Региональная экономическая интеграция – процесс объединения потенциала экономик двух или более стран с целью создания более емкого внутреннего рынка, дающего возможность национальным производителям получить широкий доступ к различным ресурсам и потребителям производимой продукции. Вследствие чего повышается конкурентоспособность экономик стран-участниц на мировом рынке.
Сам процесс протекает путем отмены различных тарифных и нетарифных ограничений между членами соглашений, а также создания благоприятной экономической и внешнеполитической среды. Венгерский экономист Бела Баласса в 1962 году опубликовал свою работу «Теория экономической интеграции» (The Theory of Economic Integration). Согласно его теории существует пять видов экономической интеграции между странами:
1. зона свободной торговли;
2. таможенный союз;
3. общий рынок (единое экономическое пространство);
4. экономический и валютный союз;
5. полная интеграция.
Спустя 60 лет с момента создания, эта градация развития соглашений претерпела изменения, так как страны не всегда придерживаются четкой структуры и они могут включить некоторые элементы других видов интеграции при формировании объединений. Но теорию Баласса все же можно взять за основу для последующего изучения экономических взаимосвязей между государствами. Далее более подробно будут рассмотрены виды экономической интеграции и приведены примеры некоторых из них.
Зона свободной торговли (ЗСТ) – это группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования в отношении практически всей взаимной торговли, происходящей на этих территориях. Международные соглашения о свободной торговле предполагают устранение тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами, тогда как каждая их стран-участниц сохраняет собственную систему регулирования торговли с третьими странами. На данный момент времени такой вид экономической интеграции является самым распространенным в мире и включает в себя такие соглашения, как USMCA (соглашение между США, Мексикой и Канадой), ЗСТ СНГ, ВРЭП, потенциально БРИКС, Африканский союз и т.д.
Крупнейшей зоной свободной торговли в мире является ВРЭП – Всестороннее региональное экономическое партнёрство, в которое входят страны АСЕАН, Китай, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия. Само соглашение было подписано 15 ноября 2020 года [1].
Таблица 1
Характеристики стран ВРЭП на 2022 год [2]
Страна (союз) |
ВВП (млрд долларов) |
Население (млн) |
АСЕАН (10 стран) |
2 884 |
665 |
Австралия |
1 646 |
25,9 |
Новая Зеландия |
249 |
5 |
Южная Корея |
1 665 |
51 |
Япония |
4 223 |
125 |
Китай |
18 100 |
1 412 |
Как видно по таблице 1, кроме Китая, большую часть населения составляет АСЕАН. Этот союз имеет довольно небольшой показатель ВВП по отношению к своему многочисленному населению и ослабление торговых барьеров дает возможность развивающимся странам в ее составе (Вьетнаму, Камбодже и т.д.) получить доступ к рынкам уже развитых экономик и повысить конкурентоспособность своих товаров. В свою очередь развитые страны получают дополнительные рынки сбыта и более дешевое сырье для своей промышленности. Но, кроме экономического фактора, можно выделить и политический. В этом союзе лидирующую позицию занимает КНР, с чьей подачи, скорее всего, и было создано данное соглашение. Она преследует своей целью укрепление регионального влияния в противовес США, которые, на фоне непростой экономической ситуации у себя, также могут постараться заполучить себе рынок сбыта и рабочей силы в виде полумиллиарда человек.
Таможенный союз – соглашение между несколькими странами, в котором также, как и в зоне свободной торговли отменены ограничения для беспрепятственного движения товаров внутри. Но, главное отличие от ЗСТ заключается в том, что участники соглашения ведут единую политику по проведению внешней торговли, включающая в себя создание на границах таможни, через которую проходят товары из третьих стран и получения ими сертификата качества, также действующего на территории всех членов союза. Для согласования подобных вещей часто создается специальный регулятивный наднациональный орган, которому даются полномочия тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли в отношении третьих стран.
Одним из экономических объединений на этапе таможенного союза является ЕАЭС (Евразийский экономический союз), в состав которых входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Для централизованного управления союзом были созданы отдельные органы, главным из которых является Высший Евразийский экономический совет, где лидерами являются главы государств-членов. Важные экономические решения принимаются на всеобщем сборе раз в год, методом консенсуса.
Главной проблемой ЕАЭС является большая разница между объемами взаимной торговли внутри союза и объемом торговли с зарубежными государствами (табл. 2). Чтобы решить данную проблему, страны, участвующие в соглашении, объявили [4] о своем стремлении к расширению собственных промышленных и технологических баз для сокращения зависимости от зарубежных стран, что стало особенно актуально в связи с нынешними событиями.
Таблица 2
ВВП и торговый баланс стран ЕАЭС за 2021 год [3]
Страна |
ВВП (доллары США) |
Объем взаимной торговли (доллары США) |
Оборот внешней торговли (доллары США) |
Армения |
13,86 млрд |
888 млн |
5,417 млрд |
Беларусь |
68,17 млрд |
17 млрд |
40,364 млрд |
Казахстан |
190,81 млрд |
7,6 млрд |
75,421 млрд |
Кыргызстан |
8,54 млрд |
803 млн |
3,801 млрд |
Россия |
1,775 трлн. |
45,8 млрд |
716,171 млрд |
ЕАЭС (страны в сумме) |
2,057 трлн. |
72,6 млрд |
844,175 млрд |
Например, в России на сегодняшний день функционирует программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», в рамках которой, для обеспечения темпов технологического развития, в 2023 году было выделено 891 миллионов рублей. Основными направлениями данной программы являются создание условий для проведения инновационной деятельности и научно-техническое сотрудничество с другими странами [5]. Но результаты этой деятельности только предстоит ожидать.
Общий рынок – «эволюционировавший» таможенный союз, где ликвидируются препятствия для конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения лиц, услуг, капиталов. Также происходит расширение полномочий надгосударственных органов для проведения общей политики: аграрной, антимонопольной, торговой и т.д.
Одним из крупнейших общих рынков является МЕРКОСУР – объединение стран Южной Америки. Основным документом является Асунсьонский договор, выделяющий следующие цели, для которых был создан союз:
1. Свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы;
2. Проведение единой внешней торговой политики в отношении стран, не входящих в МЕРКОСУР;
3. Координация макроэкономической политики государств-членов в различных областях, таких как промышленность, сельское хозяйство, налоговая система, валюта (в особенности актуально сейчас), сфера услуг и т.д. [6].
Таблица 3
Сравнение ВВП стран МЕРКОСУР с 1991 (год создания) до 2022 года
Страна |
Год |
ВВП (млрд $) |
ВВП на душу населения ($) |
Аргентина |
1991 |
248 |
7420 |
2022 |
633 |
12932 |
|
Бразилия |
1991 |
382 |
2523 |
2022 |
1920 |
8831 |
|
Парагвай |
1991 |
7,2 |
1592 |
2022 |
41,72 |
6193 |
|
Уругвай |
1991 |
14,2 |
4502 |
2022 |
71,18 |
18215 |
Высший руководящий орган – Совет общего рынка, в состав которого входят министры экономики и иностранных дел стран-участниц.
Как можно заметить по данным, указанным в таблице 3, ядром союза являются Бразилия и Аргентина, ВВП которых значительно вырос за годы существования союза. На данный момент обе страны вместе стремятся к объединению всей Латинской Америки для увеличения рынка сбыта своей продукции. Для этого они сосредоточили внимание на создании своей собственной валюты «sur», которая может дать странам-участницам потенциального, уже валютного союза снижение зависимости от доллара и стимулирование торговли в этом регионе.
Кроме Латинской Америки в мире существует еще один общий рынок – Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Эта организация состоит из Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. В 2003 году страны этого объединения сформировали таможенный союз, а в 2010 были подписаны соглашения, позволившие перейти на более высокий этап экономической интеграции [7]. Во главе организации стоит Высший совет, членами которого являются действующие главы государств-членов. Пост председателя высшего совета передается от государства к государству по алфавитной очереди.
Таблица 4
ВВП и запасы нефти стран ССАГПЗ [8]
Страна |
ВВП на декабрь 2022 (млрд долларов) |
Запасы нефти (в тоннах) |
Бахрейн |
38,87 |
17 млн |
Кувейт |
106 |
14 млрд |
Оман |
88,19 |
700 млн |
Катар |
180 |
2.6 млрд |
Саудовская Аравия |
834 |
40,9 млрд |
ОАЭ |
415 |
13 млрд |
Всего |
1 662 |
71,3 млрд |
Страны ССАГПЗ обязаны своим экономическим благополучием запасам нефти (табл. 4), экспортируемой в зарубежные государства. И главной целью данного соглашения является ведение совместной политики по добыче и экспорту этого природного ископаемого. На текущий момент участники союза ведут активное сближение с Китаем, который стал главным потребителем нефти, обогнав Японию и США.
Экономический и валютный союз (ЭВС) – наиболее продвинутая форма экономической интеграции, состоящая из двух элементов – экономического и валютного. На данный момент крупнейшим является – ЕС (Европейский союз), далее будет описываться его структура.
Основой экономического компонента является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей. Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежным балансом этих государств.
Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, на который перешли 12 государств-членов Европейского Союза. Существование единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма для управления ею – Европейской системы центральных банков, которую возглавляет Европейский центральный банк. Именно этот орган принимает и осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов, перешедших на евро [9]. Для общего представления об уровне развития экономики в ведущих странах Евросоюза в таблице 5 приведен объем ВВП по отношению к общему количеству населения.
Таблица 5
Статистика 7 крупнейших (по ВВП) стран ЕС на 2022 год [2]
Страна |
ВВП (млрд $) |
Население |
Германия |
4075,3 |
83,7 млн |
Франция |
2784,0 |
65,6 млн |
Италия |
2012,0 |
58,9 млн |
Испания |
1400,5 |
47,6 млн |
Нидерланды |
993,6 |
17,5 млн |
Бельгия |
582,2 |
11,6 млн |
Ирландия |
529,6 |
5,1 млн |
Полная интеграция – последняя форма международной экономической интеграции. Полная интеграция возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические: создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и так далее (слияние государства с другим).
Примером полной интеграции можно привести СССР, представлявшим собой объединение нескольких республик, которые вели совместную деятельность в различных сферах, в том числе в экономике и внешней политике. Но в конце ХХ века произошел развал данной системы. Республики вышли из состава союза и начали процесс, противоположный экономической интеграции: страны вводили отношению друг к другу таможенное регулирование, пошлины (по итогу были разорваны логистические цепочки производства), создавали собственные валюты и т.д. Результатом стал обвал экономики в большинстве стран постсоветского пространства, вследствие чего резко упал уровень жизни (рисунок).
ВВП на душу населения России, Украины, Республики Беларусь и Республики Молдова с 1991 по 2020 г.[10]
Вернуться хотя бы к прежним показателям страны смогли лишь через несколько лет, создав ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество, целью существования которого являлось создание режима свободной торговли.
По мнению некоторых экономистов, в 2020-2030-е годы, картина мира начнет сильно меняться по причине утраты США своей «гегемонии». Доминирование США на мировой арене медленно, но верно сокращается по причине сокращения объемов промышленного производства (из-за использования американскими компаниями более дешевой рабочей силы в других странах) и одновременного роста экономики конкурентов, поэтому многие страны начали ставить под сомнение идею доллара, как мировой валюты. Доказательством этих изменений можно привести встречу глав МИД стран БРИКС – политической организации, куда входят страны с суммарной численностью населения в половину мира. На встрече обсуждались соглашения в разных сферах, но, ключевое, всё происходило без участия стран «запада». Также, стоит отметить, что Россия и Китай ведут разработку цифровых вариантов своих валют на официальном уровне, что позволит напрямую вести торговлю между странами без сильных издержек в виде предварительной покупки долларов США.
Многие идеи сходятся в том, что с уходом мировой валюты в мире появятся или разовьются уже существующие региональные экономические блоки, возможно с появлением единой валюты, наподобие ЕС. На данный момент, всё больше стран подает заявки на вступление в БРИКС, также начинает проявлять инициативу Африканский союз, включающий в себя все страны африканского материка. На официальном уровне объединение идет в Южной Америке. Президенты двух крупнейших стран региона, Бразилии и Аргентины, уже заявили о работе над созданием общей валюты.
Главным вопросом для жителей России, остается конкретно наше будущее в новом мировом порядке. Эксперты склоняются к тому, что России также необходим свой валютный союз на территории постсоветского пространства, но для этого нам нужна “критическая масса”, то есть большее, чем сейчас, количество населения и производственных мощностей для конкуренции с соседними экономиками.
На основании изложенного выше материала можно с определенной уверенностью сделать вывод о том, что экономическая интеграция становится главным условием для создания конкурентоспособной экономики. В современном мире, где существует система разделения труда в масштабах стран, уже невозможно представить эффективное развитие в изолированном состоянии. Но, как показывает практика, у экономической интеграции есть и минус, в лице увеличения зависимости от других стран, поэтому нельзя всецело полагаться на своих партнеров, нужно оставлять возможности и для самостоятельного производства тех или иных товаров и услуг.
Библиографическая ссылка
Мизюк C.И., Петрова Н.И. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 8-2. – С. 223-228;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2960 (дата обращения: 03.12.2024).