Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Третьякова Г.В. 1 Лебедев К.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
2 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Установлено, что формирование действенной государственной политики с учетом реальных потребностей общества и экономики является необходимым требованием развития национальных инновационных систем. Важность определения приоритетов инновационной деятельности обусловлено тем, что наличие стратегии инновационной деятельности определено обязательным условием получения финансирования из структурных фондов на реализацию инновационных проектов. Выявлено, что определение на основе зарубежного опыта приоритетных направлений инновационной деятельности позволит обеспечить соответствие базовой государственной стратегии экономического развития и инновационной стратегии государства, результатом чего станет полноценная реализация инновационного потенциала страны. Доказано, что исходя из приоритетности для Российской Федерации промышленного вектора инновационного развития ключевое значение имеет создание национальной технологической платформы по примеру ЕС, которая будет представлять собой дифференцированные секторальные объединения усилий (инновационно-производственные сети) промышленных предприятий с университетами, научно-исследовательскими организациями, международными институтами, построенные на принципах децентрализации, функционирования «снизу вверх», взаимовыгодного партнерства, поддержки инициативы всех заинтересованных сторон. В этом случае важность определения приоритетов инновационной деятельности обусловлено тем, что наличие стратегии инновационной деятельности определено обязательным условием получения финансирования из структурных фондов на реализацию инновационных проектов.
инновации
потенциал
интеграция
сотрудничество
технология
экономическая система
эффект
реструктуризация
рынок
коммерциализация
1. Гаврилюк Е.С., Капралова Е.В., Рухмакова В.В. Опыт создания и развития национальных инновационных систем в различных странах // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 1. № 4. С. 39-45.
2. Горбунов В.С. К вопросу о внедрении системы инноваций на территории восточных регионов России // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. № 2 (473). С. 315-332.
3. Капралова Е.В. Малые формы инновационного предпринимательства, их понятие, характеристика // Современные научные исследования и разработки. 2019. № 1 (30). С. 505-508.
4. Карпов Д.В. Национальная инновационная система России как основа экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. 2019. № 2 (103). С. 103-105.
5. Коновалова Е.Е., Кожина В.О., Агамирова Е.В., Лебедев К.А. Оптимизация развития международного туризма в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-2 (80). С. 43-47.
6. Коновалова Е.Е., Мартынова Р.Ф., Лебедев К.А. Соврешенстование управления международной конкурентоспособностью предприятия // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81). С. 515-518.
7. Косарева Н.В., Агамирова Е.В., Лебедева О.Е. Перспективы развития спортивного туризма в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-2 (89). С. 1098-1101.
8. Лебедев К.А. Совершенствоание территориальной организации рекреационных комплексов // Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 5 (280). С. 90-97.
9. Лебедева О.Е. Повышение конкурентоспособности туристских услуг // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2016. Т. 9. № 2. С. 62-69.
10. Муратова З.Л. Особенности национальной инновационной системы России // Научно-практические исследования. 2020. № 1-1 (24). С. 79-81.
11. Смирнов В.В., Мулендеева А.В. Проектирование российской национальной инновационной системы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 1 (382). С. 111-131.
12. Смирнов Е.Н., Лукьянов С.А. Формирование и развитие глобального рынка систем искусственного интеллекта // Экономика региона. 2019. Т. 15. № 1. С. 57-69.
13. Соколов М.С., Айвазов С.Ю. Развитие молодежного инновационного предпринимательства в условиях формирования единого научно-технологического пространства союзного государства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 298-301.
14. Kosevich A.V., Matyunina O.E., Zhakevich A.G., Zavalko N.A., Lebedev K.A. Methodology to estimate the financial market condition // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7. № 7. P. 1749-1753.
15. Nikolskaya E.Yu., Pasko O.V., Volkova I.A., Anikina E.N., Lebedeva O.E. Modeling the competitive advantage of companies within the hotel industry in a region // International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. Vol. 7. № 3.15. P. 293-295.
16. Vinogradova E.V., Mukhlynina M.M., Mukhlynin D.N., Solovyeva N.V., Lebedeva O.E. Economic and legal aspects of environmental safety // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Vol. 9. № 1 (25). P. 144-150.

В условиях глобальной конкурентной борьбы на первое место выходит ориентированность страны на инновационную деятельность, что обуславливает необходимость эффективного использования имеющегося потенциала инновационных систем в процессе интеграции в международное инновационное сотрудничество с целью получения эффекта от коммерциализации и реализации новейших технологий на рынке. Как демонстрирует мировой опыт, инновации являются наиболее действенным катализатором оживления экономики, всесторонне способствуя экономической реструктуризации и росту производительности экономической системы, и выступая одним из важнейших источников экономического роста.

Соответственно, Российской Федерации необходимо осуществить качественный технологический прорыв: на первом этапе – путем привлечения и освоения новых технологий, на следующем – благодаря развитому потенциала усвоения, генерировать и распространять собственные инновации, для чего необходимо развивать собственный сектор перерабатывающей промышленности и вести активную промышленную политику, тесно интегрированную с инновационной, научно-технической и образовательной политикой.

Для успешного развития инновационной системы предлагается опираться на опыт зарубежных стран, адаптируя его к российским реалиям. При этом необходимо понимать, что инновационная сфера зависит от экономических возможностей и эффективных инструментов государственного стимулирования. В то же время создание действенного механизма инновационной системыпозволит обеспечить стране высокий процент коммерциализации конкурентоспособных инновационных продуктов и войти в число инновационно развитых государств, которые используют потенциал возможностей пятого технологического уклада.

Различным проблемам построения национальных инновационных систем посвящены труды Е.С. Гаврилюка [1], В.С. Горбунова [2], Е.В. Капраловой [3], Д.В. Карпова [4], Е.Е. Коноваловой [5], Н.В. Косаревой [7], З.Л. Муратовой [10], В.В. Смирнова [11], М.С. Соколова [13] и др. Однако, анализ научных исследований свидетельствует о важности формирования национальных инновационных систем с учетом зарубежного опыта.

Исследования позволили выделить особенности инновационного развития в некоторых странах, а также выделить факторы их успешного развития (таблица).

Для определения возможностей имплементации зарубежного опыта построения национальных инновационных систем можно выделить группу скандинавских стран (Дания, Финляндия, Швеция), немецкоязычных стран (Германия, Австрия, Швейцария). Выбор стран обусловлен тем, что их технологический уровень существенно выше по большинству показателей по сравнению с Российской Федерацией [6, 9, 14].

Указанные страны мира лидерских позиций в инновационном развитии достигли по-разному. Так, США сделали ставку на высокие затраты в высокотехнологических отраслях промышленности.Дания и Финляндия – через внедрение мер по росту секторов с высокой добавленной стоимостью и относительно низкими затратами на инновации.

В Швеции на государственном уровне поддерживается инновационная деятельность крупных компаний, в Германии – сектор малых и средних предприятий, которые имеют ограниченные возможности создания и внедрения инноваций по сравнению с крупными компаниями.

В рамках международного сотрудничества ряд стран предоставляют преференции, как составляющую государственной политики, исключительно своим предприятиям (Тайвань, Израиль), а другие (в частности, Финляндия) на государственном уровне способствуют экспорту, инвестициям национальных компаний за рубеж и международному научно-техническому сотрудничеству.При этом Тайвань на государственном уровне не только разработал стратегию развития инновационной деятельности, но и осуществляет государственное финансирование исследовательской сферы, уделяя значительное внимание коммерциализации разработок.

Государство осуществляет финансирование инновационных проектов и создание фондов венчурного капитала в таких странах, как Финляндия и Израиль. Кроме того, в Финляндии и Дании при финансировании инноваций интенсивно используется инструмент государственно-частного партнерства.

Особенности инновационного развития ряда стран

Страна

Особенности инновационного развития

Фактор успешного развития инновационной системы

Швейцария

Сетевые компетенции в составе прикладных унивреситетов. Повышение ценности знаний. Поощрение взаимодействия между наукой и обществом, которые выступают как основа развития науки и экономики. Прямые государственные инвестиции не требуют коммерциализации инновационных разработок. Инструменты инновационной политики ориентированы на научные исследования

Последовательностьинновационной политики и международная направленность предприятий.

Швеция

Стабильная экономическая система, которая способствует становлению инновационной деятельности. Хорошо организованная работа государственных институтов при внедрении инновационных процессов. Высокий уровень квалификации и постоянное обновление персонала в сфере инновационных технологий и процессов. Значительное количество университетов и студентов, которые предлагают и внедряют инновации. Инновационная идеяпринадлежит исследователю. Университеты ориентированы на внедрение исследований и реализацию их продуктов на рынок, то есть имеют предпринимательский характер

Долговременные масштабные вложения в развитие науки и совершенная система университетского образования, что дает возможность стране оказаться в рейтинге самых инновационных стран мира

Нидерланды

Преобладающее место в развитии инновационных процессов принадлежит региональному уровню. Активное участие в международных программах инновационного сотрудничества, которые координируются министерствами и агентствами. Привлечение предприятий к участию в международных инновационных проектах. Развернутая система трансфера технологий и научных университетов

Поддержка ключевых инновационных регионов, сформированный научно-образовательный комплекс, включающий систему поддержки студентов и исследователей

США

Тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Особое внимание уделяется передаче федеральных технологий. С помощью крупномасштабных целевых проектов осуществляется государственное регулирование инноваций в направлении стимулирования создания венчурных фирм и исследовательских центров

Целенаправленное создание условий по поддержке предпринимательства

Великобритания

Существование значительного количества инновационных центров. Поощрение регионального развития инвестиционных процессов

Ориентация на самостоятельную инициативу

Источник: составлено авторами.

В Швейцарии государство почти не вмешивается непосредственно в регулирование инновационной деятельности, поскольку государственные усилия направлены, прежде всего, на создание условий по повышению уровня конкурентоспособности и активизацию предпринимательства как инновационного фундамента развития экономки страны.Такие страны, как Германия, Австрия, Швейцария, опираясь на высокий уровень образования и культуры труда, встраивают инновационную деятельность компаний в конкретную социально-экономическую модель страны, основанную на консенсусе и высоких общечеловеческих ценностях, а собственно инновации понимаются как новый способ решения социальных задач и проблем [8, 12].

Так, в США интенсивно привлекают из-за рубежа ведущих ученых для осуществления инновационной деятельности в научных учреждениях. Тайвань и Израиль обеспечивают государственную поддержку исследований в промышленности, в том числе в направлении международного сотрудничества со странами, которые продуцируют инновации.Эстония и Словения на основе диагностики своих возможностей сосредоточились на тех направлениях инновационного развития, в которых они имеют преимущества (в случае Эстонии – это развитие информационного общества, биотехнологии и медицинские технологии, в случае Словении – развитие промышленных кластеров).

Действенную систему государственной поддержки в сфере науки и инноваций демонстрирует Германия, обеспечивая благоприятный инвестиционный климат для негосударственных инвестиций, и таким образом способствуя росту национальной экономики и развитию инновационной системы. Кроме того, быстрый экономический рост за короткий период продемонстрировала Япония, которая в результате эффективной реализации инновационной политики и способности эффективно внедрять данную политику достаточно быстро стала инновационным лидером среди стран мира.

Приоритетной особенность инновационной политики Японии является обеспечение долгосрочной перспективы роста доходности при поддержке исследователей, модернизация научно-технической базы, увеличениефинансирования научной сферы, поддержка научно-технического сотрудничества на международном уровне, повышение качества образования, поощрение сотрудничества между университетами и частным сектором.

В то же время Инновационная политика ЕС направлена на создание Инновационного союза с целью достижения таких целей: создание Европейского научного пространства, разработка программстратегических исследований;улучшение рамочных условий для инновационного бизнеса;внедрение партнерства в инновационной сфере между ЕС и национальнымиуровнями для технологического развития [15, 16].

Исходя из приоритетности для Российской Федерации промышленного вектора инновационного развития ключевое значение для развития инновационной деятельности имеет создание национальной технологической платформы по примеру ЕС, которая будет представлять собой дифференцированные секторальные объединения усилий (инновационно-производственные сети) промышленных предприятий с университетами, научно-исследовательскими организациями, международными институтами, построенные на принципах децентрализации, функционирование «снизу вверх», взаимовыгодного партнерства, поддержки инициативы всех заинтересованных сторон.

Поэтому формирование действенной государственной политики с учетом реальных потребностей общества и экономики является необходимым требованием развития инновационной деятельности. Важность определения приоритетов инновационной деятельности обусловлено тем, что наличие стратегии инновационной деятельности определено обязательным условием получения финансирования из структурных фондов ЕС на реализацию инновационных проектов, иопределение на основе зарубежного опыта приоритетных направлений инновационной деятельности позволит обеспечить соответствие базовой государственной стратегии экономического развития и инновационной стратегии государства, результатом чего станет полноценная реализация инновационного потенциала страны.


Библиографическая ссылка

Третьякова Г.В., Лебедев К.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8-1. – С. 75-79;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1812 (дата обращения: 21.11.2024).