Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Ооржак В.О. 1 Севек Р.М. 2
1 Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН
2 Тувинский государственный университет
Статья посвящена исследованию современного состояния технологических кластеров в Республике Тыва, даны определения понятия технологические кластеры, основное внимание уделено разработке и обоснованию рекомендаций создания технологических кластеров в Республике Тыва. Определены основные проблемы и перспективы развития технологических кластеров в приграничном регионе страны. Показано что: - развитие технологических кластеров в приграничном регионе России сопряжено проблемами не только законодательно-правового, институционального характера, но и природно-географического и инфраструктурного. - возможности и перспективы развития технологических кластеров в Республике Тыва связаны с созданием преференциальных условий для реиндустриализации экономики региона. Разработаны и обоснованы рекомендации создания технологических кластеров в экономике Республики Тыва, посредством формирования и реализации преференциальных условий. Предложено начать работы по созданию преференциальных условий для реиндустриализации экономики региона.
социально-экономическое развитие
проблемы
перспективы
кластер
технологический кластер
республика тыва
регион
потенциал
оценка
1. Вардомский Л.Б., Голицина И.И., Самбурова Е.Н. Государственные границы и региональное развитие: полит-географический аспект // Политическая география: современное состояние и пути развития. М., 1989. С. 35-46.
2. Л.Б. Вардомский. Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России // Голос России. 2000. №1 (8). С. 30-32.
3.Севек В.К., Сагаан-оол К.Б., Ооржак А.М. Условия и особенности создания транспортно-логистического кластера в Республике Тыва // Научное обозрение: теория и практика. 2017. № 12. С. 93-102.
4. Концепция кластерной политики в Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р. URL: http://poria.ru›files/konc_klastern_259_10.doc.
5. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом Вильямс, 2001. 495 с.
6. Марков Л.С., Яголъницер М.А. Экономические кластеры: идентификация и оценка эффективности деятельности. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. 86 с.
7. Бадарчи Х.Б., Севек В.К. Концептуальные основы технологического развития регионов России // Аграрный вестник Урала. 2019. № 3 (182). С. 43-51.
8. Асаул А.Н. Классическая организация производства как фактор экономического роста // Экономическое возрождение России. 2012. № 2. С. 4-7.
9. Балакина Г.Ф., Мамаш Е.А. Проблемы формирования территориальных кластеров Республики Тыва // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №41(176). С. 49-56.
10. Севек В.К, Бадарчи Х.Б., Севек Р.М., Донгак Ч.Г., Манчык-Сат Ч.С., Монгуш О.Н., Дагба-Лама Э.Э. Создание дополнительных институтов развития малого и среднего предпринимательства: инновационные решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6. № 12А. С. 286-296.
11. Асаул А.Н., Донгак Б.А. Перспективы кластерной организации предпринимательства в агропромышленном комплексе тувинской республики // Научные труды Вольного экономического общества России. 2016. Т. 199. № 3. С. 375-393.
12. Бадарчи Х.Б., Севек В.К., Кызласова А.В., Иргит Д-Ц.А, Тайбыл Р.С. Возможности и перспективы создания агропромышленных кластеров в Республике Тыва // Экономика и предпринимательство. 2019. № 9. С. 399-406.
13. Балакина Г.Ф. Стратегические направления развития Республики Тыва в перспективе до 2030 года // Природные ресурсы, среда и общество. Выпуск 2 (2). Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2019. 72 с. URL: http://tikopr-journal.ru/. (дата обращения: 01.12.2020).
14. Войнаренко М.П. Кластеры в институциональной экономике. СПб.: АНО ИПЭВ, 2013. 502 с.
15. Бадарчы Х.Б. Разработка концепции формирования и функционирования территорий опережающего развития в Туве // Природные ресурсы, среда и общество. Выпуск 4 (4). Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2019. 78 с. URL: http://tikopr-journal.ru/. (дата обращения: 05.12.2020).
16. Дабиев Д.Ф. Оценка экономического потенциала Тувы: применение когнитивных моделей в анализе // Природные ресурсы, среда и общество. Выпуск 2(6). Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2020. 80 с. URL: http://tikopr-journal.ru/. (дата обращения: 05.12.2020).
17. Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года. / Министерство экономики Республики Тыва. URL: http://mert.tuva.ru/directions/entrepreneurship/support/ckr/ (дата обращения: 05.05.2020).
18. Севек В.К., Бадарчы Х.Б., Манчык-Сат Ч.С., Чульдум А.Э. Инновационный сценарий развития Республики Тыва в системе территорий опережающего развития // Экономическое возрождение России. 2016. № 3 (49). С. 82-90.

Введение

В современных условиях обсуждение проблем и возможностей реализации кластерной политики, создание кластеров в российской экономике приобретает все более широкий и активный характер [Вардомский, 1989; Вардомский, 2000; Севек, 2017 и др.]. Однако, единого мнения относительно создания кластеров, особенно в её региональной составляющей ученые так и не выработали.

Под региональным кластером, (далее – РК), понимают пространственную агломерацию подобных и экономически связанных видов деятельности, формирующую основу местной среды за счет распространения знаний и навыков, способствующую и стимулирующую различные формы обучения и адаптации [Марков, Яголъницер, 2006].

Технологический кластер – это система технологических связей, объединенных в единый производственный процесс и обладающая синергетическим эффектом. Технологический кластер в экономике – это группа связанных между собой организаций (компаний или корпораций), которые находятся на определенной территории и являются производителями продукции или услуг, при этом взаимодополняя друг друга. Участникам кластера свойственна кооперация, территориальная концентрация, независимо от их отраслевой принадлежности.

По мнению многих ученых, кластерная политика в России находится в стадии формирования. Необходимо разработать нормативно-правовую базу, организационные механизмы, процедуры, способы финансовой поддержки кластерных инициатив регионов. Территориально-производственные кластеры – объединение субъектов предпринимательской деятельности, включая поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных с отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг – вот так сформулировано в Концепции кластерной политики в Российской Федерации [Концепция… 2008; Бадарчи, 2019]. Кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Также понятие «производственный кластер» можно толковать как объединение нескольких предприятий с целью их совместного развития. Все это ведет к снижению себестоимости получения продукции, росту эффективности производства и конкурентоспособности предприятий в условиях рыночной экономики. В результате достигается большая стабильность и устойчивость к различным внешним вызовам, отраслевым и финансовым кризисам.

В связи с чем актуальность темы исследования проблем и перспектив создания технологических кластеров в экономике таких приграничных регионов как Республики Тыва становится очевидной.

Целью данных исследований определено – разработка и обоснование рекомендаций создания технологических кластеров в Республики Тыва.

Предпосылки и проблемы формирования технологических кластеров в Республике Тыва

При создании технологических кластеров в регионах следует способствовать сохранению и развитию позитивных факторов микроэкономической среды и преодолению негативных. По вопросам формирования и развития кластеров в экономике Республики Тыва исследования проводили ученые А.Н. Асаул, Г.Ф. Балакина, Б.А. Донгак, Е.А. Доможакова, Е.А. Мамаш, В.К. Севек [Балакина, Мамаш, 2010а; Севек, 2016] и другие.

Вместе с тем следует учитывать сложившуюся специфику определенной территории. По этому поводу А.Н. Асаул и Б.А. Донгак отмечают следующее [Асаул, Донгак, 2016]: «Сегодня в экономике Республики Тыва кроме освоения минерально-сырьевых ресурсов сохранились многовековые традиции ведения сельского хозяйства, особенно в животноводстве, адаптированном к территориальным условиям». Они считают, что именно в сфере этнического хозяйства населения Тувы кластерная организация предпринимательской деятельности даст толчок по выпуску экологически чистой продукции, росту трудозанятости на селе, улучшению технологий в цепочке производства и мобилизации субъектов малого бизнеса от поставщика сырья до производителя. Безусловно, для создания действующего кластера нужны качественные предпринимательские проекты, исходящие от самих участников, которые бы покрыли всю территорию Республики Тыва предпринимательской сетью. В статье Г.Ф. Балакиной и Е.А. Доможаковой предлагается концепция агроэкологического кластера региона, и перечень мероприятий для его создания. Определены особенности реализации концепции для разных зон Республики Тыва: Западной, Центральной, Восточной и Южной [Балакина, Мамаш, 2010; Бадарчи, Севек, Кызыласова и др., 2019]. Имеются перспективы развития промышленности по кожуунам (районам) Республики Тыва на базе имеющихся природных и минерально-сырьевых ресурсах на данных муниципальных территориях:

В настоящее время в регионе создан Центр кластерного развития (далее Центр или ЦКР) на базе МКК (Микрокредитная компания) Фонда поддержки предпринимательства Республики Тыва, (приказ МКК ФПП РТ №10-1 от 1.02.2018 г.).

Основной целью созданного ЦКР является формирование и успешная реализация проектов создания кластеров в Республике Тыва на основе имеющихся предпосылок.

ЦКР выполняет задачи консалтингового центра, центра компетенций, точки притяжения и интегратора в области развития кластеров, а также реализации проектов, предполагающих несколько участников, центра подготовки кадров для развития кластеров, освоения новейших технологий кластерного развития, в том числе по наукоемким направлениям. Они считают, что в настоящее время в Туве сформированы все предпосылки интенсивного кластерного развития. Создаются два кластера – этнотуристский и кластер легкой промышленности и этнической моды Республики Тыва.

Центром предусматриваются мероприятия по поддержке субъектов МСП в сфере туризма и легкой промышленности:

- проведение маркетинговых исследований, разработка туристических маршрутов, услуги по брендированию, продвижение бренда «Сделано в Туве»;

- организация обучающих тренингов, семинаров, мастер-классов по изготовлению изделий из войлока, по ведению гостиничного бизнеса, по этнотуризму и т.д.;

- проведение информационных кампаний по продвижению изделий этномоды, туризма и подготовки кулинарной книги национальных блюд;

- подготовка бизнес-плана, технико-экономического обоснования бальнеологического туризма;

- участие в международных, межрегиональных выставках: Интурмаркет, Енисей, Этно-Эрато, Весенний кулинарный кубок;

- организационные мероприятия Центра кластерного развития, в т.ч. обучение сотрудников, создание интернет-ресурса, разработка программ развития кластеров, проведение установочной сессии и др.

Однако все вышеперечисленные предложения и проводимые мероприятия до настоящего времени не дали желаемых результатов. Основными проблемами или главными причинами такого положения, на взгляд авторов, являются следующие обстоятельства:

В настоящее время в Республике Тыва не имеются классические факторы определения конкурентных преимуществ страны, территории, региона, фирмы, которые являются ядром теории кластерного развития. К таковым относят пять групп факторов, определяющих конкурентоспособность экономической системы и ее динамику [Портер, 2001].

1. Условия, определяющие стратегию фирм, их структуру и соперничество на внутреннем рынке;

2. Параметры производства (ресурсов) и инфраструктуры;

3. Условия спроса на внутреннем рынке;

4. Наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;

5. Прочие условия (удача, случай, действия правительства).

Ключевые проблемы развития региона обусловлены удаленностью от мировых рынков сбыта, низкой транспортно-коммуникационной освоенностью районов, низкой долей производств по глубокой переработке продукции, незначительной долей выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, недостаточным уровнем развития инновационного предпринимательства, несоответствием качества трудовых ресурсов потребностям производства [Балакина, 2019].

Развитие технологических кластеров в данном приграничном регионе, помимо вышеназванных проблем, также сопряжено проблемами законодательно-правового, институционального характера, и природно-географического и инфраструктурного, которые сдерживают темпы и масштабы жизненно важных социально-экономических преобразований, снижают возможности региона по развитию бизнеса, межрегионального, и трансграничного сотрудничества.

Перспективы создания технологических кластеров в Республике Тыва

В мировой практике формирование кластеров осуществляется на основе объективных конкурентных преимуществ региона с учетом их экономической политики и ресурсного потенциала. Успешное развитие кластеров возможно при наличии как минимум двух условий: финансовых ресурсов и согласованных действий федеральных и региональных властей.

Кластер как элемент стратегии развития региона должен учитывать и не противоречить общей стратегической линии развития территории. Эффективность такого процесса подтверждается опытом многих развитых и развивающихся стран, показывая устойчивые высокие темпы экономического роста за последние десятки лет [Войнаренко, 2013]. Приграничное территориальное расположение субъекта федерации и усиливающиеся социальные контрасты в России и в Туве, в частности в контексте рассматриваемой тематики, требуют тщательно выверенных решений [Бадарчы, 2019]. Учитывая, что Тува относится к приграничным регионам с богатым природно-ресурсным потенциалом, в том числе минерально-сырьевым, можно предположить, что с созданием комплексных экономических предпосылок и условий для приграничной торговли в этих регионах могут быть созданы условия для формирования минерально-сырьевых центров экономического развития [Дабиев, 2020].

Новые кластеры лучше всего возникают из уже существующих. Усилия по развитию кластеров должны идти через достижение конкурентных преимуществ и специализацию, а не посредством повторения опыта других регионов, что требует построения кластеров исходя из местных различий и источников преимуществ с превращением их в сильные грани РК.

Исходя из перечисленных принципов формирования кластеров, необходимо рассмотреть наличие объективных конкурентных преимуществ в перспективе развития региона с учетом их экономической политики и ресурсного потенциала.

Объективные конкурентные преимущества в перспективе развития региона с учетом их экономической политики и ресурсного потенциала отражены в Прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года, разработанного на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, и принятого во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 596 г. «О долгосрочной государственной экономической политике». При формировании прогноза учитывались направления развития экономики и социальной сферы республики, отраженные в долгосрочных республиканских отраслевых стратегиях, концепциях, программах.

Цель долгосрочного прогноза увязана со стратегической целью – повышение качества жизни населения Республики Тыва до уровня лидеров Сибирского федерального округа через модернизацию экономики и социальной сферы и создание центров роста, развитие традиционной экономики в сельских районах республики. Для того чтобы территория оставалась привлекательной в долгосрочном периоде, большое значение имеет качество жизни.

В связи с этим, среди первоочередных задач ускоренного развития стоит необходимость создания на территориях зон опережающего экономического роста и крупных региональных центров таких условий проживания, которые соответствовали бы по уровню комфортности наиболее развитым российским населенным пунктам, расположенным в аналогичных климатических зонах [Про гноз…, 2012].

Также нужно иметь в виду что, с точки зрения наращивания промышленного производственного потенциала России наиболее перспективными становятся районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе Республика Тыва (Улуг-Хемский угольный бассейн, включающий Элегесткое, Межэгейское, Каа-Хемское, Чаданское и другие месторождения). Улуг-Хемский каменноугольный бассейн Республики Тыва один из самых перспективных для развития и инвестиций. Месторождение имеет геологические запасы угля до 10,2 млрд. тонн.

Рост ВРП Тывы обусловлен ростом объемов промышленного производства по видам экономической деятельности: «добыча полезных ископаемых (в том числе добыча топливно-энергетических ресурсов)», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды». В результате структура ВРП претерпит значительные изменения: если в 2010 году промышленное производство занимало 13%, то к 2020 году составит 21%, а к 2030 году 37%.

Система предлагаемых авторами статьей преференций для экономики Республики Тыва

Инструменты поддержки

Что дают бизнесу (экономике региона)

Ожидаемый результат

Создание пилотной «Промышленно-производственной и туристско-рекреационной особой экономической зоны»

Самый низкий в Азии уровень налогообложения (для реальных секторов экономики), упрощенные процедуры экспорта и т.д.

Прямые частные и иностранные инвестиции в регион.

Увеличение объёма регионального валового продукта, поступлений в бюджеты, количества вновь создаваемых рабочих месть. Повышение качества жизни населения в регионе.

Инфраструктурная субсидия

Инфраструктура за счёт государства

Льготное финансирование и оказание финансовой помощи населению и предприятиям

Улучшение жилищных условий сотрудников и т.д.

Снижение энерготарифов

Снижение издержек и рисков

 

Таким образом, на основе выявленных и существующих объективных конкурентных преимуществ региона с учетом их экономической политики и ресурсного потенциала, для Республики Тыва наиболее перспективными являются развитие технологических кластеров в следующих направлениях:

- Горнодобывающая промышленность.

- Добыча и глубокая переработка Каменных углей.

- Золотодобывающая промышленность.

- Агропромышленный комплекс региона.

- Формирование туристско-рекреационных зон.

В то же время проведенные исследования и анализ результатов практической реализации вышеперечисленных мероприятий показал, что необходимым условием для их успешной реализации, создания технологических кластеров, является создание преференциальных условий для развития экономики в Республике Тыва – как в самом депрессивном, труднодоступном приграничном и слаборазвитом регионе южной Сибири.

Авторами данной статьи предлагается, как экспериментально-пилотный проект, создание преференциальных условий для развития экономики в Республике Тыва посредством формирования на территории региона специальной «Промышленно-производственной и туристско-рекреационной особой экономической зоны», которая должна быть создана путем разработки, обоснования, утверждения и реализации комплекса мер, обеспечивающих максимально комфортные, благоприятные условия для функционирования и развития реальных инновационных, высокотехнологичных секторов экономики региона,

Примерная система предлагаемых авторами преференций для экономики Республики Тыва показана в таблице.

В настоящее время в Российской Федерации создано и действует 29 федеральных особых экономических зон.

Об особенностях и разновидностях ОЭЗ подробно рассмотрены в статье В. Севека, Х. Бадарчи и Ч. Манчык-Сат [Севека, Бадарчи, Манчык-Сат, 2016].

Проведенные исследования и анализ основных показателей социально-экономического развития регионов Российской Федерации показывают, что динамика роста таких жизненно важных показателей как среднедушевой доход населения, среднемесячная заработная плата, и др., на территориях вышепоказанных особых экономических зон имеют опережающие темпы развития по сравнению с другими регионами.

Заключение

На основании проведенных исследований и анализа основных социально-экономических показателей стратегии развития до 2030года, и состояния технологического развития Республики Тыва можно сделать следующие выводы и предложения:

- создание технологических кластеров в Республике Тыва находится в стадии формирования, отстает от среднероссийского уровня, и дальнейшее развитие сопряжено проблемами не только законодательно-правового, институционального, но и природно-географического, инфраструктурного характера, которые сдерживают темпы и масштабы жизненно важных социально-экономических преобразований, снижают возможности региона по развитию бизнеса, межрегионального, и трансграничного сотрудничества;

- перспективы динамичного развития технологических кластеров в Республике Тыва возможны при условии формирования и реализациии преференциальных условий для экономики региона, и обоснованы на базе освоения и глубокой переработки богатейших запасов природных, минерально-сырьевых ресурсов, которые имеет большой потенциал и способствуют появлению (созданию) новых высокотехнологичных крупных предприятий, отраслей, и территорий, которые могут стать локомотивами экономического развития региона в целом. Появление новых высокотехнологичных кластеров в регионе спровоцирует и более глубокую переработку местного сырья, и выпуску новых видов конкурентоспособной продукции, в том числе и по импортозамещению;

Необходимо начать работы по созданию и реализацию преференциальных условий для экономики Республики Тыва, в том числе и на стимулирование развития технологических кластеров в приграничном, депрессивном регионе.

Выражаем признательность коллегам, учёным, специалистам ТувИКОПР СО РАН: Л.А. Непомнящей, И.П. Принцевой, Н.Н. Григорович, Ю. Ю. Самбыла и др.

Работа выполнена по государственному заданию ТувИКОПР СО РАН (проект №0384-2016-0012).


Библиографическая ссылка

Ооржак В.О., Севек Р.М. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-3. – С. 578-583;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1551 (дата обращения: 21.12.2024).