Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Шайгарданова Р.А. 1 Галиуллина Г.Ф. 2 Идиатуллина Л.В. 2 Гриб В.Н. 2
1 Министерство экономики Республики Татарстан
2 Набережночелнинский институт ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет»
Индустриальные (промышленные) парки – один из видов преференциальных территорий, активно развивающихся на территории Республики Татарстан. На этих территориях субъектам малого и среднего предпринимательства созданы благоприятные условия для размещения и ведения деятельности, а также предоставляются налоговые и неналоговые льготы. Однако на все виды льгот могут претендовать только индустриальные (промышленные) парки, соответствующие определенным требованиям в рамках регионального законодательства. Размещение производства на преференциальной территории позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства получать льготы и направлять высвобожденные средства на улучшение процесса производства, на закупку нового оборудования и техники, на повышение заработных плат работникам и другое. Эффект от деятельности индустриальных (промышленных) парков отмечается и на уровне социально-экономического развития регионов. Так, по итогам 2021 года в промышленных парках Республики Татарстан создано около 42 тыс. рабочих мест, средняя заработная плата работников составила 40 949 рублей, а оборот предприятий – 404,72 млрд руб. Суммарно резиденты промышленных парков выплатили 65,35 млрд рублей налогов в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Однако важно понимать, что индустриальные (промышленные) парки – это территории с преференциями, которые действуют в целях поддержки малого и среднего предпринимательства, в то время как в особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития в основном в качестве резидентов регистрирует компании крупного бизнеса. Вопросы эффективности деятельности промышленных парков требует дальнейшего изучения, в том числе какие меры поддержки дают наибольший эффект и как стимулировать резидентов активнее заниматься импортозамещением в современных условиях.
региональная экономика
преференциальные территории
индустриальные (промышленные) парки
налоговые льготы
аккредитация
государственная поддержка
1. Галиуллина Г.Ф. Развитие особых территорий в условиях цифровизации промышленности // Цифровая трансформация промышленности: тенденции, управление, стратегии: материалы I Международной научно-практической конференции / Отв. ред. В.В. Акбердина. 2019. С. 114-123.
2. Слепкова Т.И. Управление развитием промышленных предприятий (функционирующих в составе индустриальных парков) на основе развития промышленной инфраструктуры // World science: problems and innovations: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Пенза, 30 ноября 2018 года / Отв. ред. Г.Ю. Гуляев. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 32-35.
3. Нарежная Т.К., Крылова М.И., Анохина Д.Г. Техническое регулирование как рычаг управления качеством в строительстве // Экономика и предпринимательство. 2015. №6-3 (59-3). С. 617-620.
4. Кузнецова С.Н., Кузнецов В.П., Вершинина Ю.С. Укрепление промышленного сектора РФ за счет промышленных парков // Успехи современной науки. 2017. Т. 7. № 4. С. 55-57.
5. Галиуллина Г.Ф. Территория с особым режимом ведения предпринимательской деятельности как модель государственно-частного партнерства // Материалы V Всероссийского симпозиума по региональной экономике: в 2-х томах / Отв. ред. Лаврикова Ю.Г. 2019. С. 135-140.
6. Миронов Д.С. Методология оценки эффективности функционирования промышленного парка // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9(64). С. 90-97.
7. Кузнецова С.Н. Инвестиционная привлекательность промышленных парков и особых экономических зон // Мининский университет. Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2018. 100 с.
8. Кузнецова С.Н., Анисимова А.Е., Закунова Е.Д., Караганова К.А. Общие тренды развития промышленных парков // Modern Economy Success. 2020. № 5. С. 100-105.
9. Войтюк В.Н. Инновационные подходы в развитии промышленных парков зарубежных стран // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 2. С. 641-652.
10. Галиуллина Г.Ф., Кузнецов Б.Л., Кузнецова С.Б. Зарубежный опыт создания территорий с особым режимом функционирования // Наука Красноярья. 2016. Т. 5. № 6-2. С. 67-72.
11. Радыгина С.В. Индустриальные (промышленные) парки в качестве инструмента поддержки малого и среднего бизнеса в промышленности // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2019. Т. 29. № 2. С. 161-167.
12. Пелевин О.В. Оценка влияния инновационных промышленных парков на территориальное развитие Республики Татарстан // Региональная экономика и управление. 2020. № 3(63). С. 12.
13. Закон Республики Татарстан от 17.06.2015 №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/428570021 (дата обращения: 15.04.2022).
14. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.08.2014г. №616 «Об аккредитации субъектов инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/422403293 (дата обращения: 15.04.2022).
15. Информационно-аналитическая система «Открытый Татарстан» [Электронный ресурс]. URL: https://open.tatarstan.ru/reports/ categories (дата обращения: 15.04.2022).
16. Закон Республики Татарстан от 29.10.2002 №24-ЗРТ «О транспортном налоге» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/22583832/ (дата обращения: 15.04.2022).
17. Закон Республики Татарстан от 28.10.2003 №49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/8115437/(дата обращения: 15.04.2022).
18. Закон Республики Татарстан от 17.06.2009 №19-ЗРТ «Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/8153114/ (дата обращения: 15.04.2022).
19. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2021 №507 «Об утверждении порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории индустриального (промышленного) парка» [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=796423 (дата обращения: 15.04.2022).
20. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2021 №505 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Татарстан в 2021 году субсидии резидентам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, на возмещение затрат по оплате расходов за потребленную электроэнергию» [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=796418 (дата обращения: 15.04.2022).
21. Официальный сайт «Индустриальные парки и технопарки» [Электронный ресурс]. URL: https://russiaindustrialpark.ru /industrialnyy-park (дата обращения: 15.04.2022).
22. Официальный сайт Министерства экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: https://mert.tatarstan.ru/ (дата обращения: 15.04.2022).

Введение

Создание преференциальных территорий является одним из инструментов проведения эффективной региональной политики. Подобные территории характеризуются наличием налоговых льгот, необходимой инфраструктурой и благоприятными условиями для ведения бизнеса. В стране действуют 14 видов преференциальных территорий, в том числе территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), особые экономические зоны (ОЭЗ), индустриальные (промышленные) парки, инновационные кластеры, технопарки и т.п. Механизм территорий с преференциальными режимами применяется не только для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, диверсификации экономики, но и для улучшения социально-экономического развития экономики региона в целом [1].

В статье рассмотрена деятельность индустриальных (промышленных) парков на примере Республики Татарстан. Данный регион выбран как один из регионов-лидеров по уровню развития экономики, который обладает крупным индустриально-аграрным комплексом, серьезным промышленным, научным и экономическим потенциалом, что не в малой степени обусловлено влиянием природных, географических и исторических факторов.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось с применением системного подхода, контент-анализа, логических приемов и статистического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

В научных работах различных авторов аспекты создания, развития, а также анализа и решения проблем индустриальных (промышленных) парков освещаются достаточно часто и разносторонне. Слепкова Т.И. по вышеназванным элементам обращает большое внимание на роль промышленной инфраструктуры в деятельности индустриальных парков. По ее мнению, в настоящее время количество индустриальных парков, обеспеченных полноценной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры невелика, даже среди членов Ассоциации индустриальных парков. Данное положение дел является плачевным, так как промышленная инфраструктура индустриального парка играют ключевую роль в развитии производства, а правильно организованная промышленная инфраструктура напрямую отражается на уровне социально-экономического развития целого региона [2]. Необходимо обращать внимание на то, что в нынешних условиях необходимо соответствовать требованиям инвесторов: в рамках максимально коротких сроков реализовать готовый продукт, которым является индустриальный (промышленный) парк, оснащенный всеми видами промышленной инфраструктуры в необходимом и достаточном объеме. Поэтому создание таких готовых индустриальных парков с комплексом сетей, коммуникаций и развитой транспортной системой, достаточным информационным и материально-техническим оснащением является трендом ближайшего десятилетия [3].

Кузнецова С.Н и Кузнецов В.П. в своей научной работе опираются на мнение о том, что создание промышленных парков и реализация на их территории производственных проектов позволит активизировать переработку и хранение производимой продукции, что будет способствовать снижению логистических затрат и облегчению организационных и иных процессов в целях содействия развития производственной деятельности, кроме этого, данные площадки позволяют повысить инвестиционную привлекательность. Основная цель строительства промышленных парков – ускорение развития бизнеса, а также укрепление промышленного сектора экономики. Промышленные парки создаются с целью социально-экономического развития субъекта и входящих в его состав муниципалитетов, на территории которых эти площадки открывают, это позволяет создать качественную инженерно-транспортную и производственную инфраструктуру [4].

По мнению Г.Ф. Галиуллиной формирование и функционирование территорий с особым режимом ведения предпринимательской деятельности, к которым относятся и промышленные парки, надо рассматривать с позиций государственно-частного партнерства [5].

Миронов Д.С. в своей работе обосновывает необходимость в разработке методики анализа функциональной эффективности промышленных парковых структур. Процесс осуществление мониторинга индустриального парка является важным и необходимым фактором его развития. На основе регулярно получаемых показателей и данных, количественно описывающих деятельности предприятий, входящих в его сетевую структуру, можно принимать управленческие решения по коррекции стратегического взаимодействия и тактики развития [6]. Им были предложены критерии оценки эффективности промышленных парковых структур, а также 4 группы критериев оценки эффективности функционирования промышленного парка, которые позволяют с помощью количественных показателей оценить уровень эффективности промышленных парков.

Кузнецова С.Н. в своей монографии рассматривает такую важную тему как инвестиционная привлекательность промышленных парков и особых экономических зон, а также методологию рейтинга инвестиционной привлекательности регионов и методики оценки промышленных парков и особых экономических зон промышленного типа. В монографии разработаны теоретические основы и практические рекомендации, направленные на стимулирование инвестиционной привлекательности промышленных парков и особых экономических зон в условиях перехода экономики на инновационный путь развития [7].

Также совместно с вышеуказанном автором, Анисимова А.Е., Закунова Е.Д. и Караганова К.А. обращаются к вопросу о необходимости проведения анализа общих трендов развития промышленных парков. Авторы указывают на закономерное развитие индустрии промышленных парков. Приводятся тренды роста промышленных парков: конкуренция инвесторов за спрос и продолжение государственной поддержки. Также авторы прогнозируют, что в ближайшие несколько лет произойдет насыщение страны промышленными парками, рост замедлится, когда их количество настигнет 300 единиц, а когда количество приблизится к 600 – рост остановится [8].

Также не менее интересной является статья Войтюка В.Н., в которой анализируется эффективность функционирования института промышленных парков на разных этапах экономического развития зарубежных стран. Обосновываются новые мировые тренды развития промышленных парков в условиях инновационной экономики, а также идентификация связей между уровнем роста инвестиционной привлекательности промышленных парков и уровнем их поддержки со стороны государства. Анализ основных предпосылок создания и функционирования промышленных парков на территории зарубежных стран свидетельствует о том, что данная форма консолидации производственных сил на локальной территории позволяет реализовать как стратегию максимизации прибыли отдельного промышленного предприятия, так и достижения высоких показателей социально-экономического развития локальной территории в целом [9].

Радыгина С.В. в своей работе отмечает, что индустриальные (промышленные) парки является современным и эффективным инструментом поддержки малого и среднего бизнеса в промышленном секторе экономики. По ее мнению, индустриальный (промышленный) парк – это специально организованная промышленная площадка для размещения резидентов, обеспечения их производственными помещениями, транспортной и коммунальной инфраструктурой, а также обеспечения комплексом сервисных услуг.

Важно отметить, что механизм индустриальных парков, как один из видов преференциальных территорий, активно используют и зарубежные страны с целью создания благоприятных условия для ведения предпринимательской деятельности [10].

Малый и средний бизнес ежегодно повышают свой интерес к готовым производственным площадям «под ключ», которые позволяют сократить длительность подготовительного (предпроизводственного) этапа и дают возможность предприятиям промышленности в краткие сроки запустить производство.

К индустриальным паркам относятся промышленные парки и агропромышленные парки, также выделяют индустриальные парки государственные и частные. Несмотря на то, что существующие классификации индустриальных парков делятся на виды, их объединяют единые требования к индустриальным паркам, единые требования к управляющим компаниям и общие принципы организации работы. Раскрываются требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации, к индустриальным (промышленным) паркам, описываются особенности аккредитации управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, отнесения их к государственной или негосударственной формам собственности. Рассматривается организационная схема индустриального парка, виды и направления деятельности. Также в работе проводится анализ количества индустриальных (промышленных) парков в Приволжском федеральном округе, их распределения по субъектам Российской Федерации [11]. По ее анализу, Республика Татарстан является регионом-лидером по количеству промышленных парков в данном федеральном округе, за ней следует Республика Башкортостан.

Продолжая исследование развитие индустриальных (промышленных) парков в регионах Приволжского федерального округа, Пелевин О.В. в своей статье приводит оценку влияния инновационных промышленных парков на территориальное развитие Республики Татарстан. Пристальное внимание уделено характеристике результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, а также пространственным и экономическим эффектам внедрения промышленных парков. Автором дана оценка эффективности муниципальных промышленных парков Республики Татарстан, получивших финансирование из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан по различным показателям [12].

Необходимо отметить, что Республика Татарстан обладает высоким инвестиционным потенциалом и сравнительно низкими инвестиционными рисками, согласно Инвестиционной стратегии Республики Татарстан [13]. В регионе активно используется механизм преференциальных территорий. На 1 апреля 2022 года в республике действуют две особые экономические зоны (промышленно-производственного типа «Алабуга», технико-внедренческого типа «Иннополис»), 4 территории опережающего социально-экономического развития (созданные в моногородах Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь, Зеленодольск, Менделеевск), Камский инновационный территориально-производственный кластер «Иннокам», 94 индустриальных (промышленных) парка (созданные практически во всех муниципальных образованиях),

По итогам 2020 года Республика Татарстан была в на 3-ем месте по всей России по количеству действующих индустриальных (промышленных) парков и является одним из лучших регионов по их развитию. Основная цель создания данных территорий – это формирование благоприятных условий для создания и развития малого и среднего предпринимательства в регионе в виде предоставления резидентам необходимой производственной инфраструктуры, налоговых льгот, арендных ставок. А компании, зарегистрированные в статусе резидентов, открывая производства, привлекают большой объем внебюджетых инвестиций, в том числе иностранных, в республику, создают новые рабочие места и повышают деловую активность. Уполномоченным органом, за которым закреплены функции по созданию и обеспечению деятельности промышленных парков и отвечающим за их развитие, является Министерство экономики Республики Татарстан (далее – Министерство), а именно отдел развития промышленных парков в составе Департамента развития предпринимательства и конкуренции Министерства.

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.08.2014 № 616 «Об аккредитации субъектов инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан» (далее – ПКМ РТ №616) индустриальный (промышленный) парк – это совокупность объектов промышленной инфраструктуры, включающая в себя объекты недвижимого имущества, полностью или частично находящиеся в собственности Республики Татарстан и (или) муниципального образования и (или) частной собственности, в том числе земельные участки, административные, производственные, складские и иные помещения, объекты инженерной, и (или) энергетической, и (или) транспортной инфраструктуры, обеспечивающие деятельность парка, предназначенные для предоставления условий для работы субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществления промышленного производства и управляемые управляющей компанией.

Налоговые преференции и меры государственной поддержки предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства при наличии аккредитации промышленных парков. Аккредитация представляет собой процедуру определения соответствия субъекта инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства требованиям, заложенным в ПКМ РТ №616. Для такой процедуры созывается специальная аккредитационная комиссия, которая рассматривает заявки и выносит решение по каждому из заявителей.

Минимальными требованиями для деятельности промышленного парка являются:

− наличие управляющей компании;

− общая территория промышленного парка составляет не менее 20 тыс. кв. метров (в федеральном законодательстве – 80 тыс. кв. метров, в региональном законодательстве данное требование снижено для возможности развития промышленных парков на территории небольших муниципальных районов);

− законодательное оформление имущественных прав управляющей компании и (или) резидентов на земельный участок и объекты капитального строительства;

− наличие транспортной доступности;

− наличие инженерной инфраструктуры (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение).

Важнейшей составляющей промышленных парков являются резиденты – субъекты предпринимательства, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Республики Татарстан и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором (или иным законным основанием), заключенным с соответствующей управляющей компанией – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, являющимся собственником объекта инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства или уполномоченным осуществлять его управление на ином законном основании, предоставляющий резидентам во владение и (или) в пользование имущество, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях [14].

Важно отметить, что по сравнению с другими преференциальными территориями (например, ОЭЗ), для размещения своей деятельности на территории промышленного парка не имеются входные барьеры и жесткие требования к бизнес-плану в части объема инвестиций и создания рабочих мест. В этой части индустриальные (промышленные) парки значительно облегчают процесс «входа» на данную территорию для субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом компании имеют возможность получить налоговые и неналоговые преференции сроком до 10 лет, а также другие меры государственной поддержки.

Показатели результативности индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан по итогам 2020 и 2021 гг. представлены в табл. 1, 2.

Исходя из табл.2 можно сделать выводы о том, что на начало 2022 года во всех индустриальных (промышленных) парках осуществляют деятельность 1482 организаций-резидента, более 90% из которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Всего создано более 41 тысячи рабочих мест, в том числе более 19 тысячи с которых – в муниципальных районах республики. Отгружено продукции на 404,7 млрд рублей и уплачено налогов во всех уровни бюджета более 63,5 млрд рублей.

Таблица 1

Основные показатели деятельности индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан по итогам 2020 года [15]

Наименование индустриального (промышленного) парка

Количество объектов, единиц

Количество резидентов, единиц

Средняя численность работников, человек

Оборот предприятий, тыс.рублей

Объем налоговых отчислений, тыс.рублей

Камский индустриальный парк «Мастер»

1

302

11 638

133 641 206

13096 838

Технополис «Химград»

2

327

9 350

47 062 211

5 555 258

Агропромышленный парк «Казань»

1

243

1 210

2 794 222

35 647

Муниципальные промышленные парки

101

644

12 258

65 603 922

4 870 215

ИТОГО

105

1 516

34 456

249 101 561

23 557 958

Таблица 2

Основные показатели деятельности индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан по итогам 2021 года [15]

Наименование индустриального (промышленного) парка

Количество объектов, единиц

Количество резидентов, единиц

Средняя численность работников, человек

Оборот предприятий, тыс.рублей

Объем налоговых отчислений, тыс.рублей

Камский индустриальный парк «Мастер»

1

295

12 156

228 117 237

22 355 489

Технополис «Химград»

2

360

9 600

57 832 476

6 855 399

Агропромышленный парк «Казань»

1

235

810

2 300 000

19 000

Муниципальные промышленные парки

90

592

19 400

116 465 869

36 124 840

ИТОГО

94

1 482

41 966

404 715 582

65 354 728

Если провести сравнительный анализ с показателями 2020 года, положительная динамика наблюдается в целом по всем показателям промышленных парков, за исключением количества резидентов. Здесь важно учитывать тот факт, что количество резидентов сократилось в значительной степени в промышленных парках, расположенных в муниципальных районах, однако стоит обратить внимание на то, что по итогам 2021 года муниципальных парков насчитывалось 90 единиц, а по итогам 2020 года – 101 единица. Это говорит о том, что часть парков прекратила свою деятельность либо была выведена из общего реестра по причине несоответствия критериям, заложенным в ПКМ РТ №616. По этим причинам количество резидентов сократилось на 34 единицы. Так мы наблюдаем прирост рабочих мест на 121,8%, прирост оборота предприятий на 162,5%, а объем налоговых отчислений – на 277,4%, что позволяет нам говорить о наличии положительной динамики в деятельности индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан.

По итогам 2021 года одни из лучших показателей зафиксированы за Камским индустриальным парком «Мастер», расположенным в городе Набережные Челны. Также достаточно высокие результаты деятельности показывает Технополис «Химград», объединяющий в себя 2 объекта: индустриальный парк на территории Технополиса Химград и инновационный индустриальный парк – технопарк в сфере высоких технологий «Технополис Химград». Муниципальные промышленные парки включают в себя 90 объектов, которые расположены в 34 муниципальных районах и 2 городских округах (города Казань и Набережные Челны). В части эффективности деятельности данных промышленных парков прослеживается положительная динамика по всем показателям, однако прирост в части количества резидентов и уровня заполняемости парков невелик. Так средняя заполняемость по всем данным паркам составляет всего около 50%, а в среднем на 1 промышленный парк приходится около 6 резидентов. Можно утверждать о том, что резервы для дальнейшего роста велики, необходимо использовать их в правильном направлении.

На сегодняшний день в целях повышения эффективности данного вида преференциальных территорий в муниципальных районах, разработана Концепция повышения эффективности промышленных парков Республики Татарстан, согласованная с Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым.

В рамках данной Концепции приняты 3 закона Республики Татарстан «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Татарстан «О налоге на имущество организаций», «О внесении изменения в статью 6 Закона Республики Татарстан «О транспортном налоге», «О внесении изменений в статьи 1 и 11 Закона Республики Татарстан «Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» [16-18]. Данные законодательные акты приняты для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами аккредитованных промышленных парков, расположенных в муниципальных районах с заполняемостью ниже 70% (без учета крупных республиканских городов Казань и Набережные Челны).

Чтобы воспользоваться налоговыми льготами необходимо заключить соглашение с уполномоченным органом – Министерством в соответствии с принятым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2021 № 507 «Об утверждении порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории индустриального (промышленного) парка» [19].

Подписание соглашения с Министерством позволит управляющим компаниям и резидентам аккредитованных промышленных парков, расположенных в муниципальных районах с низкой заполняемостью, получить следующие налоговые льготы:

− сниженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения (ставка на доходы – 1%, на доходы минус расходы – 5%);

− освобождение от уплаты транспортного налога (0%);

− освобождение от уплаты налога на имущество организаций (0%);

− освобождение от уплаты земельного налога (по решению органов местного самоуправления).

На сегодняшний день часть резидентов и управляющих компаний промышленных парков, соответствующих вышеуказанным требованиям, смогли воспользоваться налоговыми преференциями и высвобожденные средства направить на улучшение инфраструктуры производственных помещений, повышение заработной платы работников и другие.

Также подписание соглашения с Министерством позволит участвовать в дополнительном наборе мер поддержки, направленном на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной отрасли и способствующий повышению эффективности промышленных парков:

− заемы на развитие инфраструктуры промышленных парков (заём «Строительство») в размере до 30 млн рублей под 5% на срок до 5 лет (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.05.2021 №417);

− микрозаймы на льготных условиях;

− субсидирование части затрат по электроэнергии (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2021 №505) [20].

В свою очередь, управляющие компании и резиденты, заключившие соглашения с Министерством, берут на себя обязательства по созданию новых рабочих мест и вложению инвестиций в производственную деятельность. Все вышеуказанные показатели прописываются в соглашении и по итогам года сдается отчетность по исполнению показателей организацией-резидентом или управляющей компанией промышленного парка. В случае не достижения заложенных показателей, соглашение расторгается, а организация лишается возможности пользоваться налоговыми преференциями и другими мерами государственной поддержки.

На 01.04.2022 г. на территории Республики Татарстан аккредитованы 66 промышленных парков, которые соответствуют всем необходимым требованиям и готовы к размещению новых резидентов [21]. Большинство из них не заполнены резидентами даже наполовину, что говорит о необходимости дальнейшей работы в данном направлении. Невозможно не отметить пристальное внимание руководства Республики Татарстан к развитию индустриальных (промышленных) парков, в том числе промышленного производства, субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляя им возможность наравне с такими преференциальными территориями как ОЭЗ и ТОСЭР пользоваться налоговыми льготами и другими мерами государственной поддержки и повышать свою конкурентоспособность [22].

Выводы

Размещение производства на преференциальной территории позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства получать льготы и направлять высвобожденные средства на улучшение процесса производства, на закупку нового оборудования и техники, на повышение заработных плат работникам и другое.

Эффект от деятельности индустриальных (промышленных) парков отмечается и на уровне социально-экономического развития регионов. Так, по итогам 2021 года в промышленных парках Республики Татарстан создано около 42 тыс. рабочих мест, средняя заработная плата работников составила 40 949 рублей, а оборот предприятий – 404,72 млрд руб. Суммарно резиденты промышленных парков выплатили 65,35 млрд рублей налогов в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Данные показатели значительно ниже, чем результаты действующих в республике ОЭЗ и ТОСЭР. Однако важно понимать, что индустриальные (промышленные) парки – это территории с преференциями, которые действуют в целях поддержки малого и среднего предпринимательства, в то время как в ОЭЗ и ТОСЭР в основном в качестве резидентов регистрирует компании крупного бизнеса.

Вопросы эффективности деятельности промышленных парков требует дальнейшего изучения, в том числе какие меры поддержки дают наибольший эффект и как стимулировать резидентов активнее заниматься импортозамещением в современных условиях.


Библиографическая ссылка

Шайгарданова Р.А., Галиуллина Г.Ф., Идиатуллина Л.В., Гриб В.Н. РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 5-2. – С. 293-301;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2210 (дата обращения: 25.04.2024).