Бюджетная политика должна учитывать специфику региона, это дает возможность выделять средства на решение действительно важных социальных вопросов и повышать эффективность использования бюджетных средств. Основанием для формирования бюджета региона всегда является текущее состояние экономики и прогноз социально экономического развития региона [1]. Рассмотрим текущее состояние экономики одного из самых дотационных субъектов РФ – Республики Дагестан [2] (табл. 1).
Таблица 1
Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Дагестан за 2021-2022 гг. и прогноз СЭР РД на 2023-2025 гг.
Показатели |
Отчет за 2021 г. |
Оценка за 2022 г. |
Прогноз СЭР РД |
||
на 2023 г. |
на 2024 г. |
на 2025 г. |
|||
Численность населения (тыс. человек) |
3 143,6 |
3 164,5 |
3 186,2 |
3 209,1 |
3 233,2 |
Валовой региональный продукт (ВРП) в основных ценах соответствующих лет |
814 429,7 |
912 067,6 |
1 000187,9 |
1 089516,9 |
1 188 764,7 |
темп роста (%) |
102,0 |
103,3 |
104,3 |
104,6 |
105,0 |
ВРП на душу населения (тыс. руб.) |
259,1 |
288,2 |
313,9 |
339,5 |
367,7 |
Индекс потребительских цен в среднем за год (в % к предыдущему году) |
110,1 |
112,1 |
105,3 |
104,5 |
104,0 |
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) |
70 377,6 |
84 258,0 |
94 203,3 |
106 009,0 |
120 061,6 |
темп роста (%) |
112,1 |
106,8 |
107,4 |
108,1 |
108,9 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
178 506,0 |
199 204,5 |
214 16,6 |
232 78,9 |
253 708,3 |
темп роста (%) |
102,8 |
100,9 |
102,8 |
103,3 |
103,9 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
251 368,1 |
289 371,2 |
325 418,2 |
364 20,2 |
411 969,6 |
темп роста (%) |
88,6 |
106,1 |
107,0 |
107,9 |
109,0 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» |
189 606,8 |
214 652,9 |
237 20,9 |
263 65,3 |
291 331,7 |
темп роста (%) |
102,0 |
106,3 |
106,5 |
106,7 |
107,0 |
Оборот розничной торговли |
657 564,5 |
807 127,5 |
930 11,6 |
1 030885 |
1 140818,6 |
темп роста (%) |
101,0 |
105,0 |
105,2 |
105,5 |
106,0 |
Объем платных услуг населению |
131 313,9 |
156 631,1 |
177 300,9 |
195 880,2 |
217 909,0 |
темп роста (%) |
101,1 |
102,7 |
102,9 |
103,5 |
104,3 |
Объем платных услуг населению на душу населения (тыс. рублей) |
41,8 |
49,5 |
55,6 |
61,0 |
67,4 |
Среднемесячная номинально начисленная заработная плата на одного работника (руб.) |
31 859,1 |
34 662,7 |
37 994,2 |
42 092,3 |
47 323,8 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения (в % к предыдущему году) |
100,4 |
98,3 |
104,6 |
105,7 |
106,8 |
Прожиточный минимум на душу населения (руб./мес.) |
10 628,0 |
12 667,0 |
13 688,0 |
14 836,0 |
16 476,0 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в % к общей численности населения) |
14,7 |
14,7 |
13,6 |
12,5 |
11,8 |
Численность занятых в экономике (тыс. человек) |
1 162,9 |
1 241,0 |
1 280,6 |
1 329,0 |
1 387,4 |
Уровень безработицы (в % к рабочей силе) |
15,1 |
12,4 |
11,6 |
10,9 |
10,3 |
Источник: Заключение Счетной палаты РД на проект закона РД «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». URL: http://www.spdag.ru/documents.
Рис. 1. Структура расходов республиканского бюджета Республики Дагестан на 2023 год по разделам и подразделам классификации расходов
По данным табл. 1, можем отметить, что на 2023 год прогнозируется прирост среднегодовых темпов по всем показателям в отношении 2022 года, причем, наибольший прирост ожидается по уровню отгруженной продукции и инвестиций в основной капитал, соответственно на уровне 107%. Развитие инвестиционного климата региона определяется, прежде всего, структурой программных расходов бюджета [4].
Приоритетными направлениями расходов республиканского бюджета Республики Дагестан на 2023 год, как и в прошлом году, являются образование, социальная политика, здравоохранение, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство (рис. 1). По указанным разделам планируется осуществить более 84 % расходов республиканского бюджета Республики Дагестан (162 141 473,1 тыс. рублей, или 84,7 %), в том числе: – «Образование» – 68 330 523,6 тыс. руб., или 35,7 %; – «Социальная политика» – 46 237 835,8 тыс. рублей, или 24,2 %.
Доля программных расходов в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Дагестан в 2023 году составляет 94,0 % (179 994 626,0 тыс. руб.), в 2024 году – 93,1 % (150 437 445,1 тыс. руб.) и в 2025 году – 94,0 % (152 948 129,6 тыс. руб.).
На национальную экономику на 2023 год в табл. 2 приходится большая часть инвестиций и программ в расходах бюджета РД. Данный раздел включает в себя следующие направления (таблица 2).
В бюджете РД запланирован прирост расходов по направлениям «сельское хозяйство и рыболовство» и «другие вопросы экономики». Именно в рамках подраздела «другие вопросы экономики» предусмотрены важные ассигнования на реализацию 8 государственных программ Республики Дагестан в объеме 4132137,4 тыс. руб. Наиболее стратегические из них – это государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» – 361506,9 тыс. руб., (по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан» – 346191,9 тыс. руб.; по подпрограмме «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан» – 15315,0 тыс. руб.); государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» – 136710,5 тыс. руб.
Большинство проектов финансируются из бюджета, а не за счет собственных средств инициаторов проекта. Особенно это касается сельского хозяйства, строительства, промышленности и связи. Среди инвестиционных предложений, включенных в Инвестиционную стратегию РД [7] можно выделить следующие крупные проекты, которые могли бы повлиять на инвестиционный климат субъекта.
Таблица 2
Сравнительный анализ расходов на 2022 год и планируемых расходов на 2023 год, тыс. руб.
Направления национальной экономики |
Утверждено на 2022 год по росписи |
Проект на 2023 |
Удельный вес на 2023 год |
Отклонение 2023 от 2022 |
Общеэкономические вопросы |
678 158,6 |
499 919,1 |
2% |
- 178 239,5 |
Топливно -энергетический комплекс |
120 060,2 |
159 038,5 |
1% |
3 978,3 |
Воспроизводство минерально-сырьевой базы |
950,0 |
0% |
- 950,0 |
|
Сельское хозяйство и рыболовство |
4 171 931,7 |
4 667 772,2 |
19% |
495 840,5 |
Водное хозяйство |
408 461,6 |
226 230,4 |
1% |
- 182 231,2 |
Лесное хозяйство |
217 655,6 |
39 213,6 |
0% |
- 178 442,0 |
Транспорт |
622 879,9 |
304 737,2 |
1% |
- 318 142,7 |
Дорожное хозяйство |
15 233 567,6 |
13 707 059,7 |
56% |
- 1 526 507,9 |
Связь и информатика |
534 138,1 |
145 446,1 |
1% |
- 388 692,0 |
Другие вопросы экономики |
2 689 060,6 |
4 918 025,3 |
20% |
2 228 964,7 |
Всего национальная экономика |
24 676 863,9 |
24 667 442,1 |
100% |
- 9 421,8 |
Источник: Заключение Счетной палаты РД на проект закона РД «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». URL: http://www.spdag.ru/documents.
Таблица 3
Крупные инвестиционные проекты, утвержденные инвестиционной стратегией РД
Проект и инициатор проекта |
Сумма инвестиций, млн руб. |
Собственные средства |
Привлекаемые из бюджета средства |
Строительство цементного завода в РД. ЗАО «Межрегиональная производственная корпорация «ГРАС» |
15700 |
20% |
80% |
Строительство международного транспортно-логистического центра «Каспий». ЗАО «Каспий Ложистик» |
10000 |
52% |
48% |
Строительство малых ГЭС (Докузпаринский, Ахтынский, Рутульский, Левашинский и Чародинский районы) ОАО «Межрегиональная энергетическая компания» |
7016,3 |
30% |
70% |
Жилищное строительство, мкр-8. ООО «АБН-Строй» |
5010 |
50% |
50% |
Жилищное строительство, г. Избербаш. ЗАО «ВКЗ «Избербашский», ООО «Дагстройинвест» |
4672 |
50% |
50% |
Строительство завода по переработке ТБО мощностью 200 тыс. тонн в год. Проекту присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта РД. ОАО «Мадала» |
3792 |
10% |
90% |
Жилищное строительство, мкр-7, г. Каспийск. ПЖСК «Победа», ПЖСК «Восток», ПЖСК «Салют», ПЖСК «Гарант» |
3457 |
50% |
50% |
Создание высокоэффективного энергетического комплекса на базе разведанных геотермальных месторождений Северного Дагестана ОАО «ТЭК «Геотермнефтегаз», ООО «Каспийэкосервис» |
2583,3 |
20% |
80% |
Организация серийного производства цифровых жидкокристаллических LCD-телевизоров и организация серийного производства цифровых телевизионных приставок. Проекту присвоен статус приоритетный инвестиционный проект РД. ОАО «Электросигнал» |
2138,3 |
50% |
50% |
Расширение всесезонного рекреационного комплекса «Чиндирчеро». ООО «Ринко Альянс» |
1835 |
90% |
10% |
Строительство цементного завода в г. Кизилюрте. ООО «Евроресурс» |
1800 |
50% |
50% |
Источник: инвестиционная стратегия Республики Дагестан до 2025 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/430600045.
Наиболее крупные проекты, как мы видим, связаны со строительством цементного завода, строительством международного транспортно-логистического центра и со строительством малых ГЭС. На их финансирование также приходится большая часть бюджетных средств. По всем отраслям в целом доля привлеченных из бюджета средств составляет 67%, и только 33% собственный капитал инициаторов проекта (рис. 2).
Рис. 2. Структура финансирования инвестиционных проектов Республики Дагестан по отраслям Примечание: инвестиционная стратегия Республики Дагестан до 2025 года URL: https://docs.cntd.ru/document/430600045
Таблица 4
SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Республики Дагестан
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Промышленные и потребительские рынки: малое и среднее предпринимательство |
|
Значительный вклад торгового комплекса в экономику республики Высокий потенциал развития торгово-транспортно-логистического комплекса во взаимосвязи с развитием промышленного, агропромышленного, строительного, топливно-энергетического комплексов. Наличие производств почти всех основных строительных материалов Потенциал развития социально-инновационного комплекса |
Сравнительно низкий платежеспособный спрос населения Отсутствие системы продвижения на потребительский рынок республики продукции отечественных и местных товаропроизводителей Недостаточно эффективное управление товародвижением на экспортно-импортных транзитных направлениях зависимость сбыта ряда продуктовых позиций промышленного комплекса от оборонного заказа страны Недостаточная конкурентоспособность некоторых видов производимой продукции высокий уровень износа основных фондов |
Человеческий капитал |
|
Благоприятная демографическая ситуация Высокий процент молодого и здорового населения Лидерские амбиции и дух предпринимательства населения республики Относительно низкий уровень урбанизации населения Относительно низкая стоимость трудовых ресурсов Потенциал значительного увеличения рабочих мест, обеспечения стабильной и гарантированной заработной платы управленческим кадрам, рабочим и инженерно-техническим работникам |
Недостаточная квалификация и количество управленческих кадров Низкая обеспеченность техническими специалистами среднего уровня недостаточное количество специализированных образовательных учреждений Межотраслевая дифференциация уровня заработной платы Отток сельского населения в города отрицательное сальдо миграции с соседними регионами |
Природные ресурсы |
|
Удачное экономико-географическое положение Высокий природно-ресурсный потенциал республики Значительный потенциал возобновляемых источников энергии (солнце, ветер, геотермальные воды) и наличие технологических разработок Значительные объемы пресных и минеральных вод Значительный гидроэнергетический потенциал Обширные бальнеологические и рекреационные ресурсы в прибрежной зоне и в горах Благоприятные агроклиматические условия в ряде территорий |
Труднодоступность многих горных территорий\ Дефицит пресной воды в ряде северных и восточных территорий Низкая эффективность использования природных факторов (земель, воды) высокая сейсмичность территории |
Инфраструктура |
|
Наличие браунфилдов и гринфилдов для реализации инвестиционных проектов в приоритетных секторах Наличие в республике всех видов транспорта: воздушного, морского, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного Наличие на территории республики единственного в России незамерзающего морского торгового порта Наличие потенциала использования пустующих земель для пашен и пастбищ (около 30% от всех земель сельскохозяйственного назначения) Потенциал развития интермодальных пассажирских и грузовых перевозок в республике Высокий потенциал объединения основных туристско-рекреационных объектов в единое транспортное пространство Наличие налаженного транспортного сообщения с соседними республиками и государствами |
Высокий уровень износа основных инфраструктурных объектов Высокий уровень энергоемкости экономики республики Недостаточное количество инфраструктурно-обустроенных инвестиционных площадок Темпы развития автодорог в республике, не соответствующие темпам автомобилизации Низкий уровень сервиса в сфере транспортно-логистического обслуживания Растущий дефицит энергопотребления Отсутствие мусороперерабатывающих и низкая эффективность очистных комплексов Недостаточная обеспеченность жителей республики объектами социальной инфраструктуры и услугами жкх Недостаточная обеспеченность качественным жильем и каналами коммуникации Отсутствие комплексной системы информационной поддержки экономики Высокая территориальная дифференциация уровня развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы |
Источник: инвестиционной стратегия Республики Дагестан до 2025 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/430600045.
Нами определены конкурентные преимущества и барьеры развития инвестиционной деятельности, и их влияние на экономическое развитие Республики Дагестан, анализ социально-экономического положения, SWOT-анализа, анализа законодательной базы [4].
Можно сделать вывод, что направления расходов бюджета РД будут способствовать повышению привлекательности инвестиционного климата, и соответственно выполнению прогнозов социально-экономического развития, указанных в таблице 1. Однако, следует учесть сильные и слабые стороны развития экономики региона, которые могут повлиять на его инвестиционную привлекательность.
Библиографическая ссылка
Кремлёва В.В., Дудина О.И., Перминова И.М. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-1. – С. 62-68;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2900 (дата обращения: 22.12.2024).