Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СКЛАДИРОВАНИЯ ПРИ ГРУЗОПЕРЕВОЗКАХ В РЕГИОНАХ

Пашаев М.Я. 1 Илаева З.М. 2 Алихаджиева Д.Ш. 1
1 Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова
2 Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
Современный мир сталкивается с проблемами развития в трех аспектах, включая экономические, экологические и социальные. К сожалению, более миллиарда человек сталкиваются с острой нищетой, и в то же время наблюдается рост неравенства в доходах. Рост этой проблемы в основном связан с неустойчивым потреблением и производством, что приводит к серьезным социально-экономическим кризисам и представляет угрозу для жизни на этой планете. Цифровые технологии начинают менять привычные устои делового оборота в рамках мировой экономики в целом. Указанные тенденции в полной мере можно наблюдать и в сфере складирования и транспортно-логистического обслуживания. Актуальность данной статьи заключается в рассмотрение новаторства существующих инновационных технологий в IT-сфере и изложение инновационного взаимодействия организации и управления деятельностью предприятия по перевозке грузов с помощью «Интеллектуальной цепи поставок» в условиях сервисного обслуживания напрямую в онлайн режиме со всеми причастными к технологическому процессу персоналом. В данной статье проведен анализ научной литературы, проанализирован опыт введения интеллектуальных технологий в производство. Данный подход соответствует принципам устойчивого развития регионов и совершенствованию сферы складской и транспортной логистики.
инновационные технологии
информационные технологии
складирование товаров
цифровые технологии
транспортная логистика
регионы
1. Пашаев М.Я., Илаева З.М., Алихаджиева Д.Ш. Транспортно-логистическое измерение российско-китайского сотрудничества в рамках проекта «Один пояс, один путь» // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 12-2. С. 359-362.
2. Пашаев М.Я., Алихаджиева Д.Ш. Проблемы транспортных перевозок, возникшие под влиянием пандемии // Финансовый бизнес. № 10. 2021. С. 242-244.
3. Ляпина А.А. Экономика. Экология. Затраты. М.: ТЕИС, 1997. 195 с.
4. Потравный И.М., Яшалова Н.Н., Гассий В.В., Чавез Феррейра К.Й. Проектный подход в управлении экологически ориентированным развитием экономики // Экономика региона. 2019. Т. 15. Вып. 3. С. 806-821.
5. Логистические тренды 2020–2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки.https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/. 2020 г.
6. Транспортная сфера в контексте СOVID-19. https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-transport.pdf.2020 г.

Текущая ситуация вокруг инноваций в индустрии перевозок требует научного подхода к исследованиям в сфере транспортной логистики.

Новые технологии выступают одним из ключевых драйверов изменений в конкурентном ландшафте отрасли. Передовые разработки позволяют не только поддерживать уровень существующих концепций на действующих территориях, но и переориентироваться на нетрадиционные направления, в частности расположенные на труднодоступных для освоения территориях. В современной мировой практике отмечаются две разнонаправленные тенденции, оказывающие существенное влияние на инновационное развитие сети перевозок регионов. С одной стороны, в условиях тотальной цифровизации расширяются возможности пространственного разделения процессов разработки инноваций.

Транспортная логистика наряду с процессами непосредственно перевозки грузов включает и ряд других важных процессов грузооброботки; в частности, перемещение груза (например, с одного перевозочного средства на другое или временного хранения), складирование, хранение. На данном этапе развития вклад транспортной и складской обработки грузов в экономике торгово-транспортно-логистического комплекса незначителен. Приоритет дается для «зеленого коридора» по перевозке медикаментов и продуктов питания [1].

В последнее время глобальные компании по перевозкам предпочитают проводить фундаментальные исследования и разработки в корпоративных научных центрах, расположенных в местах концентрации исследовательского потенциала (обычно недалеко от профильных университетов или научных организаций), зачастую удаленных от регионов, где непосредственно складируются грузы. С другой стороны, развитие крупных технологических хабов в мировых столицах таких как Хьюстон (США), Ставангер (Норвегия) и Абердин (Шотландия), свидетельствует о том, что концентрация в одном месте технологического потенциала самих транспортных компаний, а также производителей оборудования, фирм и множества профильных стартапов может дать мощный синергетический эффект инноваций в России.

Трансформации отраслевого технологического контура способствовали завершение эпохи «легкой сферы», обострившаяся конкуренция за традиционные и новые рынки сбыта продукции, «зеленая» повестка. Курс на формирование сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на аналитический расчет на основе современных технологий, был задан в 2008 г. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года задала курс на инновационное развитие регионов.

Руководством страны принимаются меры по увеличению объема инвестиций для развития экономической базы, включая:

– организацию сопровождения инвестиционных проектов и создание простых и прозрачных процедур получения разрешений и согласований;

– обновление портфеля инвестиционных проектов, в части включения в него инвестиционных проектов, отвечающих современным стандартам, способствующих созданию новых производств на базе новейших технологий [2].

Территории РФ отличаются высокими значениями ВРП на душу населения. В топ-12 субъектов Российской Федерации по этому показателю входят девять сырьевых регионов. Конвертация поступающих доходов в технологии, связанные с нефтегазовой и иными сферами деятельности – одна из доступных ресурсным территориям возможностей (рис. 1).

Таким образом, устойчивая инфраструктура – инфраструктура, которая спланирована, спроектирована, построена, эксплуатируется или выведена из эксплуатации таким образом, чтобы обеспечить экономическую, социальную, экологическую и институциональную устойчивость на протяжении всего жизненного цикла (согласно Руководству Межамериканского банка развития по обеспечению устойчивости инфраструктуры на всех этапах реализации проекта)

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Рост в этих регионах будет связан с реализацией инвестиционных проектов (ввод новых производств, наращивание объемов производства) в лидирующих для этих регионов направлениях. Это добывающая промышленность (уголь, нефть, золото, алмазы), переработка добытого сырья (нефть, лес, золото), машиностроение, фармацевтика, химическое производство, торговля, строительство.

missing image file

Рис. 1. Регионы с наилучшими прогнозами динамики роста валового регионального продукта

Способы инновационной организации управления процесса складирования по концепции «Интеллектуальной цепи поставок»

п/п

Элемент управления

Содержание элемента

1

Интегрированное, комплексное планирование

Цифровые инструменты используются для различных элементов цепочки поставок, таких как планирование закупок или транспортировки, а также для распределения, планирования перевозок и прогнозирования сроков доставки. Необходимо сконцентрировать все эти решения в одной системе, создав интегрированную платформу, использовав возможности каждого из этих решений, можно получить синергетический эффект и оптимально спланировать деятельность предприятия, чтобы доставить нужный продукт конечному потребителю в нужное время.

2

Умные склады

Умные склады являются основой для современного управления цепочкой поставок. В настоящее время ручная обработка товаров утратила свою эффективность. По прогнозным расчетам автоматизации труда повысит эффективность управления. Автоматизация складских операций также резко снижает риск ошибок, что также влияет на цепочку поставок.

3

Быстрое реагирование

Эффективное цифровое управление актуально в ситуациях, когда спрос нерегулярен и его трудно предсказать, в последствии чего могут появиться избыточные запасы. Датчики и интеллектуальные устройства могут предоставлять огромные объемы данных для отслеживания и мониторинга цепочки поставок, производства, движения запасов (где угодно), состояния и производительности установленного оборудования, транспорта и запасов.

4

Автономное распределение

Нехватка квалифицированных специалистов и увеличивающиеся объемы перевозок затрудняют выполнение заказов

Важность использования автономных транспортных средств продолжает расти, это касается внутреннего транспорта на складах, а именно беспилотных погрузчиков и автомобилей, способных упростить доставку и ускорить отдельные операции. Безусловно такие решения, как беспилотные автомобили на складах, скоро получат достаточно широкое распространение.

К таким вызовам, нужен современный подход с новыми инновационными предложениями, которые могут позволить снизить дополнительные затраты для организации Заказчика грузоперевозчиков. Однако, помимо технологического прорыва требуются новые способы организации бизнес-моделей, непосредственно перед началом работ на объекте транспортировки. Эффективное взаимодействие компаний-заказчиков и специализированных подрядных организаций во многом обеспечивается наличием у работников знаний в области организации и управления грузом в условиях сервисного обслуживания, а также их коммуникабельность и быстрое реагирование.

Представленный способ оперативного управления производством при помощи комплекса интегрированных решений (интегрированное моделирование, управление потенциалами (поиск потенциалов и оптимизация), интегрированное планирование), реализованных в рамках единой концепции «Интеллектуальной цепи поставок». Данный подход включает в себя современные цифровые инструменты и методы, которые существенно отличаются от традиционных практик управления сферой складирования и транспортировки грузов.

Реализация данной концепции, построенной на прогнозировании, оценке, оптимизации и планировании мероприятий, дает эффект как на ранних, так и на поздних стадиях разработки бизнес-моделей в сфере перевозки и складирования.

Процесс складирования грузов требует особого внимания, особенно при освоении и введении в разработку новых технологий.Информационное обеспечение организации процесса складирования грузов означает применение it-технологий для сбора необходимой информации, т. е. параметров, связанных с производством, обработкой большого объема информации и принятия стратегического решения, которое дало бы эффект экономического, технологического или иного характера.

missing image file

Рис. 2. SWOT – анализ инновационного подхода в организации процесса складирования при грузоперевозках

Применение it-технологии для сбора необходимой информации подразумевает следующие работы:

1. сбор и проведения анализа технологических данных продвижения грузов;

2. обороты, давления, момент, вес, механическая скорость, нагрузка;

3. обработка реальной информации;

4. вычисление возникновения аварийных ситуаций и их предотвращение с помощью оповещения инженерно-технического состава причастного к процессу данной деятельности с помощью смс сообщения или предупредительного сигнала;

5. удаленный доступ для мониторинга происходящих процессов для представителя Заказчика и координаторов сервисных организаций;

6. сохранение изображений с видеокамер с привязкой к параметрам, удаленное видеонаблюдение за складами;

7. ведение расширенного журнала операций, учет непроизводительного времени;

8. использование компьютеризированных справочников при заполнении информации о поставке товаров и скандировании;

9. проведение совместного планирования с офисом заказчика [3].

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ, проект 20-010-00383-А «Развитие методов управления эколого-экономическими издержками в системе складского комплекса на основе применения информационных технологий»


Библиографическая ссылка

Пашаев М.Я., Илаева З.М., Алихаджиева Д.Ш. ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СКЛАДИРОВАНИЯ ПРИ ГРУЗОПЕРЕВОЗКАХ В РЕГИОНАХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-1. – С. 139-143;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2441 (дата обращения: 26.04.2024).