Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОГРАММЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Просалова В.С. 1 Николаева А.А. 1
1 ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье рассмотрена проблема импортозамещения, которая усугубилась в следствии введения международных санкций. На сегодняшний день вопросы импортозамещения производства являются наиболее актуальными для нашей страны. Отечественное производство должно обеспечивать большинство потребностей спроса, как со стороны юридических, так и физических лиц. Также была выявлена роль Стратегии национальной безопасности в обеспечении импортозамещения в условиях сегодняшних вызовов внешней среды, определена нормативная база, обеспечивающая ее развитие. Разработка нормативной базы государственными органами власти РФ послужила превентивными мерами, позволившими избежать глубокого кризиса экономики, вследствие введения международных санкций, а также обеспечить развитие национального производства. В ходе проводимого исследования, авторами была разработана схема формирования и функционирования деятельности инновационного кластера, которая отражает роль деятельности инновационных в экономики соответствующего региона. Проведен анализ отраслевой структуры инновационных кластеров, а также доказана их роль в обеспечении программы импортозамещения. Рекомендовано дальнейшее развитие мер поддержки инновационных кластеров в качестве стимулов к их созданию и развитию. Основными стимулами к развитию кластерной деятельности в стране могут выступать: льготное налогообложение, а также разработка нормативной документации по снижению административных барьеров при регистрации и продвижении деятельности кластеров.
кластеры
инновационные кластеры
инновационная деятельность
импортозамещение
экономическая безопасность
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://rosstat.gov.ru (дата обращения: 1.06.2022).
2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/29277 (дата обращения: 25.05.2022).
3. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 «О Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/706184456/#ixzz5PePmJPlV (дата обращения: 25.05.2022).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70110644/? (дата обращения: 25.05.2022).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013г. № 2138-р «Перечень показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499058914?ysclid=l4qpesgpdt245768802 (дата обращения: 5.06.2022).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70644222/? (дата обращения: 5.06.2022).
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. № 1948-р «Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://rosstat.gov.ru/folder/11188 (дата обращения: 5.06.2022).
8. О развитии промышленного производства в Российской Федерации // Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 2.06.2022).
9. Тюнен И. Изолированное государство. М.: Экономическая жизнь, 1926.
10. Porter M.E. Competitive Strategy Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: The Free Press, 1998. 398 p.
11. Schmitz H. On the clustering of small firms. IDS Bulletin. 1992. Vol. 23. No. 3. July. P. 64–68.
12. Steiner M., Hartmann C. Learning with Clusters: A case study from Upper Styria. In: Steiner M. ed.: Clusters and regional specialization – On geography, Technology and networks. European research in regional science. 1998. № 8. Р. 211-225.
13. Shim J.K., Siegel J.G. Financial Management. the 3d Ed. Publisher: Barrons Educational Series, 2008.
14. Thomas Andersson, Sylvia Schwaag-Serger, Jens Sorvik, Emily Wise Hansson. The Cluster Policies Whitebook, IKED. 2004.
15. Olga Nikulina. Advantages of formation of Innovative Clusters in Modern Economy. ERSA conference papers. European Regional Science Association. 2013. № 11. 577 p.
16. Просалова В.С. Влияние инновационной деятельности кластера на уровень инновационного развития региона // Науковедение. 2016. Т. 8. № 5 (36). С. 57.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №316 «Об утверждении государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика».
18. Карта кластеров России. [Электронный ресурс]. URL: http://map.cluster.hse.ru/list (дата обращения: 5.06.2022).

Введение

В настоящее время отечественная экономика столкнулась с проблемами разрыва сложившихся экономических связей с зарубежными партнерами, санкции в сфере предпринимательской деятельности оказали существенное влияние на деятельность российских предприятий. Возникшая ситуация акцентировала внимание на необходимость обеспечения экономической безопасности отечественного производства, а также импортозамещения.

Целью представленного в данной статье исследования является: определение роли инновационных кластеров в обеспечении программы импортозамещения в Российской Федерации.

Материал и методы исследования

В исследовании была использована статистическая информация по показателям, характеризующим уровень импортозамещения стране, а также результатах деятельности кластеров, в т.ч. инновационных. Использовались данные Федеральной службы государственной статистики, кластерной обсерватории, а также сайтов инновационных кластеров. При проведении анализа были использованы общенаучные инструменты анализа, статистические методы анализа и обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде всего, рассмотрим более подробно экономическое положение России с точки зрения оценки ее экономической безопасности посредством развития отечественного производства. Анализ показателей, характеризующих импортозамещение в России, свидетельствует, что введение санкций отразилось на многих экономических показателях: особенно на производстве пищевых продуктов, сельском хозяйстве, торговле.

Как свидетельствует анализ данных Федеральной службы государственной статистики [1], из 24 видов импортозамещающих пищевых продуктов в РФ, за последний год произошло снижение объемов производства по 11 видам (рисунок 1). Больше всего от последствий пандемии COVID-19, а также введенных международных санкций пострадало производство отрасли пищевой промышленности, по таким видам продуктов, как: филе рыбное, мясо рыбы; ракообразные.

missing image file

Рис. 1. Виды импортозамещающих пищевых продуктов в РФ, по которым произошло снижение объемов производства (в %)

Тем не менее объем продаж основных продуктов питания в первом квартале 2022 года ежемесячно увеличивался по всем категориям, кроме свежих фруктов (для этой категории объем продаж остается стабильным в течении нескольких месяцев), что можно объяснить спецификой природно-климатического положения нашей страны. Положительным также является тот факт, что в течении первых месяцев 2022 г. при увеличивающихся объемах потребления продуктов питания, растут и их запасы по всем видам продуктов, за исключением растительных масел, яиц, сахара и свежих фруктов.

На наш взгляд полученный позитивный результат анализа показателей, характеризующих импортозамещение в продовольственной сфере, объясняется реализацией заранее разработанной Стратегии национальной безопасности [2]. В целях развития Стратегии была утверждена Доктрина продовольственной безопасности РФ и принят ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих мероприятия по содействию импортозамещения и развитию национального производства по ряду отраслей [3, 4, 5, 6, 7]. Заблаговременная реализация данной стратегии позволила обеспечить импортозамещение в продовольственной сфере и подготовиться к вызовам внешней среды.

Начиная с 2014 г. проводится комплексная разработка нормативно-правовой базы по обеспечению импортозамещения во всех отраслях экономики. Был разработан «План содействия по импортозамещению в промышленности» и 22 плана по импортозамещению в других различных отраслях [8]. Если говорить о финансовом стимулировании обеспечения импортозамещения, то для этого были разработаны различные виды субсидий и программы поддержки для реализации проектов отечественных производителей.

Тем не менее, если в продовольственной сфере удалось добиться положительной динамики показателей, то в промышленной сфере наблюдаются проблемы в обеспечении отечественным производством практически по всем отраслям. Например, не смотря на реализацию подпрограммы по импортозамещению медицинского оборудования, ежегодно наблюдается снижение объемов отечественного оборудования и изделий, при росте импорта медтехники и медицинских изделий. Аналогичные проблемы наблюдаются в таких отраслях, как: электронная промышленность, тяжелое машиностроение, станкостроение и самолетостроение, текстильная промышленность. В перечисленных отраслях доля импорта составляет более 60%, а в некоторых (например, в электронной) более 90%.

Проведя анализ сложившейся ситуации в области импортозамещения, определим, роль инновационных кластеров в обеспечении экономической безопасности отечественного производства.

Динамичное развитие цифровых технологий стимулирует предприятия создавать новые коммуникационные способы взаимодействия, в том числе интеграцию в форме создания кластеров. Процесс кластеризации экономических субъектов позволяет снизить риски, обеспечить снижение трансакционных издержек, посредством возникновения синергетического эффекта. Кроме того, объединение экономических субъектов в кластер повышает экономическую эффективность его участников, снижает текущие издержки, позволяет сформировать капитал для обеспечения инновационной деятельности, разработки и создания новых продуктов, а также дальнейшего инновационного развития.

Теоретические основы понятия и сущности кластера изучались многими учеными, начиная с И. фон Тюнена [9], также весомый вклад в данное направление внесли такие ученые, как А. Маршалл [10], М. Портер [11], и др. [12, 13, 14 и мн. др.]. Тем не менее вопросы, касающиеся разных аспектов кластерной деятельности, являются актуальными и на сегодняшний день.

Кроме обеспечения собственных интересов участников кластера, можно выделить преимущества для экономики от создания и функционирования национальных кластеров: это развитие науки и образовательной деятельности, социально-экономическое развитие регионов в которых формируются кластеры, создание на их территории объектов инфраструктуры [15]. Как показал проведенный анализ, кластеры обеспечивают повышение конкурентоспособности и инвестиционную привлекательность регионов, а также их инновационное развитие [16].

В общем виде процесс создания и деятельности инновационного кластера можно представить, как объединение отдельных экономических субъектов, процесс соединения инновационных ресурсов которых создает синергетический эффект, что обеспечивает дальнейшее развитие экономики региона, в котором он создан (рисунок 2).

missing image file

Рис. 2. Схема формирования деятельности инновационного кластера

Структура инновационных кластеров РФ

Ключевая специализация инновационного кластера

Количество кластеров

Фармацевтика

5

Промышленные биотехнологии

1

Ядерные и радиационные технологии

4

Космическая промышленность

2

Микроэлектроника и приборостроение

3

Авиастроение

2

Оптика и фотоника

1

Металлургия, металлообработка и производство готовых металлических изделий

1

Автомобилестроение и производство автокомпонентов

2

Защита окружающей среды и переработка отходов

2

Информационно-коммуникационные технологии

2

Химическое производство

1

Образовательные услуги

1

Судостроение

1

Новые материалы

1

Оборонная промышленность

1

Итого инновационных кластеров:

30

Составлено автором на основе материалов [18].

Основным принципом, обеспечивающим заинтересованность участников кластера в его образовании, является создание синергетического эффекта, который образуется путем объединения всех видов ресурсов и инновационного капитала экономических субъектов. Так как сама среда синергетического эффекта довольна динамична, то и приоритетная деятельность инновационных кластеров должна быть нацелена на постоянное развитие и обеспечение создания инновационных продуктов и технологий, развитие научно-технического прогресса.

Данная концепция стратегического развития инновационных кластеров наиболее актуальна для экономической и политической ситуации, которая сложилась на сегодняшний день.

На сегодняшний день в России создано и функционируют 119 кластеров, 30 из них включены в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров. В 2012 году Министерство экономического развития РФ разработало и начало реализовывать программу поддержки инновационных кластеров, в первый год реализации данного проекта было отобрано 25 кластеров, в 2022 г., этот перечень составляет 30 кластеров. Приоритетной задачей реализации данной программы было развитие новейших высокотехнологичных производств, а также инновационного предпринимательства, в том числе поддержка производства импортозамещающей продукции, для этого из федерального бюджета регулярно выделяются целевые субсидии субъектам РФ, на территории которых размещаются инновационные территориальные кластеры [17].

Анализ отраслевой структуры инновационных кластеров, показывает, что наибольшее их количество функционирует в фармацевтической отрасли, а также в отрасли ядерных и радиационных технологий (таблица). В целом отраслевая структура инновационных кластеров достаточна разнообразна.

Указанные в таблице отрасли имеют большое стратегическое значение для развития отечественной экономики, а также ее экономической безопасности, например, фармацевтика. Анализ сайтов инновационных кластеров показал, что все они в качестве одной из целей своей деятельности указывают обеспечение импортозамещения российской экономики, таким образом выполняя реализацию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Продукцию инновационных кластеров можно также найти на платформе «Произведено в РФ», что подтверждает их статус в качестве производителей аналогов импортной продукции.

Заключение

Подводя итоги, нашего исследования, можно отметить, что создание и развитие инновационных кластеров позволит обеспечить импортозамещение производства в наиболее уязвимых отраслях. Тем не менее, необходимо создавать стимулы для обеспечения инвестиций в их развитие, посредством разработки программ финансовой поддержки.


Библиографическая ссылка

Просалова В.С., Николаева А.А. РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОГРАММЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 7-1. – С. 138-143;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2311 (дата обращения: 03.12.2024).