Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Кремлёва В.В. 1 Дудина О.И. 2 Перминова И.М. 2
1 Дагестанский государственный университет народного хозяйства
2 Уральский государственный экономический университет
В статье рассматриваются направления расходов бюджета Республики Дагестан, исходя из оценки текущего состояния экономики, эффективность бюджетной политики по приоритетным направлениям, оценка госпрограмм по повышению привлекательности инвестиционного климата в регионе, состояние экономики и прогноз социально экономического развития региона. Проводится анализ структуры расходов бюджета, в том числе расходов по инвестиционным программам наиболее стратегически важных для региона на ближайшую перспективу. Дана оценка крупным инвестиционным проектам, утвержденным инвестиционной стратегией Республики Дагестан. Определены конкурентные преимущества и барьеры развития инвестиционной деятельности, и их влияние на экономическое развитие Республики Дагестан, представлен анализ социально-экономического положения, SWOT-анализ, анализа законодательной базы.
инфляция
бюджетная политика
инвестиционный климат
социально-экономическое развитие
инвестиционная стратегия
1. Алиев Б.Х., Абакарова З.Г. Характеристика современной бюджетно-налоговой политики субъекта Российской Федерации // Эпоха науки. 2020. № 21. С. 127-130.
2. Республика Дагестан. Законы. О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов: Закон РД от 25.12.2022 № 95.
3. Официальный сайт Минэкономразвития РД. URL: https://docs.cntd.ru/document/406380142 (дата обращения: 05.04.2023).
4. Программы и проекты для граждан 2022: сайт Минэкономразвития РД. URL: http://minec-rd.e-dag.ru/uchastie_v_tselevykh_i_inykh_programmakh (дата обращения: 05.04.2023).
5. Заключение Счетной палаты РД на проект закона РД «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». URL: http://www.spdag.ru/documents (дата обращения: 05.04.2023).
6. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по РД. URL: https://dagstat.gks.ru (дата обращения: 05.04.2023).
7. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан. URL: http://docs.cntd.ru/document/406276853 (дата обращения: 05.04.2023).

Бюджетная политика должна учитывать специфику региона, это дает возможность выделять средства на решение действительно важных социальных вопросов и повышать эффективность использования бюджетных средств. Основанием для формирования бюджета региона всегда является текущее состояние экономики и прогноз социально экономического развития региона [1]. Рассмотрим текущее состояние экономики одного из самых дотационных субъектов РФ – Республики Дагестан [2] (табл. 1).

Таблица 1

Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Дагестан за 2021-2022 гг. и прогноз СЭР РД на 2023-2025 гг.

Показатели

Отчет за 2021 г.

Оценка за 2022 г.

Прогноз СЭР РД

на 2023 г.

на 2024 г.

на 2025 г.

Численность населения (тыс. человек)

3 143,6

3 164,5

3 186,2

3 209,1

3 233,2

Валовой региональный продукт (ВРП)

в основных ценах соответствующих лет

814 429,7

912 067,6

1 000187,9

1 089516,9

1 188 764,7

темп роста (%)

102,0

103,3

104,3

104,6

105,0

ВРП на душу населения (тыс. руб.)

259,1

288,2

313,9

339,5

367,7

Индекс потребительских цен в среднем

за год (в % к предыдущему году)

110,1

112,1

105,3

104,5

104,0

Объем отгруженной продукции (работ, услуг)

70 377,6

84 258,0

94 203,3

106 009,0

120 061,6

темп роста (%)

112,1

106,8

107,4

108,1

108,9

Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств

178 506,0

199 204,5

214 16,6

232 78,9

253 708,3

темп роста (%)

102,8

100,9

102,8

103,3

103,9

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

251 368,1

289 371,2

325 418,2

364 20,2

411 969,6

темп роста (%)

88,6

106,1

107,0

107,9

109,0

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство»

189 606,8

214 652,9

237 20,9

263 65,3

291 331,7

темп роста (%)

102,0

106,3

106,5

106,7

107,0

Оборот розничной торговли

657 564,5

807 127,5

930 11,6

1 030885

1 140818,6

темп роста (%)

101,0

105,0

105,2

105,5

106,0

Объем платных услуг населению

131 313,9

156 631,1

177 300,9

195 880,2

217 909,0

темп роста (%)

101,1

102,7

102,9

103,5

104,3

Объем платных услуг населению на душу населения (тыс. рублей)

41,8

49,5

55,6

61,0

67,4

Среднемесячная номинально начисленная заработная плата на одного работника (руб.)

31 859,1

34 662,7

37 994,2

42 092,3

47 323,8

Реальные располагаемые денежные доходы населения (в % к предыдущему году)

100,4

98,3

104,6

105,7

106,8

Прожиточный минимум на душу населения (руб./мес.)

10 628,0

12 667,0

13 688,0

14 836,0

16 476,0

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в % к общей численности населения)

14,7

14,7

13,6

12,5

11,8

Численность занятых в экономике

(тыс. человек)

1 162,9

1 241,0

1 280,6

1 329,0

1 387,4

Уровень безработицы (в % к рабочей силе)

15,1

12,4

11,6

10,9

10,3

Источник: Заключение Счетной палаты РД на проект закона РД «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». URL: http://www.spdag.ru/documents.

missing image file

Рис. 1. Структура расходов республиканского бюджета Республики Дагестан на 2023 год по разделам и подразделам классификации расходов

По данным табл. 1, можем отметить, что на 2023 год прогнозируется прирост среднегодовых темпов по всем показателям в отношении 2022 года, причем, наибольший прирост ожидается по уровню отгруженной продукции и инвестиций в основной капитал, соответственно на уровне 107%. Развитие инвестиционного климата региона определяется, прежде всего, структурой программных расходов бюджета [4].

Приоритетными направлениями расходов республиканского бюджета Республики Дагестан на 2023 год, как и в прошлом году, являются образование, социальная политика, здравоохранение, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство (рис. 1). По указанным разделам планируется осуществить более 84 % расходов республиканского бюджета Республики Дагестан (162 141 473,1 тыс. рублей, или 84,7 %), в том числе: – «Образование» – 68 330 523,6 тыс. руб., или 35,7 %; – «Социальная политика» – 46 237 835,8 тыс. рублей, или 24,2 %.

Доля программных расходов в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Дагестан в 2023 году составляет 94,0 % (179 994 626,0 тыс. руб.), в 2024 году – 93,1 % (150 437 445,1 тыс. руб.) и в 2025 году – 94,0 % (152 948 129,6 тыс. руб.).

На национальную экономику на 2023 год в табл. 2 приходится большая часть инвестиций и программ в расходах бюджета РД. Данный раздел включает в себя следующие направления (таблица 2).

В бюджете РД запланирован прирост расходов по направлениям «сельское хозяйство и рыболовство» и «другие вопросы экономики». Именно в рамках подраздела «другие вопросы экономики» предусмотрены важные ассигнования на реализацию 8 государственных программ Республики Дагестан в объеме 4132137,4 тыс. руб. Наиболее стратегические из них – это государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» – 361506,9 тыс. руб., (по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан» – 346191,9 тыс. руб.; по подпрограмме «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан» – 15315,0 тыс. руб.); государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» – 136710,5 тыс. руб.

Большинство проектов финансируются из бюджета, а не за счет собственных средств инициаторов проекта. Особенно это касается сельского хозяйства, строительства, промышленности и связи. Среди инвестиционных предложений, включенных в Инвестиционную стратегию РД [7] можно выделить следующие крупные проекты, которые могли бы повлиять на инвестиционный климат субъекта.

Таблица 2

Сравнительный анализ расходов на 2022 год и планируемых расходов на 2023 год, тыс. руб.

Направления национальной экономики

Утверждено на 2022 год по росписи

Проект на 2023

Удельный вес на 2023 год

Отклонение 2023 от 2022

Общеэкономические вопросы

678 158,6

499 919,1

2%

- 178 239,5

Топливно -энергетический комплекс

120 060,2

159 038,5

1%

3 978,3

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

950,0

 

0%

- 950,0

Сельское хозяйство и рыболовство

4 171 931,7

4 667 772,2

19%

495 840,5

Водное хозяйство

408 461,6

226 230,4

1%

- 182 231,2

Лесное хозяйство

217 655,6

39 213,6

0%

- 178 442,0

Транспорт

622 879,9

304 737,2

1%

- 318 142,7

Дорожное хозяйство

15 233 567,6

13 707 059,7

56%

- 1 526 507,9

Связь и информатика

534 138,1

145 446,1

1%

- 388 692,0

Другие вопросы экономики

2 689 060,6

4 918 025,3

20%

2 228 964,7

Всего национальная экономика

24 676 863,9

24 667 442,1

100%

- 9 421,8

Источник: Заключение Счетной палаты РД на проект закона РД «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». URL: http://www.spdag.ru/documents.

Таблица 3

Крупные инвестиционные проекты, утвержденные инвестиционной стратегией РД

Проект и инициатор проекта

Сумма инвестиций, млн руб.

Собственные средства

Привлекаемые из бюджета средства

Строительство цементного завода в РД. ЗАО «Межрегиональная производственная корпорация «ГРАС»

15700

20%

80%

Строительство международного транспортно-логистического центра «Каспий». ЗАО «Каспий Ложистик»

10000

52%

48%

Строительство малых ГЭС (Докузпаринский, Ахтынский, Рутульский, Левашинский и Чародинский районы) ОАО «Межрегиональная энергетическая компания»

7016,3

30%

70%

Жилищное строительство, мкр-8. ООО «АБН-Строй»

5010

50%

50%

Жилищное строительство, г. Избербаш.

ЗАО «ВКЗ «Избербашский», ООО «Дагстройинвест»

4672

50%

50%

Строительство завода по переработке ТБО мощностью 200 тыс. тонн в год. Проекту присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта РД. ОАО «Мадала»

3792

10%

90%

Жилищное строительство, мкр-7, г. Каспийск. ПЖСК «Победа», ПЖСК «Восток», ПЖСК «Салют», ПЖСК «Гарант»

3457

50%

50%

Создание высокоэффективного энергетического комплекса на базе разведанных геотермальных месторождений Северного Дагестана ОАО «ТЭК «Геотермнефтегаз», ООО «Каспийэкосервис»

2583,3

20%

80%

Организация серийного производства цифровых жидкокристаллических LCD-телевизоров и организация серийного производства цифровых телевизионных приставок. Проекту присвоен статус приоритетный инвестиционный проект РД. ОАО «Электросигнал»

2138,3

50%

50%

Расширение всесезонного рекреационного комплекса «Чиндирчеро». ООО «Ринко Альянс»

1835

90%

10%

Строительство цементного завода в г. Кизилюрте. ООО «Евроресурс»

1800

50%

50%

Источник: инвестиционная стратегия Республики Дагестан до 2025 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/430600045.

Наиболее крупные проекты, как мы видим, связаны со строительством цементного завода, строительством международного транспортно-логистического центра и со строительством малых ГЭС. На их финансирование также приходится большая часть бюджетных средств. По всем отраслям в целом доля привлеченных из бюджета средств составляет 67%, и только 33% собственный капитал инициаторов проекта (рис. 2).

missing image file

Рис. 2. Структура финансирования инвестиционных проектов Республики Дагестан по отраслям Примечание: инвестиционная стратегия Республики Дагестан до 2025 года URL: https://docs.cntd.ru/document/430600045

Таблица 4

SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Республики Дагестан

Сильные стороны

Слабые стороны

Промышленные и потребительские рынки: малое и среднее предпринимательство

 Значительный вклад торгового комплекса в экономику республики

 Высокий потенциал развития торгово-транспортно-логистического комплекса во взаимосвязи с развитием промышленного, агропромышленного, строительного, топливно-энергетического комплексов. Наличие производств почти всех основных строительных материалов

 Потенциал развития социально-инновационного комплекса

 Сравнительно низкий платежеспособный спрос населения

 Отсутствие системы продвижения на потребительский рынок республики продукции отечественных и местных товаропроизводителей

 Недостаточно эффективное управление товародвижением на экспортно-импортных транзитных направлениях зависимость сбыта ряда продуктовых позиций промышленного комплекса от оборонного заказа страны

 Недостаточная конкурентоспособность некоторых видов производимой продукции высокий уровень износа основных фондов

Человеческий капитал

 Благоприятная демографическая ситуация

 Высокий процент молодого и здорового населения

 Лидерские амбиции и дух предпринимательства населения республики

 Относительно низкий уровень урбанизации населения

 Относительно низкая стоимость трудовых ресурсов

 Потенциал значительного увеличения рабочих мест, обеспечения стабильной и гарантированной заработной платы управленческим кадрам, рабочим и инженерно-техническим работникам

 Недостаточная квалификация и количество управленческих кадров

 Низкая обеспеченность техническими специалистами среднего уровня недостаточное количество специализированных образовательных учреждений

 Межотраслевая дифференциация уровня заработной платы

 Отток сельского населения в города отрицательное сальдо миграции с соседними регионами

Природные ресурсы

 Удачное экономико-географическое положение

 Высокий природно-ресурсный потенциал республики

 Значительный потенциал возобновляемых источников энергии (солнце, ветер, геотермальные воды) и наличие технологических разработок

 Значительные объемы пресных и минеральных вод

 Значительный гидроэнергетический потенциал

Обширные бальнеологические и рекреационные ресурсы в прибрежной зоне и в горах

 Благоприятные агроклиматические условия в ряде территорий

Труднодоступность многих горных территорий\

Дефицит пресной воды в ряде северных и восточных территорий

 Низкая эффективность использования природных факторов (земель, воды) высокая сейсмичность территории

Инфраструктура

 Наличие браунфилдов и гринфилдов для реализации инвестиционных проектов в приоритетных секторах

 Наличие в республике всех видов транспорта: воздушного, морского, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного

 Наличие на территории республики единственного в России незамерзающего морского торгового порта

 Наличие потенциала использования пустующих земель для пашен и пастбищ (около 30% от всех земель сельскохозяйственного назначения)

 Потенциал развития интермодальных пассажирских и грузовых перевозок в республике

 Высокий потенциал объединения основных туристско-рекреационных объектов в единое транспортное пространство

 Наличие налаженного транспортного сообщения с соседними республиками и государствами

Высокий уровень износа основных инфраструктурных объектов

 Высокий уровень энергоемкости экономики республики

 Недостаточное количество инфраструктурно-обустроенных инвестиционных площадок

 Темпы развития автодорог в республике, не соответствующие темпам автомобилизации

 Низкий уровень сервиса в сфере транспортно-логистического обслуживания

 Растущий дефицит энергопотребления

 Отсутствие мусороперерабатывающих и низкая эффективность очистных комплексов

 Недостаточная обеспеченность жителей республики объектами социальной инфраструктуры и услугами жкх

 Недостаточная обеспеченность качественным жильем и каналами коммуникации

 Отсутствие комплексной системы информационной поддержки экономики

 Высокая территориальная дифференциация уровня развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы

Источник: инвестиционной стратегия Республики Дагестан до 2025 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/430600045.

Нами определены конкурентные преимущества и барьеры развития инвестиционной деятельности, и их влияние на экономическое развитие Республики Дагестан, анализ социально-экономического положения, SWOT-анализа, анализа законодательной базы [4].

Можно сделать вывод, что направления расходов бюджета РД будут способствовать повышению привлекательности инвестиционного климата, и соответственно выполнению прогнозов социально-экономического развития, указанных в таблице 1. Однако, следует учесть сильные и слабые стороны развития экономики региона, которые могут повлиять на его инвестиционную привлекательность.


Библиографическая ссылка

Кремлёва В.В., Дудина О.И., Перминова И.М. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-1. – С. 62-68;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2900 (дата обращения: 20.06.2024).