Введение
В экономических исследованиях предпринимались неоднократные попытки методологического осмысления механизма развития социально-экономической систем различного уровня. Примерами таких исследований выступают работы Агазарян Н.В., Князьнеделина Р.А., Тарасенок А.И., Уколовой Н.В., Гореловой Г.В., Кульбабы В.В., Божкова Ю.Н., Киселевой Н.Н., Ушвицкого Л.И., Мазуниной М.В., Осиповой М.Ю., Бычковой А.Н., Кульмана А., Полтеровича В.М., Измалкова С., Гуриева С., Иванова Н., Ясинского Ю., Абалкина Л.И. и др. [1-19]. Указанные и более ранние исследования в целом предполагают равномерный и поступательный характер протекания социально-экономических процессов, предсказуемость динамики индикаторов развития системы, отсутствие шоков и, как правило, рассматривают социально-экономическую систему на мезо- и/или микроуровне.
Существующие точки зрения [1-19] на механизм как на инструмент взаимодействия участников (субъектов) или определенную последовательность экономических явлений, если и отражают динамический характер развития, то не предполагают влияния кризисов и шоков. Глобальная трансформация как эволюционный этап глобализации представляет собой шоковое изменение социально-экономической системы, что не позволяет использовать традиционные механизмы развития и прогнозирования его динамики в силу высокой неопределенности протекающих процессов, трансформации существующих и формирования новых факторов. Переход между этапами глобализации, как правило, сопровождается шоками геополитического, экономического и технологического характера, которые, в свою очередь, формируют социальные, культурные и прочие афтершоки. Таким образом, механизм развития социально-экономической системы по своей сути должен отражать вызовы, возникающие на этапе глобальной трансформации и предполагать формирование условий такого развития системы, динамика которого позволит войти в число «лидеров глобализации», невзирая на шоки и их последствия.
Материалы и методы исследования
Предложенное исследование основывается на ряде ранее опубликованных работ [21-23] и др. и направлено на идентификацию и адаптацию механизма развития социально-экономической системы в условиях глобализации, в том числе ее современного этапа, который автор определяет как «глобальную трансформацию». Понимание сущности современного этапа глобализации предопределяется фундаментальным характером изменений в геополитической, экономической, технологической, социальной и других сферах, природа которых носит объективный характер. Последующая смена «лидеров глобализации» является результатом неспособности традиционных центров глобализации предложить адекватную цивилизационную, экономическую, социальную, технологическую и др. повестку, что определяет причину противоречий, характерных для периода глобальной трансформации. Глобальная трансформация характеризуется определённым набором закономерностей и правлений. Она по своей сути носит нелинейный характер, что определяет различную скорость протекания и распространения экономических явлений и процессов и др. Одним из основных проявлений глобальной трансформации является нарушение коммуникаций, что приводит к нарушению взаимодействия и диспропорциям в развитии социально-экономических систем.
В качестве основной цели исследования автор определяет необходимость идентификации и адаптации механизма развития социально-экономической системы к условиям глобальной трансформации. К числу задач исследования:
- определение описание основных элементов механизма развития социально-экономической системы в условиях глобальной трансформации;
- выявление и характеристика основных инструментов развития социально-экономической системы в условиях глобальной трансформации;
- идентификация институциональных элементов развития социально-экономической системы к условиям глобальной трансформации.
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве основного признака механизма развития следует выделить его целевую ориентацию на обеспечение положительной динамики индикаторов, которые во взаимосвязи с существующими трендами позволяют выделить соответствующие приоритеты, определить инструменты, индикаторы и критерии развития социально-экономической системы в условиях глобальной трансформации.
Таким образом, механизм развития социально-экономической системы в условиях глобальной трансформации можно определить как совокупность характеристик процесса развития, отражающих тренды глобальной трансформации, способных посредством соответствующих инструментов изменения качественных и количественных характеристик системы, нивелировать негативное влияние глобализации, обеспечить непрерывность общественного воспроизводства и положительную динамику развития системы в целом (рисунок).
Характер взаимодействия социально-экономической системы с внешней средой подробно описан в [24]. Субъекты этого процесса: группы стран («лидеры», «участники» и «аутсайдеры» глобализации), международные институты и организации, международные объединения стран, различные ТНК, ТНБ, ТНФПГ и другие оказывают определенное влияние на социально-экономическую систему, и одновременно подвергаются ответному воздействию, тем самым формируя определенные тренды.
Механизм развития социально-экономической системы в условиях глобальной трансформации (составлено автором)
Специфика этапа глобальной трансформации находит отражение в определённых тенденциях, которые по своей сути в основном негативны и выступают в форме угроз в сфере обеспечения суверенитета, различных региональных вызовов, рисков макроэкономической нестабильности, угроз технологической безопасности, социальной нестабильности и др.
Тренды, вызовы и угрозы глобальной трансформации формируют риски не только для устойчивости социально-экономической системы, но и её существования как таковой, что определяет необходимость разработки механизма ее развития в условиях глобальной трансформации и адекватного реагирования на системные проявления неблагоприятных факторов внешней среды. Представленное автором понимание такого механизма предполагает комплексный подход к формированию механизма развития социально-экономической системы в условиях глобальной трансформации.
Логика предложенного исследования предполагает детальное описание такого элемента механизма развития социально-экономической системы как инструменты развития, в качестве которых автор видит государственную политику в определённой сфере, находящую институционализацию в форме соответствующих стратегических и программных документов. Анализ процессов развития социально-экономической системы и проявлений глобализации в разрезе геополитической, экономической, технологической, социальной, культурной, гуманитарной и экологической составляющей требует обобщения инструментов развития системы и соответствующих им институциональных элементов по тем же сферам проявления влияния глобализации в условиях глобальной трансформации, которое для Российской Федерации показано в таблице.
Представленные в таблице институциональные элементы сформированы в различное время и отражают влияние факторов внешней среды, преобладающих в период их разработки. В случае с внешней и оборонной политикой гибкость и многовариативность являются, наряду со способностью страны отстаивать свои интересы в условиях непрерывных и внезапных изменений международной и военно-политической обстановки, критерием их эффективности. Политика в других сферах подвержена влиянию международной конъюнктуры и требует адаптации в условиях глобальной трансформации. Специфика этапа глобальной трансформации состоит в усугублении негативных факторов глобализации, проявляющемся в обострении международной обстановки, усилении военно-политического противостояния и борьбы за ресурсы и влияние в регионах мира, взаимном санкционном давлении, культурном противостоянии, нивелировании экологических императивов развития, усугублении гуманитарных кризисов и др. Причина этого в неспособности стран – традиционных «лидеров глобализации» принять изменившуюся действительность и их стремлении любой ценой удержать доминирующее положение в международной, военно-политической, технологической и других сферах.
Шоки глобальной трансформации есть во всех сферах развития социально-экономической системы. В области международных отношений и военно-политической сфере они сопровождаются не столь явными, но критическими для функционирования системы феноменами в экономике и технологической сфере. Санкционное давление на Российскую Федерацию со стороны США и их союзников по блоку НАТО, а так же стран Европейского Союза, с одной стороны, в большой степени нивелировано оперативными действиями российского правительства, а с другой – требует переориентации на новые рынки, поиска новых поставщиков ресурсов и технологий, существенного изменения денежно-кредитной и бюджетной политики, увеличения государственных расходов на оборонные нужды, принятия мер по обеспечению экономического и технологического суверенитета и продовольственной безопасности, инновационному развитию промышленности и технологий и др.
Для социальной сферы характерны шоки, которые, в первую очередь, связаны со снижением качества жизни, основой которого является уровень доходов населения. Структурная трансформация экономики, обусловленная факторами внешней среды и необходимостью нивелирования санкционного давления в части адаптации и трансформации производств, поиска новых поставщиков, товаров-заменителей, локализации производств и технологий и др., формирует определенные риски уменьшения доходов населения за счет снижения занятости, сокращения уровня реальной заработной платы, структурной трансформации рынка труда и инфляции.
Инструменты развития социально-экономической системы в условиях глобальной трансформации и соответствующие институциональные элементы (Российская Федерация)
Сфера проявления |
Инструменты развития системы |
Институциональные элементы развития системы |
Геополитика |
Внешняя политика Оборонная политика |
Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 31.03.2023 № 229) Стратегия национальной безопасности РФ (разработчик СБ РФ, утверждена Указом Президента РФ 02.07.2021 № 400) Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. N Пр-2976) Морская доктрина Российской Федерации (утверждена Указ Президента РФ от 31 июля 2022 г. N 512) Стратегия развития трансграничного пространства доверия (утверждена решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 сентября 2016 года № 105) Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 05.10.2009) Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию (утверждена Указом Президента РФ от 20.04.2014 № 259) Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. N 344) Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646) Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20) и др. |
Экономика |
Монетарная и валютная политика Внешнеэкономическая политика Налоговая и бюджетная политика Инвестиционная политика Таможенная политика Ценовая и тарифная политика |
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» Национальный проект «Производительность труда» Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 (утверждена Указом Президента РФ 13.05.2017 № 208) Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 (утверждена распоряжением Правительства РФ №207-р от 13.02.2019) Основы государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 (утверждены Указом Президента РФ 16.01.2017 № 13) Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утверждён распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р) Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13) Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2036 (одобрен на заседании Правительства РФ 22.11.2018) Стратегия развития торговли в Российской Федерации (утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 г. N 2733) Основные положения стратегии развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 19 февраля 2015 г. N 74) Стратегия развития туризма в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р) Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 4355-р) Концепция развития страхования в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 1361-р) Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р) и др. |
Технологии |
Научно- техническая и Инновационная политика Технологическая политика Промышленная политика Инфраструктурная политика |
Национальный проект «Наука и университеты» Национальный проект «Цифровая экономика» Национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» Стратегия научно-технологического развития РФ (утверждена Указом Президента РФ 01.12.2016 № 642) Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утвержден Правительством РФ) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203) Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ Распоряжение от 17 января 2020 года №20-р) Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 2036-р) Стратегия развития черной металлургии России на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2030 года (утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 5 мая 2014 г. N 839) Стратегия развития цветной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года (утверждена приказом Минпромторга РФ от 05.05.2014 № 839) Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года (утверждена приказом Минпромторга России №33, Минэнерго России № 11 от 14.01.2016) Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р) Стратегия развития атомной энергетики России до 2050 года (Приказ Росатома от 03.09.2007 № 462) Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р) Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 327-р) Национальный проект «Безопасные и качественные дороги» и др. |
Социальная сфера |
Образовательная политика Политика здравоохранения Молодежная политика Политика социальной защиты Семейная и демографическая политика Политика в сфере развития физической культуры и спорта |
Национальный проект «Демография» Национальный проект «Здравоохранение» Национальный проект «Образование» Национальный проект «Жилье и городская среда» Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р) Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р) Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690) Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р) Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р) Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351) и др. |
Гуманитарная сфера |
Миграционная политика Политика в области прав человека |
Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 года N 611) Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2019 г. N 2705-р) Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года (утверждена Президентом РФ) Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р) Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р ) и др. |
Культура |
Политика в области межкультурного взаимодействия Политика продвижения национальной культуры за рубежом Политика в области сохранения национальной и культурной идентичности |
Национальный проект «Культура» Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666) Основы государственной культурной политики (утверждены Указом Президента РФ 24.12.2014 № 808) Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р) Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.02.2009 № 132-р Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации от 03.04.2012) Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1019-р) Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 2395-р) и др. |
Экология |
Политика в области защиты окружающей среды и сохранения биологического разнообразия Политика в области развития зеленых технологий |
Национальный проект «Экология» Экологическая доктрина Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р) Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 года № 176) Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утвержден Президентом РФ от 30.04.2012) Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.02.2014 № 212-р) и др. |
Источник: составлено автором.
Негативное влияние внешних факторов накладывается на последствия предыдущего шока – COVID-19, что усложняет задачу Банка России и Правительства по обеспечению устойчивости финансовых рынков, положительной макроэкономической динамики и формированию факторов роста экономики в условиях глобальной трансформации.
Увеличение государственных расходов на оборону, кризис внешней торговли и негативная динамика ВВП формируют риски в сфере бюджетной политики. Необходимость существенного увеличения затрат на развитие оборонно-промышленного комплекса определяет целесообразность пересмотра структуры затрат государственного бюджета, что очевидно приводит к сокращению неприоритетных статей расходов. Обострение военно-политического противостояния и дальнейшая военная эскалация определяет наличие рисков для развития систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения и других социально значимых элементов. На современном этапе правительству России, за счет внутренних резервов и оптимизации внешней торговли углеводородами, удается сбалансировать бюджет без сокращения социальной составляющей, сохраняя его социальную ориентацию, при этом следует учитывать необходимость формования потенциала роста национальной экономики, что невозможно без существенного объема инвестиционных ресурсов, мобилизовать которые на внутреннем рынке или за счет бюджета может оказаться проблематичным.
Негативное влияние глобальной трансформации в технологической сфере на первоначальном этапе носит скрытый характер и может не проявлять себя некоторое время. Суть его состоит в ограничении доступа к технологиям, отсутствию локализованной технологической базы, национальных исследовательских центров и производств современной высокотехнологичной продукции, что формирует риски технологического отставания, деградации и снижения технологического потенциала и темпов развития социально-экономической системы в целом. Признаки глобальной трансформации в технологической сфере разнообразны и комплексны: это сворачивание производств на национальной территории компаниями нерезидентами, ликвидация дилерских сетей, ограничение и/или полный запрет поставок товаров, оборудования и технологий. Отложенное по времени влияние определяется существующими товарными запасами, действующими лицензиями и невозможностью одномоментной ликвидации предприятий, при этом в условиях абсолютного доминирования компаний-нерезидентов в высокотехнологической сфере дефицит технологий, товаров и оборудования будет нарастать. Альтернативой в бытовом сегменте являются поставки из других стран и производителей, а так же параллельный импорт. В промышленном сегменте приемлемой альтернативой может быть только развитие отечественной технологической базы, локализация разработки, внедрения и промышленного освоения передовых технологий. Без учета специфики жизненного цикла продуктов НИОКР на первоначальном этапе альтернативой могут выступать продукция и технологии, например, китайских производителей, но для формирования технологического суверенитета – технологическая и производственная локализация в ключевых отраслях является единственным адекватным решением.
Глобальная трансформация обусловливает усиление культурных противоречий. Стремление обеспечить доминирование своего культурного кода, особенно в случае с неолиберальной «западной» повесткой, трансляция через каналы коммуникации (сетевые, кино, телевидение, театр и др.) якобы «прогрессивной» повестки требует приложения необходимых усилий для сохранения культурной идентичности. Автор отмечал ранее, что одно из негативных проявлений глобализации – размытие культурных границ. Глобальная трансформация из-за специфики межгосударственных отношений в этот период усиливает противостояние в культурной сфере в силу очевидных попыток использования определенного культурного кода как инструмента глобального доминирования. Очевидным примером применения такой технологии является отрицание всего отечественного как архаичного и устаревшего и безусловное принятие всего иностранного как прогрессивного, современного и единственно верного, безотносительно качества содержания, этики и достоверности.
На этапе глобальной трансформации гуманитарная сфера «приносится в жертву», что обусловлено различного рода национальными интересами. При этом сохранение гуманистических принципов развития общества остается основной устойчивости его развития. Обострение международной обстановки в целом и военно-политического противостояния приводит к формированию и усугублению гуманитарных кризисов. При этом следует различать международную гуманитарную обстановку и внутреннюю гуманитарную среду. В международном аспекте военные конфликты и диспропорции в распределении продовольствия приводят к крупным гуманитарным катастрофам беспрецедентного характера, сопряженных с большим числом человеческих жертв и волнами миграции населения. Миграционные кризисы приводят к размытию границ и культур, формированию новых поликультурных традиций в различных регионах мира. Внутренние аспекты гуманитарной среды в период глобальной трансформации определяются необходимостью мобилизации общества в условиях неблагоприятной международной и военно-политической обстановки. Сохранение гуманистических принципов в общественных отношениях и формирование национального консенсуса обеспечивает сохранение и развитие социально-экономической системы.
Сокращение внимания к экологической сфере в период глобальной трансформации обусловлено необходимостью обеспечения национальных интересов в краткосрочной перспективе и сформировавшемуся отношению к проблемам экологии как вторичным. Ярким примером такого подхода является проблема с энергообеспечением ряда стран Европейского Союза. В прошлом «флагманы зеленого перехода» принимают решения о расконсервации угольных ТЭЦ и увеличении объемов атомной генерации, так как в силу стратегических просчетов в энергетической сфере не могут обеспечить необходимый уровень генерации. «Зеленые технологии» не решают проблему получения энергии в промышленных масштабах по конкурентоспособной цене. Таким образом, откат от «зеленого перехода» стал реальностью в Европе и обусловлен он негативным влиянием глобальной трансформации в энергетической и экологической сферах. В целом для реализации концепции устойчивого развития социально-экономической системы внимание к проблемам экологического развития, внедрение альтернативных технологий производства энергии и повышение их эффективности имеют не меньшее значение, чем технологический суверенитет, и непосредственно определяют качество жизни будущих поколений.
Заключение
Определяя глобализацию как безусловный мейнстрим последних десятилетий, многие авторы видят в ней субъективный процесс, обусловленный интересами ограниченной группы стран, однако уровнь технологического развития человеческого сообщества не предполагает наличие группы и/или стран, изолированных от глобальных коммуникаций: все социально-экономические системы в какой-то мере взаимодействуют друг с другом и принимают участие в едином процессе. При этом «транспортном» глобализации выступают коммуникации (в той или иной форме), уровень технологического развития которых увеличивает скорость и глубину протекания процесса.
Многообразие, характер и разнонаправленность влияния факторов внешней среды в период глобальной трансформации создают неопределенность внешней среды, затрудняют прогнозирование ее развития и реализацию какой-либо стратегии. Формирование адекватного стратегического поведения в период глобальной трансформации с учетом обозначенных выше аспектов требует определения направлений оптимизации инструментов развития социально-экономической системы, определения индикаторов развития, соответствующих им критериев, а так же реализации сценарного подхода к определению возможных траекторий развития социально-экономической системы, что позволит охватить основные тренды и направления развития.
Библиографическая ссылка
Волошин А.В. МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 5-1. – С. 48-57;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2805 (дата обращения: 26.12.2024).