Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Байтемиров К.Б. 1
1 ФГКО УВО «Университет прокуратуры Российской Федерации»
В статье исследуются понятие и сущность организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; актуальность исследования обусловлена необходимостью четкого определения данного предмета деятельности прокурора, определения его места в классификации среди других направлений деятельности для упорядочения и эффективного распределения обязанностей в рамках реализации всего круга надзорных полномочий прокуратуры; рассматриваются ранее предложенные правоведами трактовки данного понятия, выявляются их сильные стороны и неточности; производится содержательный анализ текста основного документа, в котором изложены ведомственные нормы правового регулирования рассматриваемого вида прокурорского надзора, а также соответствующую терминологию и руководящие установки для прокуроров всех уровней; в результате исследования предложено определение понятия и сущности организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; раскрыта внутренняя структура данного понятия через содержание прокурорской деятельности по плановой и организационной подготовке, материальному, техническому и методическому обеспечению, а также непосредственному осуществлению надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
право
законность
прокурорский надзор
сообщения о преступлениях
1. Андрейкин А. Прием заявлений о преступлениях // Законность. – 2012. – № 3. – С. 44-46.
2. Капинус К.В. Прокурорский надзор за исполнением законов при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2004. – 240 с.
3. Мальцагов И.Д., Габаева Т.Р. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях // Актуальные проблемы права: материалы VI Международной научной конференции (г. Москва, декабрь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 79-81.
4. Петров А.В. Пределы проверки сообщений о преступлениях и процессуальные способы ее осуществления // Законность. – 2012. – № 5. – С. 49-54.
5. Приказ Генерального Прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» (текст приказа официально опубликован не был). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181878/ (дата обращения: 10.11.2018).
6. Приказ Генерального Прокурора Российской Федерации от 17.03.2017 № 172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон’’ “О прокуратуре Российской Федерации’’». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214756/ (дата обращения: 10.11.2018).
7. Федеральный закон от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213707/ (дата обращения: 10.11.2018).

Введение

Актуальность исследования понятия и сущности организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях состоит в необходимости четкого определения данного предмета деятельности прокурора, определения его места в классификации направлений деятельности, что, в конечном счете, важно для упорядочения и распределения обязанностей в рамках реализации всего круга надзорных полномочий прокуратуры.

Научных работ, в которых давалось определение понятия организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, очень мало, но они заслуживают внимания.

В частности, обосновывая необходимость совершенствования организации и методики надзора, К.В. Капинус формулирует определение, в котором организация и методика надзора прокурора за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях «должны … включать в себя: обоснованную и своевременную постановку задачи, информационное и аналитическое прогнозирование проблемных ситуаций, материально-техническое и кадровое обеспечение исполнения поставленной задачи, контроль исполнения и мобильную корректировку надзорной …» [2, c. 13]. Далее исследователь указывает на то, что «Результативность методики надзора составляют правильное определение объема и последовательности надзорных мероприятий, выбор целесообразных временных рамок надзора, выбор и сочетание форм реагирования на выявленные нарушения закона. Обеспечение единообразного подхода к вопросам организации и методики надзора связано с совершенствованием нормотворчества Генерального прокурора РФ» [2, c. 13].

Отсюда следует, что К.В. Капинус предлагает понимать организацию прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях как комплекс организационных мероприятий, универсальный для любого вида деятельности. При этом автор подразумевает причинно-следственную связь между эффективностью методики надзора и правильностью организационных мероприятий. Это понимание, надо полагать, отвечало потребностям практики и находило поддержку в научной среде [1, 4].

Достоинства этого определения в том, что автором раскрыто содержание организации надзора в данной сфере, а именно: определение объема, последовательности надзорных мероприятий, выбор временных рамок надзора, выбор и сочетание форм реагирования.

И.Д. Мальцагов и Т.Р. Габаева предложили другой вариант понятия: «под организацией прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях следует понимать обусловленную менталитетом, мировоззрением российского народа и стратегическими целями национальной безопасности, деятельность прокуроров, направленную на целевое объединение ресурсов прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений с целью ее упорядочивания и повышения эффективности» [3, c. 81].

В данной трактовке рассматриваемое определение обогащено понятием целевого объединения ресурсов, но при этом данное понятие не раскрывается, что вместе с «менталитетом, мировоззрением российского народа и стратегическими целями национальной безопасности» утяжеляет определение, не добавляя ясности в замысел авторов.

Цель исследования

Исходя из аксиомы о том, что понятием описывается объем предмета изучения, его качественна определённость, отличающая/отграничивающая его от других предметов, а также основываясь на том постулате, что описание сущности входит комплекс взаимосвязанных неизменяемых существенных признаков предмета изучения, учитывая незавершенность формирования понятия прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях формирует побудительный мотив к решению исследовательской задачи – определения данного понятия в его качественной определенности.

Материал и методы исследования

Представление о понятии и сущности организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях имеет правоприменительное значение, следовательно, оно непосредственно выводимо только из официального документа, в котором эти атрибуты прокурорского надзора получают свое лексическое выражение и смысловое наполнение.

Определяющим документом в этом вопросе является Приказ Генерального Прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» (далее – Приказ №277)[5]. Следует отметить, то Приказ №277 официально опубликован не был, и на сегодня данный вид прокурорского надзора регулируется Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 17.03.2017 № 172, [6] который был выпущен во исполнение Федерального закона от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [7]. Приказом № 172 были осуществлены определённые изменения в регулирование организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, но в своей основе он сохранил содержание Приказа №277.

Результаты исследования и их обсуждение

Как следует из Приказа №277, объем деятельности прокуратуры по надзору законностью при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях состоит из организации, обеспечения и осуществления надзора. В пункте 1 Приказа №277 дан перечень территориальных и ведомственных организационных единиц прокуратуры, которые всю полноту этого направления деятельности должны реализовывать. Надзор за законностью при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия определен как одно из направлений деятельности прокуратуры. В названии Приказа №277 термином организация обобщается всё содержание документа, и, тем не менее, в П. 1 Приказа № 277 дается дифференцированная картина компетенции прокуратуры, предполагающая организацию, обеспечение и осуществление надзора. Полагаем, что в тесте Приказа № 277 следует понимать организацию надзора, как общее понятие и организационные процедуры, как подвид деятельности в рамках организации надзора за законностью при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях [5].

Анализ второго абзаца П. 1 Приказа №277 следует, что мерами прокурорского надзора являются предупреждение, выявление и устранение нарушений законов. Главный упор в тексте абзаца делается на своевременность предпринимаемых прокурором мер, и не содержит никаких других предписаний, кроме указания на то, что тем самым прокуратура выполняет тем самым важную функцию обеспечения доступа пострадавших к правосудию [5]. Приказом № 277 установлена периодичность проверок исполнения требований уголовного законодательства к приему, регистрации и разрешению сообщений о преступлениях, обязательность документального оформления результатов каждой проверки, дан перечень адресатов проверки. Это одни из ключевых аспектов планирования деятельности, чем и объясняется их приоритетная очередность среди других положений Приказа №277 [5]. В П.1.3 Приказа №277 содержится существенный объем задач, из которых вытекает весь комплекс деятельности прокурора, состоящий из организационных, обеспечительных и надзорных мер [5]. В П. 1.4 Приказа № 277 выделена группа преступлений, которая требует особого внимания, а, следовательно, при организации надзорных мероприятий должна занимать в иерархии высшее положение, что можно отнести к организационным аспектам Приказа [5]. В П. 1.5 Приказа № 277 можно видеть перечень мер, обеспечивающих оперативное реагирование по результатам проверок в случае выявления нарушения законов: устранение нарушений законов, привлечение виновных должностных лиц (в том числе, участие в судебном заседании), выявление и устранение причин и условий, способствующих укрытию преступлений от регистрации и учета [5]. В П. 1.7 в деятельность прокурора добавляется проверка не только формальных обстоятельств, но и фактических обстоятельств, что предполагает дополнительный пласт организационных, обеспечительных и надзорных мероприятий [5]. В П. 1.8 прокурору предписывается систематически анализировать исполнение законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, из чего можно сделать вывод о том, что аналитика причин и условий – тоже надзор, тоже в понятие организации необходимо его включать [5]. В П. 1.9. на прокуроров лично возлагается ответственность за организацию деятельности по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состояния следственной работы и прокурорского надзора (в связи с вступлением в силу с 01.01.2012 новой редакции ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Тем самым организацию статистического учета тоже следует включать в структуру понятие и сущность организации надзора [5].

Анализ Приказа №277 позволяет содержательно обозначить в общем понятии организации надзора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях его внутреннюю структуру, зафиксированную в тексте Приказа. Так, деятельность по организации надзора это построение системы взаимодействия участников проверок, применение инструментов их взаимодействия (методик, практик), планирование проверок, подготовительные мероприятия, деятельность по анализу и статистическому учету прокурорских проверок и иных мероприятий. Деятельность по обеспечению надзора – материальное, техническое, кадровое, методическое обеспечение прокурорских проверок. Деятельность по осуществлению надзора – прокурорские проверки и их результаты, включая мероприятия по своевременному предупреждению, выявлению и устранению нарушений при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Выводы или заключение

Таким образом, организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях представляет собой прокурорскую деятельность по организационной подготовке, обеспечению и осуществлению надзора. При этом каждое из указанных направлений деятельности имеет свою содержательную структуру мероприятий. Сущность этого вида надзора – проверка исполнения законов различными органами и службами при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.


Библиографическая ссылка

Байтемиров К.Б. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 2-1. – С. 185-188;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=310 (дата обращения: 28.11.2021).