Введение
Необходимость регулирования стратегического планирования в Арктической зоне привело к принятию в последние 20 лет ряда правовых актов, выстраивающих стратегию России на этой территории: первая Стратегия была утверждена Президентом РФ в 2013 г., после окончания срока ее действия, Президентом были утверждены новая редакция Стратегии на период с 2021 г. по 2035 г. [1] (далее – Новая Стратегия) и Основы политики в Арктике [2]. Основываясь на Новой Стратегии и Основах политики, Правительство РФ разработало План мероприятий по реализации Стратегии [3].
В Новой Стратегии были определены меры государственной поддержки развития экономики Арктики, в том числе и энергетической инфраструктуры, поставлена задача разработки общих принципов реализации в Арктической зоне инвестиционных проектов.
Эти меры нашли свою конкретизацию в государственной программе [4] (далее – ГП). В ГП одним из направлений в сфере развития экономики Арктики определена государственная поддержка инвесторов при осуществлении ими капитальных вложений. Следует иметь в виду, что федеральные средства на развитие Арктики предусмотрены не в одной ГП.
Приложением № 30 к ГП [5] утверждены Правила предоставления в 2022 – 2024 годах субсидии бюджету Республики Саха (Якутия) в целях софинансирования строительства объекта «Магистральный газопровод Кысыл-Сыр – 84 км» (как одного из стратегических объектов развития энергетики Арктической зоны) (общая стоимость проекта – 5 387,3 млн рублей, в том числе из федерального бюджета будет выделено 2 800,0 млн рублей, за счет частных инвестиций привлекут – 3 237,4 млн рублей, остальные средства должны вложить бюджет Республики Саха (Якутия) и АО «Сахатранснефтегаз»). Проект должен быть реализован к 2025 году.
Для развития бизнеса в Арктике специальным Законом [6] был установлен новый преференциальный режим (определено понятие и статус инвестора – резидента Арктической зоны (далее – РАЗР)).
Следует отметить, что расходы, связанные с обеспечением электроэнергией, теплоэнергией, газом, водоснабжением и водоотведением, а также строительство дорог за счет федерального бюджета полностью или частично планируется только в рамках преференциального режима ТОСЭР. РАЗР эти вопросы решают самостоятельно и за свой счет. Это существенно удорожает стоимость реализации инвестиционных проектов. Например, плата за технологическое присоединение к электрическим сетям даже жилья (которое присоединяется по льготным расценкам) в среднем в России стоит от 4 000 руб. до 10 000 руб. за каждый 1 кВт мощности. Вместе с тем, одной из главных льгот для РАЗР – субсидия на возмещение затрат по реализации инвестиционного проекта, которая составляет до 20% от фактической стоимости проекта.
К Арктической зоне Республики Саха (Якутия) (далее – РСЯ) относятся территории 13 муниципальных районов. Площадь Арктических территорий РСЯ – 1 436 219,54 кв. км, что составляет 46% всей площади РСЯ и 30% территории Арктической зоны РФ.
Значительность территории и системный характер проблем дали толчок в отношении разработки в РСЯ своих государственных программ развития Арктической зоны в 2019, 2021 и 2022 [7] гг. Последняя программа предусматривает финансирование за период с 2023 по 2027 гг. в развитие Арктической зоны 1 708 574 тыс. рублей из средств республиканского бюджета.
Вопросы изучения инвестиционной активности в Арктике в части оценки действенности мер государственной поддержки резидентов преференциальных режимов и перспектив их применения рассматривали в своих исследованиях Воскресенская Е. и Ворона-Сливинская Л. [8], Кириллова Т.В. [9], Каргинова-Губинова В.В., Васильева А.В., Морошкина М.В., Поташева О.В. [10] и др.
Проблемы развития трудовых ресурсов и социально-экономического развития регионов Арктики в том числе на примере Республики Саха были в центре внимания Денисова В.И., Черноградского В.Н., Потравного И.М., Ивановой П.Ю.[11], Малининой Е.С., Ушаковой Т.Н., Зыковой Н.В., Коноваловой Л.В., Худяковой О.Н. [12] и др.
Материалы и методы исследования
Авторы поставили перед собой задачу с применением методов анализа, сопоставления различных статистических данных дать оценку результативности применяемых преференций и достижений последних 3-х лет.
Объектом исследования была избрана инвестиционная ситуация в регионе. А предметом исследования выступили показатели динамики инвестиций, создания рабочих мест, изменения численности постоянного населения и снижение численности безработных.
Результат исследования и их обсуждение
Авторы отмечают, что в энергоснабжении Арктики еще со времен СССР имеют место серьезные проблемы. При строительстве единой энергосистемы Арктические районы не были включены в систему централизованного электроснабжения, газопроводов в Арктике также не строилось. Топливо для снабжения тепло и электростанций поставляется в рамках так называемого «северного завоза». В настоящее время энергосистему арктических районов Якутии составляют 170 дизельных и 16 солнечных электростанций с общей мощностью 308 МВт. При этом, износ дизельных генераторов составляет от 43% до 85%. Исчерпали свой ресурс и здания, в которых расположены теплостанции. Ресурс ВИЭ в арктическом регионе может позволить уже в ближайшее время обеспечить 40-50% замену дизельного топлива, а в дальнейшем и больший объем. В Арктической зоне Республики Саха (Якутия) функционируют ветроэлектростанция мощностью 0,94 МВт, в посёлках Тикси и Быков Мыс, реализуются проекты модернизации дизельных станций с использованием ВИЭ-генерации и систем накопления энергии.
Дизельные электростанции имеют высокую себестоимость производства электроэнергии (до 80-120 рублей за КВт/час). Исходя из себестоимости производства электроэнергии, тарифы на электроэнергию в регионах Крайнего Севера сегодня составляют 22–237 руб. за КВт/час, что тормозит развитие инвестиционной инициативы.
В связи с этим кроме собственно бюджетных средств для развития энергетики Арктики используются частные инвестиции и средства крупных гос. корпораций. Среди реализуемых ГК «Росатом» проектов существенную роль играют проекты Атомных станций малой мощности (АСММ) с использованием новейших реакторов серии РИТМ. Наземные АСММ рассчитаны на тепловую мощность 190 МВт, паропроизводительность – 305 т/ч. В 2020 г. проект разработан для реализации в Республике Саха (Якутия). Ввод в эксплуатацию первой пилотной АСММ с реактором РИТМ-200Н в Якутии запланирован в 2028 гг. (в апреле 2023 г. «Росэнергоатом» получил лицензию Ростехнадзора на размещение АСММ в поселке Усть-Куйга в Якутии). В Якутии работают 2 ГЭС. Таким образом, можно говорить о серьезной работе, проводимой Правительством РСЯ в целях решения проблем с тепло и энергоснабжением. Это, в свою очередь, создает условия для прихода в Республику новых инвесторов.
Уже за первые 3 года после введения в действие нового преференциального режима стать РАЗР изъявили желание 16 инвесторов с заявленными планами:
- инвестиций 5,5 млрд руб.,
- создания новых рабочих мест – 658.
По состоянию на ноябрь 2023 г. фактически:
- произведено инвестиций – 1,5 млрд руб. (27,2%),
- создано рабочих мест – 199.
В таблице 1 показаны отрасли экономики, в которые направлены на реализацию крупнейшие инвестиционные проекты.
Крупнейшие по объему инвестиций проекты реализуются в отраслях энергетика и горнорудная промышленность (табл. 2). В целом доля инвестиций, направляемых в эти две отрасли составляет 90,2% от всех инвестиций РАЗР.
Значительные средства инвесторы направляют в строительную и транспортно-логистическую отрасли, ЖКХ на реализацию экологических проектов и в развитие сельского хозяйства (табл. 3).
Таблица 1
Инвесторы Арктической зоны
Отрасль |
Количество резидентов |
Плановая сумма инвестиций (тыс. руб) |
План по созданию рабочих мест |
Строительная отрасль и девелопмент |
1 |
74 000,0 |
20 |
Сельское хозяйство и пищевая промышленность |
1 |
114 491,2 |
14 |
ЖКХ и ТКО |
3 |
194 007,0 |
162 |
Сфера услуг, социальная сфера |
1 |
1 994,0 |
2 |
Логистическая и транспортная отрасль |
2 |
116 248,0 |
30 |
Рыболовство и аквакультура |
1 |
1 668,0 |
7 |
Нефтегазовая и химическая промышленность |
1 |
35 850,0 |
9 |
Энергетика |
2 |
2 766 881,1 |
14 |
Горнорудная промышленность и металлургия |
4 |
2 167 362,2 |
400 |
ИТОГО |
16 |
5 472 501,5 |
658 |
Примечание: составлено авторами.
Таблица 2
Проекты Инвесторов Арктической зоны в энергетике и горнорудной промышленности РСЯ
№ |
Резидент |
Наименование проекта |
Плановые инвестиции, тыс. руб. |
Фактич. инвестиции, тыс. руб. |
Рабочие места по проекту чел. |
Создан. рабочие места чел. |
Дата план. ввода в эксплуатацию |
1 |
ООО «ЭНЭЛТ- Арктика» |
Модернизация дизельной генерации в населенных пунктах |
2 057 898 |
12 |
20.06.24 |
||
2 |
ПАО «АЛМАР – Алмазы Арктики» |
Освоение малых и средних месторождений алмазов |
1 452 940 |
157 |
31.12.28 |
||
3 |
ООО «Элген» |
Геологоразведка и эксплуатационное освоение россыпного золота в Момском улусе |
30 854,2 |
1 427,7 |
49 |
22 |
31.03.24 |
4 |
ООО «Очаг 2020» |
Карьер Аллаиховского района |
55 000 |
9 197,0 |
21 |
9 |
31.12.26 |
5 |
ООО «Арктик Гибридная Генерация» |
Модернизация промышленных объектов энергоснабжения в изолированных энергорайонах |
708 983,1 |
701 378,4 |
2 |
2 |
01.09.22 |
6 |
АО «Янолово» |
Освоение месторождения россыпного олова «Ручей Тирехтях в Усть-Янском районе» |
628 568 |
748 974,1 |
173 |
117 |
31.12.25 |
ИТОГО |
4 934 243,2 |
1 460 977,2 |
414 |
150 |
Примечание: составлено авторами.
Таблица 3
Проекты Инвесторов Арктической зоны в строительной и транспортно-логистической отрасли, ЖКХ на реализацию экологических проектов и в развитие сельского хозяйства РСЯ
№ |
Резидент |
Наименование проекта |
Плановые инвестиции, тыс. руб. |
Фактич. инвестиции, тыс. руб. |
Рабочие места по проекту чел. |
Создан. рабочие места чел. |
Дата план. ввода в эксплуатацию |
1 |
ООО «ЖКХ Альтернатива» |
Котельная 2,7 МВт в с. Бестях |
85 000,0 |
19 |
1 |
01.08.24 |
|
2 |
ООО «КЕН и Компаньон» |
Мини-завод для производства строительных шлакоблоков |
74 000,0 |
11 306,2 |
20 |
7 |
31.12.25 |
3 |
ООО МФК «Лидер» |
Создание авиапредприятия |
106 648,0 |
19 |
19 |
31.12.23 |
|
4 |
ИП Зимов Никита Сергеевич |
Козоводческое хозяйство |
114 491,2 |
12 549,4 |
14 |
6 |
31.12.24 |
5 |
ООО «АМК» |
Очистка арктических территорий от лома и отходов |
101 624,0 |
77,4 |
38 |
2 |
30.06.25 |
Примечание: составлено авторами.
Таблица 4
Численность населения РСЯ
Объект |
Чел. на 01.01. года |
|||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
РСЯ |
971 996 |
981 971 |
997 833 |
997 565 |
в т.ч. Арктическая зона РСЯ |
67 652 |
67 798 |
63 998 |
64 282 |
Примечание: данные Министерства экономики РСЯ [14].
Следует отметить, что:
- территориальным управлением воздушного транспорта (Росавиация) еще в 2022 г. выдан сертификат эксплуатанта авиационных работ региональному владельцу малых воздушных судов типа Ми-8Т ООО Многофункциональная компания «Лидер».
- индивидуальный предприниматель Никита Зимов в 2022 г. завез бизонов, коз и верблюдов.
В результате принимаемых руководством РСЯ системных мер Республика первой из регионов ДФО уже в 2018 г. показала прирост постоянного населения как в целом по Республике, так и по Арктической зоне РСЯ (табл. 4).
Выводы
Проведенное исследование показывает, что с момента начала реализации Закона и иных правовых актов, в Республике Саха (Якутия) несмотря на неблагоприятные внешние факторы имеет место рост как инвестиций в реальный сектор экономики, так и создания новых рабочих мест, проводится работа по модернизации энергетики, имеет место рост постоянного населения. Это показывает, что принятые правовые акты вышли в нужное время и востребованы.
Библиографическая ссылка
Яковенко Д.А., Архипов С.Н. РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ – ЗАДАЧА КОМПЛЕКСНАЯ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-2. – С. 301-306;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3321 (дата обращения: 30.01.2025).