Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ЕАЭС – ВЬЕТНАМ ДЛЯ СТРАН СОЮЗА И ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аржаев Ф.И. 1
1 Финансовый университет при Правительстве РФ
Зона свободной торговли ЕАЭС – Вьетнам сегодня является флагманом внешнего контура Евразийской интеграции и представляет значительный интерес особенно в контексте импортозамещения и расширения географии экспорта стран ЕАЭС. Актуальность тематики также подтверждается необходимостью формирования долгосрочных экономических партнерств с дружественными странами, к которым относится Вьетнам. В рамках этого исследования ставится цель оценки эффективности ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам в текущих условиях и ее потенциала в современных условиях с точки зрения параллельного импорта и стимулирования экспорта товаров и стран ЕАЭС. Для достижения цели решается ряд задач, в том числе оценки количественных эффектов ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам, выявления конкурентных преимуществ в торговле с Вьетнамом стран ЕАЭС, а также разработки рекомендаций по сотрудничеству в рамках ЗСТ в современных условиях. Решение этих задач сопряжено с ограничением исследования – отсутствием статистических данных российского экспорта за 2022 год, однако эмпирический анализ современного состояния сотрудничества частично нивелирует это. К основным результатам работы можно отнести доказательство особой структуры торговли ЕАЭС с Вьетнамом со значительной долей товаров с высокой добавленной стоимостью и большим количеством товаров из РФ, обладающих конкурентными преимуществами, выделение современных барьеров для наращивания торговли и разработку рекомендаций по трансформации ЗСТ в более эффективный механизм интеграции.
зона свободной торговли
еаэс
вьетнам
барьеры
конкурентоспособность
санкции
1. Аксенов И.А. Развитие государственной поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции как элемент интеграционной политики Евразийского экономического союза // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. № 4. С. 273-297.
2. Вершинина В. Россия и Вьетнам в поисках новых точек пересечения // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-vetnam-v-poiskakh-novykh-tochek-peresecheniya/ (дата обращения: 10.06.2023).
3. Володин Ю.В. Стратегия выхода на международные рынки: анализ немецких и российских компаний // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 4. С. 20-35.
4. Журавель В.П. Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 2. С. 140-158.
5. Изотов Д.А. Институциональные факторы торговли России с внешним миром // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 9. С. 7-26.
6. Кань Т. Н. 4 года свободной торговли Вьетнама и ЕАЭС: взгляд из Ханоя // Евразия. Эксперт. URL: https://eurasia.expert/4-goda-svobodnoy-torgovli-vetnama-i-eaes-vzglyad-iz-khanoya/ (дата обращения: 10.06.2023).
7. Торговля товарами // ЕЭК. URL: https://eaeu.economy.gov.ru/trade_in_goods (дата обращения: 10.06.2023).
8. Ушкалова Д.И. Антироссийские санкции и экспорт России в 2022 г.: риски и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 34-52.
9. Balassa B. Trade Liberalisation and Revealed Comparative Advantage // The Manchester School. 1965. № 33. С. 99-123.
10. Free access to detailed global trade data // Comtrade. URL: https://comtradeplus.un.org (дата обращения: 10.06.2023).
11. Hùng T.N. Risks of Vietnamese enterprises in trade relations with China // International Journal of Research in Finance and Management 2. 2020. № 1(3). С. 1-6.
12. Jingfeng Z. Industrial structure change and economic growth: A China-Russia comparison // China Economic Review. 2018. № 47. С. 219-233.
13. Nguyen H. T. Vietnam’s international trade policy in the context of China-US trade war // International Journal of Commerce and Management Research. 2019. № 3. Vol. 5. С. 92-95.
14. Quy T. B. Impact of the Vietnam – EAEU FTA on the trade between Vietnam and Eurasian Economic Union // Proceedings of the International Conference on Research in Management & Technovation. 2021. № 33. С. 91-98.
15. Trade value and volume // UNCTADStat. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_ChosenLang=en (дата обращения: 10.06.2023).

Введение

Зона свободной торговли ЕАЭС – Вьетнам стала первой ЗСТ Евразийского союза, соответственно имеет не только экономическое, но и символическое значение в развитии Евразийской интеграционной модели. С 2016 года, когда было запущено функционирование этого проекта, прошло 6 лет, за которые изменились не только подходы к расширению ЕАЭС и Евразийской интеграции в целом, но и геополитическая ситуация в целом. Безусловно, значительное влияние на концепцию сотрудничества ЕАЭС с другими странами оказала специальная военная операция на Украине и последовавшие за ней значительные санкции против РФ и Белоруссии. Сложившаяся ситуация принуждает страны ЕАЭС активизировать сотрудничество с дружественными странами, в частности с теми странами, которые имеют сильные торговые отношения с РФ.

В этой связи цель исследования – оценка эффективности ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам в текущих условиях и ее потенциала в современных условиях с точки зрения параллельного импорта и стимулирования экспорта товаров и стран ЕАЭС. Для решения поставленной цели поставлен и решен ряд задач: 1) оценены количественные эффекты торговли стран ЕАЭС с Вьетнамом; 2) выявлены конкурентные преимущества стран ЕАЭС в торговле с Вьетнамом; 3) разработаны рекомендации по наращиванию сотрудничества с Вьетнамом в условиях санкций. При этом нельзя не отметить и то, что исследование в связи с ограничениями статистики не позволяет в полной мере судить о состоянии исследуемых отношений в 2022 году.

Полученные в ходе исследования результаты представляют практическую значимость так как на сегодняшний день в научной среде нет обоснования эффективности использования ЗСТ как «внешнего контура» евразийской интеграции, как и нет оценок современного состояния ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам.

Результаты исследования и их обсуждение

Первым шагом исследования стал анализ товарооборота стран ЕАЭС и Вьетнама. Известно, что основная специализация экспорта стран ЕАЭС – сырьевые товары, транспортировка которых достаточно затруднительна в отдаленные регионы без использования посредников [5]. Обратимся к рисунку, отражающему динамику экспорта товаров из стран Союза во Вьетнам.

Обозначим основные выявленные тенденции. Во-первых, экспорт Киргизии и Армении во Вьетнам значительно увеличился, что свидетельствует о серьезных эффектах ЗСТ для экономик этих стран Союза, белорусский экспорт также немного вырос. Российский экспорт увеличился практически в два раза, что подтверждает сделанный выше вывод. При этом наихудшие результаты демонстрирует Казахстан, чей экспорт заметно упал, что связано с отсутствием значимых конкурентных преимуществ (таблица). Отметим, что несмотря на положительную динамику общий объем экспорта стран ЕАЭС во Вьетнам колеблется около 0,5% общего экспорта стран ЕАЭС и около 0,8% экспорта ЕАЭС в страны, не входящие в Союз [7].

missing image file

Экспорт стран ЕАЭС во Вьетнам, тыс. долл. США Источник: составлено автором по данным UNCTAD [15]

Доля товаров с конкурентными преимуществами

 

Россия

Белоруссия

Казахстан

Армения

Киргизия

Вьетнам, 2021 г.

47,7%

3,1%

0%

0%

0%

Вьетнам, 2014 г.

76,9%

3,1%

1,6%

0%

0%

Мир, 2021 г.

22,4%

69,4%

18,4%

35,7%

45,9%

Мир, 2014 г.

31,6%

72,4%

21,4%

40,8%

50%

Примечание: рассчитано автором по данным Comtrade и UNCTAD [10].

Изучим товарную структуру экспорта стран ЕАЭС во Вьетнам. Как уже было сказано выше, основу экспорта ЕАЭС составляют товары сырьевого характера, однако с Вьетнамом наблюдается интересная и отличающаяся от общей картины ситуация. Основные позиции экспорта ЕАЭС – уголь, автомобили, металлы, зерно и продукты питания, углеводороды, органическая химия, резина, электроника и пластики. Примечательно, что среди значимых позиций экспорта остаются автомобили и электроника, то есть продукция с высокой добавленной стоимостью. Вьетнамский экспорт в ЕАЭС характеризуется в основном продукцией легкой промышленности, пищевыми продуктами и микроэлектроникой.

Определим потенциал дальнейшего сотрудничества в рамках ЗСТ через поиск конкурентных преимуществ стран Союза в торговле с Вьетнамом по формуле Б. Балаши [9] (1).

RCA = (xij / xi) / (xnj / xn), (1)

где xij – экспорт товара j из страны i, xi – общий экспорт страны i, xnj – экспорт товара j из стран ЕАЭС, xn – общий экспорт стран ЕАЭС. Здесь также наблюдается интересная ситуация, описанная в таблице.

Отметим тот факт, что с точки зрения доли товаров с конкурентными преимуществами относительно экспорта ситуация отличается незначительно. Это свидетельствует о том, что взаимная торговля стран ЕАЭС с Вьетнамом во многом состоит из малых товарных групп, составляющих незначительную долю экспорта [14].

Важным нюансом торговли с азиатским регионом в целом остается высокая конкуренция со стороны китайских товаров [11] и относительно низкая эффективность поддержки экспорта стран ЕАЭС со стороны ЕЭК и регуляторов Союза [1]. Так, наблюдается ситуация, при которой использование китайских полуфабрикатов дешевле, чем закупка сырья в РФ с дальнейшим производством товара промежуточного потребления в конечной стране, что оправдывается высокой эффективностью китайской экономики [13], однако часто готовый полуфабрикат из КНР стоит дешевле российского сырья, что с экономической точки зрения можно обосновать сочетание двух факторов: сложной логистики и сравнительно более низкой эффективностью российской экономики относительно китайской [12]. При этом регуляторы ЕАЭС часто проводят ограничительную политику в отношении сотрудничества с ЗСТ, в случае с Вьетнамом речь идет о квотировании импорта продукции легкой промышленности [6], что явно создает напряженность в экономических отношениях с дружественной страной в условиях санкций, помимо этого информационная поддержка экспортера возлагается на сторонние организации (торгпредства, РСПП и региональные АНО), деятельность которых недостаточна для активного завоевания новых рынков [3].

В условиях санкций и отсутствия данных по российскому экспорту, который составляет основную часть экспорта ЕАЭС во Вьетнам, охарактеризуем потенциал сотрудничества с Вьетнамом в рамках ЗСТ эмпирически. Достаточно очевидно, что российские экспортные пути сейчас нарушены и во избежание вторичных санкций многие юрисдикции отказываются от явного сотрудничества с РФ. Важно заметить, что Вьетнам не относится к этим странам, более того, на политической арене выступает максимально сдержанно [2] и готов наращивать партнерство с РФ. Экспорт во Вьетнам при помощи механизмов изменения страны происхождения на другую страну ЕАЭС в рамках промышленной кооперации сегодня выглядит малореализуемым в первую очередь из-за того, что их контакты и логистические маршруты с Вьетнамом проходили чаще всего через РФ. В таких условиях торговля в рамках ЗСТ с Вьетнамом демонстрирует в целом общую динамику для российского экспорта и экспорта стран ЕАЭС – сокращение экспортируемых позиций и упрощение экспорта в целом [8]. Тем не менее нельзя отрицать, что импорт из Вьетнама становится значимым каналом поставки отдельных товарных позиций в ЕАЭС, в частности, товаров, связанных с микроэлектроникой и товаров двойного назначения. Безусловно, здесь имеет место быть схема «производственной прослойки» параллельного импорта, когда в РФ завозится товар, скрытый от контроля западных стран за счет его предварительного импорта в страну с активно развивающимся производством через дочернюю или внучатую компанию. Именно такой подход открывает большие возможности для сотрудничества с Вьетнамом стран ЕАЭС. Так, дочерняя компания размещается в стране ЕАЭС, а внучатая организуется во Вьетнаме. Такая схема уже достаточно часто применяется в отношении товаров из стран АСЕАН. Особое значение в этих условиях должно уделяться инвестиционному сотрудничеству. На сегодняшний день российские компании активно инвестируют во Вьетнам не только из-за санкций, но и благодаря тому, что экономика страны очень быстро развивается и предлагает выгодные возможности для инвестора.

В части анализа потенциала ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам в части параллельного импорта стоит заметить, что такие схемы требуется организовывать с использованием классических инструментов теневой экономики, т.н. «стиралок» и «креативной логистики», а также обеспечивать финансированием с должным уровнем надежности и непрерывности, что ставит вопрос использования юаня в расчетах и расчетов в национальных валютах. На сегодняшний день этот вопрос фактически решен на корпоративном уровне российских банков, многие из которых готовы работать во вьетнамских донгах с контрагентами во Вьетнаме.

Значимыми направлениями сотрудничества с Вьетнамом остаются такие значимые отрасли как атомная энергетика, электротехника, текстиль, товары двойного назначения и пищевая промышленность, они составляют значительную часть товарооборота между ЕАЭС и Вьетнамом и позволяют рассматривать современное партнерство со страной как всеобъемлющее и стратегическое.

Таким образом, выделяется набор проблем развития ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам, преодоление которых на сегодняшний день – ключ к успешной реализации потенциала этого соглашения в условиях санкций:

1) Проблема логистики без использования посредников;

2) Проблема упрощения структуры экспорта ЕАЭС во Вьетнам;

3) Проблема конкуренции с китайскими товарами;

4) Недостатки регулирования ЗСТ с ЕАЭС.

Решение выделенных проблем лежит в плоскости расширения институтов сотрудничества, актуализации регулирования, а также создания новых логистических маршрутов. Перечислим и опишем некоторые меры по преодолению барьеров развития ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам.

Во-первых, актуальным вопросом развития сотрудничества ЕАЭС с другими странами видится расширения так называемого «внешнего контура» ЕАЭС, формирование ЗСТ со странами АСЕАН в целом. Текущая геоэкономическая ситуация, однако, накладывает ограничения на это решение, в частности, только Вьетнам и Лаос отказались в явном виде осуждать специальную военную операцию России, что указывает на более высокий потенциал сотрудничества с КНР, США и странами ЕС для государств региона, чем с РФ и ЕАЭС.

Эта ситуация позволяет предложить региональное ограничение на формирование ЗСТ с региональными членами, в частности, предлагается создать ЗСТ+ ЕАЭС с Вьетнамом и Лаосом, включающую регулирование и синергизацию инвестиционного законодательства, возможности инвестирования в национальных валютах и государственные гарантии таких инвестиций. Помимо этого, предлагается предоставить доступ компаниям из Вьетнама и Лаоса к государственным закупкам стран ЕАЭС с аналогичными мерами и со стороны контрактной системы обеих стран.

Вторая необходимая мера – устранение всех квот на льготный импорт товаров из Вьетнама хотя бы на время блокирующих западных санкций. Это не только позволит более активно насыщать российский рынок, но и максимизировать положительные эффекты международного сотрудничества.

Очевидным предложением является создание системы расчетов в национальных валютах с деноминацией контрактов в третьей валюте не являющейся токсичной для ЕАЭС и Вьетнама. Так, возможным решением может стать деноминирование контрактов со странами ЕАЭС (кроме РФ) в рублях, тогда как контракты с контрагентами из РФ могут быть заключены в юанях. Это во многом позволит избежать валютных рисков, хотя и не даст значительной экономии на прямом обменном курсе как при использовании только национальных валют.

Важнейшем элементом развития торговли ЕАЭС и Вьетнама должно стать создание транспортных коридоров без посредников. Несмотря на кажущуюся возможность использования коридоров «Одного пояса, одного пути» или мультимодального транспортного коридора «Север-Юг» санкционные ограничения вынуждают реализовывать вариант с экспортом через северные порты РФ через Северный морской путь (СМП). Неоднократно рассматривались ограничения и потенциал СМП [4], отметим лишь, что настоятельно требуется модернизация этого транспортного коридора.

Заключение

Зона свободной торговли ЕАЭС – Вьетнам стала основой внешнего контура ЕАЭС, значимой частью развития стратегии развития евразийской модели интеграции.

В настоящее время ЗСТ выполняет свои функции обеспечения притока товаров из Юго-Восточной Азии в ЕАЭС, однако объем поставляемых товаров в обоих направлениях остается небольшим. Экспорт стран Союза во Вьетнам увеличился благодаря ЗСТ (в целом по всем странам на 78% с наибольшим ростом в Армении (в 48 раз) и наименьшим в Казахстане (-2,3%). Основу экспорта во Вьетнам составляют не только сырьевые товары (уголь, углеводороды, металлы, пластмассы, органическая химия) – традиционные статьи экспорта ЕАЭС, но и товары с высокой добавленной стоимостью (транспортные средства, электроника), высока доля пищевой и легкой промышленности во взаимной торговле.

С началом СВО отношения РФ и стран ЕАЭС с Вьетнамом не только не ухудшились, но и вышли на уровень глубокого экономико-политического партнерства. Параллельный импорт через страну в РФ и страны ЕАЭС имеет большой потенциал, особенно в части компактных изделий электротехнического характера и пищевых продуктов. Инвестиционное сотрудничество также остается активным.

Тем не менее, основные проблемы развития взаимной торговли не могли не обостриться в кризисный период, среди них выделяются: проблема создания неотслеживаемых западными странами логистических маршрутов, проблема низкой товарной диверсификации экспорта стран ЕАЭС во Вьетнам, проблема высокой конкуренции с китайскими товарами и недостатки регулирования торговли в ЕАЭС.

Предложенные меры по нивелированию негативных эффектов выявленных недостатков должны реализовываться системно, иначе их эффекты будут значительно ниже ожидаемых.

Дальнейшее развитие ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам и ее расширение на другие страны Юго-Восточной Азии видится логичным и эффективным инструментом реализации политики РФ в условиях формирования многополярного мира.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.


Библиографическая ссылка

Аржаев Ф.И. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ЕАЭС – ВЬЕТНАМ ДЛЯ СТРАН СОЮЗА И ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 8-1. – С. 13-18;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2927 (дата обращения: 24.07.2024).