На сегодняшний день проблема коррупции в России стоит крайне остро. Взяточничество как негативное социально-правовое явление является одним из наиболее распространенных и опасных проявлений коррупции и при этом относится к числу безусловных лидеров по степени латентности и «замаскированности». Федеральная служба исполнения наказаний проводит масштабную борьбу с коррупцией. Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р (далее – Концепция развития УИС), на долгосрочную перспективу приняла методическое обеспечение разработки и осуществления мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции работниками УИС, реализацию в рамках ведомственного плана комплекса мер по искоренению коррупции в органе [1].
Повсеместно обсуждаются вопросы, факты и меры противодействия, связанные с получением взяток сотрудниками исправительных учреждений (далее – ИУ), а изучение совершения подобных преступных действий сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций (далее – УИИ) совершенно необоснованно опускается на второй план, особенно с учетом политики государства, направленной на гуманизацию уголовных наказаний и увеличение численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.
Так, за первое полугодие 2021 г. управление собственной безопасности ФСИН России возбудило в отношении сотрудников системы 95 уголовных дел коррупционной направленности, большинство из которых (38) квалифицировано по ст. 290 УК РФ (получение взятки), причем десять установленных фактов получения взяток приходится на долю сотрудников УИИ ФСИН России.
Всего за 7 месяцев 2022 года зарегистрировано 24613 дел коррупционной направленности. Отдельного внимания МВД в статистике по коррупции в России за 2022 год (семь месяцев) занял коммерческий подкуп, по которому в отчётном периоде было зарегистрировано 1065 дел.
Целью данной статьи является рассмотрение и анализ особенностей коррупционных преступлений сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний и предложение мер их предупреждения.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. В работе также применялись различные методы научного исследования: сравнительно-правовой, логико-исторический, социологический, системный и др.
В настоящее время борьба с коррупцией – национальный приоритет. Однако неутешительным представляется факт, что кривая роста коррупционных преступлений в период с 2015 по 2020 г.г. заметно подскочила вверх, причем большая часть коррупционных преступлений приходится на долю взяточников. Показательными являются статистические данные Следственного комитета России, приведенные на заседании коллегии СК РФ его председатель – А.И. Бастрыкиным: только за период 2020 г. было установлено около 7,4 тыс. фигурантов уголовных дел коррупционной направленности, арестовано имущества более чем на 8 миллиардов руб. и взыскано более 2 миллиардов руб. ущерба,. Помимо этого, им было указано то, что в 2020 г. возбуждено более 15,2 тыс. уголовных дел коррупционной направленности, что на 4% больше, чем за 2019 г.
Преступное деяние, предусмотренное ст. 290 УК РФ (получение взятки), является составным элементом взяточничества и одновременно относится к числу самых опасных и распространенных видов коррупционных преступлений. Согласно действующему законодательству (ч. 1 ст. 290 УК РФ) под получением взятки понимается получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействий) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Получение взятки имеет конструкцию преступления с формальным составом. Оно считается оконченным с момента получения взятки должностным лицом. Время передачи взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет. Получение взятки должностным лицом считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей [2, с. 535].
Получение взяток сотрудниками УИИ ФСИН России обладает высокой общественной опасностью, отрицательно влияет на работу органа, нарушает законность и правопорядок при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и как результат снижает авторитет власти в целом.
Видовым объектом получения взятки является совокупность общественных отношений, обеспечивающих деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления.
Непосредственным объектом получения взятки, в частности рассмотрения специфики получения взяток сотрудниками УИИ ФСИН РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения нормальной работы контрольных и надзорных функций инспекции в сфере исполнения уголовных наказаний без изоляции от общества, функций по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, а также выполнение сотрудниками УИИ профилактических и предупредительных мероприятий.
Обязательным признаком получения взятки является ее предмет, который может быть выражен в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе, незаконном оказании услуг имущественного характера либо предоставлении имущественных прав.
В соответствии с проанализированными составами наиболее частым предметом при получении взяток сотрудниками УИИ ФСИН РФ выступают именно деньги. Деньги могут являться предметом взятки, как в наличной, так и в безналичной форме, как в российской, так и иностранной валюте.
Так, например, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области установлено, что весной 2020 года бывший начальник филиала уголовно-исполнительной инспекции в ходе беседы с представителем московской коммерческой организации предложил за незаконное денежное вознаграждение в размере 300 тысяч рублей оказать содействие в подготовке и передаче в суд материалов о продлении испытательного срока условно осужденной и возложении на нее обязанностей по трудоустройству в целях возмещения имущественного ущерба, причиненного данной коммерческой организации.
Иное имущество как предмет взятки предполагает различные дорогостоящие вещи: мебель, автомашины, недвижимость, аудио- и видеотехнику, антикварные изделия, драгоценные металлы и камни и т.д.
Например, в 2020 году в Адыгее вынесен приговор сотруднику уголовно-исполнительной инспекции республиканского УФСИН России, который за создание осужденному льготных условий отбывания наказания получил взятку в виде автомобиля «Нива» и мебельного гарнитура на общую сумму свыше 270 тысяч рублей.
Имущество как предмет получения взятки сотрудниками УИИ ФСИН РФ фигурирует нечасто, связано это с тем, что деньги проще передать взяткополучателю, а их применением последний распорядится по своему усмотрению.
Объективную сторону получения взятки составляет получение взятки лично должностным лицом или через посредника за определенные действия (бездействие) в интересах взяткодателя.
Субъект получения взятки – должностное лицо, понятие и признаки которого раскрываются в примечании к ст. 285 УК РФ.
Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а такжё в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ [3].
Сотрудники УИИ ФСИН РФ осуществляют свою деятельность в федеральном органе исполнительной власти – ФСИН России, как правило, постоянно, на контрактной основе, выполняют организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
В рамках проводимого нами исследования особый интерес вызывает личность взяткополучателя, в лице сотрудника УИИ ФСИН РФ.
В криминологии под общим понятием личности преступника принято понимать совокупность ее социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение.
Существенным признаком личности преступника является общественная опасность. Общественная опасность личности – это такое ее интегративное качественное состояние относительно конкретной социальной роли, функции, которое определяет способность совершить преступление.
Что касается личности сотрудника УИИ ФСИН РФ как взяткополучателя, то следует отметить ее повышенную степень общественной опасности. При получении взяток они нарушают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование деятельности государственных учреждений и органов (в лице УИИ ФСИН РФ), и отношения, обеспечивающие неподкупность власти и ее авторитет среди граждан.
Взяткополучателю – сотруднику УИИ ФСИН РФ – как и любой преступной личности, присуща система признаков, особенностей, качеств, которые определяют его как человека, который совершил преступление.
Первую группу таких признаков составляют социальные признаки (пол, возраст, уровень материальной обеспеченности, образование и пр.). Социальные свойства личности преступника сами по себе не криминогенны, но они связаны с условиями формирования личности и ее жизнедеятельности, взаимодействуют с потребностями и мотивацией.
Судебная практика показывает, что среди взяткополучателей- сотрудников – большинство женщин. Такое положение обусловлено тем, что по половому составу деятельность УИИ ФСИН РФ в доминирующем отношении осуществляют лица женского пола.
Возрастная характеристика позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Так, средний возраст взяткополучателя колеблется в рамках 35-42 лет.
Уровень обеспеченности как социальный фактор говорит о том, насколько личность удовлетворена материально. Уровень заработной платы сотрудника относительно невысок, что порождает у него желание привлекать материальные ценности «со стороны», в том числе и посредством получения взяток.
Говоря о характеристике образования лиц, подчеркнем, что в подавляющем большинстве, они, обладают высоким образовательным и интеллектуальным уровнем. Кроме того, наличие высшего профессионального образования является обязательным критерием при приеме кандидатов на должности старшего начальствующего состава в УИС.
Вторую группу признаков личности преступника составляют социально-ролевые характеристики. Они раскрывают функции индивида, обусловленные его положением в системе существующих общественных отношений, принадлежность к определенной социальной группе, взаимодействие с другими людьми и организациями в разных сферах общественной жизни.
Сотрудник УИИ ФСИН России по своей ролевой характеристике выступает должностным лицом; 50% фактов получения взяток совершено лицами, состоящими на руководящих должностях, обладающими широким кругом полномочий – начальниками инспекций и их заместителями; 30% – старшими инспекторами и 20% приходится на сотрудников в должности инспектора [4, с. 105].
Следующая группа структуры личности преступника – психические процессы, свойства и состояния личности. Исследования показывают, что неблагоприятные условия формирования личности преступника обуславливают наличие таких характерных для современного преступника черт его личности, как эмоциональная неустойчивость, подверженность негативному воздействию со стороны, неблагоприятное окружение. Служебная деятельность сотрудника напряженная и ответственная, непосредственная работа с осужденными, так или иначе, оставляет отпечаток на психике человека.
Таким образом, изучение личности преступника-взяткополучателя – сотрудника УИИ ФСИН РФ с использованием анализа ее структуры дает ключ к пониманию процессов мотивации и механизма преступного поведения субъекта, способствует предупреждению преступлений.
Для минимизации фактов получения взяток сотрудниками считаем целесообразным применение следующих мер:
1. Совершенствовать кадровую политику.
В современных реалиях чрезвычайно важна организация кадровой работы в части, касающейся работников УИС, в том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых в кадровые подразделения учреждений и органов УИС при поступлении на службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов [5].
Кадровая политика – это важное направление противодействия взяточничеству среди сотрудников УИИ. Кадровые решения, основанные на объективном, всестороннем и тщательном подходе, во многом могут способствовать сокращению возможности назначения на соответствующие должности лиц, не отвечающих предъявляемым требованиям, и осуществлять «чистку» действующих кадров от недобросовестных и коррумпированных сотрудников.
В настоящее время на службу в УИИ ФСИН РФ принимают лиц, профессионализм и компетентность которых не всегда соответствует занимаемой должности, в результате чего страдает качество осуществления служебной деятельности инспекции, буква закона отходит на второй план, сотрудники совершают разного рода противоправные деяния, в том числе и получение взяток.
Для осуществления более качественного отбора кандидатов на службу во ФСИН следует повысить требования к профессиональным, психологическим и морально-нравственным качествам претендентов на службу. Это позволит своевременно выявлять лиц, склонных к социальной девиации. В рамках данного направления формируется система противодействия таким негативным явлениям, как взаимоотношения сотрудников с осужденными по мотивам корыстной и иной личной заинтересованности, служебный протекционизм, взяточничество и т. п.
В качестве заслуживающего внимания следует признать факт, что для более эффективного отбора на службу все кандидаты на должности сотрудников ФСИН России, в том числе и на замещение должностей в УИИ, проходят через центр психодиагностики, где с ними работают опытные специалисты, проводят индивидуальные беседы, тестирование.
Предлагаем в данные тесты внести:
• вопросы, направленные на выяснение коррупционных наклонностей кандидата на службу;
• вопросы, касающиеся мотивации лиц, поступающих на службу во УИИФСИН РФ.
Подобные вопросы позволяют выяснить сочетание целей кандидата с целями деятельности УИИ, предотвратить проникновение в инспекции коррупционно-ориентированных лиц.
Важная роль в предупреждении взяточничества сотрудников должна отводиться подготовке кадров в образовательных учреждениях ведомства. Стоит отметить, что на сегодняшний день работа в данном направлении уже ведется. Так, в вузах ведомства открыта профильная подготовка по специализации «деятельность уголовно-исполнительных инспекций». Кроме того, в учебный процесс введена дисциплина «преступления коррупционного характера», в рамках которой курсантами и слушателям вузов ФСИН России прививаются антикоррупционные взгляды, воспитывается нетерпимое отношение к проявлениям коррупции.
Также в сфере совершенствования кадровой политики актуально повысить эффективность использования системы предварительного анализа и прогнозирования нарушений сотрудников УИИ. Подобная система позволяет выявить имеющиеся проблемы при исполнении обязанностей сотрудниками инспекции, недостатки при принятии управленческих решений, предпосылки возможных актов получения взяток среди сотрудников. Система включает в себя анализ исполнения служебного регламента по следующим направлениям деятельности сотрудника: наличие жалоб на сотрудника, включая замечания инспекторских проверок и ревизионных комиссий, существование внеслужебных связей со спецконтингентом, превышение должностных полномочий и др.
Наличие информации об имеющихся правонарушениях по перечисленным направлениям может служить сигналом о возможной коррумпированности сотрудника и требует принятия превентивных мер на ранней стадии.
2. Доработать на ведомственном уровне систему обязательного декларирования доходов, имущества и финансовых обязательств сотрудников УИС, а также их близких родственников.
На наш взгляд, необходимо создание системы постоянного мониторинга имущественного положения сотрудников УИС, в том числе на основе выборочного анализа деклараций о доходах, имуществе и имущественных обязательствах. Механизм представления деклараций, круг сотрудников, на которых возлагаются обязанности по декларированию, последствия непредставления деклараций или включения в них ложных сведений на ведомственном уровне урегулированы недостаточно.
3. Осуществлять на более высоком уровне контроль за деятельностью УИИ ФСИН России.
Действительно, осуществление качественного ведомственного контроля существенным образом повлияет на снижение уровня коррупции, в отдельности взяточничества как основного ее проявления при исполнении деятельности УИИ. В связи с этим территориальным органам ФСИН России считаем необходимым:
• взять под личный контроль состояние законности в ФКУ УИИ и филиалах;
• рассматривать на коллегиях и оперативных совещаниях вопросы по предотвращению коррупции в инспекциях;
• привлекать к жесткой ответственности виновных в коррупционных проявлениях должностных лиц.
4. Привлекать к ответственности сотрудников УИИ в зависимости от занимаемой должности.
Действующее законодательство, в том числе регулирующее порядок прохождения службы во ФСИН России и привлечение к дисциплинарной ответственности, не дифференцирует ответственность сотрудников УИИ в зависимости от потенциала коррупциогенности замещаемой должности. При принятии решения о применении мер дисциплинарной ответственности можно рекомендовать осуществлять выбор дисциплинарных взысканий в зависимости от вида нарушения, а также коррупциогенности замещаемой должности.
В случае выявления коррупционных правонарушений, не носящих характер преступлений, совершенных сотрудниками УИИ, должны применяться наиболее строгие взыскания, вплоть до увольнения со службы.
5. Расширить зону применения видеорегистраторов в служебной деятельности УИИ ФСИН России.
Постоянный видеоконтроль не только позволяет дисциплинировать и заставляет осужденных соблюдать установленный порядок и условия отбывания наказания, но и позволяет провести анализ несения службы сотрудниками инспекций, оценить алгоритм и законность их действий при исполнении ими обязанностей.
В некоторых регионах (например, в Московской и Архангельской областях) видеорегистраторы уже активно используются УИИ и показывают свою эффективность.
Внедрение и использование данных устройств при осуществлении деятельности УИИ во всех регионах России будет являться немаловажным фактором предупреждения совершения правонарушающих и преступных действий со стороны сотрудников инспекции, в том числе и коррупционного характера.
6. Осуществлять финансирование деятельности УИИ в соответствии с реальной потребностью и доведенными лимитами бюджетных обязательств.
Следствием отсутствия необходимого финансирования деятельности УИИ является вымогательство сотрудниками у подконтрольных лиц материально-технических средств, с целью обеспечения этим своей служебной деятельности.
Финансирование деятельности УИИ должно быть организовано на высоком уровне, во избежание совершения подобных противоправных действий инспекторским составом.
7. Осуществлять правовое воспитание осужденных лиц.
В ходе проведенного нами анализа практических примеров получения взяток сотрудниками УИИ выяснилось, что порядка 50% из них связано с вымогательством со стороны должностных лиц.
Стимулирование осужденных сообщать факты, связанные с коррупционной деятельностью сотрудников УИИ, во многом поспособствует борьбе с получением взяток в инспекции. В связи с этим предлагаем:
• информировать осужденных о противоправности дачи (получения) взяток, о наступлении уголовной ответственности за подобные действия;
• создать памятку для осужденных, где пошагово будут описаны действия лица, ставшего жертвой вымогательства;
• вывешивать антикоррупционные плакаты в УИИ ФСИН РФ;
• вывешивать номера телефонов доверия и адрес интернет-приемной ФСИН России.
Таким образом, учитывая изученные нами данные статистики по коррупции в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России, можем сделать вывод, что борьба с коррупционными явлениями по-прежнему – важная проблема современного общества. Сложившуюся негативную ситуацию, связанную с взяточничеством в УИИ ФСИН РФ, нельзя считать нормальной. Реализация обозначенных нами мер по предотвращению получения взяток сотрудниками УИИ ФСИН РФ, может позволить уменьшить количество коррупционных проявлений в органе исполнительной власти.
Библиографическая ссылка
Никишин Д.Л., Масленников Е.Е., Орешкова Д.О. К АКТУАЛЬНОМУ ВОПРОСУ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТОК СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-1. – С. 182-188;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2447 (дата обращения: 21.11.2024).