Введение
Актуальность темы исследования определяется необходимостью преодоления диспропорций в структуре экономики регионов страны и их территориальных социально-экономических систем, достижения стабильного состояния экономики регионов на основе совершенствования механизмов управления их инновационным развитием.
Проблемам повышения эффективности социально-экономического развития регионов посвящены труды большого числа ученых – В.В. Алексеева, М.К. Бандмана, А.Г. Гранберга, Л.А. Иваченко, Н.И. Ивлевой, А.А. Климова, Г.М. Лаппо, В.Н. Лексина, Т.М. Лесковой, В.Я. Любовного, Я.Г. Машбица, А.Ю. Скопина, А.Н. Татаркина, Х.Я. Тахаева, М.Ф. Хисматова, Ш.И. Шарипова, А.Н. Швецова, С.Б. Шлихтера и др. В то же время разработка проблем повышения эффективности экономики регионов на основе ее структурной и технологической модернизации, совершенствования механизмов регулирования формирования и развития их территориальных социально-экономических систем отстает от потребностей практики.
Цель исследования – развитие теоретико-методологических подходов к исследованию проблем формирования и развития в регионах высокоэффективных территориальных социально-экономических систем как важнейшего фактора повышения эффективности структуры экономики региона, обоснование практических рекомендаций по их реализации.
Задачи исследования:
- определить сущность и функциональную роль территориальных социально-экономических систем в повышении эффективности структуры экономики региона;
- исследовать процессы технологической модернизации экономики территориальных социально-экономических систем региона;
- исследовать процессы структурной модернизации экономики территориальных социально-экономических систем региона;
- обосновать эффективные направления структурно-технологической модернизации экономики территориальных социально-экономических систем и повышения их роли в росте эффективности структуры экономики региона.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования были использованы методы системного, сравнительного и статистического анализа, методы экспертных оценок, прогнозирования и др. Информационную основу исследования составили статистические, аналитические, нормативно-правовые материалы, материалы аналитических агентств, законодательная база Российской Федерации и регионов в части социально-экономического развития, материалы научных конференций и периодической печати, научные статьи и монографии.
Результаты исследования и их обсуждение
Наши исследования показывают, что приоритетными направлениями и механизмами повышения роли территориальных социально-экономических систем в росте эффективности структуры экономики регионов являются:
- технологическая модернизация экономики территориальных социально-экономических систем региона на основе технического и технологического обновления отраслей; технические и технологические нововведения выступают как основной фактор повышения эффективности структуры экономики и социальной сферы региона [1-4];
- модернизация структуры экономики региона на основе создания в нем высокоэффективных территориальных социально-экономических систем. Это является важной предпосылкой повышения эффективности пространственной структуры экономики региона, выравнивания уровня социально-экономического развития территориальных систем региона;
- индустриализация экономики территориальных социально-экономических систем регионов. Достижение в территориальных системах регионов высокого уровня развития промышленного производства, создание высокотехнологичных и наукоемких отраслевых и межотраслевых промышленных комплексов, организация углубленной промышленной переработки природного, сельскохозяйственного и других видов сырья, преодоление сырьевой направленности развития промышленности выступают как факторы, способствующие росту выработки валового регионального продукта, обеспечению занятости, повышению уровня и качества жизни населения, привлечению и использованию внутренних и внешних инвестиций, повышению конкурентоспособности экономики региона на внутри- и межрегиональных рынках [5].
В качестве стратегических механизмов создания высокоэффективных территориальных социально-экономических систем регионов нами определены:
- обеспечение высоких темпов и уровня развития отраслей обрабатывающей промышленности, преодоление сырьевой направленности экономики на основе углубленной промышленной переработки ресурсов сырья и топлива;
- ориентация отраслей экономики на прогрессивные, наукоемкие технику и технологии;
- достижение эффективного использования сложившегося научно-технического, производственного, человеческого, природно-ресурсного и другого потенциала;
- создание необходимого количества и структуры рабочих мест, обеспечение занятости, повышения уровня и качества жизни населения;
- улучшение состояния природно-экологической среды на основе внедрения в производство экологически безопасных техники и технологий, сокращения производственных выбросов;
- для стимулирования структурно-технологической модернизации производства предприятиям могут быть предоставлены льготы в обложении налогами части средств, направляемых на обновление техники и технологических процессов, на совершенствование структуры производства, подготовку и переподготовку кадров и др.;
- усиление государственного регулирования экономического и социального развития регионов и их территориальных систем на основе использования территориально-дифференцированных экономических нормативов, совершенствования кредитной и налоговой политики, субсидий, субвенций и др.
Трансформационные процессы, происходящие в Российской Федерации, вызывают существенную дифференциацию регионов по уровню социально-экономического развития, нарастание межрегиональных противоречий и социальной напряженности, расширение ареалов нестабильности, возникновение депрессивных регионов. Последние представляют собой территории, характеризующиеся падением объемов производства , сокращением числа рабочих мест, ростом безработицы, снижением уровня и качества жизни населения, существенным отставанием от средних показателей страны по уровню и темпам социально-экономического развития.
Негативные экономические и социальные последствия, вызванные существенными различиями в уровне социально-экономического развития регионов, сильнее проявляется в территориальных социально-экономических системах регионов. Последние, в нашем понимании, являются составными частями хозяйственного комплекса регионов и как экономически целостные территориальные звенья экономики региона выполняют определенные народнохозяйственные функции в пространственном разделении труда.
Предпосылками формирования и развития высокоэффективных территориальных социально-экономических систем региона являются региональная специализация их экономики на отдельных отраслях и обеспечение комплексного (сбалансированного) развития хозяйства. Темпы и уровень развития отраслей специализации экономики должны оцениваться не только с точки зрения интересов территориальных социально-экономических систем региона, но и с учетом народнохозяйственной эффективности. По нашему определению, формирование и развитие высокоэффективных территориальных социально-экономических систем выступают как основной фактор повышения эффективности отраслевой и территориальной структуры экономики региона.
По уровню территориальной концентрации производства, особенностям отраслевой структуры и направлениям производственной специализации экономики во внутриреспубликанском и межрегиональном разделении труда хозяйственный комплекс Республики Башкортостан нами подразделен на семь территориальных социально-экономических систем – центральную, южную, западную, северо-западную, северную, северо-восточную, уральскую (сетка социально-экономических систем Республики Башкортостан, разработанная М.Н. Исянбаевым, в 1974 г. принята Советом Министров Башкирской АССР (Постановление №10 от 14.02.1974 г.) и используется для территориального планирования социально-экономического развития республики) [6].
Республика Башкортостан располагает огромным производственным, научно-техническим, человеческим, природно-ресурсным потенциалом для обеспечения высоких темпов и уровня развития производительных сил. Однако потенциал республики используется недостаточно, ее территориальные социально-экономические системы существенно различаются между собой по уровню экономического и социального развития. Так, высокоразвитой экономикой выделяются ее центральная, южная, западная и северо-западная социально-экономические системы. Они выделяются многоотраслевыми промышленными комплексами, специализирующимися на топливно-энергетической, химической и нефтехимической, машиностроительной, деревообрабатывающей, легкой и пищевой отраслях. В данных территориальных социально-экономических системах Башкортостана производится около 94% промышленной, 78% сельско-хозяйственной продукции, осуществляется 89% объема подрядных работ, 92,6 – оборота розничной торговли, 92,4 – оборота общественного питания, оказывается населению 92,8% платных услуг республики.
В уральской, северной и северо-восточной социально-экономических системах Республики Башкортостан, занимающих 33% ее территории, производится лишь 6% промышленной, 22 – сельскохозяйственной продукции, осуществляется 11% объема подрядных работ, 7,4 – оборота розничной торговли, 7,6 – оборота общественного питания, оказывается населению 7,2% платных услуг республики. В этих территориальных социально-экономических системах Башкортостана промышленность характеризуется узкой отраслевой структурой, имеет сырьевое направление развитие, отрасли обрабатывающей промышленности развиты недостаточно.
В регионах Российской Федерации, в том числе и в Республике Башкортостан, действующие экономические механизмы не обеспечивают эффективного использования регионального производственного, научно-технического, человеческого, природно-ресурсного и другого потенциала. При этом недостаточно полно учитываются региональные затраты на воспроизводство природного потенциала и дифференциальная рента, получаемая предприятиями в регионах с благоприятными природными условиями, с высоким уровнем развития отраслей обрабатывающей промышленности, производственной, социально, рыночной инфраструктуры. Отпускные цены на природные ресурсы в недостаточной степени отражают общественно необходимые затраты на их воспроизводство. Они устанавливаются обычно ниже уровня этих затрат. Разница между реальными затратами на воспроизводство природных ресурсов и отпускными ценами на них покрываются, главным образом, за счет бюджета регионов.
Стратегия социально-экономического развития государства на долгосрочную перспективу может стать теоретически обоснованной и практически реализуемой, если она проработана в территориальном аспекте и адекватно учитывает исключительное разнообразие природных, социально-экономических условий, геополитических и национально-культурных особенностей регионов [7,8].
Поддержание необходимых территориальных пропорций, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования межрегиональных рынков становятся приоритетными направлениями развития экономики страны и ее регионов.
В современных условиях для регионов Российской Федерации стратегически необходимым является усиление государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях развития регионов и их территориальных социально-экономических систем, сокращение ареалов депрессивности и бедности, повышение уровня и качества жизни населения.
Структура и направления развития экономики территориальных социально-экономических систем региона обуславливаются взаимодействием совокупности научно-технических, производственных, человеческих, природно-экологических, общественно-политических факторов. В повышении функциональной роли территориальных социально-экономических систем в обеспечении роста эффективности отраслевой и пространственной структуры экономики регионов в качестве важнейших факторов выступают:
- совершенствование региональной структурно-инвестиционной и финансово-кредитной политики; в качестве важного экономического механизма выступает разработка и реализация долгосрочных целевых комплексных программ социально-экономического развития регионов и их территориальных систем;
- создание в территориальных системах регионов высокоэффективных социально-экономических структур, основанных на развитии отраслей промышленности, определяющих научно-технический прогресс;
- перевод экономики регионов и их территориальных социально-экономических систем на инновационный путь развития. Это предполагает структурно-технологическую модернизацию экономики на основе внедрения в производство высокоэффективной, прогрессивной техники и технологий; осуществление эффективных структурных сдвигов и институциональных преобразований, обеспечение конкурентоспособности экономики регионов в межрегиональном и международном разделении труда [9-12];
- создание в территориальных социально-экономических системах региона производственных и социальных структур, которые способствовали бы более полному вовлечению в хозяйственный оборот и эффективному использованию регионального научно-технического, производственного, человеческого, природно-ресурсного потенциала;
- обеспечение ускоренного развития отраслей обрабатывающей промышленности, преодоление сырьевой и полупродуктовой ориентации экономики;
- достижение сбалансированного развития отраслей промышленности, составляющих основу экономики территориальных социально-экономических систем региона, и отраслей производственной, социальной, рыночной инфраструктуры;
- создание новых хозяйственных структур, объединяющих в единый технологический комплекс совокупность производств – от подготовки сырья до полной переработки и реализации конечной продукции (объединения предприятий, холдинговые компании и т.п.), а в перспективе – организация отраслевых и межотраслевых финансово-промышленных комплексов;
- создание качественно новых рабочих мест, повышение уровня занятости, снижение темпов оттока населения, рост уровня и качества жизни.
Государственное регулирование формирования и развития территориальных социально-экономических систем регионов может обеспечиваться в ходе структурной перестройки их хозяйства с использованием территориальных-дифференцированных экономических нормативов, кредитной и налоговой политики, субсидий, субвенций и т.д. Важным является осуществление протекционистской политики по отношению к слаборазвитым территориальным социально-экономическим системам регионов на основе предоставления им кредитов банков и займов различных компаний на льготных условиях с целью доведения их стартового социально-экономического развития до среднерегионального уровня.
Для обеспечения в слаборазвитых территориальных социально-экономических системах регионов гарантированных государством единых минимальных социальных стандартов целесообразно создать «Фонд выравнивания социального развития городов и районов слаборазвитых территориальных систем регионов». Этот фонд может состоять из двух частей: из средств (дотаций), предназначенных на финансирование текущих расходов бюджетов слаборазвитых городов и районов; из средств (субсидий), направляемых на социально-экономическое развитие данной категории городов и районов.
Средства, предназначенные на финансирование социально-экономического развития слаборазвитых городов и районов, должны иметь строго целевой характер и перечисляться по мере реализации программы социально-экономического развития этих городов и районов.
Заключение
В повышении эффективности структуры экономики регионов определяющее значение имеют формирование и развитие в регионах высокоэффективных территориальных социально-экономических систем. Это достигается на основе ускоренного развития в территориальных системах высокотехнологичных наукоемких отраслей промышленности, модернизации экономики путем внедрения в производство прогрессивной техники и технологий; осуществления эффективных структурных сдвигов и институциональных преобразований; достижения более полного и эффективного использования производственного, научно-технического, человеческого, природно-ресурсного потенциала; создания качественно новых рабочих мест, повышения уровня и качества жизни населения.
Библиографическая ссылка
Исянбаев М.Н. ПРИОРИТЕТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 9-3. – С. 346-351;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2480 (дата обращения: 03.12.2024).