В России завершился переход в экономическую эпоху рынка и рыночных отношений. Этот переход был сопряжен с разрушением привычного для людей уклада жизнедеятельности и материальной обеспеченности за счет работы, в основном, на государственных предприятиях. В процессе преобразования экономики прекратили деятельность многие производственные предприятия и другие институты советского хозяйства, а работавшие на них люди встали перед проблемой поиска новых путей материального обеспечения собственной жизнедеятельности, когда освоенная профессия утратила общественную востребованность. В этот непростой период, когда государство было занято обустройством новой экономики, в условиях высокой мотивированности построения новой жизни и поиска ее обеспечения у населения проявился высокий потенциал, накопленный в образовании и усиленный владением разнообразным трудом в быту, привычкой делать «все своими руками». Эти факторы стали предпосылкой создания гражданами своего собственного продукта труда и самостоятельного поиска его потребителей. Этот процесс сегодня именуется как самозанятость. Государство уже обратило внимание на самозанятых, деятельность которых отличают противоречия и стихийность, но государство имеет свою заинтересованность в ее развитии. Целью исследования является осмысление этого нового для российской действительности процесса самозанятости, который имеет пока небольшую статистическую базу для объективного анализа, но тем не менее развивается и даже в условиях пандемии он не прекратился.
Самозанятость вызывает интерес и общественности. Так, Научно-исследовательским центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС в 2019 году было проведено социологическое исследование и получены определенные данные. По данным этого исследования в России в 2019 году общее число самозанятых граждан составляло 16,5 млн человек [1, с.68]. В 2020 году по данным Минэкономразвития число зарегистрированных самозанятых граждан составило 18 млн человек [2]. При этом численность населения России в 2019 году была 146, 7 млн человек, а в 2020 году – 146, 2 млн человек [3]. Можно с определенным приближением оценить доли самозанятых, которые в 2019 году составляли 11,4%, а в 2020 году – 12,3% (без учета уменьшения численности населения, а с учетом – до 12,2%). Эти данные свидетельствуют о том, что граждане успешно учатся находить сферу своей компетентности и реализовывать свои продукты, за счет чего растет сектор самозанятых в экономике.
Рассмотрим данный феномен с точки зрения макроэкономики и социальной позиции, в которой находятся самозанятые. Последние не уплачивают налоги в бюджетную систему и не делают платежи в государственные внебюджетные фонды, но пользуются инфраструктурой и получают медицинское обслуживание в рамках программы бесплатных медицинских услуг для населения. Поэтому государство заинтересовано в легализации всех самозанятых граждан, что также отвечает интересам и самих самозанятых. Им требуется поддержка в период временной нетрудоспособности, в том числе при рождении детей и в начальный период их жизни, пенсионное обеспечение по старости, а также поддержка в форс-мажорных обстоятельствах. Данные о самозанятости свидетельствуют о том, что это явление новое, но не краткосрочное. Самозанятость востребована у населения, она дает возможность раскрыть внутренние возможности человека и использовать его индивидуальные ресурсы, вскрыть таланты в нужном для других людей труде. Однако каждый субъект в своей трудовой деятельности стремится иметь устойчивый правовой фундамент. Для этого необходим оптимальный механизм государственного регулирования самозанятости на уровне специального закона о самозанятых с четко определенными правами и возлагаемой на них ответственностью, с инструментами социальной защиты, в том числе в форс-мажорных обстоятельствах жизни и общества.
Современный этап построения такого механизма связан с экспериментом, начатым в 2019 году в соответствии с федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ, которым для самозанятых установлен специальный налоговый режим путем введения Налога на профессиональный доход (НПД) [4]. Согласно Закону, применять специальный налоговый режим НПД могут физические лица и индивидуальные предприниматели. При этом физическим лицам не требуется государственная регистрация, если они работают как индивидуальные предприниматели и осуществляют те виды деятельности, которые не требуют в соответствии с законодательством РФ обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Применяя специальный налоговый режим, физические лица освобождаются от налога на доходы физических лиц, а индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС. Специальный налоговый режим будет действовать в течение 10 лет, а сам эксперимент продлится до 31 декабря 2028 года.
Введение специального налогового режима осуществлялось постепенно: сначала в 4-х регионах (Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан), а затем на территории всей России. Данным налогом согласно статье 2 Закона облагаются доходы физических лиц, осуществляющих деятельность самостоятельно без работодателя и без привлечения по найму работников по трудовым договорам, а также доходы от использования имущества. Уплачивается налог по двум ставкам: 4% с платежей физических лиц, 6% при расчетах с ИП и организациями.
Ключевым аспектом самоорганизация собственной деятельности является «самозанятость». Однако в действующем законодательстве нет его определения, что позволяет неоднозначно трактовать содержание понятия и вкладывать разные смыслы. В статье 4 Закона дано определение налогоплательщиков НПД: это физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, которые перешли на специальный налоговый режим. Можно отметить, что особенности деятельности самозанятых в части предоставленных им прав или социальных обязательств кроме уплаты налога в Законе не установлены.
Если обратиться к научным исследованиям, то можно увидеть разные подходы, в которых ученые выделяют значимые аспекты исследуемого понятия. Так, к самозанятым относят граждан, которые самостоятельно без привлечения наемных работников выполняют работы или оказывают услуги физическим лицам, получают прибыль, но не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели [5, с. 109]. Некоторые исследователи, отрицают в самозанятости элемент предпринимательства. По их мнению, финансовым результатом деятельности предпринимателя с наемными работниками является прибыль, а у самозанятых это доход [6; 7]. Однако и самозанятые имеют расходы в своей деятельности и покрывают их за счет дохода, а итог и есть прибыль, из которой необходимо уплатить фиксированную сумму НПД, что в итоге может дать отрицательный результат (убыток). Ряд авторов в содержании самозанятости отмечают «активность, инициативность, самостоятельность, риск, творчество, организованность» [8, C. 23]. По нашему мнению, такие субъективные характеристики присущи любому человеку, который удовлетворен в профессии, растет в ней и развивается. Есть и другие определения, которые по-иному отражают те аспекты самозанятости, которые уже выделены выше. Все они дополняют представления об этом новом для российской действительности явлении, но не раскрывают в полном объеме внутреннюю сложность и внешнюю значимость исследуемого явления.
С точки зрения социально-экономического смысла феномен самозанятости представляет собой, с одной стороны, способ материального обеспечения жизнедеятельности субъекта – физического лица. С другой стороны – это инструмент личностного развития и обучения, когда в динамично развивающейся экономике и условиях неопределенности, оценивая собственные риски и преодолевая личностное несовершенство, человек обучается и развивается, что является одной из фундаментальных задач любого государства. Именно поэтому, определяя понятие самозанятости, необходимо отразить обязательное участие государства. Позиция, при которой государство совершенно справедливо стремится вывести из тени бизнес самозанятых и получать налоговые и иные платежи в государственные фонды национальной финансовой системы, не должна дистанцироваться от особенностей деятельности самозанятых. Государство не может полностью перекладывать на их плечи все те проблемы, которые мы увидели в содержательных характеристиках самозанятости. С учетом этого обстоятельства мы определяем понятие самозанятость как продуктивную деятельность физического лица, осуществляемую за счет собственных финансовых ресурсов без привлечения других субъектов и не по поручению юридического лица, основанную на принципах собственной инициативы, заинтересованности в получении дохода, принятии рисков и поддерживаемая государством, в том числе в части обеспечения в соответствии с законодательством о социальных гарантиях населению и при наступлении форс-мажорных обстоятельств.
Принципы, как базовые основания осуществления деятельности самозанятыми, отражают следующие аспекты. Принцип собственной инициативы означает, что инициирование деятельности исходит от субъекта, который желает стать самозанятым; деятельность побуждается личными мотивами и осознанием собственного потенциала компетентности для ее выполнения, а также готовностью преодолевать будущие трудности. Принцип заинтересованности в получении дохода предполагает наличие у субъекта представления о содержательных аспектах организации и осуществления действий при реализации собственного продукта, а также способность планировать и оптимизировать свои расходы. Принцип принятии рисков связан с осознанием возможных рисков и готовностью разумно рисковать в условиях неопределенности. Принцип поддержки государством самозанятых обусловлен развитием вне планов государства востребованного в экономике бизнеса, который произрастает по инициативе, на компетентности, трудовых усилиях физических лиц и который для своего развития и уверенности в будущем обеспечен социальными гарантиями государства, в котором осуществляется такая деятельность.
Рассмотрим современную ситуацию с самозанятыми в России, которыми являются физические лица и перешедшие на специальный налоговый режим индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим критериям:
• получение дохода происходит от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества;
• при осуществлении деятельности нельзя привлекать работников по трудовым договорам;
• сумма дохода не должна превышать 2,4 млн. руб. в год;
• вид деятельности не должен входить в перечень исключений, определенных в статье 4 Закона, к которым относятся следующие их них:
- торговля подакцизными товарами;
- перепродажа товаров и имущественных прав;
- добыча или реализация полезных ископаемых;
- работа по агентскому договору или договору поручения;
- услуги по доставке товаров с приемом платежей за указанные товары в интересах других лиц.
В официальной статистике данные о деятельности самозанятых физических лицах отличаются от данных, полученных в социологических исследованиях, поскольку не все самозанятые регистрируются в установленном законом порядке. В таблице 1 приведены данные о распределении количества самозанятых в разрезе федеральных округов и по статусу самозанятого.
Рассмотрим самозанятость физических лиц по видам осуществляемой деятельности (табл. 2).
Приведенные данные показывают, что 46,9% всех самозанятых сосредоточено в Центральном ФО, а меньше всего – 1,3% в Северо-Кавказском ФО. Можно видеть, что самозанятые граждане предпочитают работать в статусе физического лица, которых почти на порядок больше, чем индивидуальных предпринимателей.
Таблица 1
Сведения о количестве самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус с учетом введения налогового режима для самозанятых в разрезе субъектов РФ на 01.01.2021 г. [9]
Наименование субъекта РФ |
Всего |
в том числе, человек |
|
физические лица |
индивидуальные предприниматели |
||
Российская Федерация |
1 603 638 |
1 458 792 |
144 846 |
Центральный ФО |
752 806 |
685 057 |
67 749 |
Северо-Западный ФО |
160 601 |
146 399 |
14 202 |
Южный ФО |
123 877 |
110 379 |
13 498 |
Северо-Кавказский ФО |
21 418 |
18 868 |
2 550 |
Приволжский ФО |
280 872 |
26 078 |
20 594 |
Уральский ФО |
114 142 |
103 707 |
10 435 |
Сибирский ФО |
114 953 |
104 020 |
10 933 |
Дальневосточный ФО |
34 969 |
30 084 |
4 885 |
Таблица 2
Изменение числа самозанятых в России по видам осуществляемой деятельности (за 9 месяцев 2020 года) [9]
Наименование |
Численность, человек |
|||
01.01.2020 |
01.10.2020 |
|||
всего |
в т.ч. нерезиденты |
всего |
в т.ч. нерезиденты |
|
Самозанятые граждане, оказывающие услуги физическим лицам и представившие в налоговый орган сведения о деятельности, всего: По видам услуг: - услуги по присмотру за детьми и уходу за больными - репетиторские услуги |
4 676 |
461 |
3 961 |
452 |
629 3 047 |
101 95 |
337 2 571 |
68 81 |
|
- услуги по уборке жилья и другие услуги в ведении домохозяйства |
754 |
286 |
590 |
268 |
- оказание иных услуг, установленных законодательством РФ |
539 |
7 |
262 |
6 |
Представленные данные (табл. 2) показывают, что за 9 месяцев прошедшего года количество самозанятых снизилось более, чем на 15%. Особенно значительное снижение – почти в 2 раза – отмечается в деятельности по присмотру за детьми и уходу за больными. Такая динамика ожидаема и связана с ограничениями контактов в 2020 году, а родители, находясь дома, могли самостоятельно присматривать за детьми. Самая большая доля – более 65% приходится на репетиторские услуги. И здесь также имеет место снижение численности работающих на 15%. Доля самозанятых иностранных граждан в начале года составила примерно 10%, к концу исследуемого периода численность работающих изменилась незначительно по всем видам услуг. Жесткие условия пандемии, в которых, казалось, невозможно было оказывать услуги физическим лицам, снизили активность самозанятых незначительно. Это позволяет сделать вывод о том, что в более благоприятных обстоятельствах и при целевой поддержке со стороны государства самозанятость будет развиваться.
Какую поддержку оказало государство самозанятым на начальном этапе проводимого эксперимента? 8 июня 2020 г. был принят Федеральный Закон № 169-ФЗ, согласно которому на физических лиц плательщиков НПД, не являющихся ИП, распространены отдельные меры господдержки субъектов МСП [10]. Соответствующие поправки внесены в Закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [11]. В соответствии с законодательством самозанятые граждане теперь вправе рассчитывать на финансовую, гарантийную, имущественную, информационную, консультационную, образовательную и др. поддержку. Эти меры расширяют состав законодательно закрепленных прав самозанятых и, безусловно будут способствовать развитию данной сферы экономики через повышение компетентности самозанятых, снижение зависимости от ограниченности бюджета собственных средств и упорядочению рынка услуг, предоставляемых самозанятыми.
Представленные данные позволяют сделать основной вывод о том, что россияне активно осваивают новую форму обеспечения своей жизнедеятельности и, несмотря на ограничения в области общения физических лиц в связи с пандемией в 2020 году, этот вид деятельности хотя и ожидаемо снизился, но не прекратился, о чем свидетельствует официальная статистика. Данные социологического исследования и официальной статистики о количестве самозанятых россиян существенно расходятся, следовательно, большая часть деятельности самозанятых остается в тени. Расширение их прав путем совершенствования законодательства в 2019-2020 гг. будет способствовать укреплению доверия к государству и создаст предпосылку для выведения бизнеса самозанятых в правовое поле. Однако новые нормы законов нацелены на экономические аспекты самозанятости, которые позволят государству более точно оценивать уровень самозанятости, вклад продукта самозанятых в ВВП, станут фактором увеличения налоговых поступлений в региональные бюджеты субъектов РФ и снижения напряженности на рынке труда. Однако в законодательстве остаются нерешенными вопросы социальной поддержки и социальных гарантий самозанятых, что сдержит выход из тени деятельности самозанятых. Поэтому мы считаем, что законодательную базу необходимо дополнить специальным Законом О самозанятых в РФ, где были бы прописаны не только права и обязанности самозанятых, но и нормы социальной поддержки и социальных гарантий отдельно для физических лиц резидентов и иностранных граждан.
Библиографическая ссылка
Медведева Л.Д., Супатаева Г.Т. О САМОЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 4-1. – С. 90-95;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1653 (дата обращения: 09.12.2024).