Введение
Циркулярная экономика представляет собой экономическую модель, в которой «на инновационной основе обеспечивается возобновление и воспроизводство ресурсов, формируются и развиваются механизмы и инструменты их повторного (цикличного) вовлечения в экономическую систему» [1, с. 21]. Однако в настоящее время её уровень в мире низок и демонстрирует тенденции к ещё большему снижению: с 9,1 % в 2018 г. до 8,6 % в 2020 г. [2].
Признавая важность циркулярной экономики для устойчивого развития, во многих странах мира предпринимаются усилия по внедрению её принципов. Не осталась в стороне от ведущих мировых трендов и Россия, которой предстоит создать систему экономической деятельности, органично вписанную в природную экосистему. Важное значение в этом процессе отводится потребителю, поведение которого оказывает существенное влияние на экономическую эффективность использования ресурсов.
Обзор современной литературы свидетельствует о росте интереса отечественных исследователей к различным аспектам циркулярной экономики. Значительное количество работ посвящено анализу теоретического концепта циркулярной экономики [3-11]. Ряд авторов рассматривает проблему перехода России к циркулярной экономике [12-15]. Сделана и попытка анализа проблемы изменения потребительского поведения под влиянием циркулярной экономики [16-18].
Актуальность исследования обусловлена низким уровнем проникновения циркулярной экономики в хозяйственную систему России и недостаточным вниманием к роли потребителя в этом процессе.
Объектом исследования является рынок питьевой бутилированной воды Российской Федерации.
Питьевая вода является ценнейшим ресурсом для человечества. Для рядового потребителя существуют 3 основных её источника: из водопровода, из родников или в бутилированном виде. Глобальная тенденция – всё большее распространение последнего, причем в основном в пластиковой таре [19].
Производство бутилированной воды представляет собой пример линейной модели экономики: «брать, делать, уничтожать отходы». Таким образом, данная модель приводит не только к истощению ресурсов, но и к проблеме уничтожения отходов, основными видами которых являются тара, шлам, топливные отходы заводов-производителей и т.п.
Всё это в совокупности ведёт к необходимости перехода к принципам циркулярной экономики: «брать, делать, перерабатывать». В ракурсе рассматриваемой темы здесь следует выделить два аспекта проблемы: первый – переработка образующихся отходов – и второй – отказ от бутилированной воды и переход на альтернативные варианты потребления этого ресурса, что априори снижает объёмы отходов и больше отвечает современным подходам к результатам экономической деятельности.
Вышеуказанные проблемы крайне важны для России – страны с богатыми природными ресурсами, перед которой стоит вопрос их сохранения и рационального использования.
Цель исследования – выявить роль потребителей в продвижении принципов циркулярной экономики и их влияния на трансформацию отраслевых рынков, в частности рынка бутилированной воды.
Материалы и методы исследования
Информационной базой послужили данные Росстата, аналитические материалы консалтинговой компании «NeoAnalytics» и маркетингового агентства «Analytic Research Group», а также другие материалы по теме исследования из открытых источников. Для решения поставленных задач были использованы: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение и описание), методы теоретического познания (формализация, гипотетико-дедуктивный метод), общелогические методы (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и др.), приемы качественно-количественного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
На данный момент на российском рынке бутилированной воды представлен крайне разнообразный ассортимент питьевой воды, который можно структурировать: по виду воды (газированная и негазированная, минеральная), таре (стеклянная либо пластиковая); объёму упаковки (от 0,25 до 19,2 л).
Согласно исследованию NeoAnalytics, на российском рынке в год реализуется свыше 30 млрд литров бутилированной воды (примерно 200 л на человека в год). Внутреннее производство составляет сопоставимые масштабы, причём доля питьевой воды – 61,4%, т.е. на человека в год приходится 122,8 литров произведённой в РФ бутилированной питьевой воды [20]. В среднем цена воды находится на уровне порядка 35 руб./л, однако имеются сильные различия по регионам – от 16 руб./л в Ярославле до 93 руб./л в Магаданской области [21]. Итоговый оборот отрасли превышает 1 трлн руб. Себестоимость же 1 литра бутилированной воды составляет: при добыче из скважины 2 руб., из источника – 1 руб. [22]. С учётом расходов на упаковку, амортизацию оборудования, персонал, логистику и маркетинг она вырастает до 13 руб. и выше [23]. На наценку, таким образом, приходится 22 рубля (62% от цены в среднем). Валовая прибыль, без учёта прочих издержек, получается в размере 660 млрд руб., что свидетельствует о высокой рентабельности данного бизнеса.
Согласно информации Союза производителей питьевых, минеральных вод и безалкогольных напитков (СПБВ), в России на сегодняшний день насчитывается более 2 тысяч производителей бутилированной воды. По данным на 2019 год совокупная доля розничных продаж трёх компаний (IDS Borjomi (ТМ «Святой источник»), Coca-Cola (ТМ «Бон аква») и PepsiCо (ТМ «Аква минерале») превышала 30% от общего объёма. Также на рынке присутствуют и другие широко известные компании («Холдинг аква» (ТМ «Нарзан» и «Ессентуки»), компании «Меркурий», ООО «Рычал су», ООО «Аквалайф», «Карачинский источник», «Шишкин Лес» и др., однако их доля по отдельности не превышает 1–2% [24].
Ниже представлена диаграмма с данными о самых популярных брендах на отечественном рынке бутилированной воды (рис. 1).
К текущим рыночным трендам можно отнести уход крупных игроков из России, таких как Coca Cola [26] (даже несмотря на то, что произошёл ребрендинг Bon Aqua на Bona Aqua), а также сокращение объёмов российского производства бутилированной воды, который по результатам 2022 года снизился на 12% [27].
Доля потребителей только бутилированной воды в населении РФ – 16% (рис. 2), т.е. в России примерно 24 млн таких потребителей, которые, соответственно, потребляют в среднем 1152 л/чел. воды в год [28]. Затраты на такую воду для отдельного человека в среднем за год: 35*1152=40320 руб.
Рассмотрим альтернативный вариант потребления питьевой воды: из водопровода с применением фильтров (этот вариант более популярен в РФ – только такую воду пьют 44%). Средняя цена воды «из-под крана» в России варьируется в зависимости от региона. Расчёт приведён на примере потребителей города Москва, составляющих значительную долю всех потребителей бутилированной воды. В Москве цена воды «из-под крана» составляет 51 руб. за кубометр, или 5 коп./л. [30]. Средняя цена 1 картриджа – 403 руб., он может использоваться в среднем 3 месяца, итого в год необходимо 4 картриджа, расходы на них – 1612 руб. [31]. Совокупные расходы на питьевую воду в Москве при такой модели потребления: 0,05*1152+1612=1669,6 руб.
Рис. 1. Доля продаж компаний-производителей бутилированной воды на российском рынке, 2019 г., % [25]
Рис. 2. Доли населения по модели потребления питьевой воды, % [29]
Таким образом, для потребителей в Москве потребление только бутилированной воды обходится дороже на 38650,6 руб., или более, чем в 24 раза. Исходя из вышеизложенных фактов, можно сделать вывод об экономической целесообразности перехода на применение фильтров вместо покупки бутилированной воды.
С позиции цирклярной экономики среди важнейших положительных эффектов от изменения потребительского поведения отметим проблему сокращения отходов, основная масса которых – пластиковая тара. Широко известно, что пластик долго разлагается в природе, в связи с чем этот материал представляет собой серьёзную угрозу для экосистемы [32]. Исходя из того, что в глобальном отношении на 350 млрд литров произведённой бутилированной воды приходится порядка 25 млн тонн пластиковых отходов [33], и соотнеся это с объёмами потребляемой в России такой воды, получаем, что это приводит к образованию 2,14 млн тонн пластиковых отходов в стране, или от 42,8% до 59% совокупных пластиковых отходов в РФ [34]. Таким образом, один лишь отказ от потребления бутилированной воды позволит довольно существенно сократить количество пластиковых отходов.
Отметим, что переход к потреблению питьевой воды на принципах циркулярной экономики имеет и отрицательные эффекты, так как он подразумевает снижение объёмов производства бутилированной воды и соответственное снижение прибыли компаний-производителей бутилированной воды.
Одним из вариантов решения проблемы сокращения внутреннего спроса является расширение экспортных возможностей отрасли.
Однако при глобальном отказе от бутилированной воды, что предполагается при условиях распространения циркулярной экономики и отсутствия технологии полностью перерабатываемой упаковки, производство в целом будет сокращаться.
Заключение
Современный этап развития российской экономики характеризуется активными действиями по трансформации текущей экономической линейной модели в циркулярную. Внедрение циркулярной экономики требует изменения механизма взаимодействия всех субъектов рынка, главная роль среди которых отводится потребителю.
Анализ изменения потребительского поведения под влиянием принципов циркулярной экономики оказывает давление на все отраслевые рынки. В данном исследовании рассмотрен рынок бутилированной воды в РФ, который занимает 8,5% мирового объёма данной продукции [35]. Он является довольно развитым, на нём представлена широкая линейка производимой продукции от множества производителей, а совокупные объёмы предложения способны не только покрыть внутренний спрос, но и осуществлять экспорт. Количество его потребителей превышает 20 млн человек.
Исходя из глобальных целей по сохранению природных ресурсов и сокращению отходов, разумной представляется трансформация данного рынка на основе принципов циркулярной экономики, предполагающая минимизацию объёмов потребления бутилированной воды.
В то же время данный шаг имеет как позитивные, так и негативные последствия. С точки зрения циркулярной экономики, важнейшим позитивным последствием такого шага станет сокращение отходов, в основном – пластиковой тары. Помимо этого, снизится и количество попадающего в организм человека микропластика, содержащегося в бутилированной воде и несущего определённые риски для здоровья [36].
К положительным эффектам следует отнести и увеличение производства альтернативных товаров (картриджей, специальных ёмкостей), а также возможное расширение экспорта бутилированной воды. Кроме того, предполагается рост располагаемого дохода населения, который вместо трат на бутилированную воду будет направлен на иные нужды (в индивидуальном отношении размер экономии составит 38650,6 руб. ежегодно, на национальном же уровне – более 450 млрд руб. в год (при отказе 50% потребителей от бутилированной воды, так как реально полный отказ пока невозможен)). Косвенно трансформация приведёт и к повышению внимания к стандартам качества водопроводной воды, их соблюдению, разработкам новых технологий по её очистке.
К негативным последствиям следует отнести снижение поступлений налогов от компаний-производителей бутилированной воды в бюджет, сокращение рабочих мест в данной отрасли и сопряжённых с ней отраслях, перепрофилирование бизнеса.
Таким образом, проанализированная трансформация должна проходить взвешенно, со смягчением указанных негативных эффектов и распространением модели осознанного потребления. Изменения данного рынка на принципах циркулярной экономики способно оказать существенное влияние на реализацию задач, поставленных в федеральном проекте «Экономика замкнутого цикла» [37].
Библиографическая ссылка
Золотарева В.П., Тятенко А.К., Носик Д.Т. ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БУТИЛИРОВАННОЙ ВОДЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 10-1. – С. 27-32;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2987 (дата обращения: 23.11.2024).