Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Тимошкина Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
Социальную защиту населения следует рассматривать как важнейший фактор социально – экономического развития страны, поскольку именно социальная защита характеризует удовлетворенность населения качеством оказания государственных услуг. Это особенно актуально в период кризиса, пандемии и прочих неблагоприятных условий. В статье автор рассматривает социальную защиту как экономическую категорию и приводит авторскую трактовку данного понятия; разграничивает и уточняет такие понятия как «социальная защита», «социальная помощь», «социальное обеспечение», выделяет единство этих категорий и их отличительные черты. В статье представлен мониторинг ситуации в области социальной защиты населения, проведен анализ мер поддержки в рамках Удмуртской Республики и Российской Федерации. В современных тенденциях в рамках цифровизации экономики особое место отводится оказанию государственных услуг, в том числе услуг по социальной защите населения, в электронной форме.
цифровизация
социальная защита
социальное страхование
социальное обеспечение
информационные технологии
1. Ильясов М.М. Анализ современного состояния НПФ РФ // Молодой ученый. 2016. №17. С. 397-401.
2. Современный энциклопедический словарь / Б.А. Райзберг, А.Ш. Лозовский, С.Б. Стародубцева. М., 1997. 498 с.
3. Тамошина Г.И., Тимошкина Е.В. Cоциально-ориентированные инновации и качество трудовой жизни // ФЭС: Финансы. Экономика. 2010. № 3. С. 46a-50.
4. Тамошина Г.И., Журавлев Ю.В., Кольцова М.А., Тимошкина Е.В. Социальное страхование и его совершенствование в рыночной экономике: монография. Воронеж: Воронежская государственная технологическая академия, 2009. 189 с.
5. Тимошкина Е.В., Березкина К.Ф. Сущность социальных рисков и формы их проявления // Проблемы и перспективы развития современного общества в эпоху модернизации: экономика, социология, философия, право: материалы международной научно-практической конференции (27 декабря 2012 г.) / отв. ред. В. И. Долгий. 2013. С. 104-105.
6. Тимошкина Е.В., Клементьева С.C. Информационные технологии в агропромышленном комплексе как важнейший фактор цифровизации отрасли // Интеграционные взаимодействия молодых ученых в развитии аграрной науки: материалы Национальной научно-практической конференции молодых ученых. В 3 т. Ижевск, 04–05 декабря 2019 года. Ижевск: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2020. С. 236-240.
7. Тимошкина Е.В., Кожевников М.В. Организация проектной деятельности в условиях цифровизации системы образования // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1(114). С. 860-867.
8. Тимошкина Е.В., Третьякова Е.С., Абышева И.Г. Совершенствование информационной инфраструктуры предприятия в целях цифровизации экономики страны // Управление эффективностью использования земельных ресурсов: материалы II Национальной научно-практической конференции. Ижевск, 16 марта 2020 года. Ижевск: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2020. С. 98-103.
9. Тимошкина Е.В. К вопросу об эффективности использования материальных ресурсов на предприятиях АПК // Управление эффективностью использования земельных ресурсов: материалы II Национальной научно-практической конференции. Ижевск, 16 марта 2020 года. Ижевск: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2020. С. 88-95.
10. Экономическая энциклопедия. М.: 1994, 692 с.
11. Энциклопедический словарь по экономике. Минск: Наука, 1997. 654 с.
12. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
13. Правительство России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/41634/.
14. Министерство цифрового развития Удмуртской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://msur.ru/news/52300/.

Введение

Социальная защита населения является по своей сути одним из индикаторов эффективности государственного управления страной, поскольку характеризует обеспеченность, достаточность и удовлетворенность населения государственной помощью. Особенно это актуально в современных условиях цифровизации, когда государственную помощь население имеет возможность получить, не выходя из дома.

Цель исследования: уточнение и разграничение понятий «социальная звщита», «социальное страхование», «социальное обеспечение», рассмотрение данных категорий в системе; мониторинг и анализ действующей ситуации в области социальной защиты населения; выявление недостатков действующей системы; предложение мер по улучшению ситуации в условиях цифровизации всех отраслей народного хозяйства.

Материал и методы исследования

Материал и методы исследования: данные органов государственной статистики РФ и УР, данные отечественной и зарубежной литературы в области исследуемой проблематики. В работе использованы методы познания, синтеза, метод анализа информации, метод экспертной оценки.

Отметим, что в настоящее время в экономической литературе до сих пор даются определения социальной защиты, социального страхования и социального обеспечения, не имеющие четкого разграничения. Например, большой экономический словарь, изданный в 1997 году, дает следующие определения:

«Социальное обеспечение – система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также их семей, в которых есть дети» [2].

«Социальное страхование – система материального обеспечения в случае временной потери трудоспособности, потери кормильца, а также система оздоровительных мероприятий» [11].

«Социальная защита – комплекс государственных мер, направленных на вспомоществование отдельным социальным группам» [11].

По нашему мнению, во-первых, социальная защита не может быть направлена только на отдельные группы. Она касается всего населения. Сюда относится и работающее население, и инвалиды, и малоимущие бедные и даже богатые, т.к. на них может воздействовать, например, экологическая ситуация и т.п.

Во-вторых, получается, что социальное обеспечение и социальное страхование – это идентичные категории. А здесь, по нашему мнению, главное – в различии источников средств и сфер их действия.

В другом источнике говорится: «Социальное обеспечение – раздел системы социальной защиты, направленной на удовлетворение потребностей и поддержание уровня жизни нетрудоспособной части населения. Социальное обеспечение подразделяется на несколько блоков: социальное страхование, собственно социальное обеспечение и социальная помощь» [10].

Справедливым является то, что здесь социальное обеспечение рассматривается как часть социальной защиты. Но в него включается и социальное страхование, сфера деятельности у которого совсем другая – это социальные риски, которым подвержены граждане в рыночной экономике. И чтобы возместить их, складываются совсем иные отношения, основанные на страховых принципах, в то время как социальное обеспечение такой чертой не обладает. Здесь источниками, кроме государственного бюджета, могут быть и благотворительные, спонсорские взносы и т.п., не связанные со страховыми принципами.

Аналогичные определения даются и в других источниках. «Социальное страхование – установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов» [3].

«Социальное страхование – система экономических отношений, посредством которых формируются и расходуются фонды денежных средств, предназначенных для материального обеспечения нетрудоспособных граждан и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержания материнства и детства, а также охраны здоровья населения» [4].

В последнем определении социальное страхование представлено как система экономических отношений, что само по себе означает продвижение к пониманию сущности данной категории. Но в эту систему авторы включают обеспечение всех нетрудоспособных, что с нашей точки зрения, не совсем справедливо, так как социальное страхование связано только с социальными рисками, которые заранее страхуются, с другой стороны, эта система страхует не только нетрудоспособных, но и работающих граждан (например, страхование безработицы). Таким образом, категории социальное страхование, социальное обеспечение, социальная защита имеют нечто общее, но в то же время между ними имеются существенные различия.

В целом единство и различия понятий социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1).

По нашему мнению, социальное страхование – это категория рыночной экономики, одна из форм социальной защиты населения. Конечно, исторически элементы общественного обеспечения встречались и раньше, но именно обеспечения, а не страхования. Благотворительность и различные формы общественного призрения, например, существовали на Руси с древних времен, а крестьянские общины несли расходы по содержанию своих нетрудоспособных членов до более поздних времен [5].

missing image file

Рис. 1. Взаимосвязь социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования

Социальная защита в любом государстве – это комплекс социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, семьям, доходы трудоспособных членов, которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи, а также направленная на повышение качества рабочей силы, в т. ч. и работающего населения [6].

Определение социальной защиты населения можно свести к двум основным подходам: традиционному и расширенному. Традиционная трактовка подразумевает под социальной защитой систему мер, обеспечивающих определенный (чаще всего минимально необходимый) доход взамен утерянного или прерванного заработка в связи с наступлением определенных событий. Расширенное понимание социальной защиты предполагает обеспечение достойного уровня жизни всем гражданам, независимо от их индивидуальных возможностей и меры участия в общественном труде.

Предлагаемое нами понятие социальной защиты основывается на выборе в качестве начальной точки исследования традиционного подхода, как наиболее соответствующего рисковому характеру воспроизводства человека. Но предлагаем учитывать и постепенный переход социальной политики к обеспечению достойного уровня и качества жизни всех граждан.

Социальная защита населения имеет дело не просто с рождением, питанием, образованием или трудоустройством человека, а с обеспечением их «стандартного» качества при наступлении событий, наносящих ущерб нормальному протеканию этих этапов воспроизводства. Социальные риски конкретизируются в формы потери средств к существованию. Для экономически активной части населения этими средствами является трудовой доход, для остальных – доход семьи или гарантируемый обществом минимальный доход. Причем, доход, как правило, выражается и в денежной, и в натуральной формах. Предоставление жилья или медицинского обслуживания рассматриваются нами наравне с выплатой пособий и пенсий [7].

Социальная защита населения по нашему мнению – это система управления социальными рисками с целью поддержания устанавливаемых обществом социальных стандартов жизни для каждого человека. Как социально-экономическая категория, социальная защита населения представляет собой отношения по перераспределению национального дохода в целях обеспечения воспроизводства человека в условиях действия социальных рисков.

Социальная защита представлена следующими формами: социальные гарантии, социальное страхование, социальная помощь, социальная поддержка, социальные компенсации, социальное обеспечение, общественное потребление социальных услуг [8].

Основой социальных гарантий населения является регулирование отношений между обществом и социальными правами личности: правом на жизнь, на труд, на отдых, на охрану здоровья, на образование. Государство, осуществляя социально-ориентированную политику, гарантирует своим гражданам закрепленные Конституцией РФ права на получение части национального дохода, и финансирование экономически уязвимой части граждан с целью оказания им помощи и обеспечения достойного уровня жизни, медицинского обслуживания, доступности образования, науки. Социальные гарантии выступают, как функция государства и являются основой его политики, осуществляемой в социальной сфере. Таким образом, можно дать определение социальных гарантий: социальные гарантии – это совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, обеспечивающих защиту основных прав человека, имеющих механизм реализации и ресурсную базу: нормы социального обеспечения (здравоохранение, обучение в школе и т.д.), льготы и привилегии, гарантированный минимум заработной платы, пособий и компенсационных выплат [9].

Социальные гарантии, по нашему представлению, распространяются на следующие элементы:

1) гарантии занятости;

2) регулирование минимума доходов;

3) ресурсное обеспечение льгот и привилегий;

4) государственный и общественный контроль за соблюдением гарантированных прав.

При этом следует обратить внимание на то, что государство должно гарантировать оказание минимально необходимой помощи в размере не ниже определенного уровня физического существования человека. Вопрос сохранения объема гарантий в переходный период постоянно наталкивается на дефицит финансовых средств. Тем самым эффект от обеспечения гарантированных благ значительно снижается, что ставит любого человека перед необходимостью наличия гарантий самостоятельно улучшить свое материальное положение. Роль таких гарантий будет соответствовать социальным правам.

Мы считаем, что к статусу социальных гарантий следует еще отнести и гарантию достижения личного материального благополучия на основе личного труда в любой сфере предпринимательства.

Социальная помощь направлена на защиту малоимущих, наиболее уязвимых групп населения. Она представляет собой единовременные выплаты или натуральные выдачи и услуги для ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций. Помощь может быть определена как обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом государственных гарантий по социальному обеспечению за счет средств местного бюджета, предприятий, внебюджетных и благотворительных организаций, в целях оказания адресной дифференцированной помощи нуждающимся [8].

Можно выделить следующие принципы оказания социальной помощи:

1) адресность (помощь конкретным лицам с учетом их индивидуальных потребностей);

2) гарантированность оказания всем нуждающимся и обратившимся;

3) дифференцированность размеров и видов помощи;

4) комплексность;

5) самостоятельность местных органов власти в оказании помощи;

6) реагирование на изменение условий жизни [7].

Социальная помощь должна оказываться неотложно при острых жизненных ситуациях и может носить характер материальной, правовой, психологической, информационной и др.

Необходимо подчеркнуть, что любые социальные работы на местном уровне формируются с учетом местного уровня бедности, соответствие которого с подушевым доходом и формирует категорию малообеспеченных, нуждающихся в социальной помощи.

Реализация социальной помощи населению осуществляется в двух направлениях:

1) целенаправленно через органы социального мониторинга, ведущие учет малоимущих;

2) нецеленаправленно, через особые муниципальные органы, лицам, лично обратившимся в них в исключительных ситуациях.

По нашему мнению, основы оказания социальной помощи должны быть построены на том, чтобы в ближайшее время на базе имеющихся структур организовать систему экстренной помощи для самых бедных. Данная система не должна предполагать значительных организационных преобразований в действующей системе социальной защиты, а призвана мобилизовать все наличные ресурсы ее структуры для решения задачи по обеспечению «выживания» населения, для удовлетворения потребностей людей в пище, одежде, жилье.

Важную роль в системе социальной защиты играет социальная поддержка. В научной литературе и общественной практике социальная поддержка трактуется достаточно широко: начиная от программ, входящих в систему социального обеспечения до поддержки групп малообеспеченных на региональном уровне. Нами выделены формальные и неформальные виды социальной поддержки. Формальная социальная поддержка включает ряд государственных программ, направленных на определенные группы населения. Виды неформальной поддержки разнообразны: от доходов от личных приусадебных участков, до помощи, получаемой от друзей и родственников.

На наш взгляд, социальную поддержку целесообразно трактовать как форму социальной защиты, относящуюся к экономически активному населению. Она представляет собой создание условий, позволяющих наемным работникам обеспечить их социальную защищенность. К социальной поддержке мы относим также мероприятия по повышению квалификации и переподготовки кадров, обучение основам бизнеса для безработных и других слоев населения. Таким образом, мероприятия по социальной поддержке должны способствовать формированию активной позиции на рынке труда, должны развивать возможности по улучшению собственного благополучия людей.

Как форма социальной защиты, социальные компенсации в сложившейся практике экономического маневрирования зачастую отождествляются с понятием индексация. Этой категории часто придается смысл обычных денежных выплат населению в связи с процессами инфляции [1].

По нашему мнению, компенсация выступает одним из структурных элементов социальной защиты. Сущность ее состоит в предоставлении гарантий реальной ценности затраченного ранее труда, когда номинальный рост материального вознаграждения периодически отстает от его реальной стоимости из-за нарастающих темпов инфляции. Компенсация смягчает ухудшение уровня жизни у работающих и содействует выравниванию доходов до черты минимального потребления у нетрудоспособного населения. Разовые возмещения потерь обесценения труда, выплачиваемые, в основном в виде денежных дотаций, пособий, надбавок и т.п. в дальнейшем должны замениться частичной или полной индексацией доходов и сбережений населения.

Индексация, если рассматривать ее как экономический механизм, представляет собой автоматическую корректировку величины денежных доходов лиц из бюджетных источников (пенсии, стипендии, пособия, зарплата), а также денежных сбережений в виде вкладов в учреждения финансово-кредитной системы, облигаций, с целью частичного возмещения потерь от инфляции. Индексация доходов производится в зависимости от определенной цифры порога индекса цен на потребительские товары и услуги, который исчисляется нарастающим итогом с момента предыдущей индексации. Индекс цен определяется на базе изменения розничных цен в различных каналах реализации (государственная, кооперативная, частная и т.п.). Индексация же осуществляется на расчетную величину индекса цен с корректировкой для различных частей дохода по нормативу [1].

Очевидно, что шкала индексации частей доходов, зависящая от минимальной месячной оплаты труда, будет постоянно меняться, как и предельный порог индекса цен. Источниками индексации доходов выступают начисления на вознаграждения и сбережения (рост процентных ставок на вклады).

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что социальные компенсации – это достаточно широкий спектр различных выплат и льгот. Они могут быть предоставлены либо всем нуждающимся в связи с высокими темпами инфляции, либо некоторым группам населения, в связи с причинением вреда их здоровью, жизни или ущемлении свободы. Таким образом, мы несколько расширили привычную трактовку понятия социальные компенсации.

Одной из форм социальной защиты населения, выступает социальное обеспечение. Она представляет собой помощь в виде денежных пособий уязвимым слоям населения, гарантирующую определенный минимальный уровень жизни. Социальное обеспечение включает в себя распределение материальных благ из специальных фондов государства с целью поддержания уровня жизнеобеспечения членов общества, не способных своим трудом заработать эти блага, с учетом норм, установленных в обществе и состояния экономики; обеспечивает обслуживание престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми.

В соответствии с законодательством Российской Федерации система социального обеспечения включает: пенсии, пособия многодетным и одиноким матерям, пособия малообеспеченным семьям с детьми; льготы инвалидам и многодетным матерям; содействие профессиональному образованию и трудоустройству инвалидов.

По нашему мнению, необходимо включить в социальное обеспечение все расходы государственного бюджета на финансирование образования, здравоохранение, культуры и т.п., поскольку они обеспечивают доступ населения к общественным благам.

Важное место в социальном обеспечении принадлежит пособиям. Пособия – краткосрочное или единовременное безвозмездное предоставление денежных сумм за счет средств соответствующих бюджетов РФ.

Пенсионное обеспечение выполняет две функции: социальную и стимулирующую. Первая направлена на поддержание нормального уровня жизни пенсионерам по старости или утере трудоспособности.

Стимулирующая роль направлена на развитие заинтересованности в активной трудовой деятельности, способной обеспечить достойный уровень жизни в старости. Небольшая по размерам пенсия, которая ожидает человека в старости, вызывает отрицательные мотивации к труду и не продуцирует оптимизм и понимание необходимости страховых отчислений.

Важной формой социальной защиты является социальное страхование. Оно представляет собой государственную систему материального обеспечения, направленную на минимизацию социального риска, связанного с потерей доходов и снижением прожиточного минимума, возникновением необходимости в длительном лечении, поддержанием наемных работников при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных случаях, например, санаторно-курортное лечение, организация отдыха, лечебное питание [9].

В современных тенденциях в рамках цифровизации экономики особое место отводится оказанию государственных услуг, в ом числе услуг по социальной защите населения, в электронной форме. Важно отметить, что условия пандемии 2020 года привели к значительному увеличению числа людей, нуждающихся в помощи, а также к ограничению доступа в социальные учреждения, что радикальным образом изменило способы коммуникации в пользу дистанционных форматов. Передача части функций по приему документов многофункциональным центрам, перевод услуг в электронный вид, и как следующий этап переход к проактивному (беззаявительному) порядку их оказания приведет к изменениям системы управления отраслью социальной защиты в направлении гибких методологий управления, элементы которых уже сегодня внедряются в деятельность органов власти.

В период пандемии COVID-19 возникла насущная потребность в активизации развивавшихся в последние годы цифровых технологий для реализации мер социальной защиты населения. Государства, имевшие к этому времени наработки в этой области, получили дополнительные технологические возможности для оказания столь востребованной в этих условиях помощи гражданам и бизнесу.

Активно применяются такие сквозные цифровые технологии, как «большие данные», промышленный интернет, искусственный интеллект, беспроводная связь, системы распределенного реестра, технологии виртуальной и дополненной реальности. Их применение, а также дальнейшее развитие цифровой инфраструктуры позволяют выйти на принципиально новый уровень адресности и вариативности социальной политики, закладывают основы нового типа государства, которое условно можно обозначить как «государство-платформа».

С технологической точки зрения общими характеристиками государства-платформы являются централизация цифровой инфраструктуры и активная коллаборация с компаниями – национальными технологическими лидерами.

Что касается перевода социальной политики государства в цифровую среду, то общим трендом является приведение всех информационных систем к одному знаменателю – «золотому идеальному профилю», который предполагает, по нашему мнению, следующие характеристики:

1) налоговую и имущественную прозрачность;

2) адресность социальной поддержки в зависимости от доходов, принадлежности человека к домохозяйству;

3) отслеживание социально приемлемого поведения граждан, их следования правилам поведения в общественных местах и выполнения принятых на себя обязательств, условий предоставления помощи [13].

Анализируя отечественную практику социальной защиты населения в ситуации эпидемии COVID-19, мы можем отметить, что в Российской Федерации все принимаемые меры осуществляются в дистанционном формате благодаря использованию цифровых технологий, которые активно внедрялись в практику государственного управления в последние годы. По итогу, именно через цифровые платформы в стране реализуется широкий спектр направлений социальной поддержки, которые носят комплексный характер.

В ходе поэтапного введения мер поддержки ими были охвачены все уязвимые категории населения.

Принятие адекватных государственных решений в сфере социальной политики, способствующих обеспечению социальной безопасности, повышению благосостояния граждан и социально-экономической устойчивости бизнеса сегодня не представляется возможным без использования цифровых технологий. Такие технологии позволяют сделать ее экономически и социально обоснованной, ориентированной на домохозяйства и, особенно – на социально уязвимые категории населения. Применение таких мер оказывается одним из ключевых индикаторов устойчивого развития страны, и в этом смысле постановка задач по совершенствованию государственной цифровой платформы вполне оправданно становится одной из основных тем национальной повестки.

В Российской Федерации развивается единая цифровая платформа, которая объединит все меры социальной поддержки. С её помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов. Об этом говорится в Концепции цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года, которую утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Новая платформа объединит информационные системы Министерства труда, Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС), а также учреждений медико-социальной экспертизы. Поэтапно на неё будут переведены все процессы по назначению и предоставлению мер социальной поддержки.

Очевидно, что «цифровые технологии» не заменят личного взаимодействия государственных структур с гражданами. Центры занятости, отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования будут сохранены. Граждане при желании, как и раньше, смогут обращаться в органы соцзащиты лично. Таким образом, цифровая трансформация оказания государственных услуг в области социальной защите предполагает не только дистанционный (удаленный) этап взаимодействия, но и сохранения традиционной, привычной для населения, формы работы [13].

Рассмотрим динамику расходов государственного бюджета Российской Федерации на социальную сферу в динамике за 2019-2021 гг. (таблица) [12].

Как видно из таблицы 1, за период 2019-2021 гг. по всем статьям расходов на социальную сферу наблюдается рост в абсолютных показателях в 2020 г. по сравнению с 2019 г., при этом удельный вес расходов на социальную сферу в общем объеме расходов государственного бюджета сокращался.

Расходы государственного бюджета РФ на социальную сферу за период 2019-2022 гг.

Статья расходов

2019 год

2020 год

2021 год

Объем расходов, млн руб.

Уд. вес в общем объеме расходов, %

Объем расходов, млн руб.

Уд. вес в общем объеме расходов, %

Объем расходов, млн руб.

Уд. вес в общем объеме расходов, %

Образование

1991,2

55,2

2434,9

34

2160,8

49,1

Культура

270,5

7,5

343,2

4,8

303

6,9

Социальная

политика

64,1

1,8

115,4

1,6

116,1

2,6

Физическая культура

107,5

3,0

354,6

5,0

106,1

2,4

Итого расходов на социальную сферу

2433,3

67,5

3248,1

45,4

2686,0

61

missing image file

Рис. 2. Гистограмма расходов государственного бюджета Российской Федерации на социальную сферу в общей сумме расходов

За период 2020-2021гг. напротив, можно отметить снижение абсолютных показателей по всем статьям и повышение относительных показателей. Данные факт можно связать с темпами инфляции.

Далее рассмотрим графическую визуализацию данных, характеризующих расходы государственного бюджета Российской Федерации на социальную сферу в общей сумме расходов (рис. 2).

По рисунку 2 можно отметить, что 2019 год характеризуется наибольшим удельным весом расходов на социальную сферу, к 2020году показатель существенно падает, а к 2021г. снова наблюдается положительная динамика показателя. Данный факт можно детерминировать кризисными явлениями, происходящими вследствие пандемии.

Проведя мониторинг ситуации, касающейся социальной защиты населения в условиях цифровизации в Удмуртской Республике, определено, что 57 социально значимых государственных и муниципальных услуг, востребованных среди населения, переведены в электронный формат за третий квартал 2021 года. Эти работы проводились и проводятся в настоящий момент времени в рамках регионального проекта «Цифровое государственное управление», направленного на достижение задач национальной программы «Цифровая экономика» [14].

По поручению Президента России Владимира Путина к началу 2023 года все массовые социально значимые услуги должны быть переведены в электронный формат на Едином портале государственных услуг. Перечень услуг определен протоколом президиума Правкомиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

В число услуг, уже доступных в режиме онлайн для жителей Удмуртской Республики, вошли:

1) услуги по предоставлению разрешений в сфере строительства и природопользования;

2) услуги по назначению и осуществлению различного рода выплат и компенсаций;

3) услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение;

4) услуги по подготовке и утверждению документации по планировке территории;

5) услуги по установлению статуса многодетной семьи и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Идея социального страхования основывается на разделении убытков социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством.

Необходимость системы социального страхования вызвана развитием новых отношений и превращением рабочей силы в товар, а заработной платы – в источник существования большинства членов общества. В результате возникает риск материальной необеспеченности вследствие утраты заработка. Этот риск носит социальный характер и не всегда зависит от конкретного человека. Утрата заработка может произойти по различным причинам:

1) как отсутствие спроса на рабочую силу;

2) вследствие потери работником способности к труду (болезнь, несчастный случай, старость, инвалидность).

Это наиболее явные, типичные, часто встречающиеся риски.

В этих случаях обеспечить жизнедеятельность человека может только социальное страхование, т.е. такая форма социальной защиты, которая заранее аккумулирует необходимые средства.

Страхование направлено на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховых случаев. Социальное страхование предусматривает страхование от таких страховых случаев, как: безработица, потеря заработка по временной нетрудоспособности, инвалидность, болезнь, старость, смерть кормильца, беременность и роды и др.

В свою очередь, социальное страхование включает две составные части: обязательное страхование и добровольное страхование, а его формами выступают: государственное и индивидуальное страхование.

Государственное социальное страхование является обязательным и имеет своим источником страховые взносы работодателей.

Личное страхование осуществляется добровольно за счет страховых взносов граждан. Основным принципом работы личного страхования является эквивалентность, которая означает получение помощи пропорционально величине уплаченных страховых взносов.

Таким образом, социальное страхование – это такая форма материального содержания неработающих членов общества, которая связана с возмещением социальных рисков путем предварительного внесения целенаправленных сумм в страховые фонды. Как таковая она является экономической категорией и выражает экономические отношения по поводу формирования этих страховых фондов и их использования.

Подведя итог вышесказанному, авторами работы получены следующие результаты:

- уточнено и дано авторское понятие экономической категории «социальная защиты»;

- отражена взаимосвязь социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования;

- проведен мониторинг и анализ расходования государственных средств на социальную защиту в Российской Федерации;

- рассмотрено социальное страхование как симбиоз государственного и личного страхования в целях обеспечения защиты большей части населения:

- указаны специфические характеристики социальной помощи именно в условиях цифровизации.

Заключение

На наш взгляд, происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере. Прежде всего, создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни. Поэтому социальная защита населения нами рассматривается как защита от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

В условиях цифровизации всех сфер национального хозяйства, необходимость перехода оказания государственных услуг населению в цифровой формат становится не только актуальной, но и необходимой.

Доступ к социальной защите и гарантированному обеспечению в случае утраты дохода по обстоятельствам, которые человек не может контролировать, включая болезнь, инвалидность, безработицу, утрату кормильца, наступление старости – это неотъемлемое право каждого человека в современном мире, установленное Всеобщей декларацией прав человека. Роль социальной защиты в поддержке благополучия людей, снижении бедности и неравенства трудно переоценить и в спокойные времена, но особенно ее значение возрастает в периоды высокой волатильности и кризисов, что подтвердил глобальный шок пандемии COVID-19. В условиях неопределенности она превращается в «подушку безопасности» – макроэкономический и социально-политический стабилизатор.


Библиографическая ссылка

Тимошкина Е.В. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 9-1. – С. 143-152;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2405 (дата обращения: 24.11.2024).