Введение
Любая деятельность, независимо от ее субъектно-объектного состава, предполагает осознанное выполнение набора специфичных действий, направленность которых определяется знаниями о данной предметной области, сфере жизнедеятельности, перспективах желаемого состояния социально-экономической системы или осуществляемого процесса, навыками принятия решений [6]. Чем выше качество и уровень знаний, чем обширнее набор навыков и сформированных компетенций, тем более успешны действия и эффективнее результат. Совокупность знаний, навыков и компетенций составляет основу образовательного капитала, который, в зависимости от его обладателя, может быть индивидуальным, корпоративным, коллективным и пр. [1, 4].
В общем виде образовательный капитал может быть определен, как целостная совокупность теоретических знаний, навыков их практического применения, опыта профессиональной и/или иной деятельности, сформированный набор общекультурных и профессиональных компетенций, которыми обладает индивид (индивидуальный образовательный капитал); совокупность специальных образовательных организаций, целью деятельности которых является осуществление образовательного процесса, т.е. процесса передачи знаний обучающимся (образовательный капитал образовательной организации); иные организации, в работе которой задействованы знания, навыки, опыт персонала (образовательный капитал организации); совокупность индивидуального и коллективного знания, навыков, компетенций территории, на которой расположены образовательные организации и проживает население, имеющее образование или получающее образование в образовательных организациях (образовательный капитал территории).
Каждый из перечисленных уровней образовательного капитала имеет набор характеристик, составляющих, показателей эффективности и иных параметров, управление которыми должно стать одной из основных задач лиц, принимающих решения на соответствующем уровне. В конечном итоге образовательный капитал, его уровень и качество, определяет уровень и качество социально-экономического развития, как индивида и образовательной организации, так и территории в целом, что обуславливает актуальность исследования, результаты которого отражены в данной статье.
Цель исследования – комплексный анализ основных характеристик образовательного капитала различного уровня для выявления особенностей его формирования, использования и воспроизводства в современной экономике территории.
Задачи исследования:
1) систематизация основных характеристик образовательного капитала различного уровня;
2) анализ особенностей источников и процессов формирования, направлений использования и способов воспроизводства индивидуального образовательного капитала, образовательного капитала образовательных организаций, образовательного капитала территории;
3) разработка предложений по улучшению уровня и качества образовательного капитала территории в современных условиях.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования стали разработки авторов в процессе изучения трансформационных процессов экономики территорий в постсоветский период с середины 1990-х по 2020-е гг. По теме, результаты которой отражены в данной статье, авторами проводились социологические и статистические исследования в Сибайском институте (филиале) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» в 2020-2022 гг.
Исследования проводились при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Правительства Республики Башкортостан (2019-2020 гг.).
Основными методами исследования являются социологический – анализ и интерпретирование результатов анкетирования профессорско-преподавательского состава вуза, опросных листов респондентов – жителей г. Сибай Республики Башкортостан, материалов интервью с руководством системой управления образованием в регионе; аналитический – анализ большого числа статистической информации и нормативно-правовых актов по тематике исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблицах 1-3 приведены результаты систематизации основных характеристик образовательного капитала по уровням.
Основа образовательного капитала любого уровня – индивидуальный образовательный капитал, поскольку именно его носители (владельцы) создают общественно-полезный продукт, участвуют в процессах жизнедеятельности, формируют социальные группы и сообщества, являются создающей составляющей любой социально-экономической системы (таблица 1).
Таблица 1
Индивидуальный образовательный капитал (ИОК)
Наименование |
Содержание |
Понятие/определение |
Совокупность знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, накопленных индивидом в процессе получения образования [5] |
Обладатель ИОК |
Индивид, обладающий знаниями, умениями, навыками, общекультурными и профессиональными компетенциями. ИОК не отделим от индивида и может быть вовлечен в различные процессы только при его личном присутствии |
Состав ИОК |
Накопленные знания, умения, навыки, общекультурные и профессиональные компетенции |
Ресурсы (источники формирования ИОК) |
Финансовые: денежные средства и иные инвестиционные вложения индивида (собственные, привлеченные, заемные), позволившие сформировать ИОК. Материальные: основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства, вовлеченные в процесс формирования ИОК. Информационные: совокупность информационных ресурсов, технологий, иных информационных составляющих, способствующих формированию ИОК. Человеческие (трудовые): знания, созданные ранее и послужившие основой формирования ИОК в процессе получения индивидом образования [3, 7]. |
Направления использования ИОК |
Профессиональная деятельность, общественная деятельность, деятельность, связанная с личным развитием индивида, иная деятельность индивида, осуществляемая с использование сформированного ИОК |
Особенности воспроизводства ИОК |
ИОК накапливается в течение жизни индивида. Поскольку знания могут устаревать, терять актуальность, становиться ненужными, для воспроизводства капитала необходимо постоянное пополнение базы знаний, совокупности умений, навыков, компетенций. Особенность ИОК является его неразрывная связь с индивидом [8] |
Роль и место ИОК в экономике территории |
ИОК играет важную роль в экономике территории, поскольку является основной формирования общего образовательного капитала территории, который, в свою очередь, является частью социогуманитарного капитала территории, объединяющего социальные, культурные, человеческие и иные ресурсы территории, связанные с проживающим на территории населением. Поскольку любая деятельность предполагает, в т.ч., использование всех видов капитала с целью получения дохода или вознаграждения, ИОК непосредственным образом является основой всех социально-экономического развития территории, принимая непосредственное участие в формировании валового территориального продукта, территориального богатства, личного и общественного дохода [2] |
Показатели экономического развития территории, на которые влияет ИОК |
Экономические показатели, основу которых составляет валовой территориальный продукт, создающийся, в т.ч., за счет использования ИОК проживающего на территории населения. Социальные показатели развития территории, учитывающих уровень знаний специалистов в различных сферах деятельности, обеспеченность квалифицированными кадрами сфер и отраслей экономики территории. Экологические, культурно-нравственные, иные показатели, формирование которых невозможно без вклада образовательного капитала участников различных социально-экономических процессов на территории |
Таблица 2
Образовательный капитал образовательной организации (ОКОО)
Наименование |
Содержание |
Понятие/определение ОКОО |
Преподавательский или профессорско-преподавательский состав образовательной организации, обладающий набором квалификаций, соответствующих профилю образовательных программ [5]; учебно-вспомогательный персонал образовательной организации, обеспечивающий организацию и сопровождение учебного процесса в образовательной организации; иной персонал, способствующий осуществлению образовательных процессов в образовательных организациях |
Обладатель ОКОО |
Коллектив преподавателей (преподавательский или профессорско-преподавательский состав) |
Состав ОКОО |
Преподавательский или профессорско-преподавательский состав образовательной организации, учебно-вспомогательный и иной персонал образовательной организации, задействованный в процессе формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала образовательной организации |
Ресурсы (источники формирования ОКОО) |
Финансовые: ресурсы образовательной организации, бюджетные средства, иные источники финансирования формирования ОКОО Материальные: основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства образовательной организации, вовлеченные в процесс формирования ОКОО Информационные: совокупность информационных ресурсов, информационных технологий образовательной организации, способствующих формированию ОКОО Человеческие (трудовые): знания, созданные ранее и послужившие основой формирования ОКОО [3, 7] |
Направления использования ОКОО |
Профессиональная деятельность преподавательского или профессорско-преподавательского состава образовательной организации |
Особенности воспроизводства ОКОО |
ОКОО формируется за весь период работы образовательной организации. В отличие от ИОК, ОКОО более стабилен и не зависит от ухода преподавателей из образовательной организации. За период деятельности образовательной организации формируются устойчивые сообщества педагогов, где происходит обмен опытом и знаниями, что обогащает совокупный образовательный капитал образовательной организации [8] |
Роль и место ОКОО в экономике территории |
Образовательные организации являются частью социальной инфраструктуры территории, отвлекая на обеспечение системы образования большую часть местных бюджетов [2] |
Показатели экономического развития территории, на которые влияет ОКОО |
Экономические: валовой территориальный продукт. Социальные: масштабность и качество сети образовательных организаций территории, участие в различных проектах развития сферы образования территории, качество образования выпускников |
Интерес с позиции формирования и воспроизводства образовательного капитала в целом, представляют образовательные организации, целью которых является организация и осуществления образовательной деятельности, т.е. передача знаний младшим возрастным группам населения и, по сути, формирование индивидуального образовательного капитала подрастающих поколений (таблица 2).
Образовательный капитал территории представляет собой: 1) комплекс образовательных организаций различного уровня и формата, расположенных на данной территории; 2) преподавательский и/или профессорско-преподавательский состав, формирующий базовый, среднепрофессиональный, высший уровни образованности населения территории, профессиональную подготовку рабочей силы и т.д.; 3) совокупный индивидуальный образовательный капитала каждого из проживающих на данной территории или осуществляющих деятельность, так или иначе связанную с территорией (таблица 3).
Образовательный капитал, как ресурс развития, характеризуется несколькими динамичными этапами (фазами: формирование, использование, воспроизводство. При этом каждый из уровней образовательного капитала имеет свои особенности прохождения данных этапов.
Таблица 3
Образовательный капитал территории (ОКТ)
Наименование |
Содержание |
Понятие/ определение ОКТ |
Совокупность образовательных организаций различного уровня и формата, расположенных на данной территории, их обеспеченность преподавательским и профессорско-преподавательский составом, формирующим базовый (школы), средне- профессиональный (организации среднего профессионального образования ), высший (высшие учебные заведения) уровни образованности населения территории, профессиональную подготовку рабочей силы, условия и возможности повышения квалификации, профессиональной переподготовки, получения основного и дополнительного образования жителями, проживающими или получающими образование на данной территории [5] |
Обладатель ОКТ |
Образовательные организации различного уровня и формата, расположенные на данной территории |
Состав ОКТ |
Преподавательский или профессорско-преподавательский состав образовательных организаций, учебно-вспомогательный персонал образовательных организаций, расположенных на данной территории, иной персонал иных организаций, каким-то образом задействованный в формировании, использовании и воспроизводстве образовательного капитала территории |
Ресурсы (источники формирования ОКТ) |
Финансовые: средства бюджетов различных уровней, иные источники финансирования формирования ОКОО. Материальные: основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства образовательных организаций территории, вовлеченные в процесс формирования ОКТ. Информационные: совокупность информационных ресурсов, информационных технологий образовательных организаций территории, способствующих формированию ОКТ. Человеческие (трудовые): знания, созданные ранее и послужившие основой формирования ОКТ [3, 7]. |
Направления использования ОКТ |
Профессиональная деятельность преподавательского или профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, расположенных на территории |
Особенности воспроизводства ОКТ |
ОКТ формируется длительное время и его воспроизводства в значительной степени зависит от политики местных властей, их видения будущего развития территории, понимания важности и значимости создания условий для получения жителями территории образования всех уровней (начального, среднего, высшего), возможности профессионального роста посредством действенной системы переподготовки и повышения квалификации. Чем больше внимания местные власти уделяют системе образования, тем выше приток на территорию желающих получить здесь образование и найти в будущем достойное применение своим знаниям, навыкам, компетенциям [8] |
Роль и место ОКТ в экономике территории |
ОКТ – важнейшая часть капитала территории, ее основной социальный и экономический ресурс, от качества которого зависит уровень и качество жизни населения территории в целом [2] |
Показатели экономического развития территории, на которые влияет ОКТ |
Экономические: валовой территориальный продукт. Социальные: уровень и качество развития сферы образования территории |
Формирование индивидуального образовательного капитала происходит в процессе получения индивидом знаний об окружающем мире с момента его рождения до момента ухода из жизни. Уровень и качество формируемого образовательного каптал в значительной степени зависит от действия окружающих индивида людей (родители, учителя, друзья, лица, оказывающие влияние на индивида), финансовых возможностей, личных, переданных генетически, особенностей, иных факторов, влияющих на то, как и чему человек учится в детском саду, школе, средне- профессиональном и/или высшем учебном заведении. Индивид, получивший с раннего возраста образование, накопивший к моменту начала профессиональной деятельности более объемный образовательный капитал, имеет гораздо больше возможности своей реализации в будущем.
Формирование образовательного капитала образовательной организации зависит от специфики образовательной организации, позиции руководства и его видения будущего развития образовательной организации. Основные квалификационные характеристики уровня и качества образовательного капитала содержатся в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), определяющих требования, в т.ч., к кадровому обеспечению реализации образовательных программ любого уровня.
Формирование образовательного капитала территории является одной из основных задач руководства территорией, поскольку именно образовательный капитал, как совокупность знаний, навыков, опыта и компетенций людей, проживающих и осуществляющих свою деятельность на территории, находится в основе процесса создания валового территориального продукта; система образовательных организаций различного уровня и ее преподавательский состав в конечном итоге готовят кадры для отраслей и сфер экономики территории; созданные на территории условия для получения высококачественного образования мирового уровня сегодня является важнейшим факторов привлекательности территории для молодежи, ее конкурентоспособности и опережающем развитии.
Использование образовательного капитала происходит в процессе профессиональной, общественной и иной деятельности, связанной с применением полученных знаний, умений, навыков.
Воспроизводство образовательного капитала – задача, решение которой в современных условиях становится залогом успеха развития любой социально-экономической системы, социального сообщества, каждого индивида. Сегодня большая часть знаний устаревает со стремительной скоростью, за короткий период становится неактуальной, ненужной, невостребованной. Постоянное пополнение базы знаний, их актуализация и обновление – требование времени, без учета которого невозможно сохранять конкурентоспособность, быть востребованным и хорошо оплачиваемым. Система образования (образовательные организации начального, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования), подвергшаяся множественной трансформации, проходит сложный путь адаптации к современным условиям и нацелена вернуть свои позиции в общем экономическом пространстве, где действенное и равноправное взаимодействие образовательных учреждений, предприятий и организаций реального и общественного секторов, органов власти всех уровней позволяет каждому участнику данного процесса получить желаемый результат: экономике территории – хорошо подготовленные кадры современных и востребованных профессий и специальностей; вузам – государственные и частные задания (контракты) на подготовку конкретных специалистов с гибким набором компетенций, чье трудоустройство гарантировано стороной контракта, представляющей реальный и общественный сектор экономики территории, а качество и актуальность образования – стороной контракта, представляющей вузы.
Управление развитием территории должно быть основано на разработке управленческих решений, принимаемых людьми, хорошо развирающимися в ситуации, обладающими специальными знаниями по управлению масштабными пространственными системами, имеющими комплексные наборы навыков, профессиональных компетенций. Все это предполагает обладание людьми, принимающими важные для территории решения, образовательным капиталом высокого уровня и качества.
Выводы
Образовательный капитал – понятие, интегрирующее в себе различные составляющие, в т.ч. интеллектуальные, финансовые, материальные, организационные, человеческие и иные ресурсы, так или иначе задействованные в процессах формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала; самих обладателей или носителей образовательного капитала; структурный состав образовательного капитала; источники формирования, направления использования и особенности воспроизводства образовательного капитала.
В зависимости от уровней формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала он может быть представлен следующими видами: 1) индивидуальный образовательный капитал, как совокупность знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, накопленных индивидом в процессе получения образования); 2) образовательный капитал образовательной организации, включающий преподавательский или профессорско-преподавательский состав образовательной организации, обладающий набором квалификаций, соответствующих профилю образовательных программ, учебно-вспомогательный персонал образовательной организации, обеспечивающий организацию и сопровождение учебного процесса в образовательной организации; иной персонал, способствующий осуществлению образовательных процессов в образовательных организациях; 3) образовательный капитал территории, состоящий из образовательных организаций различного уровня и формата, расположенных на данной территории, преподавательского и профессорско-преподавательского состава, формирующего уровни образованности населения территории, создающего условия для профессиональной подготовки рабочей силы, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, получения основного и дополнительного образования жителями, проживающими или получающими образование на данной территории.
Формирование и воспроизводства образовательного капитала территории является одной из основных задач руководства территорией, поскольку именно образовательный капитал, как совокупность знаний, навыков, опыта и компетенций людей, проживающих и осуществляющих свою деятельность на территории, находится в основе процесса создания валового территориального продукта; система образовательных организаций различного уровня и ее преподавательский состав в конечном итоге готовят кадры для отраслей и сфер экономики территории; созданные на территории условия для получения высококачественного образования мирового уровня сегодня является важнейшим факторов привлекательности территории для молодежи, ее конкурентоспособности и опережающем развитии. Именно образовательный капитал, его уровень и качество, определяет уровень и качество социально-экономического развития, как индивида и образовательной организации, так и территории в целом.
Библиографическая ссылка
Барлыбаев А.А., Ситнова И.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 6-1. – С. 5-11;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2239 (дата обращения: 21.11.2024).