Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ РФ: КАДРОВЫЕ ВОПРОСЫ

Репринцева Е.В. 1 Сукманов Э.В. 2 Еськова Н.А. 3
1 Курский государственный медицинский университет
2 Курский государственный университет
3 ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса»
Ключевой проблемой в системе государственного управления России остается ее низкая эффективность, зачастую связанная с некомпетентностью управленческих кадров на местах. На региональном и федеральном уровнях также отмечается перенасыщение системы государственного управления кадрами. В настоящее время в стране насчитывается более 2 миллионов чиновников различного уровня, при этом тенденция к росту их численности сохраняется. Это приводит к повышению затрат на содержание государственного аппарата, а в условиях экономического кризиса, вопросы оптимизации бюджетных расходов приобретают все большую значимость. В ходе исследования дается оценка численности и доли государственных служащих в России в целом и федеральных округах всего и в расчете на 10 тыс. населения в период 2014-2020 гг., выявлены тенденции, сложившиеся в условиях экономического кризиса, их причины и социально-экономические последствия. Установлено, что сегодня уровень «обеспеченности» населения чиновниками значительно выше, чем, например, врачами и средним медицинским персоналом. С большой степенью вероятности существующее количество сотрудников аппарата государственного управления превосходит потребности системы и способствует необоснованному росту бюджетных расходов.
государственное управление
государственные служащие
численность чиновников
эффективность государственного управления
1. Барашева Е.В. Современные проблемы экономического развития субъектов РФ в контексте совершенствования системы государственного управления // Дискуссия. 2021. № 4 (107). С. 5-14.
2. Саманкова О.С. Анализ уровня информатизации государственного управления в России // Научно-практические исследования. 2021. № 1-3 (36). С. 34-37.
3. Грязнова А.Г., Антонюк В.С., Корниенко Е.Л. Региональные проблемы управления инфраструктурой связи в цифровой экономике // Управленец. 2019. Т. 10. № 4. С. 38-50.
4. Фурман Е.Н. Резерв управленческих кадров и выборы глав муниципальных образований // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 62-64.
5. Фурман Е.Н. Проблемы и технологии формирования резерва управленческих кадров муниципальных образований // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. 2015. № 15 (1). С. 231-242.
6. Фурман Е.Н., Молчанова Н.П. Экономические проблемы местного самоуправления (на материалах Курской области) // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 6. С. 83-94.
7. Ляшенко К.В., Дудник Т.А. Проблемы бюрократии и пути их преодоления в Российской Федерации // Экономика и социум. 2016. № 5-3 (24). С. 175-179.
8. Упоров И.В. Поведение чиновников в публичном пространстве: к вопросу об их зарплате и культуре общения с населением // Оригинальные исследования. 2021. Т. 11. № 4. С. 119-126.
9. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 (дата обращения: 16.01.2022).
10. Беляев С.А., Бушина Н.С., Власова О.В., Головин Ал.А. и др. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография. Курск: Деловая полиграфия, 2021. 166 с.
11. Беляев С.А., Бушина Н.С., Быстрицкая А.Ю., Власова О.В. и др. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография. Курск: Деловая полиграфия, 2021. 168 с.

Введение

Совершенствование системы государственного управления сегодня входит в число приоритетных направлений стратегического развития России, что связано с наличием ряда проблем в данной сфере, препятствующих достижению поставленных социально-экономических задач [1]. Несмотря на предпринимаемые меры в сфере реформирования существующей системы государственного управления, в настоящее время действительным практическим результатом мероприятий стало повышение доступности большого перечня государственных услуг за счет создания и внедрения в практику портала «Госуслуги». Данный интернет-портал стал связующим звеном между государством и населением, поскольку облегчил получение всех базовых государственных услуг в рамках цифровизации экономики. Однако большая протяжённость страны и существенное различие уровня социально-экономического развития формируют сложности в получении электронных государственных услуг, в связи с труднодоступностью высокоскоростного интернета для населения, в частности – в удаленных муниципальных образованиях страны [2, 3].

Вместе с тем, ключевой проблемой в системе государственного управления России остается неэффективное управление, зачастую связанное с некомпетентностью управленческих кадров на местах, особенно на муниципальном уровне [4, 5]. Это связано с тем, что по мере удаления от экономических центров происходит снижение уровня социально-экономического развития территорий, что способствует падению трудового и человеческого потенциала, поддержание и повышение которых, в условиях ограниченности бюджетного финансирования, становится непростой управленческой задачей. Все это, в конечном итоге приводит к нарастанию социально-экономических проблем и формированию неблагоприятной экономической среды, способствуя активизации процессов урбанизации и трудовой миграции населения [6]. Кроме того, если на уровне муниципалитетов отмечается дефицит управленческих кадров, то на региональном и федеральном уровнях к числу ключевых проблем относится перенасыщение системы государственного управления кадрами. Сегодня в стране насчитывается более 2 миллионов чиновников различного уровня, при этом тенденция к росту их численности сохраняется, в результате чего происходит повышение государственных расходов на их содержание. Эффективность государственного управления в России, как и прежде, является достаточно низкой, в результате чего, в условиях экономического кризиса, вопросы оптимизации бюджетных расходов, в том числе за счет сокращения бюрократического аппарата, приобретают все большую значимость [7, 8].

Цель исследования – провести анализ изменения численности и доли чиновников в России в целом и федеральных округах всего и в расчете на 10 тыс. населения, выявить тенденции, сложившиеся в условиях экономического кризиса, их причины и социально-экономические последствия.

Материал и методы исследования

В ходе исследования использовались статистические данные, формируемые Федеральной службой государственной статистики, о численности работников системы государственного управления и численности населения всего и в разрезе федеральных округов за период 2014-2020 гг. [9]. Для целей исследования произведен расчет приходящейся на 10 тысяч населения страны численности чиновников, что дает возможность оценить уровень «обеспеченности» населения государственными служащими и сделать вывод о размерах государственного аппарата управления. В качестве базисного периода для исследования был выбран 2014 год, что соответствует началу очередного экономического кризиса на фоне ухудшения внешнеполитической ситуации и позволяет оценить произошедшие за последние годы изменения в системе государственного управления. При этом проводится сопоставление индикативных 2014-го, 2017-го, 2019-го и 2020-го годов, отражающих основные изменения в бюрократическом аппарате РФ. Исследование проводилось с использованием целого ряда методов и подходов, в том числе: интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики [10, 11].

Результаты исследования и их обсуждение

Общая численность чиновников в России в последние 7 лет устойчиво превышает 2 млн чел., но вместе с тем имеет тенденцию к снижению в период 2016-2019 гг. Так, если в 2014 году показатель превышал 2,22 млн чел., то к 2016 году снизился до 2,15 млн чел., что является самым низким значением в рассматриваемом периоде. Несмотря на небольшое увеличение (до 2,17 млн чел.) в 2017 году, в период 2018-2019 гг. вновь наметилась тенденция к сокращению численности чиновников в РФ до 1,16 млн человек. В 2020 году общая численность чиновников вновь превысила 2,2 млн чел. и достигла уровня базисного периода, что является достаточно высоким значением, свидетельствующим о масштабах государственного аппарата России. Оценка численности чиновников в расчете на 10 тыс. населения страны показала крайне высокий уровень «обеспеченности» людей чиновниками. Так, в 2014 году на 10 тыс. человек приходилось порядка 154 чиновников, а в 2016-2019 гг. данный показатель снизился до 147-148 чел. В 2020 году, на фоне роста общей численности чиновников, произошло и увеличение «обеспеченности» населения ими до практически 151 чел. на 10 тыс. населения. Для сравнения, в 2020 году обеспеченность населения врачами составляла около 50 чел. на 10 тыс. населения, а медицинскими сестрами – 102 чел. на 10 тыс. населения [9]. Все это позволяет сделать вывод о том, что текущий уровень «обеспеченности» населения чиновниками является крайне высоким и существенно превышает обеспечение людей жизненно важными специалистами – медицинскими работниками (рисунок 1).

Учитывая федеративное устройство России, важное значение имеет оценка численности и удельного веса чиновников на различных уровнях власти. Так, численность чиновников федерального уровня во всем рассматриваемом периоде находится практически на одном и том же уровне и составляет около 50 тыс. человек, лишь только в 2019 году показатель вырос практически до 51 тыс. человек. При этом удельный вес чиновников федерального уровня в общей численности чиновников в РФ является невысоким и составляет менее 2,5%. Несмотря на это, в расчете на 10 тыс. населения сегодня в стране приходится чуть более 3 чиновников федерального уровня (рисунок 2).

Численность чиновников регионального уровня в России в период 2014-2019 гг. имела тенденцию к снижению с 2162 тыс. чел. до 2107 тыс. чел., т.е. на 2,5%, при этом наибольшее снижение произошло в период 2014-2017 гг. В последние 2 года наметилась тенденция к росту численности региональных чиновников до 2163,1 тыс. чел., что на 2,7% выше уровня предыдущего года. Оценка данных в разрезе федеральных округов страны показала, что в период 2014-2017 гг. для большинства округов общей тенденцией было сокращение численности чиновников, причем в наибольшей степени в ЦФО – на 5,8%. При этом исключением является ЮФО, где произошел прирост на уровне 13,2%, в результате чего в 2017 году общая численность чиновников в данном округе составила 223,5 тыс. чел. В период 2017-2019 гг. в большинстве федеральных округов страны не произошло существенных изменений, за исключением ДФО, где прирост составил 26,6%, и СФО, где произошло снижение на уровне 14% (таблица 1).

Reprintseva1.pdf

Рис. 1. Динамика численности государственных служащих в России всего и в расчете на 10 тыс. населения в 2014-2020 гг.

Reprintseva2.pdf

Рис. 2. Динамика численности и удельного веса государственных служащих федерального уровня в России в 2014-2020 гг.

Таблица 1

Динамика численности государственных служащих регионального уровня всего и в разрезе федеральных округов России в 2014-2020 гг.

Субъект РФ

Значение, тыс. чел.

Изменение, %

2014 г.

2017 г.

2019 г.

2020 г.

в 2017 г.

к 2014 г.

в 2019 г.

к 2017 г.

в 2020 г.

к 2019 г.

Чиновников

регионального

уровня всего,

в т.ч.:

2162

2123

2107,0

2163,1

-1,8

-0,8

2,7

ЦФО

525,9

495,2

499,6

501,4

-5,8

0,9

0,4

ПФО

415,7

405,1

396,1

405,2

-2,5

-2,2

2,3

СФО

331,0

325,2

279,8

285,8

-1,8

-14,0

2,1

ЮФО

197,4

223,5

225,6

234,5

13,2

0,9

3,9

СЗФО

219,3

206,4

205,9

215,1

-5,9

-0,2

4,5

УФО

191,2

186,9

184,1

188,1

-2,2

-1,5

2,2

ДФО

138,1

136,0

172,2

181,5

-1,5

26,6

5,4

СКФО

143,7

145,0

143,7

151,5

0,9

-0,9

5,4

В последние 2 года во всех без исключения федеральных округах страны отмечается устойчивая тенденция к росту численности региональных чиновников, причем в наибольшей степени – в СКФО, ДФО и СЗФО. В результате, в 2020 году самое большое количество региональных чиновников отмечается в ЦФО (501,4 тыс. чел.) и ПФО (405,2 тыс. чел.), которые существенно дифференцированы по размеру чиновничьего аппарата от прочих федеральных округов. В свою очередь самая низкая численность чиновников регионального уровня отмечается в СКФО, ДФО и УФО, где показатель не превышает 200 тыс. чел. Вместе с тем, необходимо отметить тот факт, что дифференциация федеральных округов по численности чиновников в наибольшей степени обусловлена их различием по площади, количеству входящих в их состав субъектов и прочими административными факторами.

Рассматривая распределение региональных чиновников по федеральным округам РФ, можно отметить, что подавляющая доля приходится на ЦФО, где показатель за 7 лет снизился с 24,3% до 23,2%. Вторую позицию занимает ПФО, где удельный вес чиновников снизился с 19,2% до 18,7%, а третью – СФО, где за 7 лет произошло снижение показателя с 15,3% до 13,2%. В прочих федеральных округах в рассматриваемом периоде удельный вес чиновников не превышает 10-11%. При этом положительная тенденция к увеличению доли чиновников отмечается только в ЮФО, СКФО и ДФО, в то время как в оставшихся – снижение (рисунок 3).

В расчете на 10 тыс. населения наибольшее число чиновников отмечается в ДФО, что во многом связано с низкой численностью населения в данном округе. В результате, за 7 лет «обеспеченность» чиновниками в ДФО выросла со 167 чел. до 223 чел. на 10 тыс. населения, что обусловлено динамичным ростом показателя в период 2017-2019 гг., когда прирост составил 27,5%. Вторую позицию по численности чиновников в расчете на 10 тыс. населения занимает СФО, где в 2020 году показатель составил 168,1 чел. на 10 тыс., что практически на 15% ниже уровня 2014 года, когда численность чиновников составляла 192 чел. на 10 тыс. населения (таблица 2).

В таких федеральных округах, как СЗФО, УФО и СКФО, уровень «обеспеченности» государственными служащими в 2020 году составлял чуть более 150 чел. на 10 тыс. населения, что ниже среднего по стране уровня. Стоит отметить, что в данных федеральных округах ситуация является относительно стабильной и в исследуемом периоде не отмечается существенной динамики показателя. Самый низкий уровень «обеспеченности» чиновниками отмечается в ЦФО, где за 7 лет отмечается снижение показателя со 135 чел. до 128 чел. на 10 тыс. населения. При этом, такой низкий уровень показателя статистически обусловлен достаточно высокой численностью населения в данном округе, поскольку в абсолютном выражении порядка четверти всех чиновников страны приходится именно на ЦФО.

Reprintseva3.pdf

Рис. 3. Динамика удельного веса чиновников регионального уровня в федеральных округах России в 2014 и 2020 гг., %

Таблица 2

Динамика численности государственных служащих регионального уровня в разрезе федеральных округов РФ в расчете на 10 тыс. населения в 2014-2020 гг.

Субъект

РФ

Значение, чел. на 10 тыс. населения

Изменение, %

2014 г.

2017 г.

2019 г.

2020 г.

в 2017 г.

к 2014 г.

в 2019 г.

к 2017 г.

в 2020 г.

к 2019 г.

ДФО

166,9

165,4

210,8

223,4

-0,9

27,5

6,0

СФО

191,9

188,7

163,5

168,1

-1,7

-13,4

2,8

СЗФО

158,4

147,9

147,3

154,3

-6,6

-0,5

4,8

УФО

155,8

151,3

148,9

152,6

-2,9

-1,5

2,4

СКФО

148,8

147,6

144,7

152,0

-0,8

-2,0

5,0

ЮФО

121,1

135,9

137,0

142,3

12,2

0,8

3,8

ПФО

139,9

137,1

135,2

139,4

-2,0

-1,4

3,1

ЦФО

135,0

126,0

126,7

127,7

-6,7

0,6

0,8

Выводы

Несмотря на понимание большой численности аппарата управления в России и сохранение тенденций к его дальнейшему разрастанию, сегодня на государственном уровне по-прежнему не предпринимаются меры к его оптимизации, в результате чего в 2020 году, также как и в 2014 году, общая численность государственных служащих в стране составляет 2,2 млн человек, что свидетельствует о том, что на каждые 10 тыс. населения приходится практически 151 чиновник. В разрезе федеральных округов страны была выявлена дифференциация по численности и уровню «обеспеченности» населения чиновниками. При этом самый высокий уровень обеспечения государственными служащими был выявлен в малочисленном ДФО, а наименьший – в наиболее многочисленном ЦФО, несмотря на лидерство округа по абсолютному значению. В результате, сегодня уровень обеспеченности населения чиновниками многократно выше, чем даже медицинским персоналом, что позволяет сделать вывод о том, что в действительности государственный аппарат страны является обширным. С большой степенью вероятности существующее количество сотрудников аппарата государственного управления превышает потребности системы и способствует необоснованному росту бюджетных расходов.


Библиографическая ссылка

Репринцева Е.В., Сукманов Э.В., Еськова Н.А. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ РФ: КАДРОВЫЕ ВОПРОСЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 1. – С. 105-110;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2046 (дата обращения: 21.11.2024).