Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ИНВЕСТИРОВАНИИ

Курочкина Е.Н. 1 Черкашина Л.В. 2 Балакина Л.Х. 3
1 Академия ФСИН России
2 Рязанский государственный агротехнологический университет
3 Рязанский государственный радиотехнический университет
Проблематика данной темы уже прорабатывалась авторами и была опубликована в статье «Экологические инвестиции через призму программно-целевого подхода», дальнейшее изучение этой темы позволило более детально и глубоко представить имеющийся материал. Ситуация складывается таким образом, что обстоятельства для ведения коммерческой и иной деятельности заставляют участников производственных отношений решать проблемы, связанные с экологической безопасностью. В противном случае, сложно говорить об эффективности её ведения. Кроме того, продовольственная безопасность становится все более актуальной проблемой, особенно в условиях изменения климата и роста населения. В Российской Федерации необходимо изменить вектор направления развития в сторону экологического развития и инвестирования для укрепления социально-значимых сфер и борьбы с новыми вызовами, связанными с агрессивной внешней политикой Евросоюза и ряда других стран. Основные тенденции в развитии общественно-полезных производств корректируются изменившимися приоритетами в инвестировании. Их суть заключается в частичном отказе от сверхприбылей в угоду социальной корпоративной ответственности, получения льгот в разрезе экологических платежей, улучшения состояния качества жизни населения региона и страны в целом. В связи с этим, экологизация финансового инструментария в настоящее время, является скорее необходимым научным изысканием, чем поиском теоретической новизны. Авторам видится, что именно использование программно-целевого инструментария позволит упростить процесс внедрения и реализации новых инвестиционных программ, их последующей координации для распределения бюджетных трансфертов между выбранными для финансирования объектами.
инвестиционная деятельность
программа
инструментарий
региональная политика
1. Балакина Л.Х., Черкашина Л.В., Курочкина Е.Н. Анализ инвестиционной привлекательности Рязанской области // Управленческий учет. 2021. № 2. С. 301-307.
2. Данилов А.И., Ермоловская О.Ю., Егорова Д.А., Капранова Л.Д., Седаш Т.Н., Тютюкина Е.Б., Щербина Т.А. Инвестиции в меняющемся мире: направления, приоритеты, инструменты: монография. М.: Дашков и К, 2022. 313 с.
3. Курочкина Е.Н. Управление экологическими инвестициями // Экономика и предпринимательство. 2022. № 12 (149). С. 1325–1327.
4. Курочкина Е.Н., Леонтьев А.С. Экологические инвестиции через призму программно-целевого подхода // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 10-2. С. 203-206.
5. Пыленок П.И., Курочкина Е.Н., Пыленок А.П. Особенности бюджетирования расходов муниципального образования на примере города Рязани // Международный пенитенциарный журнал. 2017. Т. 3, № 4. С. 272–278.
6. Чепик О.В., Курочкина Е.Н. Эколого-экономическая составляющая качественной и комфортной жизни населения региона // Глобальный научный потенциал. 2020. № 7 (112). С. 123–126.
7. Чепик О.В., Рыжов И.В., Спильниченко В.К. Экологические инвестиции, как инновационная составляющая качественной и комфортной жизни населения // Финансовый бизнес. 2023. № 9 (243). С. 188–193.
8. Яшалова Н.Н. Организация стимулирования инвестиционной природоохранной деятельности в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 37. С. 61–67.

Введение

В настоящее время условия для развития современного бизнеса складываются таким образом, что, не решая проблемы, связанные с экологической безопасностью, сложно говорить об эффективности его ведения. Курс вектора общественного развития определяется новыми приоритетами в инвестировании, суть которых заключается в определенном нивелировании финансовой выгоды и увеличении социального эффекта, позволяющего качественно улучшить состояние жизни населения.

На современном этапе важнейшим направлением деятельности государственных и региональных органов власти считается охрана окружающей среды, а национальный проект «Экология» является одним их самых значительных трансфертов государства в экологию и социальную инфраструктуру страны. В связи с этим использование программно-целевого инструментария на фоне развития приоритетных направлений региональной политики весьма актуально.

Цель исследования – обосновать целесообразность применения программно-целевого инструментария при экологическом инвестировании, провести анализ инвестиционной деятельности при использовании программно-целевого подхода в финансировании социально-значимой инфраструктуры региона.

Материалы и методы исследования

Исследованию подлежали национальный проект «Экология» дата реализации 1 октября 2018 – 31 декабря 2024 года, государственная программа Рязанской области «Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшение экологической обстановки» от 30 октября 2013 года.

Вышеназванные нормативные документы подверглись содержательному анализу, требованиям внутренней логической непротиворечивости, наличия возможностей объективного внешнего контроля и по ряду других направлений.

Результаты исследования и их обсуждение

Важнейшим аспектом реализации государственных программ является обоснование участниками эффективного механизма и инструментария распределения их бюджета. От выбора способов и механизмов предоставления финансирования за счет средств государственных программ регионам во многом зависит достижение указанных в них целей и задач.

Функционально представительные структуры в процессе управления реализацией государственных программ принимают соответствующие решения по распределению бюджетных средств между объектами, удовлетворяющими условиям участия в программе, координируют финансирование на отдельных этапах реализации программ, контролируют обоснованность расходов по выбранным проектам. Как правило, механизм принятия решений в ходе обеспечения соответствующими структурами реализации государственных программ имеет иерархический характер (рис. 1), а вертикальные связи в системе менеджмента реализации государственных программ опосредуют среди прочих полномочий и процесс обоснования распределения бюджетных средств.

Что касается программ в области экологии, то распределение бюджетных средств также осуществляется путем обоснования их выделения из федерального бюджета на реализацию проектов, соответствующих целям и задачам конкретной программы. В Российской Федерации утвержден и начал реализовываться национальный проект, связанный с обеспечением экологической безопасности населения страны. Горизонт реализации данного проекта и достижения его стратегических целей в сфере экологии установлен в рамках 2030 года.

Основными критериями результативности использования программно-целевого инструментария являются четко определенные показатели, подтверждающие работоспособность и эффективность финансовых вложений. В данном случае, эти показатели устанавливают критерии соответствия создаваемых организационных условий для субъектов хозяйствования, позволяющих модернизировать существующие производственные технологии таким образом, чтобы выполнялись нормативные экологические требования.

Реализация данного национального проекта в сфере экологии предусматривает финансирование различных инвестиционных программ, входящих в структуру проекта (рис. 2).

На рисунке также показаны сроки реализации инвестиционных программ национального проекта, разбивающие финансирование на определенные этапы.

Как отмечалось ранее, финансирование реализации национальных проектов осуществляется путем выделения средств из федерального и регионального бюджетов.

missing image file

Рис. 1. Программно-целевое управление и уровни его иерархии

missing image file

missing image file

Рис. 2. Объемы финансирования инвестиционных программ национального проекта в сфере экологии [3]

Так, финансирование федерального проекта «Чистая страна», который реализуется также в рамках национального проекта в сфере экологии, предусматривает выделение средств из федерального бюджета в размере более ста тридцати миллионов рублей, а также включает инвестиции за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в размере порядка ста тридцати миллионов рублей. Таким образом, финансирование данного федерального проекта осуществляется практически в равных объемах из бюджетов разных уровней бюджетной системы, а суммарные расходы составили более двухсот шестидесяти миллионов рублей.

В целом, к концу реализации всех программ данного национального проекта с целью повышения состояния экологической безопасности населения нашей страны из бюджетов разных уровней будет потрачено порядка четырех миллиардов рублей, что показывает приоритетность данного направления для государства, несмотря на сложные условия формирования бюджета в период текущего санкционного давления.

Все экономические и финансовые отношения при планировании и управлении реализацией региональных программ централизованы, а реализация экологической политики хозяйствующего субъекта неразрывно связана с его инвестиционной деятельностью [7]. В связи с этим далее в работе проблемные вопросы программно-целевого подхода охарактеризованы на примере Рязанской области, которая относится к промышленно развитым регионам Российской Федерации. Данный субъект многие десятилетия развивался как индустриальный кластер с мощным комплексом оборонных предприятий, строившихся, как правило, без учета требований экологической безопасности населения. Министерство природопользования Рязанской области регулярно предоставляет отчет в государственные органы региона об исполнении бюджета.

Для примера, на рис. 3 представлены масштаб финансирования Министерством природопользования программы по сохранению и восстановлению водных объектов Рязанской области.

Данные на рисунке 1 представлены за анализируемый период и на два прогнозных периода вперед. Так, на 01.01.2022 г. были утверждены бюджетные расходы в размере равном почти шестистам миллионов рублей, причем из них освоено 92%. Как видно из графика, в 2022 году по сравнению с 2017 годом объем финансирования главным распорядителем бюджетных средств в целом увеличился практически на 84 %.

На рисунке 4 показаны объемы финансирования из федерального и регионального бюджетов по программам, направленным на сохранение и восстановление водных объектов Рязанской области.

missing image file

Рис. 3. Динамика финансирования Министерством природопользования программы по сохранению и восстановлению водных объектов Рязанской области, тыс. руб. [3]

missing image file

Рис. 4. Объемы финансирования из федерального и регионального бюджетов по программам, направленным на сохранение и восстановление водных объектов Рязанской области [4]

Согласно данным представленным на рис. 3 следует, что за анализируемый период и два перспективных прогнозных – объем финансирования федеральных бюджетных средств программы по сохранению и восстановлению водных объектов Рязанской области увеличился в 3,2 раза. Вместе с тем за аналогичный период объем выделенных средств из регионального бюджета уменьшился до ноля, причем в 2023 году финансирование также отсутствовало.

Данная проблематика может быть решена через программно-целевую методологию, так как данный инструментарий учитывает бюджетоёмкость экологизации, периоды реализации программ и планов, аккумулирование финансовых средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней.

В настоящее время на территории Рязанской области реализуется три федеральных инвестиционных экологических проекта. Региональное правительство в 2023 году утвердило специальное постановление от 03 октября 2023 г. № 364 «О внесении изменений в постановление Правительства Рязанской области от 24 августа 2021 г. № 220 «О государственных программах Рязанской области»», касающееся разработки государственных программ, в соответствии с которыми, начиная с текущего года, региональная программа остается самостоятельным объектом управления.

Применение программно-целевого инвестирования для такого региона как Рязанская область не является новым. Более пятнадцати лет назад была принята региональная целевая программа по улучшению экологической обстановки в Рязанской области, реализация которой закончилась еще в 2009 году. Затем аналогичная целевая программа была реализована в 2010-2012 гг. Позднее, в 2013-2015 гг., реализовывалась программа, связанная с повышением эффективности обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами. В результате запущен процесс по строительству в Рязанской области полигонов ТБО [4].

Необходимо подчеркнуть, что порядок освоения федеральных и региональных инвестиционных трансфертов четко регламентирован и должен неукоснительно соблюдаться с учетом очередности, обозначенной в программе. Однако, все остальные игроки финансового рынка (коммерческие банки, финансовые организации, венчурные капиталисты стартапов) оценивают риски вложений, не смотря на престижность экологических инвестиционных проектов. На сегодняшний день достаточно противоречивым и актуальным остается вопрос нивелирования рисков вышеназванных проектов, при этом их многообразие влечет за собой различные премии за риск. Высокий уровень премии характерен для проектов в области устойчивой инвестиционной инфраструктуры природоохранной деятельности. При этом понижение рисков возможно за счет обеспечения исполнения обязательств, их частичного принятия на себя, а также кредитных гарантий со стороны государства. Таким образом, данные инструменты создают возможности для привлечения частного финансирования и объединения средств разных инвесторов.

Учитывая затратность природоохранных мероприятий, достаточно продолжительные сроки их реализации, а также необходимость привлечения средств, в настоящее время коммерческие предприятия используют программно-целевые методы.

В этой связи, следует обратить внимание на положительный опыт по решению отдельных экологических проблем Рязанской нефтеперерабатывающей компании (РНПК), которая входит в перерабатывающий комплекс НК «Роснефть». Инвестируя в природоохранную деятельность, за последние годы РНПК смогла существенно повысить экологическую эффективность производства, успешно реализовав ряд проектов. На предприятии продолжают системную работу по повышению рационального потребления ресурсов и минимизации воздействия на окружающую среду.

Другой пример, в 2017 году во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 (ред. от 09.06.2014) «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения леса включен инвестиционный проект ООО «Гранд»: «Строительство предприятия по глубокой переработке древесины на базе лесных хозяйств Рязанской области» с общей инвестиционной массой более трехсот миллионов рублей, из которых объем собственных средств составил более ста миллионов. В результате реализация данного проекта в 2020 году предприятием было создано более ста пятидесяти новых рабочих места.

В качестве положительного влияния на экологию также необходимо отметить деятельность ООО «Топливные технологии», в результате которой, инвестировав средства в развитие освоения лесов в размере превышающем пятьсот пятьдесят миллионов рублей. из них собственных средств почти сто шестьдесят миллионов, в 2020 году было дополнительно создано 169 рабочих мест [4].

Заключение

В данном материале рассматривается инвестиционная деятельность, ее базовые положения и использование программно-целевых методов при финансировании. Авторы обосновали целесообразность применения вышеназванных механизмов, изучили проблемные вопросы функционирования этой сферы, а так же дали характеристику программно-целевого подхода, как инструментария экологического инвестирования. В статье представлены отдельные меры государственной поддержки экологического инвестирования через координацию нормативно-правовой базы. Авторы отмечают, что на современном этапе национальный проект «Экология» является одним из самых значительных трансфертов государства в экологию и социальную инфраструктуру страны.


Библиографическая ссылка

Курочкина Е.Н., Черкашина Л.В., Балакина Л.Х. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ИНВЕСТИРОВАНИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 1. – С. 98-104;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3217 (дата обращения: 26.12.2024).