Введение
Основанием для возникновения и развития конкурентных преимуществ большинство экономических исследователей выделяют условия окружающей среды, результаты деятельности региональных предприятий и фирм, их технологические новшества, высокая степень удовлетворения спроса потребителей.
Функционирование и развитие научного и технического направления должно успешно совмещаться с эффективным использованием ресурсов региона и одновременно с грамотным управлением сферы научно-технического развития. Во взаимосвязи управленческая, ресурсная и научно-технологическая составляющие способны обеспечить конкурентные преимущества региона.
Конкурентные преимущества в абсолютном выражении представлены спецификой и обеспеченностью территории природно-климатическими и демографическими условиями. При этом относительные преимущества установлены производственно-технологическим потенциалом. Все перечисленные преимущества в совокупности обеспечивают реализацию политики снижения издержек [7].
Благодаря межрегиональной конкуренции происходит формирование конкурентоспособности региона, создающей условия для максимального обеспечения интересов потребителей и хозяйственных объектов.
Каждый регион имеет свои конкурентные преимущества, многообразие которых можно свести к следующим направлениям: природные ресурсы, а также определенный климат, социальное развитие и политическая стабильность, техническое совершенство и уровень технологий, система управления и экономическое состояние, культурное развитие, информационные возможности.
Особую роль в развитии конкурентных преимуществ играет государство, создающее условия для развития и поддержку развития таких специфических направлений как, финансирование инноваций, развитие образовательной среды, фундаментальных научных исследований, продвижение инноваций. Рост востребованности продукции государство осуществляет через госзаказы, совершенствование системы контроля и технологических стандартов. И в свою очередь государство способно оказать влияние на стратегию, направленность и конкуренцию региональных фирм, применив стимулирующее аспекты налоговое и антимонопольное законодательства, инструменты внешней политики, поддержку экспортных операций, создание условий для вливания иностранных капиталов.
Конкурентоспособность – это экономическое понятие, которое связано с разработкой и реализацией стратегии, включающей процессы планирования, непосредственного производства, размещения и конечного потребления экономического продукта. Все составляющие экономической системы характеризуются понятием «конкурентоспособность», для отстаивания которой в «борьбе» направляют свои преимущества для перераспределения сегментов рынка в свою пользу.
Конкурентоспособность региона – это системная характеристика, которая определяет степень социально-экономического совершенства определенной территории. Конкурентоспособность региона характеризуется возможностью обеспечить экономический рост, высокий уровень жизни население и рост качества потребительской продукции, при этом производственный, трудовой, инновационный и ресурсный потенциал должен способствовать эффективному развитию региона [3].
Регионы России обладают собственной системой организации производства на своей территории с особенностью отраслевого распределения трудовых ресурсов, объединенных общей экономикой страны.
Социально-эконмическая среда региона включает в себя определенные конкурентные преимущества, которые определяют эффективность деятельности предприятий в регионе.
Материалы и методы исследования
Все регионы Российской Федерации ежегодно проводят анализ конкурентоспособности своей территории согласно результатам реализации Стратегии социально-экономического развития до 2030 года. Данная методика оценки и повышения конкурентоспособности имеет название «Живой» системы управления будущим AV Galaxy. Данный подход к оценки конкурентоспособности и использованию конкурентных преимуществ был рекомендован Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group, используя классические теории Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера о межрегиональной и мировой конкуренции, также опираясь на многолетние исследования стратегии планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [8].
«Живая» система управления будущим AV Galaxy – комплексный постепенный подход, оценивающий конкурентоспособность региона и отраслевую специализацию. Подход отражает главную идею – выход региона на платформу соперничества в прогрессирующей межрегиональной и мировой конкуренции, с целью развития экономико-социальных кластеров и комплексов, требующих привлечения инвестиционных средств, для достижения экономического роста.
Важнейшими направлениями в анализе конкурентоспособности рассматриваются следующие элементы, развитие которых способствует росту конкурентоспособности (рис. 1) [8].
Перечисленные семь направлений конкуренции используются, как при оценке состояния регионального бизнеса (уровня конкурентоспособности предприятий, комплексов, кластеров), так и региона в целом. Использование данного метода, делает привлекательным его при исследовании взаимосвязи конкурентных преимуществ региона и предприятий, и в перспективе будет способствовать повышению социально-экономической эффективности региона по всем направлениям конкурентной борьбы. Необходимо отметить, что конкурентоспособность региона и формирование конкурентных преимуществ региона на прямую зависят от условий социально-экономического развития, созданных на его территории.
Рис. 1. Элементы конкурентной среды региона
Рис. 2. Принципы индексной методики оценки конкурентоспособности
Общая система социально-экономического развития территории в рамках модели AV Galaxy изучается с использованием следующих показателей:
- характеристика субъекта РФ в целом;
- основные площадки развития;
- центральные экономические комплексы, которые конкретизируются в подсистемы и отраслевые области;
- кластеры, созданные при объединении смежных отраслей;
- специальные проекты, направленные на реализацию социально-экономических целей.
Таким образом, с целью проведения анализа конкурентоспособности региона в пределах модели «Галактика» (AV Galaxy) в практике используется технология AV Regions Competitiveness Index (AV RCI, Индекс конкурентоспособности регионов).
Методика, на основе которой формируется рейтинг субъектов России по уровню социально-экономического развития, основана на характеристиках представленных на рисунке 2 [5].
Анализ конкурентоспособности Липецкой области через изучение позиций в рейтингах дает возможность сделать заключение о главных лидерах-регионах и провести сравнительный анализ регионов, имеющих определенное сходство в социально-экономических приоритетах и их развитии, используя «факторы-развития».
Важнейшими критериями установления перечня прогрессивных и качественных региональных рейтингов являются рейтинги Липецкой области, рассмотренные в таблице 1 [8].
Изучив рейтинг субъектов РФ установлено, что Липецкая область имеет низкие показатели по ряду позиций, которые требуют проработки и дальнейшего активного развития. Так, Липецкая область отстает по развитию государственно-частного партнерства (ГЧП), которое осуществляется только в направлении жилищно-коммунального хозяйства. В условиях конкуренции развитие данного фактора дает малому и среднему бизнесу доступ к новым рыночным структурам, обеспечивает им финансовую стабильность. При этом сами муниципальные органы, за счет частных инвестиций сохраняют бюджетные средства, так как дорожные проекты отличаются большой капиталоемкостью.
Например, развитие ГЧП в транспортной сфере повысит уровень качества транспортных магистралей, создаст новые и позволит аккумулировать финансовые ресурсы государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях.
Регион динамично повышает показатели по развитости информационной среды, ее доступности и источниках возникновения. Прежде всего, развитие этого фактора важно для инвестора, с целью ознакомления с регионом, программами государственной поддержки и объектами инфраструктуры.
Таблица 1
Виды важнейших региональных рейтингов в 2023 году
Наименование рейтинга |
Липецкая область |
Москва |
Санкт- Петербург |
Белгородская область |
Воронежская область |
Рейтинг по уровню развития государственно-частного партнерства |
48 |
1 |
2 |
23 |
42 |
ESG-рейтинг российских регионов |
3 |
1 |
2 |
42 |
12 |
Рейтинг по инвестиционным преимуществам (привлекательность) |
1 |
7 |
6 |
3 |
4 |
Рейтинг по уровню развитию национального инвестиционного климата |
24 |
2 |
1 |
7 |
15 |
Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ |
27 |
2 |
1 |
18 |
20 |
Рейтинг инновационного развития субъектов РФ |
44 |
1 |
2 |
19 |
21 |
Рейтинг конкурентоспособности регионов AV RCI |
41 |
2 |
1 |
19 |
22 |
Муниципалитет и областное правительство создают комфортные экономические условия для привлечения инвестиционных средств. На сегодняшний момент Липецкая область имеет передовую особую экономическую зону (ОЭЗ) «Липецк» с развитой промышленно-производственной инфраструктурой.
Следующий рейтинг, это ESG-рейтинг российских регионов. Аббревиатура «ESG» расшифровывается, как «Environment, Social, Governance». В переводе с английского – «окружающая среда, общество, управление». Данный рейтинг определяет степень возможности возникновения риска и степень развитости методов и средств, эффективно их устраняющих.
Так, например показатель загрязняющих атмосферу веществ должен соизмеряться с показателем веществ, которые смогли нейтрализовать. Липецкая область в рейтинге 2023 года заняла 3 место, в то время как в 2020-2022 гг. занимала 6 место.
В рамках данного рейтинга оцениваются следующие составляющие в деятельности региональных предприятий:
1. Экологическая составляющая. Она связана:
- с использованием в производстве экологически безопасного сырья и материалов;
- экономия потребляемых ресурсов;
- наличие очистительных сооружений и специальных фильтров;
- переработка отходов.
2. Социальная составляющая. Это направление связано с созданием благоприятного социального климата для сотрудников, прежде всего крупных предприятий:
- наличие благоприятных жилищных условий (временное или постоянное проживания в жилищных объектах частично или полностью приобретенных за счет средств предприятия);
- постоянное обучение и развитие персонала;
- отсутствие дискриминации сотрудников в любых ее проявлениях при трудоустройстве и в процессе трудовой деятельности;
- ответственное и бережное отношение к территории и населению, расположенных рядом с предприятием.
3. Корпоративное управление, которое строится на выполнении следующих составляющих менеджмента:
- публичность данных о финансовой, инвестиционной деятельности компании, прозрачность доходов;
- результативность работы высшего административного звена предприятия соразмерная денежному вознаграждению в виде заработанной платы;
- наличие долгосрочного планирования в деятельности предприятия на достижение поставленных целей;
- ведение честной конкуренции с другими участниками российского и внешнего рынка.
Третьим рейтингом, который был составлен «РАЭКС Аналитика», выступает рейтинг инвестиционной привлекательности, раскрывающий состояние инвестиционного климата в субъектах РФ. В данном рейтинге Липецкая область повысила уровень инвестиционной привлекательности до А-2, который трактуется как очень высокий и вошла в топ-15 субъектов РФ по привлечению инвестиций [3].
Развитие национальной инвестиционной привлекательности также вязано с появлением и развитием промышленных и рекреационных кластеров, индустриальных парков. Под кластером понимается система предприятий сферы промышленности, объединенных территориальным признаком и направлениями осуществления функций и задач.
Повышение конкурентоспособности на основе кластерного объединения строится, с одной стороны, на кооперации деятельности предприятий, вошедших в кластер, а с другой стороны, на внутренней конкуренции участников кластера, стимулирующей инновационную деятельность. В рамках кластера основой сотрудничества предприятий прежде всего выступает использование инноваций и их распространение.
Анализ разных подходов позволяет выявить ряд существенных характеристик инновационного кластера, с целью повышения конкурентоспособности региона:
1) инновационный кластер выступает большой системой, которая может объединять как предприятия, так и целые кластеры, функционирующие в направлении конкретного вида промышленности;
2) итогом функционирования кластера могут выступать как производственные инновации, так и нововведения в области управления, организации производства, социального развития и т.п.;
3) каждая компания в составе кластера наделена собственными функциями в рамках следования единым инновационным целям и задачам;
4) при создании кластера от предприятий требуется наличие профессиональных компетенций в сфере кластерной деятельности, материально-технической базы, развитой логистики.
Таблица 2
Характеристика кластеров Липецкой области [4]
Промышленный кластер белой техники (уровень начальный) |
Промышленный кластер композитных материалов и изделий из них (уровень начальный) |
Инновационный территориальный кластер машиностроения и металло-обработки (уровень средний) |
Туристические кластеры |
Основная специализация кластера |
|||
Производство машин и оборудования |
Новые материалы (композитные материалы, смарт-материалы, созданные 3D-печатью) |
Производство машин и оборудования (в т.ч. станков и спецтехники, подъемного и гидропневматического оборудования, роботов) |
Разработка, производство, продвижение и продажа туристского продукта (автотуристский кластер «Задонщина»; автотуристский кластер «Ораниенбург»; туристско-рекреационный кластер «Елец»; туристско-рекреационный кластера «Добрый»; туристско-рекреационный кластер «Шуховский». |
Дополнительная специализация кластера |
|||
Микроэлектроника и приборостроение |
Производство строительных материалов и иных изделий из стекла, бетона, цемента, гипса, глины, керамики и фарфора |
Автомобилестроение, металлургия, производство резиновых, пластмассовых изделий, производство строительных |
|
Основной вид продукции |
|||
Холодильники, посудомоечное оборудование и стиральные машины |
Опоры линий электропередач несущие конструкции мостов и пр. сооружений ,сборные изделия для домостроения |
Плоскоошлифовальные станки, внутришлифовальные станки, станки с программным управлением, сверлильные станки, фрезерные станки |
|
Объем производства в год |
|||
30,1 млрд. рублей |
800 млн. рублей |
38,214 млрд. рублей |
|
Среднесписочная численность персонала на предприятии кластера |
|||
6 800 человек |
700 человек |
17 600 человек |
|
Доля продукции в общероссийском производстве |
|||
более 27%. |
3% |
более 24%. |
до 5% |
В рамках Липецкой области сформированы промышленные кластеры, которые показали эффективность своей работы и играют большую роль в повышении конкурентоспособности своей продукции не только на внутреннем рынке, но и на внешнем, росте рабочих мест. Характеристика кластеров, созданных на территории Липецкого региона, наглядно представлена в таблице 2.
Представленные в таблице 2 развивающиеся кластеры, затрагивают машиностроение, производство композитных материалов и бытовой техники, что является немаловажным для удовлетворения внутреннего потребительского спрос и развития экспорта данной продукции. Но в условиях внешних ограничений и повышения конкурентоспособности Липецкой области сегодня требуется государственная поддержка инновационной деятельности в сфере агропромышленного машиностроения для успешного развития сельскохозяйственных предприятий в центрально-черноземном экономическом регионе.
Рейтинг социально-экономического положения в целом направлен на определения позиции региона, используя данные уровня доходов жителей, безработицы, продолжительности жизни, обеспеченность учреждениями социальной инфраструктуры, условия ЖКХ. По результатам данной оценки Липецкая область заняла в начале 2023 году 27 место.
Социально-экономическое положение региона должно обеспечиваться повышением эффективности следующих показателей:
- производственный объем товаров и услуг и розничный товарооборот на одного жителя;
- объем доходов регионального бюджета;
- численность занятых в экономике;
- уровень безработицы;
- отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг;
- отношение неналоговых и налоговых доходов к расходам консолидированного бюджета;
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
- смертность населения трудоспособного возраста.
Результаты исследования и их обсуждение
Начиная с 2023 года, Липецкая область повысила свое место в рейтинге – ESG, благодаря тому, что заняла первое место по апробации инструментов ответственного отношения к окружающей среде через создание широкого спектра очистительных сооружений, внедрение экологически чистых источников энергоресурсов, создание и развитие природных заповедников, увеличение расходов на озеленение населенных пунктов. Несмотря на активное развитие промышленных комплексов, и кластеров, регион предусмотрел постоянное развитие системы по ответственному отношению к окружающей среде, что является привлекательным фактором для инвесторов.
Таким образом, рейтинг «Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI» – это комплексная оценка характеризующая фактическую способность территории конкурировать за ресурсы и рынки сбыта.
Уровень конкурентоспособности Липецкой области по Индексу AV RCI – средний. Липецкая область заняла 41 место в России с рейтингом 1,78 (- 1 позиция относительно 2022 года) (рис. 3) [8].
Высокий уровень конкурентоспособности область достигла по направлению «инвестиционный капитал». Конкурентные преимущества связаны с инвестиционными вложениями в промышленность – это производства машин и оборудования, развитием агропромышленного комплекса и туризма. Развитие инвестиций в этом направлении объясняется соответствием инвестиционных инструментов региона мировым стандартам:
- наличие государственной поддержки инвестиционной деятельности, прежде всего предоставление налоговых льгот;
- наличие оптимального количества специальных площадок для размещения производств;
- высококвалифицированная инвестиционная команда.
Самый низкий уровень развития показал фактор «Природные факторы». Использование этого фактора требует доработки, так как единственное направление, которое быстро развивается – это развитие сельскохозяйственной отрасли, но активное использование земель формирует высокий риск- падение плодородности земель Черноземья.
Рис. 3. Уровень конкурентоспособности Липецкой области в разрезе направлений конкуренции
Для поднятия общего рейтингового места региона требуется разработать программу смены аграрно-промышленного статуса территории на промышленно – технологический статус с внедрением инноваций на сельскохозяйственных предприятиях и предприятиях перерабатывающей промышленности.
Заключение
Для повышения уровня конкурентоспособности Липецкой области, прежде всего необходимого государственное финансирование дорогой и трудоемкой инновационной деятельности в агропромышленном производстве.
Формирование конкурентных преимуществ региона требует наличие факторов или источников их развития, таких как:
- геополитическое положение: высокая доля предприятий промышленности, близость к развивающимся регионам, благоприятные климатические условия, уровень административного статуса, развитый военно-стратегический комплекс;
- условия производства;
- многофункциональность экономики, ее высокая специализация, кооперация, кластерность;
- наличие высокого научного потенциала и государственной поддержки;
- развитие и использование новых прорывных технологий;
- условия и показатели уровня жизни в регионе [5].
Конкурентоспособность региона имеет своей основой целый комплекс, состоящий из экономических, социальных, демографических аспектов. Для достижения высокого уровня конкурентоспособности в регионе должны быть достигнуты высокий уровень жизни, высокий уровень развития хозяйственного механизма и поддерживаться инвестиционные вложения в разнообразные отрасли промышленности.
Библиографическая ссылка
Поленникова Г.И., Гречушкин В.А., Батюков М.В., Кравченко В.М. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ: МЕТОДИКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-2. – С. 261-269;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3314 (дата обращения: 30.01.2025).