Введение
Земля в отличие от таких факторов производства, как труд, капитал, информация и предпринимательские способности, является основным ресурсом в сельском хозяйстве. В связи с его ограниченностью, особенно остро недостаток земель сельскохозяйственного назначения испытывают фермерские хозяйства, специализирующиеся на производстве как растениеводческой, так и животноводческой продукции. Очевидно, что для малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе (далее АПК) восполнение дефицита земли является наиболее сложной задачей. При этом в личных способностях по организации и развитию аграрного бизнеса фермеры не испытывают непреодолимых затруднений, доступность информации в эпоху глобальных цифровых решений также очевидна, основной рабочей силой, как правило, является непосредственно глава хозяйства и члены его семьи, а капитал возможно получить в форме государственной поддержки [1]. Однако разрешение земельной проблемы малого и среднего бизнеса в АПК включает не только финансовую составляющую, но и высококвалифицированное информационно-консультационное сопровождение, поскольку профессиональных компетенций необходимого уровня в сфере аграрного землепользования у сельских предпринимателей недостаточно.
Особенно остро потребность в качественном консалтинге по комплексу вопросов аграрного землепользования у фермеров появляется в процессе получения и прямой и косвенной государственной поддержки. В такой ситуации наиболее эффективным решением для малого агробизнеса является помощь консультантов. Актуальность исследования, в связи с этим, определена тем, что информационно-консультационное сопровождение фермерских хозяйств по земельным вопросам при получении софинансрования со стороны государства необходимо как для получения средств гранта, так и для успешной реализации инвестиционного проекта, на который грант получен.
Цель исследования состоит в анализе особенностей консалтингового сопровождения деятельности фермеров по земельным вопросам при получении финансовой и нефинансовой государственной поддержки в условиях активизации применения цифровых технологий в агропромышленном комплексе.
Материал и методы исследования
Результаты исследования основаны на следующих источниках информации:
– на материалах нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы аграрного землепользования [1,2,3];
– на материалах нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы получения государственной поддержки малыми формами хозяйствования в АПК [1,2,3];
– на материалах анализа организационно-технических аспектов информационно-консультационного сопровождения деятельности малых форм хозяйствования в АПК по земельным вопросам при получении прямой и косвенной государственной поддержки, проведенного автором.
Следует пояснить, что в статье не отражены субсидии фермерским хозяйствам, имеющие по экономическому содержанию компенсационный ретроспективный характер, поскольку они в основном покрывают уже произведенные затраты. С учетом того, что вопросы аграрного землепользования при оформлении субсидий имеют косвенный характер, в работе рассматривается государственная поддержка в форме грантов (прямая финансовая поддержка) и предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов (косвенная нефинансовая поддержка).
При подготовке статьи были применены как общенаучные методы (в частности, анализ и синтез), так и общеэкономический метод сравнения. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения между малыми формами хозяйствования в АПК (в данной работе: фермерскими и личными подсобными хозяйствами) и субъектами информационно-консультационного сопровождения АПК по вопросам аграрного землепользования, которые возникают в процессе получения прямой (в форме гранта) и косвенной (в форме права аренды земли без торгов) государственной поддержки.
Объектом исследования в статье являются особенности информационно-консультационной поддержки по земельным вопросам фермерских хозяйств при получении ими грантов, а также права долгосрочной аренды земли без участия в торгах.
Эмпирической базой для выполнения научной работы являются материалы консалтингового сопровождения деятельности малых форм хозяйствования АПК, полученные автором в процессе оказания Омским государственным аграрным университетом информационно-консультационной поддержки фермерским и личным подсобным хозяйствам Омской области в 2016 – 2020 годах.
Результаты исследования и их обсуждение
В условиях активной государственной политики по стимулированию создания и развития фермерских хозяйств, многие начинающие и действующие представители аграрного бизнеса подают пакет документов на получение поддержки со стороны государства. Она включает прямое финансирование по грантам:
– «Агростартап» (с 2019 года), софинансирование 90% стоимости первоначальных затрат инвестиционного проекта по созданию фермерского хозяйства;
– грант начинающим фермерам (до 2020 года включительно), софинансирование 90% стоимости первоначальных затрат инвестиционного проекта по созданию фермерского хозяйства;
– грант на развитие семейной фермы, софинансирование 60% стоимости первоначальных затрат инвестиционного проекта по развитию фермерского хозяйства.
В частности, в Омской области объем государственной поддержки, полученной крестьянскими фермерскими хозяйствами по вышеуказанным грантам в 2014 – 2020 годах, составил 1,69 миллиарда рублей, в том числе 665,38 миллиона рублей на создание малого аграрного бизнеса (табл. 1).
Также поддержка со стороны государства может быть предоставлена на развитие аграрного бизнеса в косвенной форме, которая заключается в получении фермерским хозяйством права на долгосрочную аренду земельного участка, необходимого для реализации масштабного (приоритетного) инвестиционного проекта без участия в торгах. Как правило, период такой аренды составляет 49 лет. Вследствие данной ситуации, у фермера возникает очевидное конкурентное преимущество в виде гарантированного земельного ресурса на определенном участке (участках) по тарифам арендной платы муниципалитета, которому принадлежит земля [4,5]. Воспользоваться такой поддержкой могут хозяйствующие субъекты, реализующие проекты в аграрной сфере на территории региона (в нашем случае, Омской области) при соблюдении следующих условий:
– объем инвестиций должен быть не менее 50 (в некоторых случаях 100) миллионов рублей на территории муниципального района, в котором по проекту производится и перерабатывается сельскохозяйственная продукция;
– инвестиции (капитальные вложения) на момент подачи заявления в составе пакета документов, не осуществлены в полном объеме;
– фермерское хозяйство не имеет задолженности в бюджет и не состоит (не участвует) в процедуре банкротства;
– реализация проекта осуществляется на земельном участке, на котором не осуществляется иной инвестиционный проект.
В абсолютном большинстве случаев при подготовке пакета документов и дальнейшем получении всех рассмотренных выше форм государственной поддержки, у фермерских хозяйств возникает необходимость в информационно-консультационном сопровождении по вопросам аграрного землепользования (табл. 2).
Таблица 2 иллюстрирует многообразие аспектов аграрного землепользования по каждому из грантов (масштабные инвестиционные проекты рассмотрим ниже). В связи с этим, раскроем особенности информационно-консультационной поддержки по земельным вопросам крестьянских фермерских хозяйств при получении ими грантов. Автор обращает внимание, что грант начинающим фермерам не рассматривается, так как финансирование с 2021 года по нему не производится.
Таблица 1
Государственная поддержка, оказанная крестьянским фермерским хозяйствам Омской области в форме грантов в 2014 – 2020 годах [3]
Период получения государственной поддержки |
Государственная поддержка начинающим фермерам, млн руб. |
Государственная поддержка на развитие семейных животноводческих ферм, млн руб. |
Гранты «Агростартап», млн руб. |
2014 |
30,0 |
18,0 |
Государственная поддержка по гранту «Агростартап» осуществляется с 2019 года |
2015 |
46,2 |
42,9 |
|
2016 |
51,0 |
40,2 |
|
2017 |
94,2 |
74,0 |
|
2018 |
102,0 |
71,4 |
|
2019 |
102,0 |
72,9 |
71,1 |
2020 |
118,28 |
84,174 |
50,6 |
Итого |
543,68 |
403,574 |
121,7 |
Таблица 2
Информационно-консультационное сопровождение по вопросам аграрного землепользования при получении государственной поддержки фермерскими хозяйствами (составлено автором)
Вопросы аграрного землепользования, возникающие при получении государственной поддержки |
Периоды жизненного цикла фермерского хозяйства |
Субъекты инфраструктуры информационно- консультационной поддержки фермеров |
Получение земельных участков по гранту «Агростартап» |
Создание, становление |
Центры компетенций |
Наличие земли в собственности или долгосрочной аренде для получения максимального количества баллов по гранту «Агростартап» |
Создание, становление |
Центры компетенций |
Наличие земли в собственности или долгосрочной аренде для получения максимального количества баллов по гранту на развитие семейных ферм |
Развитие |
Центры компетенций |
Определение площади земли, необходимой для реализации проекта с привлечением средств государственной поддержки (грант «Агростартап») |
Создание, становление |
Образовательные и научные учреждения, центры компетенций |
Определение площади земли, необходимой для реализации проекта с привлечением средств государственной поддержки (грант на развитие семейных ферм) |
Развитие |
Образовательные и научные учреждения, центры компетенций |
Получение земельного участка в долгосрочную аренду без торгов (масштабные инвестиционные проекты) |
Развитие |
Образовательные и научные учреждения |
Таблица 3
Сравнительный расчет площади земли сельскохозяйственного назначения для балльной оценки производственных фондов при получении государственной поддержки в форме грантов начинающими фермерами
Вид сельскохозяйственных животных |
Количество, голов |
Площадь земли, га |
Быки-производители, коровы |
2 |
5 |
Молодняк (до 2 лет) |
3 |
4,5 |
Молодняк (до 2 лет) |
4 |
6 |
Мелкий рогатый скот |
20 |
5 |
Лошади, верблюды |
2 |
5 |
Птица всех видов |
100 |
5 |
Кролики, нутрии |
40 |
5 |
Пчелосемьи |
10 |
5 |
Консалтинговое сопровождение по гранту «Агростартап» включает консультирование потенциальных получателей (в основном владельцев личных подсобных хозяйств) по подготовке к конкурсному отбору, проводимому региональным отраслевым органом исполнительной власти [6,7]. Необходимо определить максимально возможное количество баллов за наличие земельных участков в собственности или долгосрочной аренде (от трех лет), которые имеет возможность получить фермер. Также следует рассчитать площадь земли, необходимой для реализации проекта из расчета не менее 2,5 гектара на одну условную голову имеющегося поголовья сельскохозяйственных животных, указанного в пакете документов заявителя (табл. 3).
Консалтинговая поддержка по гранту на развитие семейных ферм также предполагает определение максимального количества баллов за наличие земельных участков в собственности или долгосрочной аренде (от пяти лет), которые может получить фермер. Аналогично предыдущему гранту рассчитывается площадь земли, необходимая для реализации инвестиционного проекта (табл. 3).
Таблица 4
Расчет необходимых посевных площадей для получения косвенной государственной поддержки на основании потребности в кормах
Наименование |
Условное поголовье, условных голов |
Потребность в год, тонн |
Планируемая урожайность, т/га |
Необходимые посевные площади, га |
Силос (кукуруза) |
1744 |
15 914,00 |
9,302 |
1 710,81 |
Сено |
1744 |
1 273,12 |
0,556 |
2 289,78 |
Сенаж |
1744 |
11 458,08 |
4,446 |
2 577,17 |
Зернофураж |
1744 |
6 365,60 |
1,706 |
3 731,30 |
Солома |
1744 |
1 273,12 |
0,585 |
Х |
Итого |
1744 |
Х |
Х |
10 309,07 |
Итак, информационно-консультационное сопровождение фермеров в части вопросов аграрного землепользования при получении грантов включает доказательную базу по имеющимся земельным участкам (сельскохозяйственного назначения), а также расчет площадей земли, необходимых для реализации инвестиционного проекта в различные периоды жизненного цикла фермерского хозяйства.
Консалтинговая поддержка по масштабным (приоритетным) инвестиционным проектам также имеет ряд особенностей, которые рассмотрены ниже.
1. Основной целью подготовки масштабного инвестиционного проекта является получение права долгосрочной аренды земельного участка (земельных участков) без торгов.
2. Как следствие, содержание такого проекта должно обосновывать необходимость использования площадей земельных участков (сельскохозяйственного назначения) в технологическом, биологическом и экономическом аспектах.
3. С учетом того, что реализация масштабного инвестиционного проекта может иметь ретроспективный характер, необходимо отразить наличие и использование в производственных целях земельных участков до момента подачи фермерским хозяйством пакета документов для получения косвенной государственной поддержки. Например, проект может быть включен в реестр масштабных (приоритетных) проектов с 2020 года, а его реализация фактически началась в 2015 году.
В качестве иллюстрации расчета необходимой площади земельных участков для реализации такого проекта в отрасли животноводства (с производственной точки зрения) представлена таблица 4.
Таким образом, информационно-консультационное сопровождение фермеров по земельным вопросам при получении государственной поддержки целесообразно рассматривать как сложную систему «информация – труд – земля», обладающую комплексом особенностей информационного, экономического и технологического характера, которые способствуют успешному созданию и развитию фермерских хозяйств. Консалтинг малых форм хозяйствования в сфере аграрного землепользования должен учитывать производственные, финансовые, правовые вопросы с целью повышения эффективности прямой и косвенной государственной поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
Выводы
Динамичное развитие технологий обуславливает не только экономическое содержание государственной поддержки фермерских хозяйств, но и изменение подходов к информационно-консультационному сопровождению ее получателей, в том числе по вопросам аграрного землепользования. С учетом объективной необходимости индивидуального подхода к клиенту, ключевой особенностью аграрного консалтинга по земельным вопросам является наличие высокого уровня профессиональных компетенций специалистов в области технологии производства продукции в конкретной отрасли сельского хозяйства, а также в области цифровых технологий. В свою очередь, деятельность информационно-консультативных систем с высоким уровнем качества в агропродовольственном комплексе приводит к повышению эффективности использования инноваций в сельскохозяйственном производстве (сорта, породы, техника, технология) на основании расчета земельной площади. Этим определяется значение информационно-консультационной поддержки для рационального использования земель сельскохозяйственного назначения с учетом погодных и рыночных условий при необходимом уровне рентабельности сельскохозяйственного производства.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 20-011-00088 «Архитектура земельных отношений и специфика землепользования в сибирских регионах: экономико-социологический подход».
Библиографическая ссылка
Епанчинцев В.Ю. ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФЕРМЕРОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 12-2. – С. 263-268;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1993 (дата обращения: 21.11.2024).