Введение
За последние десятилетия возросла доступность дистанционного образования через всемирную систему Интернет. Почти каждое высшее учебное заведение либо предлагает какую-то форму электронного обучения, либо обдумывает движение в этом направлении. Такая тенденция обоснована ростом потребителей образовательных услуг высшего образования как в развитых, так и в развивающихся странах. В развитых странах электронное обучение помогает увеличить охват учащихся на местном, национальном и международном уровнях. Во многих развивающихся странах численность населения растет высокими темпами, однако, мощности университетов, предоставляющие образовательные услуги, могут быть ниже уровня спроса на данные услуги. В свою очередь новые современные университеты не могут быть построены так быстро, чтобы успеть за ростом числа выпускников школ, желающих продолжать свое обучение в высшем учебном заведении. Таким образом, создание виртуальных организаций является одним из способов предоставления образовательных услуг высшего образования более широкому кругу потребителей.
Цель исследования – сформулировать преимущества и перспективы развития виртуальной организации как формы сетевого взаимодействия высшей школы на основе анализа и синтеза данных.
Материал и методы исследования
В качестве материала исследования использованы данные открытых источников в сети Интернет, личные разработки автора, учебная и научная литература. Основными методами исследования в статье являются общенаучные методы, а именно, анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы, а также графический метод демонстрации данных и метод группировки.
Результаты исследования и их обсуждение
В сфере образовательных услуг высшего образования существуют различные виды объединений, взаимодействий, альянсов высших учебных заведений. В данной научной работе будет рассмотрено сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего образования. Под «сетевым взаимодействием» в данной статье подразумевается система взаимодействия двух и более равноправных высших учебных заведений без доминанта-участника, но с возможностью возникновения временного лидера, с целью создания ценности [1]. Понятие «виртуальная организация» или в переводе с английского языка «сетевая организация» пришло в сферу образования из отрасли производства товаров и услуг. Сетевая организация — это совокупность взаимодействующих фирм, объединяющих различные ресурсы и виды деятельности для предоставления разнообразных продуктов (товаров или услуг) определенному сегменту рынка [2]. Следовательно, говоря о виртуальной организации в сфере высшего образования, под виртуальной организацией как формы сетевого взаимодействия подразумевается совокупность равноправных высших учебных заведений, взаимодействующих с целью создания новой ценности путем объединения ресурсов образовательных организаций, с использованием IT-технологий. Высшие учебные заведения договариваются работать согласованно для достижения общих целей. Ключевой целью взаимодействия университетов в рамках виртуальной организации сетевого взаимодействия является предоставление онлайн-обучения, распространение дистанционного обучения, как правило, студентам вузов-участников виртуальной организации.
В настоящее время существует множество примеров такого вида кооперации в России и за рубежом. В нашей стране функционирует с 2015 года Национальная платформа открытого образования, которую основали восемь высших учебных заведений, предлагая свои онлайн-курсы [3]. В данной виртуальной организации онлайн-курсами может воспользоваться любой человек, который найдет для себя какую-либо дисциплину. На данной платформе существуют и платные услуги. В случае если пользователь хочет получить сдать тест о прохождении курса и получить сертификат, то ему необходимо оплатить данную процедуру.
Примером виртуальной организации взаимодействия высших школ за рубежом может служить Канадский виртуальный университет (КВУ), в который входило одиннадцать канадских университетов. Основанная в 2000 году виртуальная организация считала своей целью продвижение дистанционного обучения высшего образования [4]. Участники КВУ сохранили право на независимость академической работы, включая прием, плату за обучение, содержание и дизайн курсов, систему оценивания, задания для получения кредитов и порядок апелляции. Студентам вузов-участников виртуальной организации было предложено более двух тысяч онлайн-курсов на выбор. Студенты могли выбрать курсы других вузов и при успешном освоении им гарантировался перевод кредитов по данной дисциплине. Единственным условием было наличие данной дисциплины в учебном плане студента. В июне 2019 Канадский виртуальный университет прекратил свое существование, сославшись на выполнение первоначальной цели, которую они перед собой ставили [5].
Одним из преимуществ виртуальных организаций в сфере образовательных услуг высшего образования по сравнению с другими видами сетевого взаимодействия является качество этих услуг. Естественно, университеты предлагают лучших преподавателей, лучшие курсы, последние разработки ученых в своих онлайн-курсах. Количество запросов курса на онлайн-платформе напрямую влияет на имидж высшей школы. Таким образом, вузу необходимо тщательно отбирать курсы и преподавателей, которые будут представлены в виртуальной организации.
Говоря о преимуществах для вузов-участников, стоит выделить увеличение узнаваемости высшей школы и увеличение количества студентов. Такие студенты могут выбрать отдельные курсы либо обучение по программам обмена студентами, либо программы двойных дипломов, если это указано в соглашении о сотрудничестве вузов в рамках виртуальной организации.
Стоит также сделать акцент на адаптивности виртуальной организации к возникающим обстоятельствам и изменениям, которые, несомненно, происходят в течение функционирования виртуальной организации [6]. Этот фактор, несомненно, является положительным для сетевого взаимодействия образовательных организаций и может быть достигнут путем внедрения и использования новейших достижений в области IT-коммуникаций.
Еще одним преимуществом можно назвать доступ к ресурсам других университетов виртуальной организации. В рамках курсов могут быть проиллюстрированы лучшие практики, последние достижения, приведены кейсы и симуляции, которые студенты могли бы не встретить в высшей школе, в которой они обучаются. То есть такой вид взаимодействия университетов позволяет студентам «расширить горизонт» получаемых знаний.
Для студентов виртуальной организации, несомненно, положительным фактором является обучение, так называемое, «в любом месте, в любое время». Студент может выбирать курсы, находясь в любом месте земного шара. Обучающийся, как правило, сам выбирает, когда ему изучить курс, так как он не привязан к расписанию занятий и другим студентам. Но так происходит не всегда. Цифровизация образовательных услуг высшего образования происходит высокими темпами в последние года, а в условиях нынешней эпидемиологической ситуации высшие школы все больше проявляют интерес к сетевому взаимодействию университетов и к виртуальным организациям, в частности. В связи с этим в рамках виртуальных организаций вузы-участники могут предлагать не только базу видеокурсов, но и онлайн-лекции. В этом случае студенты подключаются к онлайн-занятию посредством регистрации на курс и входа в электронную среду или платформу, в которой проводятся занятия.
Подводя итог стоит отметить, что положительный эффект от участия в виртуальной организации сетевого взаимодействия получает вуз-участник и студент как непосредственный пользователь. Разделив преимущества на две категории, результат представлен графически на рисунке ниже.
Преимущества участия образовательных организаций высшего образования в виртуальной организации сетевого взаимодействия
Источник: разработано автором
Данная форма взаимодействия имеет перспективы развития. Во-первых, такая тенденция связана с цифровизацией сферы образовательных услуг высшего образования в последние несколько лет. Во-вторых, достижения в информационных технологиях, развитие онлайн-платформ, инвестиции и внедрение VR разработок в сферу высшего образования. В-третьих, эпидемиологическая ситуация в мире, которая сложилась в настоящее время, подталкивает к дальнейшему изучению и исследованиям в области цифровых технологиях, в том числе в сере образовательных услуг высшего образования. Более того, основываясь на уже существующих виртуальных организациях и переняв их опыт, в процессе планирования создания и/или участие в виртуальной организации можно избежать и минимизировать ошибки и выстроить более актуальную структуру сетевого взаимодействия [7].
Выводы
Виртуальная организация как форма сетевого взаимодействия является достаточно перспективной, так как имеет ряд сильных сторон для всех участников виртуальной организации, включая саму высшую школу и студента как непосредственного пользователя данного взаимодействия. Такие преимущества как повышение узнаваемости вузов-участников и использование лучших практик студентами, которые были выявлены в данной научной статье, несомненно мотивируют образовательные организации высшего образования вступать в виртуальную организацию сетевого взаимодействия.
Библиографическая ссылка
Евлампиева Г.И. К ВОПРОСУ О ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФОРМЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-2. – С. 291-294;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1509 (дата обращения: 21.11.2024).