Трансформация современной институциональной поведенческой модели происходит под влиянием множества факторов, поскольку усложнившаяся система социально-экономических отношений и высокий уровень неопределенности и турбулентности внешний среды влекут за собой необходимость комплексно подходить к оценке объекта исследований в процессе моделирования социально-экономического поведения. Возрастание роли гендерного и возрастного факторов влияния на институциональную среду, а также развитие институтов виртуальной среды человека в условиях цифровой трансформации, которые только увеличивают потребность в дифференциации объекта исследования, приводят к тому, что институциональные поведенческие модели становятся сложнее.[1] В этих обстоятельствах институциональная модель поведения человека, обозначенная в первой главе, требует доработки: дифференциации объекта моделирования (институционального человека) и выделении ключевых факторов, которые в условиях цифровой трансформации влияют на институциональную среду (то есть, для адаптации модели к современным условиям требуется встроить в модель дополнительные факторы влияния, как внешние, так и внутренние). Основной внешний фактор влияния на модель поведения институционального человека – это институциональная среда, что было обозначено в исследовании ранее, соответственно, необходимо выделить наиболее значимые аспекты формирования современной институциональной среды и встроить их в модель. В то же время, внутренние факторы влияния на институциональную поведенческую модель связаны с внутренними интенциями, на основании которых институциональный человек принимает решения (например, его характеристики, а также врожденные инстинкты, что также было отражено ранее в работе). В соответствии со сделанными ранее выводами, гендерный и возрастной факторы в значительной степени влияют на то, как человек принимает решения, поэтому их встраивание в модель поведения не только дифференцирует объект исследования, но и позволяет уточнить влияние группы внутренних факторов на процесс принятия решений.
В соответствии с обозначенным выше, целью данного исследования является адаптация институциональной поведенческой модели к возрастанию роли гендерного и возрастного фактора при моделировании в условиях цифровой трансформации социально-экономической системы.
Материалы и методы исследования
Методами исследования, которые используются для достижения поставленной автором цели, являются сравнительный и системный анализ, обобщение, синтез информации, а также методы поведенческой экономике (представление графический моделей поведения людей). Материалами выступают современные библиографические источники по теме исследования, касающиеся поведения людей в обществе.
Результаты исследования и их обсуждение
Так, институты виртуальной среды включают в себя особенности воздействия на социально-экономическую систему цифровой трансформации и экспоненциального развития digital-сервисов. Их влияние на формирование институциональной поведенческой модели осуществляется через такие источники (способы влияния или факторы влияния), как формирование вокруг человека «информационного пузыря», повышение степени социальной атомизации, подмена социальными сетями реального общения и очного взаимодействия, направление и поддержание заданных поведенческих паттернов путём таргетирования и встраивания рекламы в медиа-контент (управляемость социально-экономического поведения), формирование мейнстрима и коротких трендов среди широких масс. Каждый из данных факторов влияет на поведенческие паттерны. Например, атомизация и формирование «информационного пузыря» связаны в том числе с еще большим разрывом между мужчинами и женщинами, разными поколения, так как они в Интернет-среде взаимодействуют только со своим кругом, зачастую своего возраста, гендера или сферы интересов, тем самым еще больше обосабливаются и могут даже не пересекаться с другими социальными группами, что затрудняет и делает практически невозможным формирование объективного представления и позиции по разным вопросам. В таблице представлен анализ взаимного влияния институтов виртуальной среды и различных гендерно-возрастных групп в рамках формирования модели институционального человека.
Опираясь на проведенный в таблице анализ, можно сделать вывод о том, что в условиях современной цифровой трансформации всех сфер жизни общества, институты виртуальной среды являются одним из важнейших факторов влияния на институциональную поведенческую модель. Обозначенная выше управляемость социально-экономическим поведением индивида становится возможной в условиях, когда заинтересованные стороны обладают возможностями создания определенной информационной повестки.
Резюмируя все вышеизложенное, на рисунке представлена институциональная модель поведения человека с учетом гендерного и возрастного факторов, сформированная под влиянием институтов виртуальной среды. При этом, дифференциация возрастных групп выстроена в соответствии с теорией поколений, где «бэби-бумеоы» являются представителями послевоенного поколения, поколение Х – это люди, рожденные до периода перестройки в СССР, поколение Y – это дети периода перестройки и 90-х годов прошлого столетия, Z – поколение, рожденное на рубеже нового тысячелетия, а Alfa – современная молодежь, родившаяся в эпоху Интернета и социальных сетей.
На приведенной схеме обозначена вероятностная оценка выбора конкретной гендерной и гендерно-возрастной категории при допущении их равнозначности. Так, институциональный человек будет с вероятностью 0,5 женщиной и с аналогичной вероятностью – мужчиной. Далее, определяя возрастную группу, соответствующую объекту исследования, вероятность, что институциональный человек, исследуемый в модели – это женщины поколения X составляет соответствующее произведение вероятности, что это женщина (0,5) и вероятности попадания в определенную возрастную группу (0,2 – поскольку возрастных групп выделено 5), то есть, соответственно, значение составляет 0,1. Получается, что если не дифференцировать объект моделирования по гендерно-возрастному признаку, степень усредненности такого институционального человека будет крайне высока.
Алгоритм формирование представленной выше модели институционального человека с учетом гендерного и возрастного факторов, сформированной под влиянием институтов виртуальной среды, следующий:
1) Этап 1. Определение целей моделирования и сферы исследования социально-экономических отношений (исследуется ли сфера взаимодействия государства и граждан, рынок труда, взаимодействие властных структур и потенциальных избирателей, взаимодействие производителя и продавца с потенциальными потребителями на рынках товаров или услуг, поведение в Интернете).
2) Этап 2. Формирование портрета соответствующей группы индивидов (необходимо ответить на вопросы: кто является субъектом социально-экономических отношений в заданной сфере, кто выступает в роли актора в рассматриваемых обстоятельствах, какими качествами обладает).
3) Этап 3. Определение релевантной для целей моделирования возрастной группы с использованием градаций теории поколений).
4) Этап 4. Определение преобладающей гендерной группы.
5) Этап 5. После формирования подробного портрета среднего представителя целевой для исследования социальной группы с учетом гендерного и возрастного признака необходимо сформировать пул внешних и внутренних факторов, влияние которых должно быть учтено при моделировании в соответствии с целями исследования.
Характеристика факторов влияния в рамках институтов виртуальной среды на институциональную поведенческую модель
№ n/n |
Фактор влияния |
Описание влияния на поведения |
Пример влияния на поведения |
Дифференциация по гендеру |
Дифференциация по возрастным группам |
1) |
Повышение степени социальной атомизации |
Благодаря переходу значительной части социального взаимодействия в виртуальные социальные сети происходит подмена реального общения его онлайн-суррогатом [2]. Социологи и психологи отмечают, что это обстоятельство приводит к повышению степени атомизации общества, возникновению проблем в сфере социальной адаптации, затруднению процесса реального взаимодействия и коммуникации. В свою очередь, растущая социальная атомизация отрицательно сказывается на формировании гражданского общества, так как снижение навыка коммуникации не позволяет прийти к компромиссам в решении важных социально-экономических вопросов. В результате в моделях социально-экономического поведения человек представляется как индивидуальный актор, не стремящийся к компромиссному взаимодействию с другими индивидуумами институциональной средой вокруг него, снижение роли чувства общности выводит на передний план эгоистические мотивы. |
Модели социально-экономического поведения становятся более абстрагированными, теряют силу связи между участниками общественных отношений, так как те стремятся в большей степени к удовлетворению собственных потребностей и реализации личных интересов, а не к взаимодействию и сотрудничеству. Под влиянием данного фактора снижается роль межличностных прямых коммуникаций при определении поведенческого паттерна, то есть, индивид в большей степени при принятии решений ориентируется на собственные внутренние импульсы, нежели анализирует пути встраивания своего поведения в сеть сложных социальных взаимодействий с другими членами общества. |
Атомизация общества отрицательно влияет на решение проблем социально-экономического неравенства мужчин и женщин, что способствует радикализации отдельных индивидов в обеих группах. Мужчины и женщины, замыкаясь на собственных представлениях и интересах, могут начать игнорировать проблемы другой социальной группы, благодаря чему, в том числе, возникают такие явления, как радикальный феминизм или противоположные (противовесные, противопоставленные) ему течения. Например, в последний годы в России продолжалась активная дискуссия касательно инициатив в сфере законодательства о домашнем насилии. Изменения в данной области лоббировали многие правозащитники, борющиеся за права женщин, однако, к примеру, в Государственно Думе VIII созыва только чуть более 16% из 450 действующих членов являются женщины.[3] Соответственно, когда ввиду высокой атомизации, проблемы защищенности женщин могут быть неочевидны для мужчин, возникает проблема с лоббирование законов о социальной защите женщин, если их число в Государственной Думе не сопоставимо с числом мужчин. В этих условиях высокая степень атомизации общества не позволяет в полной мере оценить трудности социально-экономической жизни другой группы, к которой не относится сам индивид. Атомтзация также способствует тому, что государство и общество своего рода устраняется из сферы семейных и личных отношений, примером чему может служить закон о декриминализации бытового насилия. Атомизация общества увеличивает дифференциацию поведения мужчин и женщин, провоцируя рост новых конфликтов интересов и затрудняя нахождения компромиссных решений. |
Разрыв в диалоге поколений, затрудняющих их взаимодействие и передачу опыта, в том числе профессионального: формирование обоюдных негативных стереотипов мышления. Например, существуют различные негативные установки на рынке труда, касающиеся молодой возрастной группы и старшего поколения. Стереотипы работодателей, связанные с молодым поколением, заключаются в предубеждениях касательно уровня современного образования выпускников и степени их ответственности, которые заранее считаются недостаточными. С другой стороны, люди старшего поколения могут сталкиваться с предубеждениями касательно их способности эффективно работать с современными цифровыми сервисами и изучать новые технологии в быстро меняющихся условиях. Соответственно, каждая возрастная группа, сталкиваясь с негативными предубеждениями, во многом объясняющимися замкнутостью рассматриваемых групп и атомизацией общества в целом, которая заведомо упрощает представления человека о других индивидах и формирует различные установки, которые, в свою очередь, оказывают влияние на его поведенческие паттерны при взаимодействии с другими людьми, особенно, относящимися к иной категории. |
2) |
Формирование «информационного пузыря» |
Современные новостные ленты, как на разных цифровых сервисах, так и в социальных сетях, формируют нейросети, которые подбирают контент под интересы конкретного индивида: то есть, в новостной ленте человека отображаются новости по его интересам и взглядам, а информация и новости в альтернативной подаче не видны, что формирует вокруг индивида «информационный пузырь», не позволяющий увидеть всю картину объективно. |
Человек использует конкретные источники информации, которые, например, критически оценивают происходящие события, он не получает альтернативную оценку от источников с другой точкой зрения, в результате чего и сам человек формирует критичное и негативное мнение о конкретном событии. |
Наличие «информационного пузыря» повышает устойчивость гендерных стереотипов, так как люди с разными точками зрения не обмениваются мнения, а потребляю информацию, подтверждающую их собственные взгляды. |
Наличие «информационного пузыря» увеличивает степень недопонимания между поколениями, поскольку люди информационно изолируются от сфер интересов людей других возрастов. |
3) |
Внедрение рекламы и таргета в медиа-контент |
Направление и поддержание заданных поведенческих паттернов может осуществляться в том числе путём интегрирования в повседневное информационное потребление таргетированной и скрытой рекламы, то есть, встраивания рекламы в медиа-контент. Благодаря данному фактору становится возможной управляемость социально-экономического поведения с помощью инструментов, которые формируют мейнстримы (короткие и длинные тренды на определенный контент, продукцию, услуги). |
Таргетированная и встроенная в ежедневное медиа-потребление человека реклама направляет его поведение по определенному паттерну, ограниченному строгими рамками. Соответственно, поведенческая модель в данном случае может быть представлена в виде дерева решений, каждая из веток которого задаётся из вне (на каком сайте онлайн-ретелинга заказать товар, какую продукцию приобрести – все эти варианты ретранслируются из вне посредством медиа-контента и скрытой в нём рекламе). Таким образом, индивид находится под постоянным воздействием, которое стремится направить его поведение и решения по определенному шаблону (паттерну). При этом степень влияния данного фактора на формирование поведенческой модели человек прямо пропорционально активности его использования Интернета (имеется корреляция между вовлечённостью человека в медиа-пространство в Интернете и подверженностью его влиянию контента). |
Согласно исследованиям, женщины в большей степени подвержены влиянию рекламы, маркетинговых интеграций и в большей степени, нежели мужчины, основывают свой выбор на системах рекомендации, что необходимо учитывать при формировании поведенческой модели [4]. |
Подверженность влиянию медиа-контенту зависит от активности использования Интернет-ресурсов, которая, в свою очередь, определяется также возрастом пользователей. |
4) |
Формирование мейнстрима и коротких трендов среди широких масс |
Социальные сети наравне с вирусной рекламой посредством постоянного транслирования определенного контента способствуют формированию мейнстрима и коротких трендов, способствующих волне спроса на определенные товары, услуги и даже модели поведения. |
Примером могут служить постоянно меняющиеся волны трендов на просмотр определенных сериалов, моду и стиль, выбор образа жизни. Который формирует соответствующие экономические потребности. Часто короткие тренды формируют краткосрочный всплекс спроса на определенный популярный товар (благодаря, к примеру, вирусной рекламе). |
Женщины в большей степени, нежели мужчины, подвержены влиянию коротких трендов, которые особенно широко наблюдаются в бьюти-индустрии. |
Поколения, которые не используют смартфоны и социальные сети ежедневно для развлечения и в качестве основного источника информации в меньшей степени подвержены влиянию сформированных в Интернете трендов и менстрима (поколения бэьи-бумеров и Х) [5]. |
5) |
Подмена социальными сетями реального общения и очного взаимодействия |
Взаимодействие людей между собой, с продавцами товаров и услуг, а также с государственными структурами переносится в Интернет-пространство и цифровые сервисы, вытесняя очное обшение |
Некоторые программы обучения в ведущих университетах страны предоставляются только в дистанционном формате, соответственно, у обучающихся хуже развиваются в процессе учебы навыки очной коммуникации, очного выступления перед аудиторией и командного взаимодействия |
Перенос реального социального взаимодействия в Интернет-пространство приводит к тому, что мужчины и женщины ищут свои вторые половинки в социальных сетях или специальных сервисах знакомств, которые создают нереалистичную планку требований, предъявляемую к партнеру, в результате чего возникают проблемы в построении реальных отношений в жизни |
Увеличивает социальную напряженность и непонимание между поколениями: бэби-бумеры и люди более старшего возраста критично и с настороженностью относятся к социальным сетям, негативно воспринимая, что поколения Z и Y проводят много времени в Интернете |
Модель институционального человека с учетом гендерного и возрастного факторов, сформированная под влиянием институтов виртуальной среды
6) Этап 5. Оценка влияния внутренних интенций заданной социальной группы по процесс принятия социально-экономических решений (степень рациональности, склонность к оппортунизму и другие характеристики).
7) Этап 6. Оценка влияния институциональной среды, в особенности, институтов виртуальной среды.
8) Этап 7. Определение поведенческого паттерна исследуемой социальной группы на основе с учетом особенностей восприятия данной группой внешнего воздействия и влияния внутренних качеств индивидов.
9) Формирование выводов об особенностях поведения институционального человека, дифференцированного с учетом гендерного и возрастного факторов и функционирующего под влиянием институтов виртуальной среды.
В общем и целом, встраивание в современные институциональные поведенческие модели влияния гендерного и возрастного фактора служит следующим целям:
1) Позволяет дифференцировать социальные группы в соответствии с их мотивацией и предпочтениями.
2) Формирует приближенную к действительности модель, отражающую особенности реального поведения индивидов.
3) Предоставляет возможность таргетированного влияния на определенную социальную группу в маркетинге или политико-экономических отношениях.
4) Расширяет представления о человеческой рациональности как ограниченной рациональности и ее зависимости от возраста и гендера.
5) Позволяет более точно учесть особенности оппортунистического поведения и склонности к нему партнеров социально-экономических, в том числе, контрактных отношений, в зависимости от того, к какой группе по гендерным и возрастным характеристикам те относятся (в продолжение развития теории О. Уильямсона).
Таким образом, в эпоху развития и широкого повсеместного внедрения цифровых технологий, повышения экономической и социальной активности таких групп населения, как женщины, совсем молодые и пожилые люди, возрастает сложность построения моделей экономического поведения индивидов. Виду высокой кластеризации общества на небольшие группы, которые можно объединить по гендерным, возрастным и иным признакам, которые являются определяющими факторами при анализе мотивации людей, возникает необходимость учитывать различные дифференцированные аспекты, которые изначально в концепции классического экономического человека не брались в расчет. Так, встраивание в модель экономического поведения таких неотъемлемых характеристик, как возраст и гендер (как социальная категория) индивида может позволять более эффективно определять его возможные мотивации, степень рациональности или иррациональности поведения, склонность к оппортунизму, используя данные социальной статистики и психологии. В результате, это позволяет говорить о том, что вектор развития современных поведенческих моделей сводится к их дифференциации и выделению социальных групп (страт) с учетом их гендерных и возрастных особенностей для более детального и прицельного анализа.
Основными результатами проведенного исследования являются представления модификации институциональной поведенческой модели с учетом встраивания в неё гендерного и возрастного фактора в условиях трансформации социально-экономической системы и формирования авторского алгоритма построения предложенной дифференцированной модели.
Выводы
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1) Влияние институтов виртуальной среды посредством формирования «информационного пузыря», программирования нейросетями новостного контента, увеличения атомизации общества и замещения реального общения виртуальным дифференцированно для разных возрастных и гендерных групп ввиду неодинакового уровня владения навыком использования цифровых технологий и, соответственно, степени их внедрения в жизнь представителей обозначенных социальных групп.
2) Формирование институтов виртуальной среды, цифровая трансформация социально-экономической системы и возрастание влияния на социально-экономические отношения и поведение гендерного и возрастного фактора выступают ключевыми внешними факторами формирования современной институциональной поведенческой модели.
3) Институциональная поведенческая модель, предложенная автором данного исследования, дифференцирует объект моделирования в зависимости от его гендерной и возрастной группы, в результате чего увеличивается точность выводов, которые можно сделать при оценке поведения то или иной группы.
Библиографическая ссылка
Филатова А.А. МОДИФИКАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНОГО И ВОЗРАСТНОГО ФАКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 2-1. – С. 107-114;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3248 (дата обращения: 30.01.2025).