Введение
Книжный рынок России еще после начала пандемии COVID-19 и политико-экономических событий 2022 года столкнулся с различными сложностями: падение спроса на печатную продукцию, удорожание расходных материалов. По данным отраслевого доклада «Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития, 2021» [4], спад совокупных тиражей в сегменте художественной литературы составил 21,1% в 2020 году, по сравнению с 2019. Отмечается, что «в последний год художественная литература – это самый пострадавший сегмент по объему выпущенных тиражей». При этом перемены во внешней рыночной среде обусловили рост литературы, выпускаемой в электронном виде. Рост общего объёма рынка электронных книг составил в 2020 г. 28,3% по отношению к 2019 г. [4].
При этом одним из сегментов, растущих максимальными темпами, и начавших составлять конкуренцию традиционным издателям печатной и даже электронной литературы становится сегмент так называемой «независимой литературы», самиздата или селф-паблишинга. Как отмечает Л. В. Зимина, «феномен селф-паблишинга – появление множества авторских и издательских платформ самопубликаций с дружественным интерфейсом для производства «упакованного контента» [1]. По словам Е. Н. Савенко, «из подпольного средства трансляции запрещенной информации самиздат превратился в легальный альтернативный коммуникационный канал, с помощью которого осуществляется творческая самореализация различных неформальных сообществ и отдельных личностей» [2]. В 2020 году сегмент самиздата оказался самым быстрорастущим на книжном рынке. Например, продажи одного из самых популярных сервисов, Литнет, за 2020 год выросли на 110% [3]. Основными причинами эксперты рынка называют изменение читательских привычек – любовь к жанрам «фантастика», «фентези» и приостановку выпуска новых книг традиционными издательствами на фоне пандемии [6]. Целью данной работы является выявление потребительских (читательских) предпочтений жанров цифровой художественной литературы, публикуемой на популярных платформах самиздата и оценка уровня конкуренции для издателей электронной литературы с экономической точки зрения.
Материалы и методы исследования
В настоящей работе были использованы кабинетные исследования для поиска, анализа и интерпретации информации. При проведении исследования основными источниками исходных данных послужили результаты выдачи поисковой системы «Яндекс» по ключевым словам, сервис оценки частотности запросов поисковой системы «Яндекс» – Яндекс.Вордстат; официальные группы сервисов самиздата в социальной сети «В Контакте», официальные сайты сервисов самиздата.
Для анализа был составлен перечень платформ самиздата, на основании обзоров, предложенных по ключевому слову «сервисы самиздата» в поисковой системе Яндекс [5,7,8]. В перечень включались сервисы, предлагающие широкий спектр художественной литературы от независимых авторов на русском языке и позволяющие любому желающему зарегистрироваться в качестве автора и размещать на платформе свои произведения на одном или нескольких из условий: бесплатно для читателей; за определенную сумму за скачивание книги; на условиях подписки (оплата осуществляется за период времени, в течение которого читатель получает доступ либо к ассортименту книг, либо к конкретному произведению). В топ-15 наиболее часто встречающихся в обзорах сервисов вошли:
1. Author today
2. Bookmate
3. Wattpad
4. Изба читальня
5. Литмаркет
6. Литмир
7. Литнет
8. Литрес Самиздат
9. Призрачные миры
10. ПродаМан
11. Проза.ру
12. Ридеро
13. Самиздат
14. Фабула
15. Флибуста
Для оценки популярности сервисов среди аудиторий читателей и авторов использовались два источника: оценка количества запросов в крупнейшей российской поисковой системе Яндекс по ключевым словосочетаниям, содержащим название сервиса (таблица 1), а также оценка коммуникационной активности и популярности сервиса в социальной сети В Контакте: количество подписчиков официальной группы сервиса (таблица 2).
Стоит отметить, что вполне вероятно, до февраля 2022 года некоторые сервисы могли быть ориентированы на продвижение в социальных сетях, принадлежащих группе Meta, сегодня запрещенных на территории РФ, что обуславливает ограничения исследования.
Для оценки потребительских предпочтений к анализу были отобраны три платформы, входящие в ТОП-5 обоих рейтингов.
Таблица 1
Рейтинг платформ самиздата по количеству поисковых запросов в системе Яндекс (регион – вся Россия)
№ |
Название платформы |
Кол-во поисковых запросов в месяц |
1 |
Литнет |
973249 |
2 |
Литмаркет |
636741 |
3 |
Флибуста |
298417 |
4 |
Проза.ру |
163286 |
5 |
Author today |
158858 |
6 |
Wattpad |
146564 |
7 |
Литмир |
108032 |
8 |
Ридеро |
71717 |
9 |
Изба читальня |
32156 |
10 |
ПродаМан |
24012 |
11 |
Литрес Самиздат |
20012 |
12 |
Bookmate |
14910 |
13 |
Самиздат |
4558 |
14 |
Фабула |
4484 |
15 |
Призрачные миры |
3918 |
Таблица 2
Рейтинг платформ самиздата по количеству подписчиков в социальной сети В Контакте
№ |
Название платформы |
Количество подписчиков |
1 |
Литнет |
280128 |
2 |
Author today |
116575 |
3 |
Литмир |
25193 |
4 |
Литмаркет |
21513 |
5 |
Bookmate |
18832 |
6 |
Wattpad |
15179 |
7 |
Литрес Самиздат |
14742 |
8 |
Призрачные миры |
14407 |
9 |
Ридеро |
11845 |
10 |
Самиздат |
11669 |
11 |
Проза.ру |
2707 |
12 |
Изба читальня |
2232 |
13 |
ПродаМан |
1983 |
14 |
Флибуста |
64 |
15 |
Фабула |
0 |
Сравнение долей сервисов самиздата по количеству запросов в Яндекс и количеству подписчиков В Контакте
Результаты исследования и их обсуждение
При сравнении рейтингов платформ по двум параметрам: количеству поисковых запросов и количеству подписчиков, в ТОП-5 лидеров обоих рейтингов вошли: платформа Литнет, как очевидный лидер (37% от общего количества запросов в Яндекс и 52% от общего количества подписчиков в соцсети); Литмаркет (24% и 4% соответственно) и Author Today (6% и 22%) (рисунок).
Анализировались книги, имеющие наибольшую популярность среди читателей той или иной площадки по жанровой принадлежности.
В среднем, представленные на всех анализируемых площадках (Литнет, Литмаркет и Author Today) жанры, можно свести к следующим:
• Детектив
• Исторический роман
• Любовные романы
• Мистика
• Молодежная проза
• Попаданцы (термин, обозначающий у современных авторов одно из направлений художественной литературы, в котором герой по сюжету попадает в другой мир: параллельный, прошлое, будущее и др.)
• Приключения
• Триллер
• Ужасы
• Фантастика
• Фанфик
• Фэнтези
• Эротика
• Юмор
И другие.
В Топ-10 книг, отсортированных по популярности среди читателей сервисов (другие фильтры не учитывались), с существенным отрывом на сервисах Литнет и Литмаркет вышли книги с жанровой принадлежностью «Любовный роман» (в некоторых случаях, произведение принадлежало сразу к нескольким категориям, например «любовный роман» и «попаданцы», или «любовный роман» и «фэнтези»). На Author Today топовые позиции занимают в основном произведения, написанные в жанрах «фантастика» и «фэнтези» (таблица 3).
Можно отметить, что 8 из 10-ти топовых произведений, размещенных на Author Today, распространяются бесплатно. Что касается прозы с платформ Литнет и Литмаркет, практически все произведения находятся в платном доступе. Изучив количество добавлений в библиотеку и цены на каждое произведение, можно определить общую сумму, которая могла бы быть потрачена читателями всех трех платформ на топ-30 электронных книг, в случае если все добавления в библиотеку заканчивались покупкой. Сумма составила 51 630 686. Согласно статистике, рынок электронных книг в России в 2021 году оценивается в 10,46 млрд. рублей [4].
Таблица 3
ТОП-10 литературных произведений по популярности среди читателей
№ |
Платформа |
Название, автор |
Жанр |
Кол-во сохранений (добавлений в библиотеку), ед. |
Цена, руб. |
1 |
Литнет |
Три «Д» для миллиардера. Свадебный салон. Тала Тоцка |
Любовный роман, Современный любовный роман |
40321 |
239 |
2 |
Замуж на неделю. Екатерина Флат |
Попаданцы, Любовный роман |
12827 |
0 |
|
3 |
Его тайные наследники. Дана Стар |
Молодежная проза, Любовный роман |
24235 |
149 |
|
4 |
Ты моя проблема. Милана Стоун |
Молодежная проза, Любовный роман |
6311 |
139 |
|
5 |
Спорим, будешь моей. Елена Тодорова |
Эротика, Молодежная проза |
40686 |
0 |
|
6 |
Попаданка с огоньком, или Искушение для Тёмного. Счастная Елена |
Попаданцы, Любовный роман |
13540 |
0 |
|
7 |
Жена с проблемами. Алеся Лис |
Фэнтези, Приключенческое фэнтези |
3259 |
139 |
|
8 |
Академия четырёх стихий. Волшебство на кончиках пальцев. Анастасия Княжева |
Фэнтези, Любовный роман |
15743 |
159 |
|
9 |
Похищенная помощница для варвара. Виктория Свободина |
Любовный роман, Современный любовный роман |
20667 |
164 |
|
10 |
Забыть тебя невозможно. Мария Высоцкая |
Эротика, Молодежная проза |
6614 |
169 |
|
1 |
Литмаркет |
Похищенная помощница для варвара. Виктория Свободина |
Романтическая комедия, Современный любовный роман |
17057 |
164 |
2 |
Трофей генерала драконов. Мария Лунёва |
Любовное фэнтези, Приключенческое фэнтези |
12996 |
159 |
|
3 |
Сопротивляйся, меня заводит! Айрин Лакс |
Короткий любовный роман, Современный любовный роман |
10266 |
159 |
|
4 |
Наследник для Шаха. Анна Гур |
Короткий любовный роман, Современный любовный роман |
9121 |
99 |
|
5 |
Подари мне семью. Алекса Гранд |
Короткий любовный роман, Современный любовный роман |
5624 |
119 |
|
6 |
Запрети тебя любить. Кира Сорока |
Молодежная проза, Подростковая проза |
4980 |
129 |
|
7 |
(Не) моя свадьба. Диана Рымарь |
Современный любовный роман, Остросюжетный любовный роман |
7316 |
149 |
|
8 |
Случайный ребёнок. Шанс на счастье. Виктория Вишневская |
Мелодрама. Современный любовный роман. |
6004 |
149 |
|
9 |
Попробуй меня остановить. Кира Сорока |
Молодежная проза, Подростковая проза |
6931 |
0 |
|
10 |
Трофей наглеца. Лана Пиратова |
Романтическая комедия, Романтическая эротика |
7125 |
150 |
|
1 |
Author Today |
Сердце Дракона. Кирилл Клеванский |
Героическое фэнтези, Приключения |
90 345 |
0 |
2 |
Всё будет по-моему! Wing-Span |
Боевое фэнтези, Попаданцы |
23 403 |
0 |
|
3 |
Империя 1: Страж. Иван Шаман |
Героическое фэнтези, Попаданцы |
62 003 |
0 |
|
4 |
Игрок, забравшийся на вершину. Том 1. Leach23 |
ЛитРПГ, Фэнтези |
1 137 |
0 |
|
5 |
Дар Демона. Том 1 и 2 (Темный маг – 1). Валерия Веденеева |
Эпическое фэнтези, Попаданцы |
58 804 |
139 |
|
6 |
Класс-Нейтрал. Пришествие Странника. Сергей Бельский |
ЛитРПГ, Боевое фэнтези |
61 442 |
0 |
|
7 |
«Первый». Том 1. Цикл «1» из 13 томов. Савич Михаил Владимирович |
ЛитРПГ, Фантастика |
64 435 |
0 |
|
8 |
Другой мир: попаданец. Иван Городецкий |
Попаданцы |
49 503 |
0 |
|
9 |
Real-Rpg. Город гоблинов. Жгулёв Пётр |
РеалРПГ, Попаданцы |
75 469 |
0 |
|
10 |
Стеллар. Инкарнатор. Роман Прокофьев |
ЛитРПГ, Постапокалипсис |
67 816 |
149 |
|
Итого, руб. |
51 630 686 |
Таким образом, покупки только тридцати топовых произведений с трех платформ составили бы 0,5% от всего рынка. При условии, что все покупки производились за один год.
Заключение
Данное исследование позволило автору сделать выводы о потребительских предпочтениях читателей ставшего популярным благодаря развитию интернет-сетей формата публикаций «самиздат» и оценить уровень конкуренции между платформами селфпаблишинга и издательствами электронной литературы с экономической точки зрения. Становится ясно, что в данном формате предпочитают публиковаться авторы, целевой аудиторией которых являются люди, предпочитающие «легкие» литературные жанры, так называемую «бульварную» литературу. Преимущество у жанров «любовного романа», «фантастики» и «фэнтези». Для издательств, публикующих художественную литературу (в печатном, либо электронном форматах), сервисы самиздата могут составлять конкуренцию, но, скорее всего, только на данном, довольно узком и специфическом поле. По результатам исследования можно сказать, что продажи топовых произведений на трех ведущих платформах при допущении, что все читатели, добавившие книгу в закладки, ее купят, все покупки будут осуществлены в один год, составят не более 0,5% от объема рынка. Однако необходимо иметь в виду, что «самиздат» растет, сервисы развиваются и для сохранения своей доли рынка издательствам имеет смысл рассмотреть стратегии роста и внедрения новых продуктов, как, например, это осуществляется в ГК «Литрес», где наряду с традиционной электронной торговлей печатными и электронными книгами от известных издательств, уже несколько лет успешно функционирует площадка «Литрес. Самиздат», на базе которой публикуются авторы, набирающие популярность и заключающие контракты с официальными издательствами.
Библиографическая ссылка
Твердохлебова М.Д. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ВЫБОРЕ КНИЖНОЙ ПРОДУКЦИИ СРЕДИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПЛАТФОРМ САМИЗДАТА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-1. – С. 160-165;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2444 (дата обращения: 23.11.2024).