Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФИНАНСОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСЗАКАЗОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Михайлов С.В. 1 Бабкин А.В. 2 Михайлов В.В. 3
1 ООО «Завод Стройпром»
2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
3 Военная академия связи им. маршала Советского Союза С.М. Буденного
Увеличение масштабов производства продукции оборонного назначения требует повышенного внимания к экономному использованию бюджетных средств, направляемых как на увеличение как объемов поставок, так финансирование разработок перспективных образцов техники и вооружений, не имеющих аналогов. Результаты деятельности оборонных предприятий напрямую зависят от того, насколько финансовые ассигнования отвечают реальным потребностям в денежных ресурсах, необходимых для изготовления конечной продукции. Вклад в решение этой проблемы вносят предприятия и организации, которые в ответ на применяемые санкции развивают альтернативное производство и в оперативном режиме выполняют производственные задания. Решению задач по выполнению оборонных заказов способствует применение методов военно-экономического анализа, направленных на эффективное использование материальных и финансовых ресурсов предприятия. В непосредственной деятельности по выполнению заказов на различных стадиях изготовления изделий применяются аналитические и графические методы анализа, позволяющие установит характер и глубину связи между финансовыми затратами и показателей качества, как совокупности их тактико-технических характеристик. При оценке эффективности отдельных образцов и групп однородных образцов (ГОО) техники связи используются такие показатели, как дальность, частотность, шаг сетки, потребляемая и выходная мощность, вес и другие показатели. Сопоставление показателей нового изделия с его аналогом и финансовыми затратами позволяет представителю заказчика принимать научно обоснованные решения по выполнению заказа и его дальнейшему финансированию. Эффективному решению задач финансового сопровождения способствует, по мнению авторов, многоуровневый матричный подход к оценке индивидуальных. групповых и обобщающих показателей качества в сопоставлении их с затратами финансовых средств, предоставляемых по контракту.
финансовое сопровождение
госзаказ
многоуровневый матричный подход
цели и задачи гособоронзаказа
методология анализа
предмет и объект анализа
военное производство
планирование и организация
особенности управления
централизованное распределение ресурсов
контроль формирования и выполнения госзаказа
1. Постановление Правительства РФ от 18. 12. 2020г. № 2153 «Об утверждении правил казначейского сопровождения средств гособоронзаказа», 2021.
2. ГОЗ-2021. Новые аспекты контрактации исполнения ГОЗ в 2021 г. Экспертно-аналитический центр ценообразования в оборонной промышленности. «Эксперт 275», 2021.
3. Порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении казначейского сопровождения от 30.12.2020, № 334н.
4. Система менеджмента качества. Положение о порядке взаимодействия с военным представительством. М., 2015.
5. Обеспечение качества продукции оборонного значения на различных этапах ее жизненного цикла // Менеджмент. Вооружение. Качество. 2017. № 2(52).
6. Совершенствование механизма ценообразования на продукцию предприятий ВПК РФ. Екатеринбург, 2021.
7. Румников Е.Е. Финансовый механизм интеграции предприятий ОПК в экономику Российской Федерации. Екатеринбург, 2019.
8. Славинский П.В. Государственный финансовый контроль в сфере Гособоронзаказа. М., 2018.
9. Дубоносова А.Н. ГОЗ: практический опыт внедрения раздельного учета // Справочник экономиста. 2021. № 2.
10. Елошников М.И. Тенденции финансового контроля выполнения Гособоронзаказа // Молодой ученый.
11. Липченко Е.И. Казначейское сопровождение Гособоронзаказа // Развитие финансового рынка и предпринимательских структур в современных условиях. Волгоград, 2022. С. 51-54.
12. Омшанова Э.Ф. Основные элементы системы финансового контроля при реализации Гособоронзаказа // Экономика и социум. 2016. № 10(29). С. 457-460.
13. Чернышева Г.Н., Рогов Н.В., Ткачева М.В. Подходы к обеспечению надежности выполнения Гособоронзаказа // Вестник Воронежского госуниверситета. Экономика и управление. 2021. № 3. С. 94-108.
14. Каравлев И.Е. Финансирование инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. 2012. № 3(13). С. 45-53.
15. Грищенко Н.В., Карлик А.Е., Соколов А.В. Тенденции развития оборонно-промышленного комплекса России. СПб.: ГУЭФ, 2011. 64 с.
16. Иванов А.В., Кузнецов О.В. Финансовый механизм Гособоронзаказа: состояние и развитие // Финансы: теория и практика. 2015.

В современных условиях финансовое сопровождение осуществляется заказчиком в условиях повышения требований к предприятиям-исполнителям заказов. Возрастают требования к срокам и качеству выполнения. Финансовое сопровождение на предприятии осуществляется представителем заказчика на основании контракта и направлено на проверку обязательств предприятия по выполнению Гособоронзаказа. Цель финансового сопровождения состоит в контроле расходования денежных средств, отвечающих результатам производственной деятельности предприятия. Задача представителя заказчика состоит в выявлении расхождений между фактическими затратами на разработку и производство изделий и сметой затрат, отраженных в контракте. Деятельность представителя заказчика направлена на проверку выполнения заданий на всех стадиях производственного цикла

Меры финансового сопровождения Гособоронзаказа призваны ослабить влияние внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на выполнение военных заказов. Эти меры применяются на различных стадиях производственного процесса и призваны симулировать разработку и производство изделий по Гособоронзаказу. Сопровождение применяется в непосредственной деятельности предприятий, которые заменяют внешние поставки на внутренние и обеспечивают собственное изготовление изделий. Замена внешних поставок на внутренние ведет к перестройке производства и к его удорожанию. Под влиянием этой и ряда других причин возникает потребность в дополнительном финансировании.

На верхнем уровне управления оно обеспечивается выделением дополнительных финансовых средств, необходимых для устойчивой работы предприятий. Финансовые средства направляются на устранение нарушений производственного ритма работы предприятий, неустойчивой и убыточной финансово-хозяйственной деятельности. Однако, при переходе предприятий на трехсменный режим работы и удорожании материалов таких мер оказывается недостаточно. Требуется научно-методическое обоснование комплексного подхода к сопровождению выполнения госзаказов, как по абсолютным объемам, так и производству перспективных изделий.

Двусторонний подход базируется на положениях и выводах военно-экономической теории, применении методов военно-экономического анализа к современной практике взаимоотношений между заказчиками и исполнителями оборонных заказов. Комплексный подход основывается на принципах системного подхода, который включает в себя определение сущности финансового подхода, его содержания и направление использования, раскрытие причин и методов их разрешения.

Авторы полагают, что сущность финансового сопровождения проявляется в форме военно-экономических отношений по распределению бюджетных расходов на обеспечение выполнения заказа в полном объеме и в установленные сроки. Регулярное и устойчивое повторение этого процесса позволяет считать финансовое обеспечение категорией (понятием) военно-экономической науки, а средства бюджета на эти цели – объектом ее изучения. Финансовое сопровождение как объект изучения дает представление как об объеме выделенных бюджетных средств, так и их распределении по отдельным стадиям жизненного цикла. Имеются в виду виды и этапы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовки и постановки изделий на серийное производство. Применение научно-обоснованных методов распределения бюджетных ресурсов является необходимым условием эффективного сопровождения госзаказов.

Финансовое сопровождение Гособоронзаказа является предметом изучения военно-экономической науки и такого ее раздела, как финансирование производственной деятельности оборонного предприятия. Финансовое сопровождение связано с одной из функций представителя заказчика по контролю за освоением бюджетных средств, выделенных на выполнение производственного задания. Сопровождение процессов разработки и производства госзаказов привлекает внимание ученых и специалистов-практиков, которые непосредственно сталкиваются с заказами и с финансовыми средствами на их выполнение. Если изученность проблемы оценивать по числу публикаций, то их количество явно отстает от потребностей теории и практики, от задач, которые части и соединения решают в современных условиях. Изучение проблемы основывается главным образом на нормативной документации и обобщении практического опыта представителей заказчика на отдельных предприятиях.

В сложившейся ситуации необходимо внесение ясности в понимание термина «финансовое сопровождение». По мнению авторов, это понятие по своей экономической природе является результатом взаимодействия двух процессов-объективного и субъективного. Финансовые ресурсы формируются в результате кругооборота денежных и материальных ресурсов, Понятия «финансовые ресурсы» возникает в результате слияния денежных и материальных ресурсов в единое целое. Происходит переход двух ресурсов в новое качество Задача сопровождения в ходе этого процесса не допустить разрыва денежных и материальных средств, обеспечить оптимальное протекание производственного процесса. Особую важность это единение приобретает в современных условиях, требующих регулярных поставок и ритмичной работы предприятий ОПК. Для этого необходимо признать, что методологической основой категории финансов являются положения и выводы теории кругооборота средств, авансируемых в данном случае на удовлетворение военно-экономических потребностей страны и государства. Что касается сопровождения, то под этим термином следует понимать регламентируемую деятельность заказчика, обеспечивающего выполнение госзаказа.

Разработка темы позволяет дать исполнителю заказа предложения и рекомендации по выполнению заказа в нужном объеме и требуемого качества на основе соблюдения технических условий, сроков выполнения заказов и их финансового обеспечения на всех стадиях производственного цикла. Цель разработки достигается на основе программно-целевого подхода к финансированию различных видов и этапов работ, обеспечивающих выполнение заказа. Соблюдение требований к финансовому сопровождению способствует снижению рисков невыполнения заданий в установленные сроки, либо приводит непосредственно к повышению качества работ. В каждом конкретном случае результат достигается тем способом, что представитель заказчика оценивает отклонение фактических результатов от нормативных требований, предусмотренных заданием и требует устранения выявленных замечаний. В итоге финансовое сопровождение оказывает положительное влияние на весь производственный цикл изготовления продукции оборонного назначения и на удовлетворение потребностей частей и соединений во всем необходимом. В экстренных условиях сроки устранения выявленных замечаний сводятся до минимума.

В отличие от других публикаций на подобную или близкую тему, финансовое сопровождение рассматривается как форма контроля исполнителя и взятых им обязательств перед заказчиком. В современных условиях эта функция приобретает особое значение, в связи с увеличением оборонных заказов и их финансовым обеспечением. Новизна исследования проявляется в подходе к финансовому сопровождению госзаказа, который связан с движением и кругооборотом материальных и финансовых ресурсов, обеспечивающих выполнение госзаказа. Авторы полагают, что выполнение госсзаказов в первую очередь зависит от их материально-технического и финансового обеспечения. В решении этой задачи ведущую роль играют государственные органы управления. Речь идет об удовлетворении заявок органов военного управления на материальные ресурсы, и адекватном финансировании работ по выполнению заданий на конечную продукцию.

Новизна исследования проявляется в концептуальном подходе к категории финансовое сопровождение. Авторы считают финансовое сопровождение предметом изучения военно-экономической теории и частью военной экономики. В современной сисеме военно-экономических отношений категория «финансовый капитал» выступает в форме финансовых средств, выделяемых из государственного бюджета. Финансовые средства на выполнение Госзаказа образуются в результате слияния денежных и материальных средств и их кругооборота на различных стадиях производственного цикла. Одна из функций представителя органов военного управления на промышленном предприятии заключается в сопровождении этих финансовых средств в интересах выполнения госзаказа и его своевременной сдачи заказчику.

Финансовое сопровождение рассматривается как одна их функций управления госзаказами, направленная на выполнение государственного задания. Бесперебойное движение материальных средств, обеспечивается необходимым объемом финансирования денежных средств, поступающих на расчетный счет предприятия для приобретения материальных средств производства и найма рабочей силы. В статье рассматриваются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на эффективность сопровождения. Среди внутренних факторов выделяются такие, как научная обоснованность трудовых и материальных затрат, накладных (управленческих расходов), проведение на предприятии раздельного учета производственных затрат по стадиям производства и коммерческих расходов.

К внешним факторам авторы относят обязательства заказчика по расчетам за выполненные работы и услуги, а также выделение необходимых квот на получение предприятиями сырья, материалов и комплектующих изделий, включая финансовые средства на их оплату

Цель и задачи исследования: раскрыть сущность финансового сопровождения, его цели и задачи, особенности сопровождения госзаказа в современных условиях. Финансовое сопровождение направлено на своевременное и качественное выполнение госзаказа на основе регулярного контроля представителем заказчика видов и этапов работ на стадиях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и серийного производства, выполнения плана устранения замечаний, выявленных в ходе проведения проверок готовности исполнителя к сдаче заказчику. Задача исследования – дать теоретическое обоснование финансового сопровождения и раскрыть его практическое значение в современных условиях, требующих безотлагательного выполнения госзаказов, обеспечивающих текущие и перспективные потребности.

Одна из задач исследования заключается в разработке предложений и рекомендаций по использованию руководств и стандартов на различные виды работ. научно обоснованных нормативов их выполнения. Другая задача исследования состоит в выявлении дополнительных резервов улучшения финансового сопровождения. которое зависит от обеспечения устойчивой работы предприятий материальными и финансовыми ресурсами, от создания единого органа управления оборонными заказами по опыту Великой Отечественной войны в форме Государственного комитета обороны.

Раскрытие сущности финансового обеспечения, его целей и задач расширяет сложившиеся представления о военно-экономических отношениях и их роли в формировании и выполнении госзаданий и обогащает выводы и положения экономической теории. Финансовое сопровождение госзаказов в современных условиях основываться на положениях и выводах экономической теории и обобщении опыта передовых предприятий ОПК. Методологический подход, основанный на военно-экономическом анализе, позволяет раскрыть сущность и предназначение финансового сопровождения, трансформировать сложившиеся военно-экономические отношения и внести в них коррективы, отвечающие современным условиям. Доказывается, что в предмет военно-экономической теории целесообразно включить категорию «финансовое сопровождение», отражающее военно-экономические интересы заказчика и исполнителя оборонных заказов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности военных финансов, которые по аналогии с финансовым капиталом, представляет собой объединение денежного и промышленного капитала, используемого в интересах хозяйствующего субъекта-исполнителя оборонного заказа, деятельность которого контролирует заказчик.

Финансовое сопровождение Гособоронзаказа является необходимым условием его выполнении и обеспечения устойчивой работы предприятий ОПК. Средства, выделяемые из бюджета, используются предприятиями для закупки материалов, необходимых для выполнения производственных заданий и сдачи готовой продукции заказчику. Закупаемые у поставщиков средства производства используются для выполнения работ как Головным исполнителем, так и соисполнителями оборонного заказа. В том и другом случае денежные средства выполняют свое основное предназначение – обслуживание производственного процесса и его отдельные стадии, включая научные исследования и проектирование, комплекс опытно-конструкторских работ, подготовку и постановку изделий на серийное производство.

Военно-экономический анализ этого процесса убеждает в том, что это закономерный, устойчивый, постоянно повторяющийся процесс и что в результате кругооборота денежных и материальных средств происходит их слияние. Это слияние проявляется в форме финансовых средств, которые в экономической теории носят название финансовый капитал. Его экономическая природа представляет собой противоречивое единство капиталов различного вида и предназначения, денежного и промышленного, что вызывает объективную необходимость в контроле его применения, функционирования и персонального сопровождения. На оборонном предприятии это сопровождение осуществляется представителем (уполномоченным) Генерального заказчика .

Согласно требованиям Федерального закона «О Государственном оборонном заказе» № 275-ФЗ Генеральный заказчик, среди прочих функций: согласовывает цену на продукцию (работы, услуги), заключает государственный контракт на поставки продукции (работ, услуг), обеспечивает финансирование оборонного заказа и контроль использования Головным исполнителем (исполнителем) финансовых средств, выделенных на выполнение оборонного заказа, осуществляет контроль выполнения заказа в целом. При финансовом сопровождении Гособоронного заказа Генеральный заказчик пользуется предоставленным ему законом правом контроля исполнителей заказа, проверки их расчетных калькуляций по всем заключенным контрактам и тактико-техническим заданиям Головному исполнителю и техническим заданиям исполнителям заказов.

Объектом финансового сопровождения является смета фактических расходов на выполнение работ и производство готовых изделий, предусмотренных плановым заданием на определенный период времени. В смету включаются затраты на производство серийно выпускаемых изделий и новых образцов, на их лабораторные и полигонные испытания Научно-производственный цикл оказывает влияние на продолжительность финансового сопровождения отдельных видов и этапов работ и их завершение.

В современных условиях представитель заказчика, проводя финансовое сопровождение, несет персональную ответственность перед получателем продукции оборонного назначения. Возрастают требования к обоснованности принимаемых решений, обеспечивающих своевременное и качественного выполнения Госзаказов, применение методов оценки и эффективности производства, используемых в процессе выполнения заданий по объемам и качеству изделий. В финансовом сопровождении наибольший удельный вес занимают виды и этапы работ, обеспечивающие первоочередные потребности получателей. Одновременно объектами финансового сопровождения остаются объемы незавершенного производства, обусловленные длительностью технологического процесса разработки и производства военной техники и вооружений, недопоставки материалов и комплектующих изделий, а также недофинансирование заказов.

Финансовое сопровождение Гособонзаказа является одним из существенных факторов его качественного и своевременного выполнения. Усложнение экономической обстановки требует усиления контроля заказчиком за расходованием финансовых средств на всех стадиях производственного процесса изготовления техники и вооружений. Часть удорожания объективно обусловлена и вызвана повышением цен на энергоресурсы и сыре природного происхождения. Другая часть затрат растет под влиянием применяемых санкций, со стороны недружественных нам стран.

В противостоянии этим экономическим и политическим явлениям финансовое сопровождение должно опираться на положения и выводы фундаментальной и прикладной науки. Именно они являются основой для разработки предложений и рекомендаций по совершенствованию финансового сопровождения Гособоронзаказа. Среди механизмов обеспечения эффективности финансового сопровождения заказов – метод многоуровневого матричного подхода к управлению качеством и ценой перспективных изделий. По своим технико-экономическим параметрам новые изделия принципиально отличаются от изделий аналогов и отвечают требованиям заказчика. Преимущества матричного подхода проявляются в обеспечении опережающего роста индивидуальных, групповых и обобщающих показателей качества изделий по сравнению с финансовыми затратами (ценами) на эти изделия.


Библиографическая ссылка

Михайлов С.В., Бабкин А.В., Михайлов В.В. ФИНАНСОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСЗАКАЗОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 5-1. – С. 110-115;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2814 (дата обращения: 25.04.2024).