Афганистан – аграрная страна с неразвитой промышленностью и высокой долей сельского хозяйства в общей структуре экономики. Вследствие непрекращающихся на протяжении более 30 лет военных действий экономика Афганистана пришла в полный упадок. Примерно треть наиболее активного населения покинула страну, более 3 млн. человек афганских беженцев до сих пор остаются за пределами страны. За период войны были разрушены большинство предприятий, разорваны транспортные и торговые связи внутри страны – между отдельными ее районами и с другими государствами. Долгое время экономика страны находилась в сложной ситуации непрекращающихся боевых действий и не представляла интереса для потенциальных инвесторов в финансирование развития народного хозяйства Афганистана. Но даже, несмотря на это, в период 2005-2007 годов в экономике Афганистана наблюдается серьезный прогресс, правда, в сравнении с нулевым на начало этого периода развитием.
Трудность настоящего исследования заключается в том, что анализ экономического развития Афганистана на современном этапе трудно представить в связи со скудностью статистических и общедоступных данных. Страна остается в локализации, Центральное статистическое Агентство Афганистана не представляет общедоступной информации. Поэтому изменение в экономике страны можно судить только по обрывкам газетных статей, скудных сведений, публикуемых крайне редко международным агентством Bloomgerg. Но, в тоже время даже эти факты позволяют понять, что развитие афганской экономики на текущий момент остается не системным, хаотичным и неравномерным и основывается на активности отдельных предпринимателей, занимающихся конкретными проектами в стране в силу их политической ангажированности.
Показательна динамика развития экономики страны (рисунок 1) в сторону промышленного сектора экономики. Но в тоже время, основываясь на анализе данных, представленных на официальных источниках, невозможно точно сказать, что доля сельского хозяйства снижается из-за развития промышленной отрасли экономики, или в связи со снижением (стагнацией) самой аграрной отрасли. К сожалению, трудно предоставить более точный анализ, не имея доступа к абсолютным показателям в разрезе каждой отрасли экономики народного хозяйства Исламской Республики Афганистан.
Отметим, что доля производительности ВВП на душу населения в основных производящих отраслях экономики – в сельском хозяйстве и в промышленности начинает достигать уровня показателей 1980 годов, когда заметно наиболее активное развитие Афганистана. В тоже время в последние годы в Афганистане наблюдались серьезные природные катаклизмы, ухудшающие и так сложные природно-климатические условия для ведения сельского хозяйства. Кроме того, созданные в восьмидесятых годах двадцатого столетия ирригационные системы страны были наполовину уничтожены, что серьезно повлияло на производительность труда в сельском хозяйстве и отбросило страну на десятилетия назад.
За последние годы в Афганистане неоднократно наблюдается рост частоты засух, нападения саранчи [7]. При этом страна не располагает достаточными собственными средствами на борьбу с климатическими и природными аномалиями и внедрению технологических и инновационных операций в сельском хозяйстве. В стране, к сожалению, в аграрной отрасли экономики сохраняется ручной труд и архаичная система ведения хозяйствования [5].
Рис. 1. Доля сельского хозяйства в экономике Афганистана [5]
Рис. 2. Доля отраслей экономики в народном хозяйстве Афганистана [5]
Рис. 3. Производительность экономики Афганистана на душу населения в долларах США [5]
Для примера, в 1980 годах прошлого столетия большинство пахотных земель в стране орошалось, была создана ирригационная арычная система, питающаяся от наземных и поземных природных водных источников. В настоящий момент в Афганистане еще сохранилась система подземных водосборных галерей с колодцами (кяризами и канатами). В настоящий момент в Афганистане продолжают возделывать пшеницу, рис, кукурузу и ячмень, сахарную свеклу, хлопчатник, масличные культуры и сахарный тростник. Основой сельского хозяйства Восточного Афганистана исторически являлось выращивание гранатовых плодовых деревьев [7]. В структуре плодового садоводства в стране также присутствует выращивание абрикосов, персиков, груш, слив, вишни, цитрусовых, винограда, миндаля и грецкого ореха. Традиционно на экспорт Афганистан поставлял свежие и сушеные фрукты, орехи. Одним из серьезных экспортных составляющих страны являлась поставка каракулевых шкур и восточные ковры ручной работы[8].
Афганистан располагает достаточными залежами природных ископаемых, добыча которых требует серьезных инвестиционных вливаний. В тоже время активность военных местных формирований ухудшает возможность активного развития в этом направлении. Страна имеет серьезные запасы железной руды, свинца, цинка, золота, газа. Но, к сожалению, разработки полезных ископаемых требуют очень серьезных инвестиций [4].
Страна долгое время шла по пути развития государственного, а не частного сектора в области промышленного и агропромышленного производства. Энергетические объекты, промышленные мануфактуры, которые страна долгое время развивала в двадцатом столетии, были разрушены во время неоднократных военных действий на территории страны [4].
В тоже время исследования показали, что промышленность Афганистана в период с 2000 по 2019 гг. имеет положительную динамику. Так, на рисунке 3 заметен рост ВВП на душу населения, где в 2019 году показатель экономики промышленной отрасли страны составил 1,6 млрд. долларов США, что превышает показатели 2010 года на 0,4 млрд. долларов США и показатели 2000 года на 1,05 млрд долларов США [4]. Это при том, что местная валюта подверглась существенному снижению по отношению к доллару США. Но, даже, несмотря на наблюдающийся рост показателей промышленной отрасли в абсолютных цифрах, что связано в основном с ростом экспорта сырьевых природных товаров, страна остается на 145 месте в мире по промышленному развитию.
Если оценивать факторы инвестиционной привлекательности Исламской Республики Афганистан для потенциальных крупных инвесторов, то она характеризуется следующими параметрами:
1. Наличием высоких рисков из-за отсутствия:
• прозрачной системы экономических показателей страны, невозможностью дать среднесрочную и долгосрочную оценку потенциала страны;
• открытой правовой системы страны, что увеличивает риски потенциального инвестора;
• публичной информации о наличии иностранного государственного и частного капитала в отраслях экономики страны;
• публичной информации коммерческой, бюджетной и экономической эффективности страны в целом и по ее отдельным отраслям.
2. Отсутствием возможности достоверно оценить экономический потенциал страны в целом и по ее отраслям. Невозможность детализировать информацию по отраслям экономики для потенциальных инвесторов и оценить причины и стабильность роста внутреннего валового продукта.
3. Политическая нестабильность в стране. Постоянно меняющийся политический курс руководства, в зависимости от политики Соединенных Штатов Америки. Привлечение больших объемов инвестиций, в которых крайне нуждается Афганистан в текущем состоянии практически невозможно при жесткой и непредсказуемой политике государства.
4. Низкий уровень инфраструктурного развития. Необходимо в первую очередь развивать транспортную систему страны, соединив ее согласно общегосударственной торговой политике страны между районами Афганистана и соседними странами с выходом на потенциальные рынки сбыта отечественных товаров. Для промышленного развития и развития переработки аграрного сырья необходимо обеспечить производителей доступной и по возможности дешевой энергией (добыча и производство газа, развитие электроэнергетики). Необходимо развивать системы связи и интернет.
5. Высокий природно-ресурсный потенциал страны гарантируется залежами полезных ископаемых, запасов природного газа. Необходимо инфраструктурное развитие для повышения заинтересованности потенциальных инвесторов в добыче и разработке полезных ископаемых.
6. Финансовая система страны находится в сложном состоянии, так как высок дефицит бюджета, низкая структура доходов, низкая прибыль предприятий из-за их низкой технологичности.
7. Низкая квалификация местных кадров требует повышение общего уровня образования в стране и создание системы получения узкоспециализированных профессий на уровне колледжей.
8. Высокая зависимость от военной и религиозной верхушки в стране [3].
Совокупность вышеуказанных факторов дает общее понимание высокорискованности финансовых вложений потенциальных инвесторов в экономику Афганистан. Поэтому на текущем этапе можно предположить, что одним и вариантов постепенного повышения инвестиционной привлекательности страны для крупных инвесторов, таких, как Китай, Россия, Страны Европейского Союза необходимо параллельно с работой по созданию системного снижения вышеперечисленных негативных факторов создать индивидуальных подход к проектному финансированию. В этом случае необходимо создать особые условия для потенциальных инвесторов на уровне межправительственных Соглашений между государствами с перечнем финансовых и политических гарантий с подтверждением религиозной элитой[3]. Проектное финансирование позволит создать в стране пул крупных проектов, которые в любом случае будут оказывать влияние на развитие местных бизнесов, которые будут создаваться около этих крупных проектов.
На наш взгляд основу пула крупных проектов составят:
• инвестиции в транспортную систему страны;
• инвестиции в агротехнологии и развитие системы собственного производства минеральных и органических удобрений;
• инвестиции в разработку и газификацию страны;
• инвестиции в создание ветровой и солнечной энергетики;
• создание системы мусоропереработки в стране с применением современных технологий (без сжигания, выброса углекислого газа в атмосферу и закапывания).
Для примера проведем сравнительный анализ текущих международных предложений по мусороперерабатывающим комплексам, инвестиции под которые можно было бы привлечь для создания таких мощностей на территории Афганистана.
На основании данных, представленных в таблице, можно сделать следующий вывод, что создание промышленных мощностей под переработку мусора, в том числе для взаимодействия с соседними странами такой проект был бы интересен, учитывая его экологичность и технологичность.
Сравнительный анализ предложений мусороперерабатывающих заводов
Показатель |
Российские разработки |
EUROPLASMA (Франция) [7] |
SOLENA Group (США) [7] |
|||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
||||
1 |
Технология переработки отходов |
Среднетемпературный пиролиз |
Колосниковое сжигание |
Плазменная газификация |
Плазменная газификация |
Плазменная газификация |
2 |
Стоимость переработки 1 тонны отходов, в долларах США |
185 |
690 |
527 |
939 |
560 |
3 |
Перерабатываемые виды отходов |
Все виды |
Твердые, коммунальные |
Все виды |
Биомасса |
Биомасса, твердые, бытовые |
4 |
Конечная продукция |
Электроэнергия от 4,5 Мвт*ч (в зависимости от мощности завода) |
Электроэнергия 65 Мвт*ч |
Электроэнергия 3,6 Мвт*ч; тепловая мощность - 23,2 Гккал *ч |
Электроэнергия 5 Мвт*ч |
Биотопливо, пр-й бензин, электроэнергия 20 Мвт |
5 |
Окупаемость (расчетная) |
1,1 лет |
15 лет |
4,3 – 5,4 лет |
4,3 – 5,4 лет |
4,3 – 5,4 лет |
6 |
Наличие вредных выбросов |
Отсутствуют |
Нет данных |
Отсутствуют |
Нет данных |
Нет данных |
7 |
Остатки переработки под захоронение |
Отсутствуют |
Нет данных |
7% |
Нет данных |
Нет данных |
Кроме того, данные производственные мощности способны обеспечивать свою производственную деятельность вырабатываемой ими электроэнергией, а также способствовать созданию новых производственных мощностей – теплиц, агроперерабатывающих производств, любых промышленных производств.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Исламская Республика Афганистан с точки зрения ее расположения, природным ресурсным потенциалом, территориальной протяженностью, многочисленным и постоянно растущим населением представляет интерес для потенциальных инвесторов. Стоит отметить, что Афганистан по своей культуре и историческому развитию располагает потенциалом трудоспособного населения.
Для развития инвестиционного потенциала Афганистану необходимо наряду с обеспечением политической стабильности формировать на первом этапе основной пласт предпринимателей, способных обеспечить пул проектов в рамках страны. По такому пути в свое время шли страны – азиатские тигры: Китай, Южная Корея, Тайвань. Пул проектов для Афганистана – это создание базы для дальнейшего развития страны, когда государственная политика направлена на максимальную поддержку крупнейших проектов в разных областях экономики:
- развитие транспортной инфраструктуры: восстановление и создание транспортных сообщений для взаимодействия между районами страны и соседними государствами с выходом на международные транспортные коридоры;
- создание условий для агропромышленного производства и переработки получаемой продукции, строительство хабов и систем хранилищ сельскохозяйственной продукции;
- создание стратегии развития газодобывающей и газоперерабатывающей отрасли, газификация страны;
- реконструкция, восстановление и создание новых энергетических объектов, в том числе на базе возобновляемых источников энергии;
- создание производственных мощностей по переработке мусора, отходов, полезных ископаемых.
Для привлечения инвестиций из развитых стран необходимо создать долгосрочные гарантийные обязательства за счет системы законодательных решений и межправительственных соглашений с обеспечительным фондом со стороны Правительства Исламской Республики Афганистан и при непосредственной поддержке глав Шариата Афганистана. Гарантировать странам, потенциально готовым инвестировать в экономику страны, уровень дохода и защиту от дефолтов в случае политических проблем за счет механизмов, выработанных в рамках международного права с полным одобрением религиозного руководства Афганистана. Внести соответствующие изменения в Конституцию страны (основной регулирующий закон) [1].
Библиографическая ссылка
Казакова Г.Я., Фарид И., Чжан Ю., Диалло Ш.Д., Надбитов К.Ю., Горяева Д.В. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 2. – С. 32-37;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1594 (дата обращения: 21.11.2024).