Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Разживина А.В. 1
1 Московский государственный институт международных отношений
В работе исследуются проблемы занятости населения Хабаровского края Российской Федерации. Данное исследование нацелено на анализ государственных программ в поддержку занятости населения Хабаровского края. Выявлены положительные результаты региональной политики в области повышения мобильности населения путём трудовой миграции, иностранной трудовой миграции, квалифицированной миграции специалистов из различных субъектов Российской Федерации, привлечения соотечественников на постоянное пребывание в Хабаровский край. Определены актуальные причины, побуждающие население к переселению в другие регионы. В работе сделан вывод о том, что высокая заработная плата уже перестаёт быть главным стимулом для переселения населения на территорию Хабаровского края из других регионов Российской Федерации.
хабаровский край
трудовая миграция
занятость населения
государственная поддержка занятости
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 622 «Об утверждении Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018. №45. Ст. 6917.
2. Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 (ред. от 11.02.2021) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169507/ (дата обращения: 20.03.2021).
3. Постановление Правительства Программы Хабаровского края от 14 июля 2015 г. № 191-пр «О реализации мер по повышению мобильности трудовых ресурсов». [Электронный ресурс]. URL: //http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.04.2021).
4. Постановление Правительства Хабаровского края от 15 декабря 2015 года №442-пр «О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2015 г. № 293-пр «О мерах по реализации программы Хабаровского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов»». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2700201512150008 (дата обращения: 10.04.2021).
5. Доклад о комплексном развитии регионов Дальнего Востока утв. Государственный совет Российской Федерации от 06 сентября 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: https://minvr.ru (дата обращения: 10.04.2021).
6. Комплекс мер по восстановлению занятости на 2021 год утвержден в Хабаровском крае. Официальный сайт Правительства Хабаровского края. [Электронный ресурс]. URL: https://www.khabkrai.ru/events/news/182209 (дата обращения: 10.04.2021).
7. Соглашения о минимальной заработной плате в Хабаровском крае на 2018 год – Стабилизационные меры – Экономика – Официальный сайт администрации Комсомольского муниципального района. [Электронный ресурс]. URL: https://raion-kms.khabkrai.ru/Ekonomika/Stadilizacionnye-mery/3701 (дата обращения: 10.04.2021).
8. Статистические данные интерактивного портала Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/ULrPb (дата обращения: 10.04.2021).
9. Статистические данные миграционного оборота в Хабаровском крае официального сайта Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: https://habstat.gks.ru/folder/25028 (дата обращения: 10.04.2021).
10. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края до 2030 года: постановление Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 года № 215-пр // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/465353006 (дата обращения: 10.04.2021).
11. Лада А.С. Проблемы привлечения трудовых ресурсов в субъектах Дальнего Востока // Власть и управление на Востоке России. 2018. №4 (85).
12. Шпакова Р.Н. Генеральные цели стратегического развития регионов Российской Федерации // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 77. С. 311-336. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10030.

Введение

Хабаровский край является стратегически важной территориальной единицей не только для Дальневосточного федерального округа, но и для Российской Федерации в целом. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края до 2030 года без ложного пафоса провозглашает, что «высшей ценностью» развития края является – Человек [10]. Стратегия Хабаровского края до 2030 года представляет «будущее состояния региона как полюса определенных позитивных изменений» [12].

По причине сокращающегося населения, Хабаровскому краю присвоен статус территории приоритетного вселения, что предоставляет возможности для привлечения трудовых ресурсов из других регионов страны. В данном субъекте Российской Федерации создаётся благоприятная среда для активного развития: предоставляются условия для привлечения инвестиций в промышленность, формируются территории опережающего социально-экономического развития. Все это способствует увеличению потребности в трудовых ресурсах. В Хабаровском крае также реализуются государственные программы, направленные на повышение качества жизни населения и укрепление населенческого потенциала.

Безработица в Хабаровском крае, как и в целом по всей территории Российской Федерации, носит структурный характер. При невысоком уровне регистрируемой безработицы проблемой на региональном рынке труда остается территориальное расхождение спроса и предложения рабочей силы. В Хабаровском крае стабильно сохраняется недостаток трудовых ресурсов во всех его городских округах. Численность населения постепенно сокращается до критического уровня, что порождает дефицит квалифицированной рабочей силы в крае. Количество трудоспособного возраста снизилось незначительно – с 64,5 процента от общей численности населения в 2010 году до 64 процентов в 2020 году.

Проблему оттока населения сглаживает то обстоятельство, что в регион стабильно поступают трудовые мигранты из других стран. Самое большое количество иностранных граждан поступают из регионов Центральной Азии, Украины. Также ситуацию с безработицей сглаживает участие в экономике граждан пенсионного возраста. Процесс оттока коренного населения отрицательно влияет на социально-экономическое состояние Хабаровского края: нарушается баланс системы распределения трудовых ресурсов, падает качество образования, вместе с чем и уровень профессиональной подготовки кадров, происходит застой в развитии инфраструктуры, снижаются покупательная способность населения и объемы производства и оказания услуг. За последние годы процесс оттока населения в данном регионе стабильно увеличивается, и для решения данной проблемы государством предпринимается ряд мер.

Целью исследования является выявление особенностей государственной поддержки занятости населения Хабаровского края. Объект исследования выбран не случайно. Хабаровский край один из наиболее динамично развивающихся дальневосточных регионов. В последние годы наблюдается увеличение объемов промышленного производства, ресурсы края привлекательны для инвесторов. Тем не менее повсеместно отмечается дефицит рабочей силы, межрегиональная миграция, к сожалению, остается не в пользу рассматриваемого региона. В крае наблюдается отток трудоспособного населения, повышается средний возраст населения края. Население края не мотивировано трудиться на предприятиях края, так как отсутствуют карьерные перспективы, наблюдается низкий уровень заработной платы, что затрудняет доступность социальных услуг, отрицательно сказывается на транспортной доступности.

Материалы и методы исследования

В период с января по март 2021 года был проведен анализ региональных нормативно-правовых актов по государственной поддержке занятости населения Хабаровского края. Основой анализа послужили статистические данные о миграционном обороте с 2015 по 2019 годы, представленные на официальном сайте Росстата по Хабаровскому краю. Для анализа динамики миграции трудового населения, и экономических данных об объемах выделенных финансовых средств использована информация региональной программы Хабаровского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов».

Результаты исследования и их обсуждение

А.С. Лада отмечает, что приоритетными направлениями для государственных программ по повышению трудовой занятости Дальнего Востока Российской Федерации должны быть увеличение заработных плат и улучшение инфраструктуры [11].

Проблемы недостатка рабочих мест на территории Дальнего Востока Российской Федерации побуждают население к миграции. Миграционные процессы на Дальнем Востоке, как и в целом по Российской Федерации, играют важную роль в экономическом и социальном развитии страны.

Данные таблицы 1 показывают, что за последние пять лет ситуация с миграцией на территории Хабаровского края существенно не изменилась, в связи с чем её можно назвать стабильной. Согласно данным Росстата по Хабаровскому краю с 2015 по 2019 годы отток населения снизился на 2216 человек [9]. При этом наблюдается сильный рост оттока населения в зарубежные страны.

На данный момент в Российской Федерации актуальны вопросы внутренней миграции – происходит отток трудового населения из Дальневосточного федерального округа преимущественно в регионы Центральной России. Этот процесс переселения негативно влияет на социально-экономическое состояние Хабаровского края: нарушается баланс системы распределения трудовых ресурсов, падает качество образования и соответственно уровень профессиональной подготовки кадров, происходит деградация инфраструктуры, понижаются покупательная способность населения и объемы производства.

Таблица 1

Статистические данные миграционного оборота в Хабаровском крае за период с 2015 по 2019 гг. в количестве человек [9]

Годы

Прибывшие, всего

из них

Выбывшие, всего

из них

в пределах России

в том числе

из зарубежных стран

в пределах России

в том числе

в зарубежные страны

внутри регионов

из других регионов

внутри регионов

в другие регионы

2015

54521

44638

24266

20372

9883

59448

51479

24266

27213

7969

2016

57047

45589

23739

21850

11458

58633

50042

23739

26303

8591

2017

55463

44628

23111

21517

10835

59153

48781

23111

25670

10372

2018

53212

43780

22847

20933

9432

58143

47950

22847

25103

10193

2019

51324

42148

22374

19774

9176

54035

45413

22374

23039

8622

Таблица 2

Финансирование Программы из средств Федерального бюджета, краевого бюджета и из средств работодателей за период с 2015 по 2023 гг. [4]

Источник

финансирования

по годам

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Федеральный бюджет

94657,5

36 067,5

30 096

20 601

302 400

76 440

65 520

80 000

104 000

Краевой бюджет

40 567,5

15 457,5

9 504,00

3 924,00

57 600

14 560

12 480

20 000

26 000

Средства

предприятий, работодателей

40 567,5

15 457,5

13 200

8 175,00

27 000

6 825,00

5 850,00

7 500,00

9 750

За последние годы процесс оттока населения в данном регионе показывает снижение. Однако эти изменения не существенно влияют на положение, поэтому наша внутренняя политика обращает на эту проблему особое внимание, отслеживая ситуацию и подбирая под обстоятельства новые пути решения. На основании данных о реализации программы Хабаровского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 14 июля 2015 года № 191 в работе проведен анализ динамики миграции трудового населения [3].

Вектор упомянутой выше программы «Повышение мобильности трудовых ресурсов» [3] направлен на привлечение и последующее закрепление на территории Хабаровского края трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации. Для этого необходимо научиться создавать условия, которые способствовали бы привлечению квалифицированных специалистов в край и приводили к увеличению миграционного притока трудовых ресурсов в регион. Главными показателями, по которым оценивается эффективность реализации программы, являются: количество работников, которых смогли привлечь работодатели, доля привлеченных работников, которые продолжают свою трудовую деятельность в регионе, доля привлеченных работников, принятых на работу участниками Программы. Программа начала реализовываться в 2015 году, а в мае 2020 года были внесены поправки, позволившие продлить программу поддержки до 2023 года.

Финансирование данной программы осуществляется из трех источников: федерального, регионального бюджетов и бюджетов предприятий-работодателей, участников Программы. Данные об объемах вложения финансовых средств в мероприятия по достижению цели программы приведены в таблице 2.

Расчёт размера выделенных денежных средств осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» [2]. Объем финансовой поддержки вычисляется в соответствии с пунктом 11 Правил предоставления и распределения субсидий, с учетом следующих составляющих: численность потенциальных работников, численность работников предыдущего года, объем возмещения на одного человека и предельный уровень софинансирования.

Размеры финансирования Программы уточняются каждый год, опираясь на текущие возможности федерального и краевого бюджетов и затрат предприятий, необходимых для реализации Программы.

Ведущими секторами в экономике Хабаровского края являются: промышленное производство (доля в ВРП – 18%); транспорт и связь (доля в ВРП – 21%); торговля (доля в ВРП – 14%) [3]. Трудовые мигранты, приезжающие на заработки в Хабаровский край, занимают рабочие места в таких сферах деятельности, как строительство, торговля, а также в сельском хозяйстве.

Данное обстоятельство, безусловно, имеет положительные стороны для экономики региона, поскольку восполняет недостаток трудовых ресурсов на данной территории Российской Федерации, однако это также может повлечь негативные моменты, поскольку возможны конфликтные ситуации из-за несовпадения культур.

В таблице 3 приведены данные об уровне участия в сфере труда, уровне безработицы и занятости. Для расчета были отобраны сведения о гражданах в возрасте от 15 до 72 лет.

Количество трудоспособного населения сокращается по причине того, что процент пожилых людей увеличивается. Восстанавливают баланс в сфере труда мигранты, прибывшие из стран СНГ и Китая. Однако трудовые мигранты, прибывшие из этих стран не являются высококвалифицированными специалистами, а, зачастую, представляют собой лиц, прибывших только на временные заработки.

Таблица 3

Статистические данные об уровне участия в сфере труда, уровне безработицы и занятости для Хабаровского края в 2020 году [3]

Уровень участия в рабочей силе

66,6%

Уровень безработицы

4%

Уровень занятости

64%

Уровень зарегистрированной безработицы

2,3%

Безработные без образования

51%

Программа прогнозирует, что количество привлечённых работодателями работников из других регионов Российской Федерации составит 1833 человека за весь период, то есть с 2015 по 2023 годы.

В 2017 году в рамках Программы трудовой мобильности привлечено 96 работников из других субъектов Российской Федерации.

Работники привлечены из более 30 субъектов Российской Федерации, в том числе из: Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия), Республики Башкортостан, Республики Бурятия, Краснодарского края, Забайкальского края, Московской, Кемеровской, Ростовской, Саратовской областей, Еврейской автономной области, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Севастополя и др.

Сведения о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников государственных учреждений социальной сферы (по данным отраслевых министерств социальной сферы края) приведены в таблице 4.

Соглашением от 1 января 2018 года о минимальной заработной плате в Хабаровском крае установлена минимальная заработная плата в размере 9 489 рублей [7], на которую начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в особых климатических условиях на территории Хабаровского края, в соответствии с действующим законодательством.

Согласно информации, указанной на официальном сайте Правительства Хабаровского края, к началу 2022 года количество занятых должно стать не меньше, чем 675700 человек [8]. Данный прогноз учитывает комплекс мер на региональном уровне, который направлен на повышение трудовой занятости, разработанный Правительством Хабаровского края. Однако, необходимо отметить, что на ситуацию по трудовой занятости сильно повлияла эпидемия коронавирусной инфекции, самый большой показатель по безработице наблюдался в октябре 2020 года и был равен 26800 человек.

Таблица 4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных учреждений социальной сферы (по данным отраслевых министерств социальной сферы края) [5]

Наименование отрасли

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2017 в% по отношению к 2009 г.

Здравоохранение

18 829

20 830

25 936

26 188

29 723

32 526

33 944

36 032

37 294

198,1

Образование

15 641

16 210

20 279

24 209

28 387

30 580

31 644

32 269

34 729

222,0

Культура

16 510

17 474

21 065

21 954

23 910

28 605

28 815

29 110

38 891

235,6

Социальная защита

14 098

14 664

17 071

19 342

24 414

25 599

25 391

26 374

30 293

214,9

Благодаря финансовой поддержке на федеральном и региональном уровнях данный показатель был снижен к концу года, но достичь результата, который был до эпидемии, пока не удалось. На сегодняшний день число безработных составляет 14800 человек.

Комплекс мер по сокращению безработицы направлен на создание условий получения безработными гражданами дополнительного профессионального образования и профессионального образования в соответствии с потребностью работодателей. Также будет осуществляться поддержка граждан в организации своего дела, оформления самозанятости путём предоставления земли под создание ферм и хозяйств. В самых труднодоступных местах будет предоставляться поддержка безработным гражданам в любой сфере семейного бизнеса. Ко всему прочему, будет актуальна система социального контракта, благодаря которой малоимущие семьи будут иметь возможность открыть свой бизнес. Таким образом, ежегодно выделяются средства на открытие бизнеса до 250 000 рублей и на открытие личного подсобного хозяйства до 60 000 рублей.

В Хабаровском крае выплачиваются субсидии коммерческим организациям с целью увеличения рабочих и мест для стажировки. В данной мере поддержки планируется задействовать около 2 000 человек, а сумма выплат предприятиям составит 49 900 рублей на человека.

Выводы

В данной ситуации динамика демографических процессов складывается не в пользу Хабаровского края, а, следовательно, всего Дальневосточного региона. Чем раньше будут активно приниматься меры по решению данной проблемы, тем меньше вероятность, что этот процесс достигнет необратимой стадии.

С целью закрепления населения на Дальнем Востоке и предотвращения оттока трудовых мигрантов, государству следует сделать акцент на приоритетных стимулах для жителей региона, на повышение заработной платы, а также на создание социальных условий на Дальнем Востоке Российской Федерации.

Исходя из изложенного выше, считаем правильным решение о закреплении выпускников средних профессиональных учебных заведений за предприятиями Хабаровского края. Такие меры по поддержке трудового населения необходимо применить во всех регионах Дальнего Востока Российской Федерации.


Библиографическая ссылка

Разживина А.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 4-2. – С. 244-249;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1673 (дата обращения: 28.09.2021).