Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА

Барлыбаев А.А. 1 Ситнова И.А. 1
1 Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
В статье обосновывается необходимость исследования особенностей формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала на различных уровнях (индивидуальный образовательный капитал, образовательный капитал образовательной организации, образовательный капитал территории) в современных условиях. Образовательный капитал территории представляет собой: комплекс образовательных организаций различного уровня и формата, расположенных на данной территории; преподавательский и/или профессорско-преподавательский состав, формирующий базовый, среднепрофессиональный, высший уровни образованности населения территории, профессиональную подготовку рабочей силы и т.д.; совокупный индивидуальный образовательный капитала каждого из проживающих на данной территории или осуществляющих деятельность, так или иначе связанную с территорией. Важность управления процессами формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала определяется его значимостью в социально-экономическом развитии территории, основополагающим вкладом в территориальный валовой продукт, социальное благополучие и культурно-нравственное воспитание населения территории. Цель исследования заключается в анализе основных характеристик образовательного капитала различного уровня для выявления особенностей его формирования, использования и воспроизводства в современной экономике территории. Задачи исследования сводятся к систематизации составляющих и характеристик образовательного капитала различного уровня, анализу особенностей формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала и разработке предложений по улучшению его уровня и качеств в современных условиях. Результат исследования: предложена система параметров, характеризующих особенности формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала; разработаны предложения по повышению уровня и качества образовательного капитала в современных условиях.
образовательный капитал
территория
формирование
использование
воспроизводство
1. Барлыбаев А.А., Ситнова И.А. Социокультурный капитал сельских территорий: проблемы оценки и методика измерения // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 4 (2). С. 166-174.
2. Максимова М.Л. Доступность высшего образования, образовательный капитал и выбор образовательной стратегии // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1 (5). С. 273-279.
3. Сергеев К.А. Влияние образовательной составляющей человеческого капитала на экономическое развитие субъектов Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология. География. 2012. № 1. С. 107-120.
4. Ситнова И.А., Барлыбаев А.А. Капитал территории: виды и составляющие // Управленческий учет. 2021. № 1. С. 103-110.
5. Ситнова И.А., Барлыбаев А.А. Образовательный капитал образовательной организации: некоторые аспекты анализа // Академический вестник образования и науки. 2022. № 1. С. 34-40.
6. Ситнова И.А., Салихова З.М., Ишназаров Д.У. Экономика, основанная на знаниях: необходимость, предпосылки и последствия // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 918-921.
7. Фадина Т.В. Человеческий капитал и рынок образовательных услуг: взаимосвязь и взаимозависимость (теоретико-методологический аспект) // Вестник экономической интеграции. 2009. № 11-12. С. 47-53.
8. Ярашева А.В. Проблемы воспроизводства научных кадров глазами руководителей институтов // Народонаселение. 2017. № 4(78). С. 105-118.

Введение

Любая деятельность, независимо от ее субъектно-объектного состава, предполагает осознанное выполнение набора специфичных действий, направленность которых определяется знаниями о данной предметной области, сфере жизнедеятельности, перспективах желаемого состояния социально-экономической системы или осуществляемого процесса, навыками принятия решений [6]. Чем выше качество и уровень знаний, чем обширнее набор навыков и сформированных компетенций, тем более успешны действия и эффективнее результат. Совокупность знаний, навыков и компетенций составляет основу образовательного капитала, который, в зависимости от его обладателя, может быть индивидуальным, корпоративным, коллективным и пр. [1, 4].

В общем виде образовательный капитал может быть определен, как целостная совокупность теоретических знаний, навыков их практического применения, опыта профессиональной и/или иной деятельности, сформированный набор общекультурных и профессиональных компетенций, которыми обладает индивид (индивидуальный образовательный капитал); совокупность специальных образовательных организаций, целью деятельности которых является осуществление образовательного процесса, т.е. процесса передачи знаний обучающимся (образовательный капитал образовательной организации); иные организации, в работе которой задействованы знания, навыки, опыт персонала (образовательный капитал организации); совокупность индивидуального и коллективного знания, навыков, компетенций территории, на которой расположены образовательные организации и проживает население, имеющее образование или получающее образование в образовательных организациях (образовательный капитал территории).

Каждый из перечисленных уровней образовательного капитала имеет набор характеристик, составляющих, показателей эффективности и иных параметров, управление которыми должно стать одной из основных задач лиц, принимающих решения на соответствующем уровне. В конечном итоге образовательный капитал, его уровень и качество, определяет уровень и качество социально-экономического развития, как индивида и образовательной организации, так и территории в целом, что обуславливает актуальность исследования, результаты которого отражены в данной статье.

Цель исследования – комплексный анализ основных характеристик образовательного капитала различного уровня для выявления особенностей его формирования, использования и воспроизводства в современной экономике территории.

Задачи исследования:

1) систематизация основных характеристик образовательного капитала различного уровня;

2) анализ особенностей источников и процессов формирования, направлений использования и способов воспроизводства индивидуального образовательного капитала, образовательного капитала образовательных организаций, образовательного капитала территории;

3) разработка предложений по улучшению уровня и качества образовательного капитала территории в современных условиях.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования стали разработки авторов в процессе изучения трансформационных процессов экономики территорий в постсоветский период с середины 1990-х по 2020-е гг. По теме, результаты которой отражены в данной статье, авторами проводились социологические и статистические исследования в Сибайском институте (филиале) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» в 2020-2022 гг.

Исследования проводились при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Правительства Республики Башкортостан (2019-2020 гг.).

Основными методами исследования являются социологический – анализ и интерпретирование результатов анкетирования профессорско-преподавательского состава вуза, опросных листов респондентов – жителей г. Сибай Республики Башкортостан, материалов интервью с руководством системой управления образованием в регионе; аналитический – анализ большого числа статистической информации и нормативно-правовых актов по тематике исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблицах 1-3 приведены результаты систематизации основных характеристик образовательного капитала по уровням.

Основа образовательного капитала любого уровня – индивидуальный образовательный капитал, поскольку именно его носители (владельцы) создают общественно-полезный продукт, участвуют в процессах жизнедеятельности, формируют социальные группы и сообщества, являются создающей составляющей любой социально-экономической системы (таблица 1).

Таблица 1

Индивидуальный образовательный капитал (ИОК)

Наименование

Содержание

Понятие/определение

Совокупность знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, накопленных индивидом в процессе получения образования [5]

Обладатель ИОК

Индивид, обладающий знаниями, умениями, навыками, общекультурными и профессиональными компетенциями. ИОК не отделим от индивида и может быть вовлечен в различные процессы только при его личном присутствии

Состав ИОК

Накопленные знания, умения, навыки, общекультурные и профессиональные компетенции

Ресурсы (источники формирования ИОК)

Финансовые: денежные средства и иные инвестиционные вложения индивида (собственные, привлеченные, заемные), позволившие сформировать ИОК.

Материальные: основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства, вовлеченные в процесс формирования ИОК.

Информационные: совокупность информационных ресурсов, технологий, иных информационных составляющих, способствующих формированию ИОК.

Человеческие (трудовые): знания, созданные ранее и послужившие основой формирования ИОК в процессе получения индивидом образования [3, 7].

Направления использования ИОК

Профессиональная деятельность, общественная деятельность, деятельность, связанная с личным развитием индивида, иная деятельность индивида, осуществляемая с использование сформированного ИОК

Особенности воспроизводства ИОК

ИОК накапливается в течение жизни индивида. Поскольку знания могут устаревать, терять актуальность, становиться ненужными, для воспроизводства капитала необходимо постоянное пополнение базы знаний, совокупности умений, навыков, компетенций. Особенность ИОК является его неразрывная связь с индивидом [8]

Роль и место ИОК в экономике территории

ИОК играет важную роль в экономике территории, поскольку является основной формирования общего образовательного капитала территории, который, в свою очередь, является частью социогуманитарного капитала территории, объединяющего социальные, культурные, человеческие и иные ресурсы территории, связанные с проживающим на территории населением. Поскольку любая деятельность предполагает, в т.ч., использование всех видов капитала с целью получения дохода или вознаграждения, ИОК непосредственным образом является основой всех социально-экономического развития территории, принимая непосредственное участие в формировании валового территориального продукта, территориального богатства, личного и общественного дохода [2]

Показатели экономического развития территории, на которые влияет ИОК

Экономические показатели, основу которых составляет валовой территориальный продукт, создающийся, в т.ч., за счет использования ИОК проживающего на территории населения.

Социальные показатели развития территории, учитывающих уровень знаний специалистов в различных сферах деятельности, обеспеченность квалифицированными кадрами сфер и отраслей экономики территории.

Экологические, культурно-нравственные, иные показатели, формирование которых невозможно без вклада образовательного капитала участников различных социально-экономических процессов на территории

Таблица 2

Образовательный капитал образовательной организации (ОКОО)

Наименование

Содержание

Понятие/определение ОКОО

Преподавательский или профессорско-преподавательский состав образовательной организации, обладающий набором квалификаций, соответствующих профилю образовательных программ [5]; учебно-вспомогательный персонал образовательной организации, обеспечивающий организацию и сопровождение учебного процесса в образовательной организации; иной персонал, способствующий осуществлению образовательных процессов в образовательных организациях

Обладатель ОКОО

Коллектив преподавателей (преподавательский или профессорско-преподавательский состав)

Состав ОКОО

Преподавательский или профессорско-преподавательский состав образовательной организации, учебно-вспомогательный и иной персонал образовательной организации, задействованный в процессе формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала образовательной организации

Ресурсы (источники формирования ОКОО)

Финансовые: ресурсы образовательной организации, бюджетные средства, иные источники финансирования формирования ОКОО

Материальные: основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства образовательной организации, вовлеченные в процесс формирования ОКОО

Информационные: совокупность информационных ресурсов, информационных технологий образовательной организации, способствующих формированию ОКОО

Человеческие (трудовые): знания, созданные ранее и послужившие основой формирования ОКОО [3, 7]

Направления использования ОКОО

Профессиональная деятельность преподавательского или профессорско-преподавательского состава образовательной организации

Особенности воспроизводства ОКОО

ОКОО формируется за весь период работы образовательной организации. В отличие от ИОК, ОКОО более стабилен и не зависит от ухода преподавателей из образовательной организации. За период деятельности образовательной организации формируются устойчивые сообщества педагогов, где происходит обмен опытом и знаниями, что обогащает совокупный образовательный капитал образовательной организации [8]

Роль и место ОКОО в экономике территории

Образовательные организации являются частью социальной инфраструктуры территории, отвлекая на обеспечение системы образования большую часть местных бюджетов [2]

Показатели экономического развития территории, на которые влияет ОКОО

Экономические: валовой территориальный продукт.

Социальные: масштабность и качество сети образовательных организаций территории, участие в различных проектах развития сферы образования территории, качество образования выпускников

Интерес с позиции формирования и воспроизводства образовательного капитала в целом, представляют образовательные организации, целью которых является организация и осуществления образовательной деятельности, т.е. передача знаний младшим возрастным группам населения и, по сути, формирование индивидуального образовательного капитала подрастающих поколений (таблица 2).

Образовательный капитал территории представляет собой: 1) комплекс образовательных организаций различного уровня и формата, расположенных на данной территории; 2) преподавательский и/или профессорско-преподавательский состав, формирующий базовый, среднепрофессиональный, высший уровни образованности населения территории, профессиональную подготовку рабочей силы и т.д.; 3) совокупный индивидуальный образовательный капитала каждого из проживающих на данной территории или осуществляющих деятельность, так или иначе связанную с территорией (таблица 3).

Образовательный капитал, как ресурс развития, характеризуется несколькими динамичными этапами (фазами: формирование, использование, воспроизводство. При этом каждый из уровней образовательного капитала имеет свои особенности прохождения данных этапов.

Таблица 3

Образовательный капитал территории (ОКТ)

Наименование

Содержание

Понятие/

определение ОКТ

Совокупность образовательных организаций различного уровня и формата, расположенных на данной территории, их обеспеченность преподавательским и профессорско-преподавательский составом, формирующим базовый (школы), средне- профессиональный (организации среднего профессионального образования ), высший (высшие учебные заведения) уровни образованности населения территории, профессиональную подготовку рабочей силы, условия и возможности повышения квалификации, профессиональной переподготовки, получения основного и дополнительного образования жителями, проживающими или получающими образование на данной территории [5]

Обладатель ОКТ

Образовательные организации различного уровня и формата, расположенные на данной территории

Состав ОКТ

Преподавательский или профессорско-преподавательский состав образовательных организаций, учебно-вспомогательный персонал образовательных организаций, расположенных на данной территории, иной персонал иных организаций, каким-то образом задействованный в формировании, использовании и воспроизводстве образовательного капитала территории

Ресурсы (источники формирования ОКТ)

Финансовые: средства бюджетов различных уровней, иные источники финансирования формирования ОКОО.

Материальные: основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства образовательных организаций территории, вовлеченные в процесс формирования ОКТ.

Информационные: совокупность информационных ресурсов, информационных технологий образовательных организаций территории, способствующих формированию ОКТ.

Человеческие (трудовые): знания, созданные ранее и послужившие основой формирования ОКТ [3, 7].

Направления

использования

ОКТ

Профессиональная деятельность преподавательского или профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, расположенных на территории

Особенности

воспроизводства ОКТ

ОКТ формируется длительное время и его воспроизводства в значительной степени зависит от политики местных властей, их видения будущего развития территории, понимания важности и значимости создания условий для получения жителями территории образования всех уровней (начального, среднего, высшего), возможности профессионального роста посредством действенной системы переподготовки и повышения квалификации. Чем больше внимания местные власти уделяют системе образования, тем выше приток на территорию желающих получить здесь образование и найти в будущем достойное применение своим знаниям, навыкам, компетенциям [8]

Роль и место ОКТ

в экономике

территории

ОКТ – важнейшая часть капитала территории, ее основной социальный и экономический ресурс, от качества которого зависит уровень и качество жизни населения территории в целом [2]

Показатели экономического развития территории, на которые влияет ОКТ

Экономические: валовой территориальный продукт.

Социальные: уровень и качество развития сферы образования территории

Формирование индивидуального образовательного капитала происходит в процессе получения индивидом знаний об окружающем мире с момента его рождения до момента ухода из жизни. Уровень и качество формируемого образовательного каптал в значительной степени зависит от действия окружающих индивида людей (родители, учителя, друзья, лица, оказывающие влияние на индивида), финансовых возможностей, личных, переданных генетически, особенностей, иных факторов, влияющих на то, как и чему человек учится в детском саду, школе, средне- профессиональном и/или высшем учебном заведении. Индивид, получивший с раннего возраста образование, накопивший к моменту начала профессиональной деятельности более объемный образовательный капитал, имеет гораздо больше возможности своей реализации в будущем.

Формирование образовательного капитала образовательной организации зависит от специфики образовательной организации, позиции руководства и его видения будущего развития образовательной организации. Основные квалификационные характеристики уровня и качества образовательного капитала содержатся в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), определяющих требования, в т.ч., к кадровому обеспечению реализации образовательных программ любого уровня.

Формирование образовательного капитала территории является одной из основных задач руководства территорией, поскольку именно образовательный капитал, как совокупность знаний, навыков, опыта и компетенций людей, проживающих и осуществляющих свою деятельность на территории, находится в основе процесса создания валового территориального продукта; система образовательных организаций различного уровня и ее преподавательский состав в конечном итоге готовят кадры для отраслей и сфер экономики территории; созданные на территории условия для получения высококачественного образования мирового уровня сегодня является важнейшим факторов привлекательности территории для молодежи, ее конкурентоспособности и опережающем развитии.

Использование образовательного капитала происходит в процессе профессиональной, общественной и иной деятельности, связанной с применением полученных знаний, умений, навыков.

Воспроизводство образовательного капитала – задача, решение которой в современных условиях становится залогом успеха развития любой социально-экономической системы, социального сообщества, каждого индивида. Сегодня большая часть знаний устаревает со стремительной скоростью, за короткий период становится неактуальной, ненужной, невостребованной. Постоянное пополнение базы знаний, их актуализация и обновление – требование времени, без учета которого невозможно сохранять конкурентоспособность, быть востребованным и хорошо оплачиваемым. Система образования (образовательные организации начального, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования), подвергшаяся множественной трансформации, проходит сложный путь адаптации к современным условиям и нацелена вернуть свои позиции в общем экономическом пространстве, где действенное и равноправное взаимодействие образовательных учреждений, предприятий и организаций реального и общественного секторов, органов власти всех уровней позволяет каждому участнику данного процесса получить желаемый результат: экономике территории – хорошо подготовленные кадры современных и востребованных профессий и специальностей; вузам – государственные и частные задания (контракты) на подготовку конкретных специалистов с гибким набором компетенций, чье трудоустройство гарантировано стороной контракта, представляющей реальный и общественный сектор экономики территории, а качество и актуальность образования – стороной контракта, представляющей вузы.

Управление развитием территории должно быть основано на разработке управленческих решений, принимаемых людьми, хорошо развирающимися в ситуации, обладающими специальными знаниями по управлению масштабными пространственными системами, имеющими комплексные наборы навыков, профессиональных компетенций. Все это предполагает обладание людьми, принимающими важные для территории решения, образовательным капиталом высокого уровня и качества.

Выводы

Образовательный капитал – понятие, интегрирующее в себе различные составляющие, в т.ч. интеллектуальные, финансовые, материальные, организационные, человеческие и иные ресурсы, так или иначе задействованные в процессах формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала; самих обладателей или носителей образовательного капитала; структурный состав образовательного капитала; источники формирования, направления использования и особенности воспроизводства образовательного капитала.

В зависимости от уровней формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала он может быть представлен следующими видами: 1) индивидуальный образовательный капитал, как совокупность знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, накопленных индивидом в процессе получения образования); 2) образовательный капитал образовательной организации, включающий преподавательский или профессорско-преподавательский состав образовательной организации, обладающий набором квалификаций, соответствующих профилю образовательных программ, учебно-вспомогательный персонал образовательной организации, обеспечивающий организацию и сопровождение учебного процесса в образовательной организации; иной персонал, способствующий осуществлению образовательных процессов в образовательных организациях; 3) образовательный капитал территории, состоящий из образовательных организаций различного уровня и формата, расположенных на данной территории, преподавательского и профессорско-преподавательского состава, формирующего уровни образованности населения территории, создающего условия для профессиональной подготовки рабочей силы, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, получения основного и дополнительного образования жителями, проживающими или получающими образование на данной территории.

Формирование и воспроизводства образовательного капитала территории является одной из основных задач руководства территорией, поскольку именно образовательный капитал, как совокупность знаний, навыков, опыта и компетенций людей, проживающих и осуществляющих свою деятельность на территории, находится в основе процесса создания валового территориального продукта; система образовательных организаций различного уровня и ее преподавательский состав в конечном итоге готовят кадры для отраслей и сфер экономики территории; созданные на территории условия для получения высококачественного образования мирового уровня сегодня является важнейшим факторов привлекательности территории для молодежи, ее конкурентоспособности и опережающем развитии. Именно образовательный капитал, его уровень и качество, определяет уровень и качество социально-экономического развития, как индивида и образовательной организации, так и территории в целом.


Библиографическая ссылка

Барлыбаев А.А., Ситнова И.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 6-1. – С. 5-11;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2239 (дата обращения: 27.04.2024).