Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Иджилова Д.В. 1 Оджаев М.В. 1 Демкин Ц.Ю. 1 Куцекова А.И. 1 Манджиева А.Э. 1
1 ФБГОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»
На основе анализа нормативно правовых актов и научных публикаций в статье рассмотрены основные особенности субъектов малого бизнеса в Российской Федерации. В Российской Федерации в силу событий 2015-2017 годов, связанных с обострением экономических связей с другими государствами, действием факторов связанных со снижением цен на углеводородное сырье, с ростом дефицита бюджета, нестабильность национального валютного курса, вопрос поддержки бизнеса для обеспечения импортозамещения и продвижения собственных товаров на внутреннем и внешнем рынке стал одной из основных актуальных государственных задач в целях развития экономики. Перед государством встала задача развития уже имеющейся системы оказания государственной финансовой поддержки с целью усовершенствования ее до эффективной и надежной, которая могла бы помочь развитию малого бизнеса в условиях нынешней экономической нестабильности и помогла бы выйти из данного экономического застоя, за счет того что бизнес стимулирует рост экономики в стране, пополняет ее бюджет и создает рабочие места для ее граждан. Особенности малого бизнеса в Российской Федерации – это неравномерное региональное развитие субъектов малого бизнеса и нерациональное отраслевое распределение в структуре экономики.
предпринимательство
малый бизнес
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ
2. Андреев А. Цена роста. Интернет-портал «Российской газеты». – URL: https://rg.ru/2017/03/23/kakie-problemy-meshaiut-biznesu-v-rossii.html (дата обращения: 27.03.2017).
3. Дуброва Т.А., Есенин М.А. Региональная неоднородность и территориальные диспропорции в развитии малого предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 8. – С. 738-748.
4. Малова Е.А. Царегородцев Е.И. Необходимость развития малого и среднего бизнеса // Вестник Марийского государственного университета. Серия. Экономические науки. – 2016. – № 5. – С. 91-95.
5. Петрова В.В. Роль малого и среднего предпринимательства в региональном экономическом развитии // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (Сургут, 04 марта 2016): в 3 ч. Ч. 1. – Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 146-148.
6. Сухарев О.С. Экономический рост в России: роль малого бизнеса // Экономика и Предпринимательство. – 2017. – № 1 (78). – С. 372-379.

Под предпринимательством в Российской Федерации принято считать самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой страх и риск, направленную на постоянное получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в установленном законом порядке. Данное определение установлено в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Такие ученые как, Дуброва Т.А., Есенин М.А., Козырева П.М. отмечают, что для государства бизнес – это надежный партнёр, который создает для экономики: рабочие места, престиж и конкурентоспособность страны на международных рынках, доходную часть бюджета, научно-технический потенциал, экономический рост, выражающийся в доле ВВП и покупательную способность населения, новые виды продукции. За счет этого у государства появляется возможность решить многие социальные и экономические проблемы, которые особо сильно проявляются в периоды экономических кризисов.

Однако в структуре экономики Российской Федерации доля малого предпринимательства занимает лишь небольшую часть. На долю субъектов малого бизнеса приходится лишь около 20-21% официальной статистики ВВП страны, однако данные цифры в реальной картине куда меньше, по мнению ученных это 12-15% ВВП России. В развитых странах значение данного показателя 50-60% ВВП страны. Доля занятого населения страны в малом бизнесе в России составляет около 25%, в европейских странах данный показатель составляет около 50-80%. Данные показатели свидетельствуют о том, что уровень развития малого предпринимательства в России низкий.

Территориально малый бизнес в России развивается не равномерно. На долю 4 федеральных округов приходится около 76% субъектов малого предпринимательства всей России (рис. 1). В городе федерального значения Москве зарегистрировано количество субъектов малого бизнеса, превышающее данное значение в сравнении с любым другим федеральным округом.

Помимо территориальной неравномерности развития малого бизнеса, в Российской Федерации наблюдается и неравное отраслевое распределение (рис. 2).

Doc19.pdf

Рис. 1. Количество субъектов малого предпринимательства в разрезе федеральных округов в период с 2014 по 2016 г. (%)

Doc20.pdf

Рис. 2. Отраслевое распределение субъектов малого бизнеса в РФ в 2016 г.(%)

Больше всего субъектов малого предпринимательства приходится на отрасль торговли – 39,1%, это можно обосновать тем, что в данной отрасли легко открыть бизнес потому, что издержки на осуществление деятельности низкие (торговые площади можно брать в аренду, транспортные услуги осуществлять через посреднические сети, дорогостоящего оборудования не требуется и его можно брать в лизинг).

Еще одной наиболее популярной отраслью среди субъектов малого бизнеса, является отрасль, связанная с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 20,3%. Связанно это с тем, что издержки по ведению бизнеса низкие и при этом не требуется специального дорогостоящего оборудования, а необходим лишь персонал, и в итоге за счет данного бизнеса можно легко получать высокий доход.

На долю субъектов малого бизнеса, занятых в производственных отраслях приходится куда меньше количество субъектов бизнеса, так на долю строительства приходится 11,7%, и чаще всего данный бизнес связан с предоставлением услуг по ремонту, что не требует больших затрат для ведения бизнеса. Но если же данный бизнес занят большим строительством, то требуются значительные вложения в покупку оборудования и поэтому данный бизнес не особо популярен среди предпринимателей. Также на такую стратегически важную отрасль как обрабатывающее производство, приходится лишь 9,5%, в данной отрасли очень сложно открыть бизнес из-за высоких цен на оборудование и сырьевые ресурсы видимо поэтому субъектов малого бизнеса приходится так мало. Однако именно эти отрасли важны для развития экономики.

На другие же отрасли приходится доля в размере менее 8%. Малая доля субъектов малого бизнеса просматривается и в добывающих отраслях. Связать это можно с большими издержками по добыче различного рода ресурсов и высокой конкуренции по сравнению с крупными предприятиями.

В результате можно подчеркнуть следующие особенности малого бизнеса в Российской Федерации – это неравномерное региональное развитие субъектов малого бизнеса и нерациональное отраслевое распределение в структуре экономики. В результате возникают следующие проблемы:

1. Наибольший процент субъектов малого бизнеса открывается там, где располагаются наиболее финансово обеспеченные регионы.

2. Субъекты малого бизнеса чаще всего занимаются деятельностью, в которой наиболее просто открыть и вести бизнес, где издержки для бизнес минимальны и высока окупаемость.

Получается, что в основном бизнес открывается и ведется в сфере услуг, хотя для экономики государства было бы, более эффективно, если бы большая доля субъектов малого бизнеса велась и открывалась в сфере производства, и тем самым было бы развитие промышленного потенциала страны и больше бы товаров можно было бы реализовать на внутренних рынках , а также через экспортные каналы на внешних рынках.

На развитие малого бизнеса в стране влияют определенные факторы. Основными факторами, на которые можно повлиять со стороны государства и которые влияют на развитие субъектов малого бизнеса в Российской Федерации являются:

1. Экономические факторы. В данной группе факторов можно выделить следующие факторы: уровень экономического развития региона, развитость сети инфраструктуры в регионе, наличие сырьевой базы, экономическая ситуация в стране, уровень развития технологий, действие на экономику другими государствами, развитость кредитно-финансовой системы, потребительский спрос, уровень поддержки оказываемой государством на субъекты малого бизнеса.

2. Правовые факторы. В данной группе факторов можно выделить следующие факторы: налоговая политика проводимая государством; ставки во внебюджетные фонды Российской Федерации (в 2013 году за счет влияния данного фактора, многие индивидуальные предприниматели не смогли продолжить свою деятельность); законодательные акты, направленные на защиту субъектов малого предпринимательства; внесение изменений в правовые акты, касающиеся субъектов малого бизнеса (например: размещение части Государственного заказа.)

Экономические факторы прямо влияют на финансовое состояние субъектов малого бизнеса, в условиях действия данных факторов субъектам бизнеса приходиться искать дополнительные финансовые источники финансирования для своего бизнеса. Правовые факторы в большей степени влияют на условия деятельности субъектов малого бизнеса и могут действовать, как негативно, так и позитивно.

Опросы предпринимателей в Российской Федерации показывают, что основными проблемами, которые сдерживают развитие их бизнеса являются проблемы, связанные с:

1. Высокая налоговая нагрузка;

2. Нехваткой финансовых ресурсов;

3. Сложности в получение заемного капитала;

4. Административные барьеры;

5. Недостаток информационного обеспечения.

Это свидетельствует о том, что субъекты малого бизнеса испытывают финансовые затруднения, и при этом не надеются на систему финансовой поддержки со стороны государства, которая может и должна помочь им в создании и развитии их бизнеса.

Субъекты малого бизнеса обладают важными свойствами для государства, среди которых можно выделить следующие:

• гибкость – в отличие от крупного и среднего бизнеса, малый бизнес обладает мобильностью и может в изменчивых условиях рынка переходить из одной отрасли в другую. Субъектам малого бизнеса могут более быстро адаптироваться под условия рынка.

• экономичность – крупный и средний бизнес включает в себя высокие финансовые затраты, в отличие от малого бизнеса, издержки у которого значительно ниже. Помещение, оборудование и транспорт для деятельности субъекты малого бизнеса могут арендовать при помощи лизинговых услуг.

За счет данных свойств при правильной мотивации бизнеса на создание своего дела в промышленных отраслях, для такого крупного государства, как Российская Федерация, состоящего из большого количества регионов, малый бизнес будет являться одним из путей равномерного развития региональных рынков и всей экономики за счет своей массовости и более простого способа открытия бизнеса, чем открытие крупных или средних предприятий.

Малое предпринимательство – это основа, на базе которой создается экономическая система любой страны. Именно в сфере малого предпринимательства зарождается рыночная экономическая система, основанная на конкуренции между крупным, средним и малым бизнесом.

В условиях экономических санкций и общего экономического спада внутри Российской экономики, именно субъекты малого бизнеса могут стать стимулом для преодоления сложной экономически ситуации, в которой крупный и средний бизнес испытывают также экономические затруднения. От степени развития малого предпринимательства в государстве зависит экономический потенциал страны, поскольку большинство крупных бизнес структур начинали свою деятельность, как субъекты малого предпринимательства и являлись локомотивами развития экономики государства. Именно за счет субъектов малого бизнеса можно развивать экономику России, и для того чтобы это делать необходимо оказывать государственную финансовую поддержку субъектам малого бизнеса на этапе их создания и расширить возможность получения заемных средств в процессе их деятельности.


Библиографическая ссылка

Иджилова Д.В., Оджаев М.В., Демкин Ц.Ю., Куцекова А.И., Манджиева А.Э. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-1. – С. 59-62;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=237 (дата обращения: 29.03.2024).