для преодоления этих вызовов и достижения устойчивого экономического роста.
Цель исследования – оценить современное состояние и перспективы развития цифровой трансформации и ее роли в экономике Африки.
Материал и методы исследования
Основным методом исследования в статье стал статистический анализ данных о цифровых процессах на африканском континенте и социально-экономическом развитии стран Африки. Также авторы использовали анализ доступных аналитических исследований и научных статей по теме.
Результаты исследования и их обсуждение
Африка – это последний в мире «голубой цифровой океан», то есть одно из тех больших динамичных пространств, которые все еще находятся на стадии становления. В этом контексте страны и крупные компании со всего мира соревнуются за развитие цифровой инфраструктуры на континенте.
Цифровая экономика быстро развивается не только в Европе, США, Восточной Азии и других странах, но и распространяется на более широкий Африканский регион. Мобильный Интернет постепенно становился популярным в Африке, и многие формы цифровой экономики были приняты правительствами и местным населением.
11 ноября 2020 года Международная финансовая корпорация (IFC) и Google совместно опубликовали отчет «E-Conomy Africa 2020», в котором подчеркивается, что на макроуровне интернет-экономика Африки достигнет 5,2% ВВП континента к 2025 году, что составляет почти 180 миллиардов долларов США в африканской экономике [3].
С общей точки зрения, финансовые технологии, электронная коммерция, технологии здравоохранения, средства массовой информации и развлечения, приложения для мобильных телефонов и логистика B2B являются наиболее важными областями, способствующими быстрому развитию интернет-экономики Африки. В последние годы прибыльность ИТ-компаний на африканском континенте также часто превышала рентабельность других секторов.
Создание рабочих мест имеет решающее значение для более чем 22 миллионов африканцев, которые ежегодно вступают в рабочую силу. Цифровые технологии, включая компьютеры, приложения и машинное обучение, открывают новые возможности для людей, предприятий и рабочих мест. Элементы, представленные в этом отчете, демонстрируют, что доступность Интернета увеличивает занятость и снижает уровень бедности в африканских странах. Но чтобы полностью реализовать свой потенциал, цифровые технологии должны стать более доступными и простыми в использовании.
Технологическая трансформация для обеспечения занятости рассматривает способы производства и содействия более широкому использованию доступных и привлекательных цифровых технологий, адаптированных к растущей численности рабочей силы в странах Африки к югу от Сахары и способствующих непрерывному обучению. Цифровые технологии определяются в широком смысле и включают инфраструктуру передачи данных и цифровых технологий, высокоскоростной Интернет, смартфоны (многофункциональные мобильные телефоны), планшеты и компьютеры. Они также включают более специализированные решения для повышения производительности, такие как повышение квалификации специалистов в области управления, обучение работников, закупки, маркетинг, логистика, финансирование и страхование [1].
Охват и качество интернет-инфраструктуры в Африке все еще ниже, чем в других регионах. В то время как в среднем 84% людей в странах Африки к югу от Сахары проживают в районах, где доступны услуги 3G, а 54% пользуются услугами мобильного Интернета 4G, на конец 2023 года только 22% пользовались услугами мобильного Интернета. Коэффициент использования варьируется от 6% в Южном Судане до 53% в Южной Африке, что подчеркивает неоднородность среднего уровня использования и необходимость реформ государственной политики, различающихся в зависимости от страны [4].
Основной проблемой, связанной с цифровыми технологиями для африканских компаний, остается их низкое продуктивное использование. Основными факторами, влияющими на использование компаниями смартфонов и компьютеров, а также более сложных информационных технологий, являются их высокая стоимость и низкая привлекательность для пользователей. Например, 1,5 ГБ данных за 30 дней, фиксированная плата, которая покрывает несколько часов ежедневного использования, составляет примерно треть дохода 40% африканцев, живущих за чертой крайней бедности.
В этом отношении женщины, как правило, находятся в неблагоприятном положении: только 2% микропредприятий, принадлежащих молодым женщинам, по сравнению с 8% микропредприятий, принадлежащих молодым мужчинам, используют компьютеры.
Чтобы исправить эту ситуацию, рекомендуется улучшить доступ к кредитам, принять целевые нормативные акты и снизить цены под влиянием рыночных факторов, чтобы помочь решить проблему доступности. Кроме того, использование Интернета следует рассматривать как средство увеличения доходов домашних хозяйств и сокращения бедности. Таким образом, цель государственной политики – расширить продуктивное использование Интернета с целью увеличения доходов домохозяйств и, следовательно, их платежеспособности.
Сложные, креативные и простые в использовании приложения с сенсорным экраном и голосом, а также видео на многих языках, на которых говорят африканцы, также могут способствовать внедрению этих технологий. Разработка таких приложений и новых инструментов требует инвестиций и государственно-частных программ с консультационными услугами для бизнеса и программами обучения работников [2].
Информационные технологии необходимы, но недостаточны сами по себе. Электричество, доступ к дорогам, образование и навыки, а также доступное финансирование – все это является частью решения.
Наконец, необходимы национальные стратегии и соответствующая государственная политика для обеспечения финансовой доступности, доступности инфраструктуры и инфраструктуры данных. Инвестиции могут включать в себя объекты общего доступа для всех, а также центры обучения и поддержки предпринимательства.
Эффективная политика, создающая благоприятные условия для цифровых технологий, будет иметь видимый положительный эффект для правительств, предприятий и домашних хозяйств Африки.
В Африке строительство телекоммуникационной инфраструктуры, включая центры обработки данных и оптические кабели, стало горячей точкой для инвесторов. Согласно статистике Международного союза электросвязи (МСЭ) благодаря снижению цен на телефонную связь и мобильные данные услуги электросвязи и информационных технологий в Африке становятся все более доступными.
Например, Маврикий и Габон предлагают самые привлекательные тарифные планы мобильной широкополосной связи по ценам ниже средних международных. Что касается таких стран, как Сейшельские острова, Нигерия и Ботсвана, цены на тарифные планы мобильной широкополосной связи составляют 2-3% валового национального дохода (ВНД) на душу населения, что указывает на то, что эти три страны, вероятно, достигнут среднемирового уровня к 2025 году.
В последние годы рынки фиксированной и мобильной широкополосной связи в африканских странах демонстрируют динамичный рост. По состоянию на 31 августа 2023 года к МСЭ присоединились 54 страны Африки. Количество подписок на мобильные телефоны увеличилось в большинстве африканских стран во время пандемии. Но следует отметить, что с 2022 по 2023 год количество активных пользователей мобильной широкополосной связи на 100 жителей Африки составляет 33,1, что все еще значительно отстает от среднемирового показателя в 75 [4].
Доля абонентов фиксированной широкополосной связи в Африке самая низкая по сравнению с другими регионами мира из-за отсутствия традиционной инфраструктуры, а также относительно низкой стоимости развертывания инфраструктуры беспроводной широкополосной связи. По оценкам МСЭ, доля пользователей фиксированной широкополосной связи в Африке на 2025 год составит 0,5 на 100 человек населения, что намного ниже среднемирового показателя в 15,2. Однако количество абонентов фиксированной широкополосной связи на 100 жителей увеличилось в большинстве африканских стран. Среди них Маврикий и Сейшельские острова имеют самые высокие показатели: количество пользователей фиксированной широкополосной связи на 100 жителей намного выше, чем в среднем по миру, и составляет 21,7 и 20,3 соответственно [4].
На национальном уровне международная пропускная способность Интернета на одного пользователя увеличивается почти во всех африканских странах. Среди них Кения имеет самую высокую международную пропускную способность на душу населения с пропускной способностью 566,41 килобит, в то время как ее среднегодовые темпы роста составляют 52% с 2019 по 2023 год. Примерно в одной трети африканских стран темпы роста международной пропускной способности составляют от 20% до 40%, в то время как в нескольких странах, включая Южный Судан, Эфиопию, Нигер, Сенегал, Свазиленд, Южную Африку, Габон, Сьерра-Леоне, Индонезию, Индонезию, Индонезию, Индонезию, Индонезию, Индонезию, в Гамбии и Кабо-Верде наблюдался лишь скромный рост ниже 10%, если вообще наблюдался рост [4].
Рассмотрим проблемы цифрового экономического развития Африки.
Цифровая экономика Африки продвинулась вперед после эпидемии, но нельзя игнорировать неотъемлемые препятствия на пути развития континента, такие как слабая инфраструктура, нехватка средств, отсутствие технологий и нехватка талантов. Отставание в процессе цифровизации – неоспоримые факты, с которыми сталкивается большинство африканских стран.
Во-первых, сохраняется дефицит цифровой инфраструктуры. Структурные препятствия на пути развития цифровой инфраструктуры в Африке сильно различаются в зависимости от численности и плотности населения, уровня урбанизации, доступа к цифровым ресурсам и географической среды.
Например, африканские страны, не имеющие прямого выхода к морю, сталкиваются с более высокими международными транспортными расходами. Во многих африканских странах преобладает сельское население, что затрудняет развертывание инфраструктуры наземной цифровой связи. Показатели использования компьютерных технологий также сильно различаются в зависимости от экономики африканского региона. Этот показатель достигает более 60% в наиболее развитых странах, в то время как в наименее развитых странах он составляет менее 10% [4].
Во-вторых, затраты на цифровые финансовые платежи относительно высоки. Африка исторически считалась регионом с самыми высокими затратами на цифровые финансовые платежи в мире из-за низкой экономической интеграции, резких колебаний обменных курсов, узких мест в цепочке поставок, колебаний цен на энергоносители и инфляционного давления, а также неэффективности платежных систем [5].
В-третьих, ощущается нехватка талантов с цифровыми навыками. В настоящее время лишь небольшая часть населения африканских стран обладает отличными цифровыми знаниями и профессиональными навыками. Чтобы решить дилемму нехватки цифровых талантов, некоторые африканские страны обращаются за помощью к международному рынку. Многие рабочие места передаются на аутсорсинг другим странам, а на некоторые высококвалифицированные местные должности приходится нанимать иностранцев. Чтобы преодолеть «узкое место в сфере талантов», африканским странам необходимо вложить значительные средства в рабочую силу, финансовые каналы и материальные ресурсы, при этом сроки останутся относительно долгими.
На международном уровне различные требования ведущих стран к международному сотрудничеству в области цифровых технологий с Африкой, а также жесткая конкуренция за цифровой суверенитет также оказали большое влияние на развитие цифровой экономики Африки.
Например, Китай и Соединенные Штаты являются важными и влиятельными игроками, когда дело доходит до цифрового развития Африки, в то время как готовность и отношение африканских стран к сотрудничеству часто меняются с изменением геополитики и отношений великих держав с Африкой, что, в свою очередь, может повлиять на развитие цифровой экономики в Африке и затрудняет устойчивое сотрудничество.
В последние годы американские компании часто инвестируют в африканские финтех-компании. В то же время Китай также предложил реализовать 10 проектов в области цифровой экономики для Африки. В настоящее время Китай занимает значительную долю рынка смартфонов в Африке, и цифровые приложения, разработанные или инвестированные компаниями, финансируемыми Китаем, все чаще используются на континенте.
Кроме того, конкуренция за международные правила «цифрового суверенитета» становится все более ожесточенной, и африканские страны принимают в ней пассивное участие. Не менее важны правила и стандарты использования данных, которые определяют не только то, как работает инфраструктура Интернета, но и то, как используется цифровой контент и как взаимодействуют мобильные устройства.
В 2020 году Европейская комиссия опубликовала цифровую стратегию, сочетающую протекционизм с продвижением стандартов, используя ее в качестве отправной точки для позиционирования себя в качестве мирового лидера в области будущей цифровой экономики. Соединенные Штаты являются потенциальным союзником Европейского Союза в установлении международных правил «цифрового суверенитета». Во время своей предвыборной кампании президент США Байден заявил, что создаст более тесный союз с «союзниками-демократами», чтобы не допустить, чтобы правила цифровой эры были написаны Китаем и Россией. После избрания Байдена ЕС предложил создать «Совет по торговле и технологиям между ЕС и США» (Совет по торговле и технологиям между ЕС и США), чтобы противостоять стремительному росту Китая в цифровой сфере [2].
Стоит также осветить перспективы развития цифровой экономики в Африке.
В контексте российско-украинского конфликта, глобальной торговой войны и конкуренции в цифровой экономике африканские страны должны осознавать возможности и проблемы, с которыми они сталкиваются. Вполне предсказуемо, что восстановление и развитие Африки в «постэпидемическую эпоху» будут еще более неотделимы от Интернета. Особенно важно точное понимание конкретной ситуации и тенденций развития цифровой экономики Африки.
С глобальной точки зрения международное сообщество с оптимизмом смотрит на потенциал цифрового экономического развития Африки. С 6 по 16 июня 2022 года Всемирная конференция по развитию электросвязи (ВКРЭ) впервые была проведена в Руанде, африканской стране. Конференция призвала международное сообщество усилить координацию и работать вместе, чтобы преодолеть глобальный цифровой разрыв. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш в своем видеообращении отметил, что африканские народы столкнулись с определенными трудностями в области устойчивого развития, в то время как цифровые технологии будут иметь большой потенциал для преодоления этих проблем. Президент Руанды Кагаме заявил, что формирование цифровой экономики и обеспечение того, чтобы никто не остался в стороне, требуют согласованных международных усилий по обучению цифровым навыкам уязвимых народов.
На континентальном уровне процесс региональной интеграции Африки набирает обороты, и Африканский союз предложил стратегию цифровой трансформации: «Стратегия цифровой трансформации Африки (2020-2030 гг.)». Африканский союз планирует к 2030 году создать единый безопасный цифровой рынок, чтобы гарантировать свободное движение товаров и услуг, позволяющие отдельным лицам и предприятиям участвовать в цифровой трансформации континента. Проект африканской кабельной системы, который в настоящее время находится в стадии строительства, является одним из основных проектов этой стратегии. Подводный высокоскоростной кабель протяженностью 23 000 миль охватит весь африканский континент и удвоит пропускную способность Интернета на континенте, когда он будет завершен в 2024 году. Модернизация Интернета на африканском континенте также ускоряется: ожидается, что к 2025 году около 65% африканцев будут иметь доступ к мобильному Интернету. По оценкам, к 2025 году рыночная стоимость центров обработки данных в Африке достигнет 3 миллиардов долларов.
На национальном уровне правительства африканских стран придают большое значение цифровой экономике. Министерство связи и цифровых технологий Южной Африки опубликовало проект национальной политики в области данных и облачных технологий на 2021 год, включив цифровую экономику в свой план приоритетного развития. В июне 2021 года правительство Нигерии объявило о создании Национального центра новых технологий, Национального центра цифровых инноваций и предпринимательства, а также о создании Центра искусственного интеллекта и робототехники. В начале 2022 года страна опубликовала «Национальный план развития цифровой экономики 5G» [1].
Правительство Эфиопии объявило о новой политике, отдающей приоритет развитию цифровой экономики, введя ряд новых законов и постановлений. С 31 мая по 2 июня 2022 года правительство Алжира провело «Саммит цифровой Африки: Алжир 2.0», в котором приняли участие более 1200 профессионалов отрасли и более 100 представителей из более чем 20 стран Африки, и других регионов мира. В настоящее время некоторые африканские страны воспользовались возможностью оцифровки, с одной стороны, путем изучения возможности внедрения цифровых валют центральными банками, а с другой – путем предложения альтернатив частным криптовалютам.
Заключение
Таким образом, цифровая трансформация активно проникает в жизнь стран Африки и становится неотъемлемой частью их экономического роста и развития. Несмотря на наличие множества сдерживающих факторов, таких как бедность, низкий уровень доходов населения, недостаточный доступ к электричеству и других, цифровые технологии продолжают развиваться и внедряться в экономику региона.
Библиографическая ссылка
Юсcуф А.А., Смагулова С.М. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ АФРИКИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 7-2. – С. 403-408;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3613 (дата обращения: 03.12.2024).