Введение
Конкурентоспособность организации в современных условиях развития рыночной конъюнктуры в рамках финансово-хозяйственной деятельности компании подвергается необратимым изменениям бизнес-среды и необходимости внедрения дистанционного контроля производственной деятельности.
Оптовой организацией по продаже запасных частей для европейского грузового транспорта сталкивается с прямыми конкурентами, что отражается на получении большей чистой прибыли организации. Являясь дистрибьютором большинства автозапчастей в стране и в ближнем зарубежье, компания сталкивается с проблематикой осуществления эффективного маркетингового позиционирования и развития клиентского сервиса [1].
Практическими задачами данной работы выступают плановая реализация и фактическое применение предложенных мероприятий анализируемой организации.
Подспорьем представленного исследования служат работы незаменимых отцов экономической теории, монографии ученых, зарекомендовавших себя в этой сфере, и работы молодых специалистов.
Опираясь на труды Белоусова Д.С., согласно которым современные условия диктуют менеджерам открывать новые рычаги развития конкурентоспособной среды, проведена оценка методологической основы организации оптовой торговли, подкрепленными нормативно-правовыми актами Российской Федерации [4, c. 73].
Материалы и методы исследования
Цель исследования – рассмотреть предложенный комплекс мер по совершенствованию конкурентоспособности организации оптовой торговли и оценить экономических эффект, предложенных рекомендаций.
Основными инструментами в процессе исследования выступили: системный и сравнительный анализ экономической деятельности организации.
Использованы материалы научных работ, представленных в электронном формате и опубликованные в общедоступной сети «Интернет».
Результаты исследования и их обсуждение
Конкуренция является определяющей основой работы любой организации, так как она стимулирует компании развиваться и уходить от стагнации. Помимо улучшения качества товаров и проработки клиентуры, повышение конкурентоспособности позволяет снизить расходы предприятия [2, c. 81].
В целях определения оптимальных путей развития хозяйствующего субъекта проведена оценка элементов реализуемой внешней политики компании. Экстраполируя предложенные данные бухгалтерской отчетности, прибегая к использованию динамического метода аналитического разложения показателя, определены аналитические единицы показателей модернизации компании.
Ссылаясь на общероссийский классификатор видов экономической деятельности организаций и предприятий, необходимо сказать, что юридическое лицо специализируется на оптовой торговле автомобильными деталями, узлами и принадлежностями для европейских грузовых автомобилей и прицепов в России. Также по заверениям самой организации, их торговые пути распространяются не только на Российскую Федерацию, но также и на страны ближнего зарубежья [8].
Опираясь на полученные данные в ходе анализа финансовой и хозяйственной деятельности компании за исследуемые года 2021-2023, можно сделать следующие выводы:
- наибольшую часть активов составляют оборотные средства организации, их доля 99,6%, доля внеоборотных средств организации 0,4%. Относительно малая доля внеоборотных средств объясняется тем, что компания полностью владеет только головным офисом, грузовые машины для перевозки товара покупает в лизинг, а склады арендует;
- оборотные средства предприятия возросли на 38,4%, что связано с увеличением запасов. Организация выявила для себя выгодное решение: производить закупку автозапчастей за границей крупными партиями по сниженной стоимости. Таким образом, остатки на балансе только увеличиваются;
- при большой доле кредиторской задолженности перед поставщиками продукции, большую часть в пассивах занимают краткосрочные обязательства, их 92,7%;
- организации оптовой торговли заключила договора на поставку большого объема товаров таким предприятиям как «Регион-авто» и «Регион-логистика», что привело к увеличению нераспределённой прибыли. Так, собственный капитал рассматриваемого предприятия вырос на 61,7% [1].
Анализ, проведенный в данной работе ранее показал, что в период с 2020 года наблюдается снижение конкурентоспособности исследуемой организации оптовой торговли.
В ходе ранее проведенного анализа, в периоде с 2020 года наблюдается снижение конкурентоспособности исследуемой организации оптовой торговли. При оценке организации выявлены следующие проблемы: во-первых, низкое качество обслуживания контрагентов, во-вторых, отсутствие анализа потребительского спроса при формировании ассортимента товаров, в третьих, малоэффективная стратегия и тактика продаж. При этом нельзя отрицать, что падение уровня конкурентоспособности является положительным фактором, показывающим улучшение позиций конкурентов, в связи с их грамотной политикой ведения бизнеса.
В ходе разработки путей повышения конкурентоспособности для решения проблемы высоких транспортных затрат было предложено два мероприятия: внедрение спутниковой системы мониторинга эксплуатации транспорта и расходования топлива, а также внедрены модели предварительного контроллинга эффективности эксплуатации транспортных средств [3, c. 204].
Согласно результатам проведенного анализа о прогнозной бухгалтерской отчётности по двум представленным ранее мероприятиям, выделены следующие особенности:
- установка спутниковой системы для мониторинга транспортной деятельности увеличит доходы на 15%, при росте себестоимости на 4,5%, увеличение объема продаж компании способствует возрастанию запасов на 17,3%, что в конечном итоге приведёт к увеличению оборачиваемости активов;
- использование модели предварительного контроля поставок позволит увеличить выручку на 10% при незначительном росте себестоимости на 1%. При этом запасы организации увеличатся на 16,8% в связи с ростом товарооборота, что приведет к повышению платежеспособности компании [1].
Прогнозные показатели конкурентоспособности организации оптовой торговли по первому и второму мероприятию [1, 6]
Год |
Коэффициент операционной эффективности |
Коэффициент стратегического позиционирования |
Коэффициент конкурентоспособности |
1 |
2 |
3 |
4 |
2023 |
0,826 |
0,669 |
0,553 |
20241 |
0,882 |
0,730 |
0,644 |
20242 |
0,874 |
0,698 |
0,610 |
Сравнительный анализ текущих и прогнозных показателей показал, что после внедрения первого и второго мероприятий конкурентоспособность организации оптовой торговли повысится на 14,1% и 9,3% соответственно. Использование спутниковой системы мониторинга эксплуатации транспорта позволит уменьшить транспортные расходы на 6244,9 тыс. руб. и перерасход топлива на 11438 л, сократить количество несанкционированных рейсов и надо заправок за счет контроля процесса перевозок. Использование модели предварительного контроля поставок позволит снизить транспортные издержки на 27285,3 тыс. руб., оптимизировать маршруты, сокращая количество рейсов и увеличивая загруженность автотранспорта.
Анализ таблицы показывает, что мероприятия, связанное с внедрением спутниковой системы мониторинга эксплуатации транспорта, окажется наиболее результативным.
Внедрение организацией в свою операционную деятельность системы спутникового мониторинга повлечет за собой дополнительные расходы в размере 2721 тыс. руб., выручка, полученная в процессе использования спутникового мониторирования возрастет на 81186,5 руб., что позволит выделить дополнительные финансы на реализацию иных проектов организации таких как модели предварительного контроля поставок [7].
Одним из путей повышения конкурентоспособности исследуемой организации оптовой торговли является использование спутниковой системы мониторинга, эксплуатации транспорта и расходования топлива.
Выводы
Конкуренция на рынке способствует максимально качественному удовлетворения потребностей потенциальных покупателей, оптимальному расходованию ресурсов организации, распределению прибыли между производителями пропорционально достигнутым финансово-экономическим результатам. Конкурентные преимущества являются ключевым аспектом в деятельности любой торговой организации [5, c. 786].
Анализ конкурентоспособности организации оптовой торговли показал снижение конкурентоспособности организации. Данная оценка обуславливает острую необходимость разработки и внедрение мероприятий по повышению конкурентоспособности организации.
В ходе разработки путей повышения конкурентоспособности для решения проблемы высоких транспортных затрат было предложено два мероприятия: внедрение спутниковой системы мониторинга эксплуатации транспорта и расходования топлива и использование модели предварительного контроля эффективности транспортных средств организации [3, c. 421].
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
Ключевым итогом данной работы являются приведенные мероприятия по повышению конкурентоспособности организации. Данное направление необходимо рассматривать в последующих исследованиях для поиска новых методов повышения конкурентоспособности предприятий.
Исследование выполнено при поддержке научного фонда Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Уральского филиала.
Библиографическая ссылка
Дубынина А.В., Калмакова Н.А., Лысенко М.В., Лысенко Ю.В., Мартыненко Д.Ю., Подповетная Ю.В., Филипсонова Е.Н., Рубаева О.Д. АРХИТЕКТУРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 1. – С. 51-55;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3209 (дата обращения: 26.12.2024).