Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Безпалов В.В. 1 Петросян Д.С. 1 Лочан С.А. 1 Федюнин Д.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
В настоящее время экономическая наука нуждается в новых моделях функционирования и развития национальной экономики, учитывающих деструктивные тенденции развития современного общества. Наиболее плодотворным методом исследования процессов функционирования и развития национальной экономики является метод моделирования. На основе анализа макроэкономических моделей в статье предлагается модель гуманистической экономики, основанная на национальной идее современного общества и одновременно глобального критерия функционирования национальной экономики. В модели гуманистической экономики предполагается реализация двух функций: диагностической, включающей в себя оценку состояния и тенденций развития человеческого ресурса и управленческой, включающей воздействия с целью изменения состояния и тенденций развития человеческого ресурса с позиций удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей. Исходя из этого, формулируются принципы гуманистической экономики, которые должны быть положены в основу формирования и реализации государственной социально-экономической политики. Научной новизной положений, выдвигаемых в статье, является обоснование новой модели функционирования и развития национальной экономики, которой наиболее эффективно используется ее человеческий потенциал при соблюдении этических норм экономического поведения. Практическая значимость статьи – определяются новые направления формирования и реализации социально –экономической политики государства, нивелирующие деструктивные тенденции развития современного общества.
экономическая наука
национальная экономика
модель
гуманистическая экономика
социально-экономическая политика
человеческий потенциал
этические нормы
экономическое поведение
1. Алешина О.Г., Демченко С.К. Современные тенденции формирования модели экономического роста национальной экономики // Фундаментальные исследования. 2017. № 12-2. С. 341-346.
2. Гильмундинов В.М. Моделирование влияния макроэкономической политики на экономику России: монография. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2019. 159 с.
3. Приходько В.В., Селезенев А.В. Модели устойчивого развития национальной экономики в условиях глобализации // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2018. № 7. С. 305-309.
4. Родина Г.А. Конкурентоспособность национальной экономики начинается с конкурентоспособности ее социально-экономической модели // Теоретическая экономика. 2021. № 5 (77). С. 116-119.
5. Сорокин А.В. Теория общественного богатства. Категории модели: учебное пособие. М.: МАКС Пресс, 2019. 206 с.
6. Петросян Д.С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2020. 300 с.
7. Абалкин Л.И., Барышева А.В., Бурмистрова Т.В. и др. Гуманистические ориентиры России / Ред. кол.: Л.И. Абалкин и др. М.: ИЭ РАН, Корпорация «Телевик», 2002. 389 с.

Если обратиться к трудам ученых-экономистов, то можно заметить, что они ставили задачу установить наиболее важные закономерности современных экономических процессов. Как результат, были сформулированы важнейшие законы и закономерности, отражающие многообразие экономических отношений, показывающие причинно-следственные связи между экономическими категориями и служащие, основой для определения принципов, методов и конкретных способов организации экономической деятельности. Приведем примеры известных экономических законов: закон стоимости – главный закон рынка, затем закон спроса, предложения, который дополняется законом возвышения потребностей целевых аудиторий. Далее можно указать на законы предпринимательского дохода, денежного обращения и, наконец, закон, рассматривающий среднюю норму прибыли для хозяйствующего субъекта.

Главной особенностью экономических законов следует считать тот факт, что данные законы можно проявить посредством осознанной деятельности людей. В то же время анализ содержания перечисленных законов показывает, что в них не включается собственно человеческий фактор. Иными словами, несмотря на то, что величины (социально-экономические показатели), входящие в причинно-следственные связи того или иного закона формируются посредством деятельности людей, они, тем не менее, не содержат личностно-квалификационных характеристик человека, которые являются производителями результатов экономической деятельности.

В тоже время, каждый экономический субъект (или объект), рассматриваемый как отдельный человек вплоть до национальной экономики в целом, может быть представлен как сложная и активная социально-экономическую система. При чем эта система имеет особые свойств, а также закономерности своей деятельности и развития. И эти закономерности отличны от комплекса физических, технических, а также биологических систем.

Данный факт позволяет указать на определенную неадекватность сложившихся экономических законов применительно к объективной реальности, а также к комплексу причинно-следственных взаимосвязей. При чем данные взаимосвязи включают сложнейшие политические, нравственно-этические, социальные, этнопсихологические факторы ведения экономической деятельности отдельными субъектами. В силу этого экономические законы при их отличии от законов, которые характерны для естественных наук, таковыми не выступают. Скорее указанные законы -это закономерности, тенденции, которые наблюдаются в ряде ограниченных институциональных ограничений. Также следует указать на тот факт, что психологические индивидуальные и социологические групповые факторы следует включать в изучение процессов, затрагивающих проблемы и возможности функционирования народного хозяйства, протекающие как определенная сложная интеграция мероприятий и действий в рамках экономической индивидуальной деятельности субъектов.

Как объект исследования нами рассматривается национальная экономика на примере экономики России. Здесь модель организации национальной экономики можно представить, как сложную систему, которая состоит из объектов (субъектов) организационно-экономического масштаба. Сюда, в частности, можно включить физических лиц, комплекс домашних хозяйств. Нельзя при этом забывать и о предприятиях и корпоративных образованиях, отраслях экономики, про отдельные экономические комплексы регионального уровня. Если рассматривать все эти элементы изолированно друг от друга, то постоянно будет возникать проблема согласования противоречивых интересов. При этом могут нарушаться принципы социальной справедливости, которые являются основополагающими для гуманистической экономики.

Важно выбрать метод исследования процессов функционирования и развития национальной экономики и необходимость получения конкретных результатов в виде рекомендаций по управлению национальной экономикой. Наиболее плодотворным методом исследования процессов функционирования и развития национальной экономики является метод моделирования или построения макроэкономических моделей.

Под макроэкономической моделью понимают формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Основным предназначением макроэкономических моделей является: анализ структуры и динамики развития национальной экономики; оценка эффективности системы управления экономикой в целом и ее составными частями, в том числе системы государственного регулирования; прогноз развития национальной экономики с учетом формирования возможных альтернативных вариантов; разработка тактических и стратегических способов (программ, планов) базовой перестройки национальной экономики, создания объективных условий для ее стабилизации или развития.

На сегодня создано значительное число макроэкономических моделей, как правило, представляющих собой отдельные зависимости, возникающие между комплексом экономических, производственных, технико-технологических, и иногда социальных факторов, характеризующих экономический рост национальной экономики [1, с.341-346], влияние макроэкономической политики на экономику страны [2], устойчивое развитие национальной экономики в условиях глобализации [3, с.305-309], конкурентоспособность национальной экономики [4, с.116-119], создание общественного богатства [5] и др.

Как пример, здесь можно указать на такие макроэкономические модели как экономическая таблица Ф. Кенэ, на схему К. Маркса, затрагивающую простое и расширенное воспроизводство. Отдельно следует отметить модель Л. Вальраса, нацеленную на описание процессов экономического равновесия в народном хозяйстве, а также на модель В. Парето, описывающую возможности достижения оптимума в экономических системах. Во второй половине XX века популярными были модель Дж. М. Кейнса, описывающая процессы экономической динамики, комплекс неокейсианских моделей Е. Домара и Р. Харрода, которые описывают возможности обеспечения экономического роста. Особняком стоит комплекс неоклассических моделей обеспечения экономического роста, например, Я. Тинбергена. Особое значение для экономической мысли конца XX века получила модель Д. фон Неймана, описывающая процессы расширяющейся экономики в условиях глобализации, а также модель межотраслевого баланса В. Леонтьева «затраты – выпуск», характерная для замкнутых экономических систем. Наконец, следует указать на макроэкономическую модель Л.В. Канторовича и В.С. Немчинова. Принципиальный интерес вызывает система по оптимальному функционированию экономики (СОФЭ), которая разработана национальной экономико-математической школой (руководитель – академика Н.П. Федоренко).

Также отметим национальные модели экономики. Данные модели – это вербальные описания комплекса особенностей народных хозяйств разных стран. Американская модель описывает процессы либерально-рыночного капиталистического функционирования экономических субъектов. Эти процессы предполагают ключевую роль института частной собственности, а также рыночно-конкурентного механизма. Особое внимание здесь следует уделить рассмотрению капиталистических мотиваций, а также возможностей по достижению высокого уровня социальной дифференциации в экономике.

Германская модель, ориентируется на построение рыночного социального хозяйства. Здесь важно обеспечить расширение начал конкурентоспособности и связать их с формированием специфической социальной инфраструктуры, которая смогла бы смягчить недостатки рынка, процессов формирования и накопления капитала применительно к формированию институциональной многослойной структуры различных субъектов для последующей эффективной реализации социальной политики.

Далее перейдем к шведской модели в классическом виде данной модели как социальной модели. Для этой модели характерен достаточно высокий уровень обеспечения социальных гарантий для населения. Что возможно осуществить через широкое перераспределение доходов, а также посредством распространения комплекса «свободных ассоциаций» в народном хозяйстве.

Японская модель, модель, связанная с регулируемым корпоративным капитализмом. В рамках данной модели важно благоприятные возможности по накоплению капитала сопоставить с активной и креативной ролью процессов государственного регулирования применительно к сферам программирования мероприятий экономического развития. Также важно гармонизировать мероприятия инвестиционной и структурной политик, связать возможности экономического роста с внешнеэкономической политикой и со специфическим социальным значением для корпоративных начал. Наконец перейдем к китайской модели смешанной экономики. Данная модель создается при переходе от экономических начал «чистого социализма». В данной модели рыночный механизм, а также негосударственный сектор народного хозяйства усиливают свою роль при реформировании экономики. В тоже время процессы государственного регулирования как «направляющего планирования» народного хозяйства, комплекс социальных гарантий государства занимают важное значение для реализации мероприятий социально-экономической политики в стране.

Однако при построении указанных выше моделей не ставилась задача установления зависимости между фундаментальными экономическими, социальными, научно-техническими, экологическими, а главное личностно-квалификационными и нравственно-этическими факторами. Главным недостатком многих макроэкономических моделей является также факт их отрыва от состояния процессов, протекающих на микроуровне экономической деятельности, а если быть еще точнее, то на уровне экономики физических лиц. Поэтому модель гуманистической национальной экономики в принципе должна отражать состояние и результаты деятельности каждого физического лица в составе населения страны в целом. Естественно, что усредненные показатели для этих целей не пригодны. Другими словами, в условиях гуманистической экономики государство на макроуроне посредством созданных институтов и экономических механизмов должно идентифицировать личностные качества и результаты труда отдельных людей. Модели гуманистической экономики обязательно должны учитывать это обстоятельство.

Следует указать на тот факт, что сегодня ученые-экономисты все в большей степени обращаются к вопросам построения концептуальных моделей для общества применительно к их взаимосвязям с системой экономических отношений. Как пример здесь – работа Г.Х. Попова и академика В.Л. Макарова .Так, академиком В.Л. Макаровым в качестве основных приоритетных направлений и соответствующих программ, реализация которых приведет к построению нового российского общества, предлагаются: разработка национальной (народной) идеи; разработка жизненного стандарта, включая качество жизни; программа воспитания нового человека, в том числе создание целого сектора (индустрии) воспитания человека; программа развития образования. Мы во многом солидарны с такой, по сути своей гуманистической, трактовкой задачи моделирования.

Центральное место при построении любой экономической модели занимает выбор соответствующих критериев, целевых функций. Процессы функционирования и развития национальной экономики России и ее системы управления должны быть подчинены некоторому глобальному критерию, который больше всего ассоциируется с формулированием так называемой национальной идеи. Национальная идея по своему первоначальному замыслу и традиционной трактовке призвана консолидировать или объединить население России и представляет собой на первый взгляд некоторое высказывание (лозунг), имеющее мотивационный характер для подавляющего числа россиян. Что же на самом деле нужно понимать под консолидацией? Какое влияние окажет на меньшинство, которое, как правило, в России оказывается прогрессивным, консолидация подавляющего большинства населения? Всякую ли консолидацию можно считать позитивной и продуктивной для национальной экономики?

На наш взгляд, национальная идея это не просто некоторое вербальное или не вербальное высказывание, но и практические действия, направленные на создание условий для реализации этой идеи. Высказанная и поддержанная населением национальная идея может быть ложной и вредной. Выработка национальной идеи является одной из форм стратегического мотивационного управления обществом и служит в качестве средства достижения важнейших для страны социально-экономических целей. Кроме того, национальная идея не должна оставаться лозунгом или абстрактной конструкцией, а выражаться системой используемых на практике критериев и показателей.

В условиях командно-административной системы мотивация людей была ограничена, идею о всеобщем равенстве плановая система жестко регламентировала посредством ограничения реализации личностно-квалификационного потенциала людей. В то же время государство создавало определенные стимулы в некоторых областях науки и техники, регламентация же служила обратным мотиватором для отдельных достижений в культурной сфере и, таким образом, повышения профессиональной квалификации производителей и развития потребителей духовной продукции. В условиях же переходного периода к рыночной экономике России произошла смена ориентиров, шоковая терапия привела к стремлению либо выживать, либо эгоистическому обогащению за счет доминирования материальных благ над духовными. Это привело к деградации человеческого потенциала страны.

По нашему мнению, национальной идеей современного российского общества и одновременно глобальным критерием функционирования национальной экономики России необходимо выбрать повышение качества жизни россиян. Этот критерий более емкий, чем традиционный показатель уровня материального благосостояния населения, который определяется, прежде всего, уровнем потребления некоторого ассортимента материальных и духовных благ.

В понятие качества жизни мы вкладываем вектор уровней потребления материальных и духовных благ, при обеспечении прав и свобод человека, допустимо низкой степени эксплуатации, формировании стимулов к эффективному труду за счет высокого профессионализма и нравственности.

На наш взгляд, главная производительная сила современного социально-экономического развития РФ – это высококвалифицированные, творческие и патриотичные высоконравственные люди. Данные люди призваны стать и готовы быть «героями современного времени». Потенциал данный людей будет востребован в наибольшей степени. Также данный потенциал будет двигателем широкого спектра социально-экономических преобразований для России. Отсюда, механизмы по мотивации видов экономической деятельности, а также институциональную базу для формирования гуманистической экономики следует ориентировать на рост численности указанной прослойки экономических субъектов и простых людей [6].

Концепция гуманистической экономики во многом должна основываться на решении проблемы исследования соотношения между экономической эффективностью производства и социальной справедливостью распределения благ, являющейся одной из фундаментальных в современной экономической теории. Кроме того, одним из важнейших критериев гуманистической экономики является снижение уровня эксплуатации и соответственно повышение уровня социальной справедливости в обществе [7].

Этим отличается гуманистическая экономика от европейских моделей национальных экономик: германской и шведской, в которых доминирующий акцент делается на развитии социальной инфраструктуры, а не на развитие человеческого нравственно-квалификационного потенциала. В российских условиях, отличающихся от европейских, ориентация на создание институтов социальной поддержки населения может и наверняка даст обратный эффект и приведет к росту массового иждивенчества.

Предложения: В самом общем виде модель гуманистической экономики, разработанная профессором Д.С. Петросяном [6] можно представить в схематическом виде по аналогии с классической Марксовой формулой воспроизводственного цикла:

Ч → П → РТ → Ч’ → …

Важное различие связана с тем, что формула воспроизводственного цикла приоритет отдает финансовым (денежные средства), а также материальным (товарные ресурсы) результатам промышленного производства. Данный факт фиксирует роль человека как вида производительных сил, иными словами, средства производства. Отсюда, нивелируется личность человека, не показывается ведущая роль человека как цели производства.

В предлагаемой формуле первоначальным следует считать производственный процессы (П), осуществляемый конкретным человеком (Ч) посредством комбинации комплекса факторов промышленного производства. Здесь факторы производства должны быть представлены в рамках расширительной трактовки. Они должны включают кроме традиционных факторов (земля, труд и капитал), также информацию, широкий спектр инноваций, организационно-управленческие факторы (миссия, деловое кредо, организационная культура, управленческие технологии), личностно-квалификационный и нравственно-этический потенциал человека.

В рамках производства формируются результаты (итоги) труда (РТ), имеющие определенный уровень общественной полезности. Данные результаты труда используются человеком в рамках духовного и материального производства, применительно к личному материальному и духовному потреблению. Это будет приводить к изменению квалификационных, нравственно-этических, личностных характеристик и качеств. Другим возможным итогом будет рост материального благосостояния, улучшение условий жизнедеятельности и трудовой деятельности человека (Ч’) с учетом структуры, а также уровня общественной полезности полученных результатов, реализуемых механизмов по мотивации труда человека. Как частный случай изменений характеристик человека может не произойти, что будет свидетельствовать о незначительном влиянии результатов осуществленного труда на потенциал человека и экономической системы в целом.

Далее процессы производства комплекса благ будут продолжаться и люди будут участвовать в них как элемент воспроизводящегося потенциала для социально-экономической системы. Фактически, помимо воспроизводства комплекса благ будет воспроизводиться необходимый человеческих потенциал. Данный факт будет выступать как важнейший фактор повышения уровня общественной полезности для результатов труда человека. Наконец, применительно к специфике гуманистической экономики следует создать соответствующую институциональную базу, которая будет способствовать рациональному протеканию комплекса социально-экономическим процессов применительно к правилам приведенной схемы.

Для построения модели функционирования и развития национальной экономики, ориентированной на гуманистические принципы хозяйствования необходимо в первую очередь исходя из совокупности ее свойств как социально-экономической системы из большого числа факторов выбрать фундаментальные по своей природе и наиболее значимые по степени своего влияния факторы или параметры. К таковым мы относим: физическое и психическое здоровье, профессиональную квалификацию, образование, нравственно-этический уровень, общественно-полезные результаты и систему мотивации труда, востребованность человека в процессе труда. Кроме того, в модели функционирования национальной экономики необходимо в качестве обязательного компонента включить организацию соответствующей системы управления.

В модели гуманистической экономики предполагается реализация двух функций: диагностической, включающей в себя оценку состояния и тенденций развития человеческого ресурса и управленческой, включающей воздействия с целью изменения состояния и тенденций развития человеческого ресурса с позиций удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей.

Диагностическая и управленческая функции (модели) связаны между собой. На основе диагностической модели определяются: во- первых, слабые стороны (узкие места) на которые нужно воздействовать с помощью инструментов управленческой модели, чтобы устранить либо минимизировать их; во-вторых, сильные стороны (резервы) для того, чтобы наилучшим образом использовать их. В обоих случаях это делается для улучшения состояния человеческого потенциала в целом.

Таким образом, синтез диагностической и управленческой моделей позволяет связать в единую концептуальную модель состояние и тенденции развития человеческих ресурсов с развитием национальной экономики. Логика здесь такова. Создаются условия, способствующие увеличению численности, стимулированию и повышению социально-экономической эффективности труда творческих, высококвалифицированных и высоконравственных людей, которые должны быть наиболее востребованы и стать двигателем эффективных и гуманистических социально-экономических преобразований в России. Причем вводится принцип необходимости развития общества и национальной экономики только через развитие отдельной личности, а не наоборот, как это было в условиях административно-командной системы, когда общество развивалось за счет эксплуатации трудящихся. Ожидаемые социально-экономические результаты с большой вероятностью превысят аналогичные результаты при других вариантах стимулирования, включая наиболее экстремальный вариант непомерной эксплуатации всего населения страны.

Развитие человеческого потенциала национальной экономики в значительной степени зависит от уровня справедливости действующей системы распределения материальных и духовных благ. Однако, даже при уравнивании начальных условий жизнедеятельности людей, различие личностного потенциала людей приведет и должно привести к неравенству их материального благосостояния и духовного развития. Задача состоит в сокращении этого неравенства путем поднятия нижнего уровня качества жизни людей как можно на более высокую планку. В этом случае будут в наибольшей степени снижены возможности социальных потрясений, что в свою очередь явится условием высокопроизводительного труда.

Для того чтобы осуществить мероприятия по развитию человеческого потенциала национальной экономики, необходимо разработать соответствующую систему показателей. Отметим, что применяемые на практике показатели в большинстве своем усредненные, не позволяют выявить индивидуальные экономические и социальные результаты на уровне макроэкономики и адекватно представить реально протекающие социально-экономические процессы на микро- и макроуровне и их взаимосвязи. Поэтому, на наш взгляд, необходима разработка нового подхода к формированию показателей гуманистической экономики и создания соответствующей системы учета, статистики и социально-экономического мониторинга.

Исходя из приведенной выше модели поведения человека в экономических ситуациях как основного активного субъекта и объекта национальной экономики, сформулируем принципы гуманистической экономики. Очевидно, что человек в ходе экономической деятельности должен осознанно руководствоваться некоторыми принципами, чаще всего рационализации этой деятельности. Наличие и осознанное применение принципов является одним из важных условий успешной его деятельности. Принципы могут быть научно обоснованными и ложными, эффективными и неэффективными, гуманными и антигуманными и т.д.

Формирование и реализация экономической политики государства – это особый вид экономической деятельности, который в конечном итоге определяет правила для других видов экономической деятельности. Следовательно, сформулировав принципы гуманистической экономики для организации экономической деятельности вообще, необходимо, чтобы формирование экономической политики государства основывалось на тех же принципах. Ниже приведем предлагаемые нами принципы гуманистической экономики с краткими пояснениями [6].

1. Гуманистическая экономика устанавливает две главные ценности человека – субъекта экономической деятельности и поведения: высокий личный профессионализм и высокую экономическую нравственность. Эти два качества в совокупности определяют условия максимизации эффективности производства материальных и духовных благ, а также их объективного распределения и рационального потребления.

2. Человек является активным субъектом экономического и социального (неэкономического) поведения, причем как рационального, нерационального, так и девиантного. По нашему мнению, природа человеческих качеств неизменна (это показал исторический опыт последних двух тысячелетий). Поэтому использование государством революционных методов перевоспитания населения глубоко ошибочно, неприемлемо и преступно. В то же время возможна более интенсивная подготовка (за период от 15 до 20 лет) относительно небольшой по сравнению с общей численностью населения страны профессионально-социальной группы людей, способных стать активным ядром и механизмом формирования и проведения экономически эффективной и гуманистической политики государства.

3. Гуманистические институты в экономике. Институты, по определению одного из видных представителей институционализма Д. Норта – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющие взаимодействия между людьми. В литературе широко обсуждается проблема развития демократических институтов, демократизации экономического законодательства. Демократия, как известно, это власть народа, т.е. власть большинства. Однако, как показывает мировой и российский опыт, весьма высока вероятность выбора большинством населения страны не тех правителей. Следовательно, термин «демократия» не точен, так как в реальной действительности власть народа всегда заменена властью политических партий, социальных групп, кланов и т.д. Поэтому нужно говорить о создании не демократических, а гуманистических институтов в сфере экономической деятельности.

Гуманистические институты естественно должны распространяться не только на экономическую, но и на другие сферы жизни общества, иначе их эффективность будет резко снижаться. Гуманизация экономических институтов в практическом плане заключается в ориентировании всего экономического законодательства на активного, высококвалифицированного и экономически нравственного человека. При этом институциональная база должна быть ориентирована на мотивацию экономически и социально эффективную деятельность. Это значит, что функционирование каждого институционального органа и действие каждого принятого закона (нормы) должно приносить значительный экономический (в стоимостном выражении) и социальный (улучшение благосостояния людей) эффект.

4. Принцип рациональности экономических отношений. Взаимодействия между экономическими субъектами должны быть рациональными. Нормы должны способствовать уменьшению числа посредников между экономическими субъектами, так как посредники снижают эффективность экономической деятельности.

5. Принцип прозрачности экономической деятельности. Данный принцип означает, что всякая экономическая деятельность должна быть подвержена социальному контролю, а субъекту деятельности должна стать целесообразность наличия этой прозрачности.

6. Принцип обратной связи показывает, что результат деятельности экономического субъекта должен иметь обратный эффект влияния на субъект, позитивный либо негативный, в зависимости от характера этих результатов.

7. Принцип превентивного управления означает, что субъект экономической деятельности должен заранее знать и непрерывным (плавным) образом почувствовать позитивное и негативное влияние приближения непосредственного воздействия правовых норм. Причем воздействия норм должны быть результативными. Чтобы достичь этого, нормы должны быть построены с учетом принципа самоорганизации поведения.

8. Принцип самоорганизации поведения экономических субъектов. Возрастание эффективности (в самом широком смысле) экономической деятельности наиболее вероятно в условиях самоорганизации экономического и социального поведения субъектов посредством активизации и согласования внутренних биосоциальных факторов мотивации и внешних мотиваторов (стимулов) людей.

9. Принцип рыночной справедливости. Современной наукой выделяется четыре подхода применительно к понятию термина социальной справедливости в экономике. Прежде всего, следует указать на эгалитарный, или уравнительный подход. Здесь большинство членов общества имеют равные экономические и социальные блага. Затем следует указать на роулсианский подход (он предложен ученым Д. Роулсом). Данный подход фиксирует возможности максимизации абсолютного и высокого уровня жизнеобеспечения самых наименее обеспеченных представителей общества. Третьим подходом выступает утилитарный подход. Здесь максимизируется числе обеспеченных членов социально-экономической системы посредством пропорционального с учетом различных функций полезности по распределению благ (автор –экономист И. Бентан). И, наконец, следует указать на рыночное распределение всех возможных доходов применительно к соответствию этих доходов для владельцев с полученными доходами от комплекса факторов по производству предельных продуктов.

Указанные подходы не связаны с изучением взаимосвязей и взаимодействий внешних факторов обеспечения справедливости и внутренних личностных факторов мотивации экономических субъектов. Дело в том, что неравенство людей, в частности, как субъектов экономической деятельности, устанавливает сама Природа с момента их рождения. Несправедливость, данная Природой, обсуждается и осуждается людьми значительно меньше, чем несправедливость со стороны государства, общества. Государство не должно усиливать неравенство, данное Природой, как и не должно искусственно снижать его. Государство должно способствовать уравниванию стартовых, исключительно внешних условий, но не за счет подавления внутреннего личностного потенциала более способных людей. Такой подход позволит максимально использовать личностный потенциал всех членов общества.

Это объясняется тем, что несправедливость в условиях рыночной экономики играет как конструктивную, так и деструктивную роль. Так, рыночная экономика справедлива тем, что своей несправедливостью активизирует личностный потенциал многих людей, имеющих низкие стартовые условия. Однако, с другой стороны, рыночная конкуренция приводит к тому, что многие люди терпят убытки. Функцией государства в части установления справедливости в рыночной экономике должно стать создание условий, позволяющих таким людям быстрее добиться успеха за счет наличия больших возможностей выбора форм и методов экономической деятельности. Это достигается формированием более либеральной по сравнению с командно-административной системой институциональной базой рыночной экономики. В командно-административной системе иерархический статус должности является самым главным и может быть единственным условием обеспеченности человека и его ближайшего окружения.

10. Принцип экономического суверенитета. Экономический суверенитет является необходимым условием эффективности экономической деятельности. Экономический суверенитет способствует гуманизации экономических отношений, а расцвет экономики, исходя из тех же гуманистических позиций, возможен только тогда, когда нет ущемления «сильными» суверенитета «слабых» субъектов.

Мы оставляем перечень перечисленных принципов открытым. Что касается практической реализации принципов, то соответствующие условия должны быть разработаны. Принципы должны быть положены в основу формирование концептуальной гуманистической модели функционирования и развития национальной экономики.

Итак, концепция гуманистической экономики ставит во главу угла человека – творца в любой сфере деятельности, высоконравственную личность, патриота, интеллигента, не только с болью воспринимающего страдания народа, но и активно, со зданием дела, эффективно созидающего условия для облегчения этих страданий, экономического и духовного процветания страны.

Реализация гуманистических принципов применительно к современной экономической деятельности, а также комплекс особенностей для процессов руководства указанной деятельностью, с нашей точки зрения, требует формирования социального слоя так называемой меритократии (от слова meritum (латин.) – заслуга, а также krateia (греческий) – власть). Это люди, которым возможно доверить рычаги по социальному управлению. Также им возможно доверить формирование и реализацию мероприятий экономической политики для государства, реализацию комплекса мероприятий макроэкономического регулирования. Данные люди доказали право на данное доверие своей репутацией, личными достоинствами и общественными заслугами. Большую часть ответственных постов в народном хозяйстве должны занимать указанные люди [6].


Библиографическая ссылка

Безпалов В.В., Петросян Д.С., Лочан С.А., Федюнин Д.В. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 4-1. – С. 15-23;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2130 (дата обращения: 15.06.2024).