Введение
Сельское хозяйство является одним из наиболее значимых отраслей национальной и региональной экономики, которая производит и обеспечивает продовольствием население страны, а другие отрасли – необходимым сырьем. Развитие сельского хозяйства является одной из приоритетных задач государственного управления, что обусловлено его значимостью. В последние годы наблюдается ослабление аграрно-производственного потенциала Российской Федерации в целом.
Краснодарский край является ведущим аграрным регионом страны, а сельскохозяйственные организации региона – крупнейшими участниками агропродовольственного рынка, поэтому анализ проблемных аспектов их функционирования и разработка концептуальных положений по устойчивому развитию сельского хозяйства Краснодарского края приобретают особую актуальность.
Сельское хозяйство является системно значимой отраслью российской экономики, устойчивое функционирование которой призвано обеспечить население продовольствием в требуемых объёмах и оказать ресурсную поддержку субъектам, осуществляющим деятельность в других секторах [1].
Современные условия деятельности сельскохозяйственных организаций Краснодарского края характеризуются неопределённостью, что обусловливает исследование проблем в их функционировании и требует повышения качества и гибкости внутрикорпоративной системы менеджмента и разработки концепции их устойчивого развития.
Цель исследования заключается в проведении оценки финансовых аспектов работы сельскохозяйственных организаций Краснодарского края посредством анализа динамики их финансовых результатов и разработки концепции устойчивого развития сельского хозяйства исследуемого региона посредством наращивания аграрно-производственного потенциала сельскохозяйственных организаций Краснодарского края и повышения эффективности их работы.
Материалы и методы исследования
В качестве материалов для проведения анализа исследования состояния развития сельскохозяйственных организаций Краснодарского края и разработки концепции их устойчивого развития, были использованы нормативные документы, регулирующие область ведения финансового учета, научные публикации российских авторов, бухгалтерская (финансовая) отчетность, данные из единой информационно-статистической системы. Использовались методы сравнительного и финансового анализа.
В рамках исследования финансовых аспектов работы сельскохозяйственных организаций Краснодарского края, проведём анализ и выполним оценку динамики их финансовых показателей (таблица).
Общеотраслевой показатель выручки сельскохозяйственных организаций Краснодарского края в динамике за три года по данным таблицы 1 показал прирост на 69,1 %, что в абсолютном выражении составило 143,4 млрд руб. Темпы роста себестоимости продаж оказались ниже, поэтому валовая прибыль предприятий в 2021 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась на 89,4%.
Ввиду относительно низких темпов роста коммерческих и управленческих расходов совокупная прибыль от продаж в отрасли по итогам 2021 г. в 2,2 раза превысила показатель двумя годами ранее.
Финансовые результаты сельскохозяйственных организаций Краснодарского края [2]
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2021 к 2019 |
|
± |
% |
||||
Выручка, млрд руб. |
207,4 |
296,2 |
350,8 |
143,4 |
169,1 |
Себестоимость продаж, млрд руб. |
117,6 |
161,9 |
180,6 |
63,0 |
153,6 |
Уровень себестоимости продаж, % |
56,7 |
54,7 |
51,5 |
-5,2 |
- |
Валовая прибыль, млрд руб. |
89,9 |
134,3 |
170,2 |
80,3 |
189,4 |
Уровень валовой прибыли, % |
43,3 |
45,3 |
48,5 |
5,2 |
- |
Прибыль от продаж, млрд руб. |
33,5 |
54,6 |
74,1 |
40,6 |
в 2,2 раза |
Уровень прибыли от продаж, % |
16,1 |
18,4 |
21,1 |
5,0 |
- |
Прибыль до налогообложения, млрд руб. |
28,5 |
44,6 |
65,8 |
37,3 |
в 2,3 раза |
Уровень прибыли до налогообложения, % |
13,7 |
15,1 |
18,8 |
5,0 |
- |
Чистая прибыль, млрд руб. |
21,1 |
38,9 |
57,8 |
36,7 |
в 2,7 раза |
Уровень чистой прибыли, % |
10,2 |
13,1 |
16,5 |
6,3 |
- |
Прибыль до налогообложения сельскохозяйственных организаций Краснодарского края за три года увеличилась в 2,3 раза, а чистая прибыль – в 2,7 раза. Как следствие, уровень прибыли в отрасли повысился по всем видам [2].
Анализ финансовых результатов сельскохозяйственных организаций Краснодарского края позволил выявить их положительную динамику в последние годы, что обусловлено активизацией деятельности после пандемийного периода. На это указывает и динамика доли убыточных организаций в сельском хозяйстве Краснодарского края.
Стеснённость сельскохозяйственных организаций региона в финансовых средствах порождает множество других проблем, влияющих на темпы роста отрасли в целом. Одной из таких проблем является низкий уровень оснащённости техническими средствами. Однако можно сказать, что вопрос обеспечения данных организаций региона техническими средствами относится к числу системных проблем. Наряду с необходимостью повышения уровня оснащённости сельскохозяйственной техникой, существует проблема крайне длительной эксплуатации и следующий за ней высокий процент износа. Важным фактором развития сельского хозяйства региона выступают инвестиции, благодаря привлечению которых формируется и совершенствуется материально-техническая база. Так, Рахматуллин С.С. и Алтынбаева Э.Р. в своей работе отмечают, что одной из центральных задач экономики сельского хозяйства региона является наращивание объёма инвестиций, поскольку их рациональное использование позволяет усовершенствовать принципы, в соответствии с которыми осуществляется управление ресурсами в сельскохозяйственных процессах [3].
Косников С. Н. и др. авторы также отмечают значимость инвестиций как фактора устойчивого развития сельского хозяйства региона [4].
С этой точки зрения, инвестиции в процессы сельскохозяйственного производства, как и другие факторы, могут иметь и стимулирующий развитие характер, и сдерживающий его. При этом положительные стороны привлечения инвестиций проявляются следующим образом [5]:
− улучшение качества и объёмов производимой сельскохозяйственной продукции;
− обновление и совершенствование технико-технологической базы сельскохозяйственного развития региона;
− расширение присутствия отечественных производителей на рынке сельскохозяйственной продукции, что особенно актуально в период действия санкционного режима в России и её регионах;
− развитие научного потенциала сельского хозяйства региона (например, селекции и семеноводства);
− повышение точности прогнозирования воздействия природно-климатических факторов на сельскохозяйственное производство и т.д.
Несмотря на указанные преимущества от вложения средств в развитие сельскохозяйственного производства, данные инвестиции по-прежнему остаются одной из наиболее рискованных форм вложений [6].
Государство в лице региональных структур стремится совершенствовать институциональные, экономические, организационные и другие аспекты функционирования сельскохозяйственных предприятий на основе активного участия в производстве и реализации аграрной продукции в различных формах. Анализируя государственное участие в развитии сельского хозяйства, можно сказать, что на сегодняшний день региональные структуры Краснодарского края оказывают помощь сельскохозяйственным организациям региона по следующим направлениям:
– льготное агрокредитование, заключающееся в осуществлении компенсационных выплат кредитной организации, предоставившей кредитные ресурсы сельскохозяйственной организации под сниженный процент на основе соответствующего договора;
– льготный тариф на перевозку железнодорожным транспортом сельскохозяйственной продукции;
– компенсация части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов сельскохозяйственного производства и др. [7].
Ещё одной из проблем является дефицит трудовых ресурсов в сельском хозяйстве Краснодарского края. Ввиду неразвитости инфраструктуры в сельской местности молодые специалисты направляются в города для трудоустройства и, как показывает практика, не по специальности. Проблема нехватки кадров в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края требует решения исключительно при поддержке государства.
Результаты исследования и их обсуждение
Наличие системных проблем, препятствующих развитию сельского хозяйства, а также усиление неопределённости и крайне динамичная трансформация рынков в условиях санкционного давления, усугубившегося в 2022 г., обусловливают необходимость разработки концептуальных положений по устойчивому развитию анализируемой отрасли края (рисунок).
Цель предлагаемой концепции состоит в гарантировании устойчивого развития сельского хозяйства исследуемого региона – Краснодарского края – посредством наращивания аграрно-производственного потенциала сельскохозяйственных организаций и повышения эффективности их работы.
Выявленные проблемы развития материально-технической базы региона обусловили необходимость включения следующей задачи – наращивание технико-технологического потенциала сельского хозяйства посредством ускорения темпов инновационного развития отрасли как необходимого условия развития.
Следующая задача концепции заключается в улучшении показателей работы сельскохозяйственных организаций региона, поскольку от деятельности аграрных предприятий зависят темпы развития сельского хозяйства Краснодарского края. В данном случае необходимо сформировать совокупность мероприятий, комплексная реализация которых позволит каждому предприятию, функционирующему в отрасли сельского хозяйства Краснодарского края, оптимизировать свою работу.
Развитие сельского хозяйства позволит улучшить социально-экономические условия в Краснодарском крае, поэтому данное направление также выбрано в качестве задач предложенной концепции.
В рамках представленной концепции описаны обобщённые мероприятия, которые необходимо реализовать с целью достижения указанных задач, а также охарактеризованы ожидаемые эффекты. Однако по отношению к определённым направлениям требуется уточнение мероприятий.
Учитывая, что материально-техническая база сельскохозяйственных организаций Краснодарского края недостаточно развита, это обусловливает падение фондоотдачи и её низкий уровень по отношению к фондоёмкости. Предлагаются следующие мероприятия по повышению эффективности использования основных средств в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края в рамках реализации концепции устойчивого развития сельского хозяйства:
- освобождение предприятия от излишнего оборудования, машин и других основных средств или сдачей их в аренду;
- своевременное и качественное проведение планово-предупреди-тельных и капитальных ремонтов;
- своевременное обновление, прежде всего, активной части, основных средств с целью недопущения чрезмерного морального и физического износа: обновление возможно как за счет собственных средств, так и за счет средств государственной поддержки;
Концепция устойчивого развития сельского хозяйства Краснодарского края
- внедрения новой техники и прогрессивной технологии: малоотходной, безотходной, энерго- и топливосберегающей;
- совершенствования организации производства и труда с целью сокращения потерь рабочего времени и простоя в работе машин и оборудования.
Ещё одним из проблемных аспектов функционирования сельскохозяйственных организаций Краснодарского края является высокая зависимость от заёмных источников финансирования деятельности. Сельскохозяйственным предприятиям предлагается:
– проводить в бухгалтерском учете переоценку имущества;
– своевременно проверять кредиторскую задолженность;
– обеспечивать систематический анализ ликвидности и др. [8].
Заключение
Современные условия функционирования сельскохозяйственных организаций Краснодарского края являются непростыми, что усугубляет проблемы, препятствующие развитию сельского хозяйства в регионе. Выполненное исследование показало наличие как системных проблем, сдерживающих развитие сельского хозяйства Краснодарского края, так и проблем, сформировавшихся относительно недавно. Результатом исследования стало выявление и уточнение основных факторов устойчивого развития отрасли:
– финансовые аспекты: неграмотное управление финансовыми ресурсами в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края наряду с действием специфических факторов, присущих производству аграрной продукции, обусловливают их острую нехватку и замедление процесса инновационного развития сельского хозяйства как неотъемлемого элемента совершенствования деятельности аграрных предприятий;
– технико-технологические аспекты: сельскохозяйственные организации Краснодарского края испытывают нехватку технических средств по нескольким причинам, среди которых можно отметить высокую стоимость аграрной техники при их приобретении на первичных рынках, наличие ограничений при получении государственной поддержки, действие санкционных мер по отношению к России;
– кадровые аспекты: сельское хозяйство остаётся недостаточно привлекательной для трудоустройства молодым специалистам, поэтому кадровый потенциал сельскохозяйственных организаций Краснодарского края требуется развивать на основе активной поддержки региональных структур;
– законодательно-правовые аспекты: государственная поддержка, несмотря на выделение значительных объёмов финансовых средств, оказывается недостаточно эффективной ввиду непроинформированности аграрных предприятий о наличии подобных инструментов, наличия жёстких условий отбора получателей субсидий и др.
Проведённое исследование показало, что в последние годы валовые сборы сельскохозяйственных культур в Краснодарском крае либо характеризуются слабыми темпами прироста, либо показывают отрицательную динамику. Поэтому в условиях острой необходимости повышения продовольственной безопасности актуальной представляется задача по обеспечению увеличения инвестиций, способствующих росту валовых объёмов производства сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае.
Библиографическая ссылка
Погребная Н.В., Моисеенко О.В., Рохина А.И., Федорова Ю.Е. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 2-2. – С. 258-263;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2723 (дата обращения: 21.11.2024).