Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Гинкул Е.С. 1 Лейба И.В. 1 Николаева Е.А. 1 Коротько Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
В данной статье рассмотрены основные вопросы, связанные с развитием сферы детского туристического отдыха и оздоровления в Краснодарском крае и Республики Крым. Актуальность представленной темы обусловлена тем, что мероприятия по организации оздоровления и отдыха детей Краснодарского края и Республики Крым являются важным инструментом социальной поддержки детей, семей, имеющих детей. Благодаря проведению этих мероприятий, возможность получить качественный отдых, оздоровления имеют дети-инвалиды, дети, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети из малоимущих семей), а также дети из многодетных семей. Предметом исследования являются меры государственной поддержки сферы детского отдыха и оздоровления в Краснодарском крае и республике Крым. Объектом исследования выступает сфера детского отдыха и оздоровления. Целью данной работы является анализ современного состояния сферы детского отдыха и оздоровления Краснодарского края и Республики Крым. В статье рассмотрены основные нормативно – правовые акты, которые регулируют сферу детского отдыха и оздоровления в Российской Федерации. Проанализировано текущее состояние инфраструктуры сферы детского отдыха и оздоровления Краснодарского Края и Республики Крым. Так же обозначены основные проблемы, препятствуют развитию сферы детского отдыха в Краснодарском крае и Республике Крым и перечень государственных мер для развития данной сферы. Авторами были проанализированы схожие мероприятия по развитию детского отдыха и оздоровления в регионах, рассмотрен ряд актуальных проблем и предложены пути совершенствования для развития детско-юношеского туризма и оздоровления.
дети
детский отдых и оздоровление
детская оздоровительная кампания
законодательные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс».
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ (действующая редакция) // СПС «Консультант Плюс».
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 (действующая редакция) // СПС «Консультант Плюс».
4. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 № 1726-р (действующая редакция) // СПС «Консультант Плюс».
5. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р (действующая редакция) // СПС «Консультант Плюс».
6. Об утверждении основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.05.2017 № 978-р (действующая редакция) // СПС «Консультант Плюс».
7. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Краснодарском крае: Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.12.2019 № 416-р (действующая редакция) // СПС «Консультант Плюс».
8. Об утверждении Концепции развития детского туризма в Республике Крым на период до 2025 года и Плана мероприятий по реализации Концепции развития детского туризма в Республике Крым на период до 2025 года: Распоряжение Совета министров Республики Крым от 24.05.2018 № 591-р. URL: https://rk.gov.ru/document/show/12723.
9. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Краснодарского края. URL: http://www.sznkuban.ru/
10. Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым. URL: https://monm.rk.gov.ru/ru/index
11. Степченко А.И., Мешлок И.Н., Решетникова Я.В., Коротько Т.В. Социальные проблемы регионального развития // Структурная и технологическая трансформация России: проблемы и перспективы. От плана ГОЭЛРО до наших дней. 2021. С. 621-625.
12. Полторацкая Е.Н., Шамраева Н.В., Кравченко А.В., Коротько Т.В. Социальное неравенство как глобальная проблема современного общества // Эффективное государственное и муниципальное управление как многоаспектный фактор социально-экономического развития современной России. 2020. С. 169-174.

Дети – приоритет по Конституции. В поправках к Конституции РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему, духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» [1]. В законодательстве Российской Федерации определено, что каждый ребенок имеет право на отдых и оздоровление [2]. Развитие и поддержка сферы детского отдыха и оздоровления на территории страны является неотъемлемой частью социальной политики государства. Целью данной работы является анализ современного состояния сферы детского отдыха и оздоровления Краснодарского края и Республики Крым.

Сегодня вопросы отдыха и оздоровления детей находят отражение в стратегических документах Российской Федерации, к числу которых относятся постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [3], распоряжениях Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [4] и от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [5], а также в законодательных актах и иных документах субъектов Российской Федерации.

В целях поэтапного принятия мер по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, созданию условий для качественного и безопасного отдыха и оздоровления детей, сохранению и развитию инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 978-р утверждены основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей, которые определяют систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации [6].

Краснодарский край и Республика Крым по праву остаются основными детскими здравницами России. Учитывая уникальный природно-климатический потенциал, способствующий профилактике и эффективному лечению различных заболеваний, комплексной реабилитации граждан, Краснодарский край и Республика Крым сохраняют привлекательность для организованного отдыха и оздоровления детей из других субъектов Российской Федерации.

Организация мероприятий детского отдыха и оздоровления в Краснодарском крае и Республике Крым носит круглогодичный характер. Наибольший охват детей отдыхом и оздоровлением происходит в период летней оздоровительной кампании.

В Краснодарском крае общее количество организаций отдыха детей и их оздоровления составляет 1 579 организацию: 108 (35 круглогодичных и 73 сезонных) стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления, 1001 пришкольных лагерей с дневным пребыванием, 425 детских лагеря труда и отдыха, 45 детских лагерей палаточного типа. Ежегодно за период летней оздоровительной компании всеми формами организованного отдыха, оздоровления и детско-юношеского туризма охвачено 650 тысяч детей, из них около 150 тысяч детей из иных регионов страны и государств. В 2020 году из-за пандемии коронавируса летняя оздоровительная кампания стартовала на месяц позже – 1 июля и закончилась в сентябре. Отдыхом за этот период было охвачено 27 тысяч детей, в том числе 21 тысяча ребят из Краснодарского края и 6 тысяч детей из других регионов и Арктической зоны. На данный момент в 78 стационарных организациях круглогодичного действия края находится 28 644 ребенка: 7 347 – из Краснодарского края, 21 297 – из иных субъектов РФ [9].

В Республике Крым общее количество организации отдыха детей и их оздоровления составляет – 290 единиц, в числе которых 52 загородных и 238 лагерей дневного пребывания. По итогам летней оздоровительной кампании, в 2019 году было оздоровлено более 240 тысяч детей, из них около 77 тысяч детей из иных регионов страны и государства. В 2020 году из-за пандемии коронавируса детские здравницы были заполнены детьми лишь на 50 процентов, на отдых и оздоровление было направлено 180 тысяч детей из Республики Крым. В международном детском центре «Артек», который с марта был закрыт для детей из других регионов РФ, отдохнули почти 7000 крымских школьников. Всего в республике в 2020 году работали 97 лагерей дневного пребывания и 27 детских оздоровительных лагерей [10].

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация с новой коронавирусной инфекцией, позволила туристической отрасли Краснодарского края и Республики Крым значительно увеличить спрос на санаторно-курортные услуги среди всего населения страны. Организация летнего отдыха и оздоровление детей выросла почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом.

В регионах наблюдается рост государственного заказа на организацию летнего отдыха детей, особой популярностью становится детский отдых в период осенних, весенних и зимних каникул. Инфраструктура большинства объектов переходит на статус всесезонности, что в свою очередь, положительно сказывается на фондоотдачу этих объектов, а также как следствие, растет уровень сервиса оказываемых услуг в регионе, ориентированном на организацию отдыха детей и их оздоровления.

Хотелось бы отметить, что вопросы, связанные подготовкой и проведением детской оздоровительной кампании прежде всего находятся в компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ на протяжении всего периоды организации деткой оздоровительной кампании совершают мониторинг готовности и качества услуг, оказываемых стационарными круглогодичными и сезонными организациями отдыха детей и их оздоровления независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Следовательно, имеют четкую картину относительно уровня качества предоставляемых услуг, а именно материально-технической базы, опыта персонала, качества службы размещения, организации питания детей. В Краснодарском крае органом, курирующим сферу детского отдыха и оздоровления, а так же уполномоченным органом по формированию и ведению реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, является Министерство труда и социального развития Краснодарского края, в Республике Крым – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

В рамках действующего законодательства органами исполнительной власти Краснодарского края и Республики Крым определен перечень мер для развития сферы детского отдыха, в котором имеются схожие мероприятия по развитию рынка услуг детского отдыха и оздоровления [7, 8]:

– повышение уровня межведомственного сотрудничества в развитии сферы детского отдыха и оздоровления в данных регионах;

– оказание методической и консультативной помощи частным учреждениям по вопросам организации детского отдыха и оздоровления, порядку предоставления субсидий и налоговых льгот;

– мониторинг готовности/качества оказания услуг организациями отдыха детей и их оздоровления;

– укрепление материально-технической базы организаций и учреждений, развивающих детский туризм;

– повышение уровня доступности инфраструктуры для развития сферы детского отдыха и оздоровления;

– формирование и ведение реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, и размещение его в открытом доступе;

– увеличение числа детей Краснодарского края и Республики Крым, вовлеченных в туристско-краеведческую деятельность;

– систематизацию туристических маршрутов, туров и программ для детей и молодежи;

– формирование позитивного имиджа Краснодарского края и Республики Крым на внутреннем туристском рынке Российской Федерации;

– обеспечение безопасных условий пребывания детей на территории данных регионов.

В настоящие время существует ряд общих проблем, которые препятствуют развитию сферы детского отдыха в Краснодарском крае и Республике Крым, прежде всего: немалая часть детских санаторно-курортных и оздоровительных организаций имеют неудовлетворительное состояние инфраструктуры, высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы, кадровый дефицит, сезонность работы туристической отрасли.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Краснодарский край и Республика Крым обладают уникальными природными и климатическими условиями для развития детско-юношеского туризма и оздоровления. Совершенствование сферы детского отдыха должно проходить через усиленную поддержку и взаимодействия государства, предпринимательства и общества, что даст целый ряд положительных показателей: развитие транспортно-логистической сети, улучшение качества детского питания, появление новых рабочих мест.

Решение вопросов восстановления, сохранения и развития оздоровительных организаций всех форм собственности возможно исключительно с участием средств федерального, регионального и муниципальных бюджетов, в том числе через меры государственной поддержки.

Прежде всего, необходимо делать акцент на безопасность организаций отдыха и на создание для собственников санаториев и лагерей таких условий, при которых детские организации не перепрофилировались и не закрывались.


Библиографическая ссылка

Гинкул Е.С., Лейба И.В., Николаева Е.А., Коротько Т.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ КРЫМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 11-1. – С. 30-33;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1891 (дата обращения: 18.04.2024).