Введение
На сегодняшний день, когда экономика России полностью интегрирована в мировую экономику, назрела необходимость пересмотра качественных характеристик ее развития и выявления направлений для дальнейшего роста. К сожалению, экономика России сегодня напрямую ассоциируется сырьевым экспортом газа, нефти, металлов, древесины. Продукция вторичного и третичного секторов экономики России пока не настолько конкурентоспособна на мировом рынке. Но сырьевой экспорт больше не может быть главной составляющей экспортного потенциала страны, необходимо развивать предприятия вторичного и третичного секторов экономики и повышать конкурентоспособность их продукции. Это невозможно сделать за короткий промежуток времени, отраслевым предприятиям необходима поддержка со стороны государства, частных инвесторов, совокупные результаты которой будут способствовать развитию промышленности, сферы услуг, и как следствие, несырьевого экспорта страны.
Цель исследования заключается в конкретизации направлений, обеспечивающих стабильный рост несырьевого сектора экономики России, как основного инструмента инновационной политики государства.
Материал и методы исследования
Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих общенаучных методов: метод анализа и синтеза, структурно-функциональный метод, метод аналогии, системный подход. Также использовались такие статистические методы исследования как исчисление средних величин, исчисление относительных показателей.
На сегодняшний день российской экономике необходимо осуществить переход к несырьевой модели развития. Переход к несырьевому экспорту позволит решить ряд важнейших и актуальных задач:
- рост конкурентоспособности страны;
- отказ от многих импортируемых товаров в пользу собственного производства;
- развитие инфраструктуры в регионах;
- увеличение количества новых рабочих мест в регионах страны, и как следствие, снижение межрегиональной миграции рабочей силы;
- развитие наукоемких производств;
- укрепление ее экономики.
Темпы роста несырьевого экспорта сегодня по-прежнему продолжают быть ниже сырьевого (рис. 1). Так, в структуре экспорта России по данным Росстата (Федеральная служба государственной статистики) в 2020 году основная доля поставок пришлась на такие товары, как: машины и транспортные средства – 6,1% (2019 г. – 5,5%); сельскохозяйственное сырьё и продовольственные товары – 4,9% (2019 г. – 5,5%); минеральные продукты – 63,3% (2019 г. – 64,7%); продукция химической промышленности – 6,8% (2019 г. – 6,3%); драгоценные камни и металлы – 3,6% (2019 г. – 3,1%); металлы и металлические изделия – 7,5% (в 2019 г. – 8,3%); целлюлозно-бумажные изделия и древесина – 3% (в 2019 г. – 3,8%).
Наибольший прирост российского экспорта в 2020 году по сравнению с 2019 годом зафиксирован по следующим категориям товаров: культивированный или природный жемчуг, полудрагоценные или драгоценные камни, драгоценные металлы металлические изделия; бижутерия; монеты. Общий рост на 5 852 миллионов долларов.
Рис. 1 . Темпы роста несырьевого экспорта
Наибольшее сокращение российского экспорта в 2020 году по сравнению с 2019 годом зафиксировано по следующим категориям товаров:
- минеральное топливо, нефть и продукты перегонки; минеральные воски; битуминозные вещества – сокращение на 26 845 миллионов долларов;
- злаки – сокращение на 2 836 миллионов долларов;
- суда, плавучие конструкции и лодки – сокращение на 2 963 миллионов долларов;
- черные металлы – сокращение произошло на 4 157 миллионов долларов.
Проанализировав данные экспорта России, его приросты и сокращения, становится ясно, что на данный момент в 2020 году несырьевой экспорт в отличие от сырьевого находится в крайне неоднозначном положении. Чтобы решить данную проблему и обеспечить России стабильную и прочную конкурентоспособность в несырьевом экспорте стране нужна новая экономика, которая будет обладать прочной и надежной инфраструктурой и промышленностью. Это должна быть экономика, построенная на современной технологической базе, включающей в себя большой спектр инновационных проектов, для осуществления которых нужны высококвалифицированные кадры. Поэтому чтобы добиться поставленной цели Россия должна наращивать экспорт несырьевых товаров как минимум в 2,5 раза до 2025 г. и в 7,5 раза – до 2035 г.
И действительно, на современном этапе России необходимы опережающие темпы роста несырьевого экспорта экономики. Поэтому для развития несырьевого неэнергетического экспорта необходимо, чтобы были разработаны программы государственного образца, которые ставят свои приоритетные задачи на увеличение несырьевого неэнергетического экспорта в общем экспорте России.
Но, анализ расходов на разработки и научные исследования в области несырьевого экспорта показал, что объем внутренних затрат на исследования и разработки в России значительно ниже, чем у многих других стран.
Если же российская экономика поставит инновационное развитие в приоритет и начнет больше инвестировать в эту сферу, то тогда это приведет к повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке, а также к обеспечению самостоятельного расширения производства и созданию системы политической, национальной и экономической безопасности страны.
Не стоит забывать и о проблеме сложности увеличения несырьевых экспортных возможностей экономики России. В данный момент большая часть производимых в России товаров и услуг не конкурентоспособна на мировых рынках. Сегодня на мировых рынках установились следующие критерии качества произведенной продукции, это: ее востребованность и ликвидность, что позволяет увеличивать возможности реализации произведенной продукции на мировых рынках.
Результаты исследования и их обсуждение
Поэтому для перехода российской экономики от сырьевого типа к инновационному, необходимо в первую очередь откорректировать законодательную базу, в том числе программы развития. Во-вторых, разработать и создать условия производства продукции таким образом, чтобы параметры качества и цена были адекватны сложившимся параметрам на мировых рынках. В-третьих, разработать инструменты, влияющие на инновационное развитие и учитывающие разницу в сроках адаптации произведенной продукции к нововведениям на рынке.
Одним из таких инструментов инновационной политики должна стать дорожная карта, по реализации стабильного роста несырьевого сектора экономики России, которую разработали в 2020 году.
В ходе подготовки дорожной карты эксперты проанализировали ключевые экономические стратегии крупнейших экономик мира, включая Германию, Францию, Китай, Великобританию и Канаду. Все эти страны уже давно используют схожие инструменты:
- во-первых, они определяют приоритетные секторы экономики, которые могут увеличить любой из компонентов совокупных расходов и привести к увеличению национального дохода на величину, превышающую первоначальный рост расходов, т.е. так называемый мультипликативный эффект;
- во-вторых, они определяют набор общесистемных показателей, характерных для растущей экономики;
- в-третьих, они выстраивают систему экономического развития, которая в свою очередь основана на различных управленческих решениях.
Первоочередное решение для роста экономики России разработчики видят в стимулировании приоритетных секторов за счет развития кластерных проектов – «точек роста» (рис. 2).
Реализация дорожной карты должна показать, что российская экономика может быть направлена на постоянный рост, поэтому необходимо сформулировать приоритеты и реализовать их через кластерные проекты. Причем это не потребует больших государственных вложений. Дорожная карта поможет выйти на другие тенденции развития экономики России. При этом эффективность инновационного развития в экономическом секторе, во многом будет зависеть от выбора прогрессивных методов регулирования инновационной деятельности (рис. 3).
Рис 2. Приоритетные сектора российской экономики
Рис. 3. Методы регулирования инновационной деятельности
Все данные методы направлены на микроуровне на выбор конкурентной стратегии развития предприятия, направления инновационного развития с учетом особенностей развития предприятия. На макроуровне – на повышение уровня инвестиционной привлекательности страны. И уже сейчас можно привести множество примеров, которые на практике подтверждают «привлекательность» дальнейшего развития несырьевого экспортного потенциала российской экономики. Это развитие предприятий промышленно-металлургического комплекса не только на Урале, но и в центральной части России, например, в Туле; развитие инфраструктуры Дальнего Востока и островной части России, активное строительство на этой территории перерабатывающих предприятий. Крупномасштабные проекты по развитию инфраструктуры регионов России привлекают новых инвесторов и способствуют созданию новых высокотехнологичных рабочих мест в регионах.
Данные примеры наглядно подтверждают, что новая экономика России нацелена и может уйти от сырьевой зависимости, используя свою уникальную и большую территорию, богатые ресурсные и сырьевые возможности, их рассредоточению по всей территории страны. Кроме этого развитие несырьевого экспорта экономики России позволит повышать доходы бюджета, развивать и совершенствовать инфраструктуру, в том числе небольших населенных пунктов и тем самым снизить безработицу, решать различного рода социальные проблемы.
Заключение
Таким образом, несмотря на то, что на сегодняшний день российский экспорт остается все же больше сырьевым, наблюдается хоть и небольшой, но рост доли несырьевого экспорта. Поэтому главной задачей России на ближайшие 10 лет становится создание новой экономики, которая должна быть переориентирована на несырьевой экспорт. Конечно, есть и будут определённые проблемы в области развития этого направления, но если российская экономика продолжит осуществлять долгосрочные вложения в развитие инфраструктуры, не будет забывать о поддержке капиталов фирм-производителей несырьевых благ и постоянно инвестировать в научно-технический прогресс, то вкупе это позволит вывести экономику страны на совершенно новый уровень и обеспечить ей длительную конкурентоспособность на миром рынке. Несырьевая экономика – это экономика будущего России.
Библиографическая ссылка
Иневатова О.А., Ахмадиева З.Р. РЕАЛИЗАЦИЯ СТАБИЛЬНОГО РОСТА НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 4-1. – С. 63-68;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1649 (дата обращения: 09.12.2024).