Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

О САМОЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Медведева Л.Д. 1 Супатаева Г.Т. 1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления
Рассматривается вопрос проводимого в России эксперимента по реализации специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для физических лиц, самостоятельно организующих свою трудовую деятельность, доходы от которой создают им основу для обеспечения жизнедеятельности. Самозанятость представляет новое для России явление, а проводимый эксперимент нацелен на вывод доходов самозанятых в правовое поле. В статье предпринята попытка обоснования теоретических аспектов самозанятости, представлены текущие результаты начального этапа 10-летнего эксперимента, по результатам которых сделаны выводы о состоянии самозанятости населения.
специальный налоговый режим
самозанятость
налог на профессиональный доход
самозанятые граждане
1. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 1. С. 60-83.
2. Манукиян Е. Сам себе начальник. В России растет число самозанятых // Российская газета – Столичный выпуск. № 36 (908387). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 18.03.2021).
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/small_business_2020 (дата обращения: 18.03.2021).
4. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (редакция от 08.06.2020 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
5. Грабова О.Н., Суглобов А.Е. Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10. № 6. С. 108-116.
6. Землянухина С.Г., Землянухина Н.С. Система экономических отношений в сфере самозанятости населения России // Известия Саратовского университета. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18. Вып. 2. С. 126-133.
7. Костюк И.В. Занятость и самозанятость как форма доходной деятельности граждан // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 2 (11). С. 202-206.
8. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В., Иноземцева А.В. Безработица и самозанятость: ожидания и реалии (по материалам социологических исследований) // Теория и практика общественного развития. 2018. № 11 (129).
9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Статистика о представленных физическими лицами в налоговые органы уведомлениях об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и иных подобных нужд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related _activities/statistics_ and_analytics/selfemployed/ (дата обращения: 18.03.2021).
10. О.А. Халтурина. Государственная поддержка малого бизнеса в условиях пандемии Сovid 19 // Управленческий учет. 2021. № 2. С.292-297.
11. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ ст. 4 (ред. от 30.12.2020). [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

В России завершился переход в экономическую эпоху рынка и рыночных отношений. Этот переход был сопряжен с разрушением привычного для людей уклада жизнедеятельности и материальной обеспеченности за счет работы, в основном, на государственных предприятиях. В процессе преобразования экономики прекратили деятельность многие производственные предприятия и другие институты советского хозяйства, а работавшие на них люди встали перед проблемой поиска новых путей материального обеспечения собственной жизнедеятельности, когда освоенная профессия утратила общественную востребованность. В этот непростой период, когда государство было занято обустройством новой экономики, в условиях высокой мотивированности построения новой жизни и поиска ее обеспечения у населения проявился высокий потенциал, накопленный в образовании и усиленный владением разнообразным трудом в быту, привычкой делать «все своими руками». Эти факторы стали предпосылкой создания гражданами своего собственного продукта труда и самостоятельного поиска его потребителей. Этот процесс сегодня именуется как самозанятость. Государство уже обратило внимание на самозанятых, деятельность которых отличают противоречия и стихийность, но государство имеет свою заинтересованность в ее развитии. Целью исследования является осмысление этого нового для российской действительности процесса самозанятости, который имеет пока небольшую статистическую базу для объективного анализа, но тем не менее развивается и даже в условиях пандемии он не прекратился.

Самозанятость вызывает интерес и общественности. Так, Научно-исследовательским центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС в 2019 году было проведено социологическое исследование и получены определенные данные. По данным этого исследования в России в 2019 году общее число самозанятых граждан составляло 16,5 млн человек [1, с.68]. В 2020 году по данным Минэкономразвития число зарегистрированных самозанятых граждан составило 18 млн человек [2]. При этом численность населения России в 2019 году была 146, 7 млн человек, а в 2020 году – 146, 2 млн человек [3]. Можно с определенным приближением оценить доли самозанятых, которые в 2019 году составляли 11,4%, а в 2020 году – 12,3% (без учета уменьшения численности населения, а с учетом – до 12,2%). Эти данные свидетельствуют о том, что граждане успешно учатся находить сферу своей компетентности и реализовывать свои продукты, за счет чего растет сектор самозанятых в экономике.

Рассмотрим данный феномен с точки зрения макроэкономики и социальной позиции, в которой находятся самозанятые. Последние не уплачивают налоги в бюджетную систему и не делают платежи в государственные внебюджетные фонды, но пользуются инфраструктурой и получают медицинское обслуживание в рамках программы бесплатных медицинских услуг для населения. Поэтому государство заинтересовано в легализации всех самозанятых граждан, что также отвечает интересам и самих самозанятых. Им требуется поддержка в период временной нетрудоспособности, в том числе при рождении детей и в начальный период их жизни, пенсионное обеспечение по старости, а также поддержка в форс-мажорных обстоятельствах. Данные о самозанятости свидетельствуют о том, что это явление новое, но не краткосрочное. Самозанятость востребована у населения, она дает возможность раскрыть внутренние возможности человека и использовать его индивидуальные ресурсы, вскрыть таланты в нужном для других людей труде. Однако каждый субъект в своей трудовой деятельности стремится иметь устойчивый правовой фундамент. Для этого необходим оптимальный механизм государственного регулирования самозанятости на уровне специального закона о самозанятых с четко определенными правами и возлагаемой на них ответственностью, с инструментами социальной защиты, в том числе в форс-мажорных обстоятельствах жизни и общества.

Современный этап построения такого механизма связан с экспериментом, начатым в 2019 году в соответствии с федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ, которым для самозанятых установлен специальный налоговый режим путем введения Налога на профессиональный доход (НПД) [4]. Согласно Закону, применять специальный налоговый режим НПД могут физические лица и индивидуальные предприниматели. При этом физическим лицам не требуется государственная регистрация, если они работают как индивидуальные предприниматели и осуществляют те виды деятельности, которые не требуют в соответствии с законодательством РФ обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Применяя специальный налоговый режим, физические лица освобождаются от налога на доходы физических лиц, а индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС. Специальный налоговый режим будет действовать в течение 10 лет, а сам эксперимент продлится до 31 декабря 2028 года.

Введение специального налогового режима осуществлялось постепенно: сначала в 4-х регионах (Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан), а затем на территории всей России. Данным налогом согласно статье 2 Закона облагаются доходы физических лиц, осуществляющих деятельность самостоятельно без работодателя и без привлечения по найму работников по трудовым договорам, а также доходы от использования имущества. Уплачивается налог по двум ставкам: 4% с платежей физических лиц, 6% при расчетах с ИП и организациями.

Ключевым аспектом самоорганизация собственной деятельности является «самозанятость». Однако в действующем законодательстве нет его определения, что позволяет неоднозначно трактовать содержание понятия и вкладывать разные смыслы. В статье 4 Закона дано определение налогоплательщиков НПД: это физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, которые перешли на специальный налоговый режим. Можно отметить, что особенности деятельности самозанятых в части предоставленных им прав или социальных обязательств кроме уплаты налога в Законе не установлены.

Если обратиться к научным исследованиям, то можно увидеть разные подходы, в которых ученые выделяют значимые аспекты исследуемого понятия. Так, к самозанятым относят граждан, которые самостоятельно без привлечения наемных работников выполняют работы или оказывают услуги физическим лицам, получают прибыль, но не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели [5, с. 109]. Некоторые исследователи, отрицают в самозанятости элемент предпринимательства. По их мнению, финансовым результатом деятельности предпринимателя с наемными работниками является прибыль, а у самозанятых это доход [6; 7]. Однако и самозанятые имеют расходы в своей деятельности и покрывают их за счет дохода, а итог и есть прибыль, из которой необходимо уплатить фиксированную сумму НПД, что в итоге может дать отрицательный результат (убыток). Ряд авторов в содержании самозанятости отмечают «активность, инициативность, самостоятельность, риск, творчество, организованность» [8, C. 23]. По нашему мнению, такие субъективные характеристики присущи любому человеку, который удовлетворен в профессии, растет в ней и развивается. Есть и другие определения, которые по-иному отражают те аспекты самозанятости, которые уже выделены выше. Все они дополняют представления об этом новом для российской действительности явлении, но не раскрывают в полном объеме внутреннюю сложность и внешнюю значимость исследуемого явления.

С точки зрения социально-экономического смысла феномен самозанятости представляет собой, с одной стороны, способ материального обеспечения жизнедеятельности субъекта – физического лица. С другой стороны – это инструмент личностного развития и обучения, когда в динамично развивающейся экономике и условиях неопределенности, оценивая собственные риски и преодолевая личностное несовершенство, человек обучается и развивается, что является одной из фундаментальных задач любого государства. Именно поэтому, определяя понятие самозанятости, необходимо отразить обязательное участие государства. Позиция, при которой государство совершенно справедливо стремится вывести из тени бизнес самозанятых и получать налоговые и иные платежи в государственные фонды национальной финансовой системы, не должна дистанцироваться от особенностей деятельности самозанятых. Государство не может полностью перекладывать на их плечи все те проблемы, которые мы увидели в содержательных характеристиках самозанятости. С учетом этого обстоятельства мы определяем понятие самозанятость как продуктивную деятельность физического лица, осуществляемую за счет собственных финансовых ресурсов без привлечения других субъектов и не по поручению юридического лица, основанную на принципах собственной инициативы, заинтересованности в получении дохода, принятии рисков и поддерживаемая государством, в том числе в части обеспечения в соответствии с законодательством о социальных гарантиях населению и при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

Принципы, как базовые основания осуществления деятельности самозанятыми, отражают следующие аспекты. Принцип собственной инициативы означает, что инициирование деятельности исходит от субъекта, который желает стать самозанятым; деятельность побуждается личными мотивами и осознанием собственного потенциала компетентности для ее выполнения, а также готовностью преодолевать будущие трудности. Принцип заинтересованности в получении дохода предполагает наличие у субъекта представления о содержательных аспектах организации и осуществления действий при реализации собственного продукта, а также способность планировать и оптимизировать свои расходы. Принцип принятии рисков связан с осознанием возможных рисков и готовностью разумно рисковать в условиях неопределенности. Принцип поддержки государством самозанятых обусловлен развитием вне планов государства востребованного в экономике бизнеса, который произрастает по инициативе, на компетентности, трудовых усилиях физических лиц и который для своего развития и уверенности в будущем обеспечен социальными гарантиями государства, в котором осуществляется такая деятельность.

Рассмотрим современную ситуацию с самозанятыми в России, которыми являются физические лица и перешедшие на специальный налоговый режим индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим критериям:

• получение дохода происходит от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества;

• при осуществлении деятельности нельзя привлекать работников по трудовым договорам;

• сумма дохода не должна превышать 2,4 млн. руб. в год;

• вид деятельности не должен входить в перечень исключений, определенных в статье 4 Закона, к которым относятся следующие их них:

- торговля подакцизными товарами;

- перепродажа товаров и имущественных прав;

- добыча или реализация полезных ископаемых;

- работа по агентскому договору или договору поручения;

- услуги по доставке товаров с приемом платежей за указанные товары в интересах других лиц.

В официальной статистике данные о деятельности самозанятых физических лицах отличаются от данных, полученных в социологических исследованиях, поскольку не все самозанятые регистрируются в установленном законом порядке. В таблице 1 приведены данные о распределении количества самозанятых в разрезе федеральных округов и по статусу самозанятого.

Рассмотрим самозанятость физических лиц по видам осуществляемой деятельности (табл. 2).

Приведенные данные показывают, что 46,9% всех самозанятых сосредоточено в Центральном ФО, а меньше всего – 1,3% в Северо-Кавказском ФО. Можно видеть, что самозанятые граждане предпочитают работать в статусе физического лица, которых почти на порядок больше, чем индивидуальных предпринимателей.

Таблица 1

Сведения о количестве самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус с учетом введения налогового режима для самозанятых в разрезе субъектов РФ на 01.01.2021 г. [9]

Наименование субъекта РФ

Всего

в том числе, человек

физические лица

индивидуальные предприниматели

Российская Федерация

1 603 638

1 458 792

144 846

Центральный ФО

752 806

685 057

67 749

Северо-Западный ФО

160 601

146 399

14 202

Южный ФО

123 877

110 379

13 498

Северо-Кавказский ФО

21 418

18 868

2 550

Приволжский ФО

280 872

26 078

20 594

Уральский ФО

114 142

103 707

10 435

Сибирский ФО

114 953

104 020

10 933

Дальневосточный ФО

34 969

30 084

4 885

Таблица 2

Изменение числа самозанятых в России по видам осуществляемой деятельности (за 9 месяцев 2020 года) [9]

Наименование

Численность, человек

01.01.2020

01.10.2020

всего

в т.ч. нерезиденты

всего

в т.ч. нерезиденты

Самозанятые граждане, оказывающие услуги физическим лицам и представившие в налоговый орган сведения о деятельности, всего:

По видам услуг:

- услуги по присмотру за детьми и уходу за больными

- репетиторские услуги

4 676

461

3 961

452

629

3 047

101

95

337

2 571

68

81

- услуги по уборке жилья и другие услуги в ведении домохозяйства

754

286

590

268

- оказание иных услуг, установленных законодательством РФ

539

7

262

6

Представленные данные (табл. 2) показывают, что за 9 месяцев прошедшего года количество самозанятых снизилось более, чем на 15%. Особенно значительное снижение – почти в 2 раза – отмечается в деятельности по присмотру за детьми и уходу за больными. Такая динамика ожидаема и связана с ограничениями контактов в 2020 году, а родители, находясь дома, могли самостоятельно присматривать за детьми. Самая большая доля – более 65% приходится на репетиторские услуги. И здесь также имеет место снижение численности работающих на 15%. Доля самозанятых иностранных граждан в начале года составила примерно 10%, к концу исследуемого периода численность работающих изменилась незначительно по всем видам услуг. Жесткие условия пандемии, в которых, казалось, невозможно было оказывать услуги физическим лицам, снизили активность самозанятых незначительно. Это позволяет сделать вывод о том, что в более благоприятных обстоятельствах и при целевой поддержке со стороны государства самозанятость будет развиваться.

Какую поддержку оказало государство самозанятым на начальном этапе проводимого эксперимента? 8 июня 2020 г. был принят Федеральный Закон № 169-ФЗ, согласно которому на физических лиц плательщиков НПД, не являющихся ИП, распространены отдельные меры господдержки субъектов МСП [10]. Соответствующие поправки внесены в Закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [11]. В соответствии с законодательством самозанятые граждане теперь вправе рассчитывать на финансовую, гарантийную, имущественную, информационную, консультационную, образовательную и др. поддержку. Эти меры расширяют состав законодательно закрепленных прав самозанятых и, безусловно будут способствовать развитию данной сферы экономики через повышение компетентности самозанятых, снижение зависимости от ограниченности бюджета собственных средств и упорядочению рынка услуг, предоставляемых самозанятыми.

Представленные данные позволяют сделать основной вывод о том, что россияне активно осваивают новую форму обеспечения своей жизнедеятельности и, несмотря на ограничения в области общения физических лиц в связи с пандемией в 2020 году, этот вид деятельности хотя и ожидаемо снизился, но не прекратился, о чем свидетельствует официальная статистика. Данные социологического исследования и официальной статистики о количестве самозанятых россиян существенно расходятся, следовательно, большая часть деятельности самозанятых остается в тени. Расширение их прав путем совершенствования законодательства в 2019-2020 гг. будет способствовать укреплению доверия к государству и создаст предпосылку для выведения бизнеса самозанятых в правовое поле. Однако новые нормы законов нацелены на экономические аспекты самозанятости, которые позволят государству более точно оценивать уровень самозанятости, вклад продукта самозанятых в ВВП, станут фактором увеличения налоговых поступлений в региональные бюджеты субъектов РФ и снижения напряженности на рынке труда. Однако в законодательстве остаются нерешенными вопросы социальной поддержки и социальных гарантий самозанятых, что сдержит выход из тени деятельности самозанятых. Поэтому мы считаем, что законодательную базу необходимо дополнить специальным Законом О самозанятых в РФ, где были бы прописаны не только права и обязанности самозанятых, но и нормы социальной поддержки и социальных гарантий отдельно для физических лиц резидентов и иностранных граждан.


Библиографическая ссылка

Медведева Л.Д., Супатаева Г.Т. О САМОЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 4-1. – С. 90-95;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1653 (дата обращения: 21.11.2024).