Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

SWOT-АНАЛИЗ КАК ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МОНОГОРОДОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ – ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД МИХАЙЛОВКА И ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ФРОЛОВО)

Забазнова Т.А. 1 Пацюк Е.В. 1 Щукина Н.В. 1 Карпушова С.Е. 1 Суркова О.А. 1 Решетникова М.В. 1 Секачева Т.В. 1 Ерохина Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский Государственный технический университет», Себряковский филиал
В статье рассматриваются вопросы SWOT-анализа муниципальных образований Волгоградской области на примере двух моногородов – Михайловка и Фролово. SWOT-анализ является одним из методов стратегического планирования, который позволяет охарактеризовать сильные и слабые стороны в развитии муниципальных образований, а также выявить возможности с учетом сильных сторон и имеющихся преимуществ, сформулировать возможные угрозы либо негативные последствия в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации. В процессе исследования в статье приведен SWOT-анализ в виде матрицы, по результатам которого предложены для двух моногородов общие приоритетные направления, которые целесообразно учитывать при разработке стратегических документов. В статье также показано, что анализируемые территории занимают выгодное географическое месторасположение, достаточное наличие трудовых и природных ресурсов, будет способствовать реализации эффективной социально-экономическому политики.
моногорода
swot-анализ
социально-экономическое развитие
волгоградская область
сильные (преимущества) и слабые стороны (недостатки)
возможности и угрозы
малые города
1. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru.
2. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. №204 « О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.consultant.ru.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 №1398-р (ред. от 18.03.2019) «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru.
4. Закон Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-ОД «О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года. URL: http://www.consultant.ru.
5. Забазнова Т.А., Карпушова С.Е., Пацюк Е.В., Суркова О.А., Ерохина Е.А., Секачева Т..В., Щукина Н.В. Исследование инвестиционной привлекательности региона (на примере Волгоградской области) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. №4. С. 47-51.
6. Паспорт приоритетного проекта «Комплексное развитие моногородов». URL: http://government.ru/news/25595.
7. Правительство РФ. URL: http://government.ru/docs.
8. Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/main.
9. Комитет экономической политики и развития Волгоградской области. URL: http://economics.volgograd.ru.
10. Администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области. URL: http://mihadm.com.
11. Администрация городского округа город Фролово. URL: http://frolovoadmin.ru.
12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. URL: http://volgastat.gks.ru.

Немаловажное значение в социально-экономическом развитии любого субъекта Российской Федерации, в том числе и Волгоградской области играют малые города со своей инфраструктурой, специализацией и другими внутренними особенностями.

Надо отметить, что каждое муниципальное образование по своему усмотрению формируют стратегии социально-экономического развития своих территорий.

Одним из методов стратегического планирования является SWOT-анализ, который позволяет исследовать локально территории муниципалитетов, выявить слабые и сильные стороны, а также определить возможности и угрозы в развитии населенных пунктов.

Особое значение на уровне субъектов РФ придается монопрофильным населенным пунктам, входящих в их состав, так как социально-экономическая ситуация на данных территориях всегда остается актуальным вопросом.

Как раз SWOT-анализ муниципальных образований и является тем эффективным инструментом, позволяющим исходя из полученных результатов сформировать муниципальную политику которая будет направлена на увеличение инвестиционной привлекательности территории, повышение ее конкурентоспособности, и как следствие повышение качества жизни населения муниципальных образований.

Цель исследования: выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в развитии монопрофильных населенных пунктов Волгоградской области в целях определения приоритетов в социально-экономическом развитии моногородов Волгоградской области на перспективу (на примере городского округа город Михайловка Волгоградской области и городского округа город Фролово Волгоградской области).

Материалы и методы исследования

В процессе исследования использовалась информация сайтов территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, администрации Волгоградской области, городского округа город Михайловка Волгоградской области и администрации городского округа город Фролово Волгоградской области, иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность монопрофильных населенных пунктов, а также вопросы стратегического развития муниципальных образований.

Исследования осуществлялись с применением SWOT-анализа как метода стратегического планирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Волгоградская область имеет выгодное географическое положение, являясь главными воротами на юг России с выходом на Иран, Ирак, Кавказ и Казахстан. Граничит с Саратовской, Ростовской, Астраханской, Воронежской областями и Республикой Калмыкия (Россия), а также с Республикой Казахстан.

На территории Волгоградской области сформирована многоотраслевая промышленность, ряд отраслей которой обладает внутренними резервами, имеются узкоспециализированные предприятия. По данным Волгоградстата, обрабатывающие производства занимают более 80,0% в промышленном объеме.

Также регион имеет развитое производство в сфере сельского хозяйства, являясь одним из крупных производителей сельскохозпродукции в России.

На территории Волгоградской области находятся два моногорода: городской округ город Михайловка и городской округ город Фролово согласно распоряжения правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» [3].

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий является основой промышленности городского округа город Фролово. В моногороде проживает около 38,0 тыс.человек. Монопрофильность г.Фролово определяется тем, что 28,0 процентов населения в трудоспособном возрасте работает на предприятиях нефтедобычи, которые расположены за городской чертой; а также ЗАО «Волга-Фэст» занимало более 80,0 % выпуска продукции в указанном выше виде деятельности [12].

Городской округ город Михайловка с численностью жителей 87,0 тыс.чел. является четвертым городом в Волгоградской области. На территории городского округа город Михайловка обеспечен выпуск строительных материалов: цемента, асбоцементных изделий, силикатного кирпича), тем самым являясь основным производителем продукции непосредственно используемой в строительной отрасли и, соответственно, играет немаловажную роль в экономике Волгоградской области.

Производство цемента осуществляется на АО «Себряковцемент», асбоцементные изделия выпускаются АО «СКАИ». Эти два предприятия обеспечивают около 70% объема выпуска промышленными предприятиями городского округа г.Михайловка [11].

Как мы видим, экономика двух монопрофильных населенных пунктов Волгоградской области зависима от хозяйственной деятельности трех организаций и основополагающим критерием при принятии управленческих решений на данных территориях является расширение видов деятельности независящих от градообразующих предприятий.

Для определения перспективы развития территорий, принятий управленческих решений по выработке направлений устойчивого развития муниципальных образований, на наш взгляд, SWOT-анализ – один из эффективных инструментов стратегического планирования.

Как правило, SWOT-анализ заключается в выявлении взаимодействия факторов как внешней так и внутренней среды социально-экономического состояния исследуемой территории, комплексная оценка которых поможет выявить потенциал муниципалитетов и сформулировать задачи по устойчивому развитию, а также своевременно отреагировать на возможные угрозы и риски.

Для исследования были использованы документы городского округа город Михайловка и городского округа город Фролово, находящиеся в открытом доступе, такие как годовые отчеты о социально-экономическом положении муниципалитетов, реализуемые муниципальные программы, а также участие в государственных программах Волгоградской области и федеральных целевых программах, проанализированы статистические показатели (данные Волгоградстата).

На территориях муниципалитетов на протяжении последних лет реализуются муниципальные программы в сфере образования, культуры, спорта, жилищно-коммунального хозяйства, молодежной политики и т.п. Муниципальные образования активно принимают участие в проектах «Формирование комфортной городской среды» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги», которые позволяют осуществлять работу по благоустройству общественных пространств – скверы, парки, места отдыха горожан, а также ведется ремонт дорожного покрытия.

В рамках программ осуществляется финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Немаловажное значение для местных органов власти имеет такой институт как территориальное общественное самоуправление, это одна из форм инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления, посредством которого граждане имеют возможность под свою ответственность решать свои жизненно важные проблемы, возникающие в процессе проживания на конкретной территории.

Изучив и проанализировав представленные данные, были сформированы обобщенные сильные и слабые стороны городского округа, а также возможности и угрозы в развитии городских территорий (таблица).

Заключение

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать общие для моногородов Волгоградской области – городской округ город Михайловка и городской округ город Фролово, приоритетные направления, которые необходимо учитывать при разработке стратегий социально-экономического развития или долгосрочных прогнозов.

На наш взгляд, среди основных стратегических целей, которые будут направлены на повышение качества жизни населения муниципалитетов, можно выделить следующие:

- создание новых производств за счет повышения инвестиционной привлекательности и создания благоприятных условий для привлечения инвесторов;

- развитие туристической отрасли;

- эффективное использование имеющихся природных и производственных ресурсов;

- поддержка развития малых форм хозяйствования;

- увеличение доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;

- реализация программ социальной политики, обеспечивающая поддержку талантливой молодежи, семей с детьми и т.д.;

- внедрение в управленческие процессы элементов цифровой экономики;

- расширение возможностей использования IT-технологий в сфере образования и культуры;

- привлечение активных жителей городских округов к решению вопросов местного значения.

В заключение следует отметить, что при формировании долгосрочных планов целесообразно проводить SWOT-анализ, который зарекомендовал себя действенным механизмом исследования развития территорий.

SWOT-анализ социально-экономической ситуации моногородов Волгоградской области

Преимущества (сильные стороны)

Недостатки (слабые стороны)

- удобное географическое и транспортное положение (населенные пункты пересекает железнодорожная магистраль «Москва – Волгоград», по территории проходит автомобильная дорога федерального значения «Москва – Волгоград»;

- наличие свободных трудовых ресурсов;

- наличие свободных площадей и технологических мощностей для создания новых производств;

- наличие полезных ископаемых (мел, песок, глина, минеральная вода, руда);

- наличие на территории городских округов возможностей для развития других видов экономической деятельности и самозанятости населения;

- реализация муниципальных программ, направленных на повышение качества жизни населения;

- развитая сеть образовательных учреждений (дошкольное, общее, средне- специальное, высшее);

- достаточная оснащенность материально-технической базы учреждений здравоохранения;

- наличие объектов историко-культурного наследия;

- благоустроенные общественные места для отдыха и досуга;

- удаленность от областного центра;

- недостаток кадров ряда рабочих профессий и управленческих кадров;

- отток квалифицированных кадров;

- снижение численности населения;

- несоответствие спроса и предложения на рынке труда;

- износ основных производственных фондов объектов ЖКХ;

- недостаточное оснащение материальной базы учреждений культуры;

- дефицит узких специалистов в сфере здравоохранения;

- устаревшие технологии, применяемые на большинстве предприятий промышленности;

- зависимость местного бюджета от регионального бюджета (низкая бюджетная обеспеченность)

Возможности

Угрозы

- эффективное и рациональное использование имеющихся ресурсов (производственные площади, природные ресурсы)

-поддержка моногородов один из приоритетов работы органов федеральной власти;

- участие в федеральных целевых программах;

- целевая подготовка кадров для учреждений образования и здравоохранения (в рамках программы моногородов)

- развитие туризма

- развитие и внедрение IT-технологий в производственные процессы;

- развитие малого бизнеса за счет применения энергосберегающих технологий;

- привлечение инвесторов за счет предоставляемых налоговых льгот и получения финансовой поддержки по программе моногородов;

- расширение налогооблагаемой базы за счет создания новых производств

- неблагоприятная экологическая обстановка;

- климатические условия (риски для ведения деятельности в сфере сельского хозяйства);

- снижение спроса населения на продукцию предприятий местной промышленности и малого бизнеса в результате нестабильной работы градообразующих предприятий и снижение реальных доходов населения);

- старение населения (повышение среднего возраста);

- рост тарифов ЖКХ (как следствие снижение покупательского спроса);

- невысокий уровень заработной платы;

- дотационность бюджетов городских округов (снижение доли собственных доходов муниципалитета в общих доходах)


Библиографическая ссылка

Забазнова Т.А., Пацюк Е.В., Щукина Н.В., Карпушова С.Е., Суркова О.А., Решетникова М.В., Секачева Т.В., Ерохина Е.А. SWOT-АНАЛИЗ КАК ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МОНОГОРОДОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ – ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД МИХАЙЛОВКА И ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ФРОЛОВО) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-3. – С. 530-533;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1544 (дата обращения: 21.12.2024).