Введение
Современный этап развития глобального экономического хозяйства характеризуется пересмотром прежних взглядов на бюджетный процесс. Мировое сообщество стремится к оптимизации бюджетных расходов и повышения их эффективности. В связи с этим не теряет своей актуальности необходимость глубокого познания сущности бюджетного процесса и его роли в системе распределения бюджетных средств, что позволит углубить не только теоретическое понимание данной категории, но и совершенствовать практическую реализацию бюджетного процесса через совершенствование механизма распределения бюджетных средств.
Цель исследования предопределяется тем, что сегодня трансформация и реорганизация бюджетного процесса имеет особо важное значение для дальнейшего развития Российской Федерации и интенсификации социально-экономического развития. Структура расходов бюджета требует оптимизации согласно текущим реалиям и с учетом интересов приоритетных отраслей экономики страны. Таким образом, цель настоящей статьи заключается во всестороннем исследовании сущности бюджетного процесса и его роли его роли в системе распределения бюджетных средств. Углубление теоретических знаний необходимо для совершенствования методологии бюджетного процесса и механизма распределения бюджетных средств.
Материал и методы исследования
Материалами для анализа послужили исследования отечественных ученых в области финансов, бюджетного процесса и бюджетирования, а также организации межбюджетных отношений. Методологическая основа исследования представлена такими методами научного познания: эмпирическое исследования, посредством которого был осуществлен сбор необходимой теоретической информации; анализ и сравнение; статистическое исследование; синтез теоретического и практического материала.
Результаты исследования и их обсуждение
Бюджетный процесс является основой бюджетной системы Российской Федерации и важнейшей составляющей общественных финансов. Бюджетный процесс является междисциплинарной категорией, и занимает центральное место в системе финансового права. От того, насколько эффективно организован бюджетный процесс, а также в зависимости от применяемых механизмов контроля и преодоления кризисных ситуаций, зависит эффективность всей финансовой деятельности государства [1, с. 65-75].
На сегодняшний день в Бюджетном Кодексе РФ закреплено определение понятия «бюджетный процесс» в статье 6 [2]. Согласно существующему определению, бюджетный процесс рассматривается как деятельность конкретных органов государственной власти и иных субъектов бюджетного процесса по поводу составления, рассмотрения проектов бюджетов, их утверждения, контроля исполнения и т.д. Полное определение представлено в указанной статье. Исходя из сказанного можно говорить о том, что бюджетный процесс состоит из многочисленных этапов, каждый из которых имеет решающее влияние на итоговое состояние бюджета страны. В рамках бюджетного процесса происходит распределение и освоение финансовых ресурсов на цели той чисти государственного сектора, финансирование которой осуществляется преимущественно за счет обязательных платежей, таких как налоговых. Кроме того, бюджетный процесс также предполагает принятие сопутствующих решений касательно источников поступления финансовых ресурсов в соответствующий бюджет [3, с. 114-121].
Состав субъектов бюджетного процесса определен в статье 152 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетный процесс осуществляется строго определенным и регламентированным кругом субъектов, наделенных конкретными полномочиями действующим законодательством. Полномочия субъектов представлены в статьях 18-19 Бюджетного кодекса РФ. Нельзя не отметить, что бюджетного законодательство РФ достаточно подробно и разносторонне регламентирует бюджетный процесс, т.к. в действительности он оказывает важнейшее влияние на финансовое состояние государства.
Все разновидности бюджетной деятельности, определяющие объектный аспект бюджетного процесса, так или иначе направлены на аккумулирование национального дохода, его распределение и перераспределение. Поэтому все виды бюджетной деятельности тесно связаны друг с другом и выстраиваются в определенные этапы, которые выстраивают стадии бюджетирования.
Основой бюджетного процесса выступает бюджет, независимо от уровня бюджетной системы. Следовательно, в рамках бюджетного процесса складываются объективные (бюджетные) и субъективные (управленческие) отношения всех его участников по поводу планирования, формирования и распределения бюджета. Бюджетный процесс существует до тех пор, пока существует бюджет, а значит, он выступает объективной закономерностью.
Бюджетный процесс регулируется налоговым и бюджетным законодательством, а также выступает основой формирования бюджетной политики Российской Федерации и с другой стороны, основным инструментом ее реализации.
Опираясь на многочисленные научные источники и вычленяя основное их содержание можно сделать вывод о том, что основная цель бюджетного процесса заключается в определении порядка функционирования бюджетной системы РФ. Данное точки зрения придерживаются многие исследователи, в частности Прукцов Н.А. [4, с. 27-30], Миронова О.В. [5, с. 176-185], Малявина А.С. и Бизин С.В. [6, с. 76-83] и другие. С одной стороны, с данной точкой зрения можно согласиться, т.к. бюджетный предопределяет функционирование бюджетной системы, которая не может существовать вне рамок бюджетного процесса. С другой стороны, ни бюджетная система, ни бюджетный процесс не могут существовать обособленно от других сфер деятельности, в частности от налоговой. Более того, данные сферы тесно связаны друг с другом и эффективность налоговой системы в свою очередь влияет на результативность бюджетной системы. Поскольку бюджетный процесс включает в себя стадию планирования бюджета и определение источников финансирования бюджета, то можно говорить о том, что цель бюджетного процесса заключается не только в определении порядка функционирования бюджетной системы, но также и определении порядка и пределов взаимодействия с налоговой системой и другими системами.
Бюджетный процесс выполняет определенные функции, которые в совокупности обеспечивают развитие финансовых отношений, связанных с бюджетами всех уровней. Взаимосвязь функций бюджетного процесса делает возможным их реализацию. Например, распределительная функция бюджетного процесса выражается через распределение национального дохода между бюджетами различных уровней. В свою очередь, контрольная функция предназначена для обеспечения законности всех действий, связанных с бюджетным процессом. Обеспечивающая функция направлена на то, чтобы бюджеты всех уровней были сбалансированы. Регулирующая функция в свою очередь выступает гарантом организации межбюджетных отношений. На наш взгляд, бюджетный процесс также выполняет и аналитическую функцию, которая заключается в выявлении материальных и финансовых резервов страны, региона или муниципального образования. Перед распределением бюджетных средств решается ряд сущностных вопросов, в частности: источники финансирования бюджетов, объемы финансирования, методы покрытия дефицитов бюджетов и другие. Соответственно, распределительной функции предшествует аналитическая, которая дает необходимую информацию о возможностях того или иного бюджета, и соответственно, о потребностях.
Изучение экономической сущности бюджетного процесса будет не полным, если не уделить пристальное внимание основному методологическому подходу к организации бюджетного процесса, которым на сегодняшний день является бюджетирование, ориентированное на результат (Далее по тексту – БОР). В общем смысле цель БОР в системе бюджетного процесса заключается в обеспечении результативности и эффективности бюджетного процесса и последующем управлении по результатам [7, с. 184]. Результативность измеряет в какой мере те или иные услуги, на предоставление которых направлены бюджетные средства приносят пользу.
В свою очередь эффективность предполагает максимально возможное сокращение расходов при предоставлении качественных государственных услуг. Таким образом можно заключить, что ключевая задача БОР – трансформация бюджетного процесса и максимизация его результативности и эффективности на основе заранее определенных целевых ориентиров.
БОР следует рассматривать в более широком контексте реформ, а именно системы «управления, ориентированного на результат (УОР)». В связи с этим само понятие БОР, как и его сущность, представляют определенную сложность для научного сообщества, о чем говорит фактическое отсутствие в отечественной экономической теории единого понятия системы БОР, несмотря на длительную историю его формирования и внедрения в различных странах мира.
Однако, в работах ряда ученых финансистов приводятся различные определения БОР, которые позволяют выделить ряд элементов, отличающих БОР от других концепций бюджетирования. Обобщая мнения исследователей, представляется возможным конкретизировать цель БОР, и обозначить ее, как обеспечение результативности и эффективности бюджетного процесса, а также контроль за соответствием затраченных ресурсов и полученных результатов, оценка значимости и социально- экономической эффективности финансируемых из бюджета видов деятельности.
В системе распределения бюджетных средств бюджетный процесс играет важнейшую роль, поскольку в рамках бюджетного процесса определяются источники формирования бюджетных средств, и направления их расходования [8, с. 52-54]. Бюджетный процесс обеспечивает планирование государственных расходов с учетом целевых ориентиров развития экономики, общества и государства, формируя бюджеты соответствующих уровней. Бюджет в свою очередь занимает центральное место в финансовой системе государства и является основной составляющей государственных финансов. Фактически, бюджет – это основа суверенитета государства. Данный тезис можно подтвердить следующим положением.
Согласованность бюджетов всех уровней, а также эффективное распределение доходов и расходов предопределяет состояние социально-экономической сферы государства. Устойчивое социально-экономическое развитие, удовлетворенность общественных потребностей, обеспечивают общую стабильность в государстве. Соответственно, бюджетный процесс, по результатам которого формируется согласованные бюджеты всех уровней напрямую влияет на социально-экономическое развитие общества, развитие экономики и государства в целом. Бюджетный процесс, основанный на целевом планировании, непосредственно влияет, и в некоторой степени, предопределяет дальнейшее развитие приоритетных отраслей и сфер жизни в стране.
Выводы
Проведенный анализ позволяет сформулировать ряд следующих выводов.
1. По своей сущности бюджетный процесс выступает в качестве основы бюджетной системы Российской Федерации и ключевой составляющей общественных финансов.
2. Бюджетный процесс обеспечивает процесс распределения и освоения финансовых ресурсов на цели той чисти государственного сектора, финансирование которой осуществляется преимущественно за счет обязательных платежей, таких как налоговых.
3. Автором была дополнена цель бюджетного процесса, и было отмечено, что цель бюджетного процесса в том числе заключается в определении порядка и пределов его взаимодействия с налоговой системой и другими системами.
4. Роль бюджетного процесса в системе распределения общественных финансов определяется влиянием на всю социально-экономическую сферу государства, т.к. именно в рамках бюджетного процесса происходит аккумулирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие страны. Бюджетный процесс, основанный на целевом планировании, непосредственно влияет, и в некоторой степени, предопределяет дальнейшее развитие приоритетных отраслей и сфер жизни в стране.
Библиографическая ссылка
Бессонов А.В. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 7-1. – С. 24-27;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3555 (дата обращения: 21.11.2024).