Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

К ВОПРОСУ О ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФОРМЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Евлампиева Г.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
В статье продемонстрированы преимущества участия высших учебных заведений в виртуальной организации как формы сетевого взаимодействия. Под сетевым взаимодействием подразумеваем систему взаимодействия равноправных высших учебных заведений без постоянного лидера в данной сети с целью создания ценности. Виртуальная организация является одной из форм сетевого взаимодействия наравне с стратегическим альянсом, кластером и другими, но отличается использованием IT-технологий, Интернет-ресурсов, онлайн-платформ для ее реализации. В статье рассмотрены преимущества участия в виртуальной организации сетевого взаимодействия и сформированы две группы, первая плюсы для вуза-участника и вторая для студента как непосредственного пользователя, преимуществ, которые в целом дают положительный эффект от участия в сетевом взаимодействии. Ключевыми преимуществами можно назвать повышение узнаваемости и увеличение количества студентов, с одной стороны, качество образовательных услуг и изучение лучших практик, с другой стороны, соответственно. Основываясь на произведенном анализе, можно сделать вывод, что виртуальная организация как форма сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования имеет перспективы развития.
виртуальная организация
сетевое взаимодействие
высшая школа
образовательные услуги
высшее образование
1. Евлампиева Г.И. О мотивации участие высших школ в сетевых структурах // Вестник российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2018. №2 (22). С. 28-34.
2.  Hakanson H. Evolution Processes in Industrial Networks. In: Industrial Networks. A new View of Reality. London: Routledge. 1988. P. 135.
3. Открытое образование. URL: http://npoed.ru. (дата обращения: 10.12.2020).
4. Canadian Virtual University. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Canadian_Virtual_University. (дата обращения: 10.12.2020).
5. Alcock C. Canadian Virtual University discontinued. 2019. URL: https://citl.mun.ca/news.php?id=12270 (дата обращения: 08.12.2020).
6. Мелякова Е.В. Современные подходы к управлению сетевыми и виртуальными организациями // Проблемы современной экономики. 2015. № 4 (56). С. 121-123.
7. Richards G. A Guide to Virtual Universities for Policy-Makers. Commonwealth of Learning. 2015. URL: http://oasis.col.org/bitstream/handle/11599/1723/2015_Richards_VirtualUniversities-Policy-Makers.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.12.2020).

Введение

За последние десятилетия возросла доступность дистанционного образования через всемирную систему Интернет. Почти каждое высшее учебное заведение либо предлагает какую-то форму электронного обучения, либо обдумывает движение в этом направлении. Такая тенденция обоснована ростом потребителей образовательных услуг высшего образования как в развитых, так и в развивающихся странах. В развитых странах электронное обучение помогает увеличить охват учащихся на местном, национальном и международном уровнях. Во многих развивающихся странах численность населения растет высокими темпами, однако, мощности университетов, предоставляющие образовательные услуги, могут быть ниже уровня спроса на данные услуги. В свою очередь новые современные университеты не могут быть построены так быстро, чтобы успеть за ростом числа выпускников школ, желающих продолжать свое обучение в высшем учебном заведении. Таким образом, создание виртуальных организаций является одним из способов предоставления образовательных услуг высшего образования более широкому кругу потребителей.

Цель исследования – сформулировать преимущества и перспективы развития виртуальной организации как формы сетевого взаимодействия высшей школы на основе анализа и синтеза данных.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования использованы данные открытых источников в сети Интернет, личные разработки автора, учебная и научная литература. Основными методами исследования в статье являются общенаучные методы, а именно, анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы, а также графический метод демонстрации данных и метод группировки.

Результаты исследования и их обсуждение

В сфере образовательных услуг высшего образования существуют различные виды объединений, взаимодействий, альянсов высших учебных заведений. В данной научной работе будет рассмотрено сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего образования. Под «сетевым взаимодействием» в данной статье подразумевается система взаимодействия двух и более равноправных высших учебных заведений без доминанта-участника, но с возможностью возникновения временного лидера, с целью создания ценности [1]. Понятие «виртуальная организация» или в переводе с английского языка «сетевая организация» пришло в сферу образования из отрасли производства товаров и услуг. Сетевая организация — это совокупность взаимодействующих фирм, объединяющих различные ресурсы и виды деятельности для предоставления разнообразных продуктов (товаров или услуг) определенному сегменту рынка [2]. Следовательно, говоря о виртуальной организации в сфере высшего образования, под виртуальной организацией как формы сетевого взаимодействия подразумевается совокупность равноправных высших учебных заведений, взаимодействующих с целью создания новой ценности путем объединения ресурсов образовательных организаций, с использованием IT-технологий. Высшие учебные заведения договариваются работать согласованно для достижения общих целей. Ключевой целью взаимодействия университетов в рамках виртуальной организации сетевого взаимодействия является предоставление онлайн-обучения, распространение дистанционного обучения, как правило, студентам вузов-участников виртуальной организации.

В настоящее время существует множество примеров такого вида кооперации в России и за рубежом. В нашей стране функционирует с 2015 года Национальная платформа открытого образования, которую основали восемь высших учебных заведений, предлагая свои онлайн-курсы [3]. В данной виртуальной организации онлайн-курсами может воспользоваться любой человек, который найдет для себя какую-либо дисциплину. На данной платформе существуют и платные услуги. В случае если пользователь хочет получить сдать тест о прохождении курса и получить сертификат, то ему необходимо оплатить данную процедуру.

Примером виртуальной организации взаимодействия высших школ за рубежом может служить Канадский виртуальный университет (КВУ), в который входило одиннадцать канадских университетов. Основанная в 2000 году виртуальная организация считала своей целью продвижение дистанционного обучения высшего образования [4]. Участники КВУ сохранили право на независимость академической работы, включая прием, плату за обучение, содержание и дизайн курсов, систему оценивания, задания для получения кредитов и порядок апелляции. Студентам вузов-участников виртуальной организации было предложено более двух тысяч онлайн-курсов на выбор. Студенты могли выбрать курсы других вузов и при успешном освоении им гарантировался перевод кредитов по данной дисциплине. Единственным условием было наличие данной дисциплины в учебном плане студента. В июне 2019 Канадский виртуальный университет прекратил свое существование, сославшись на выполнение первоначальной цели, которую они перед собой ставили [5].

Одним из преимуществ виртуальных организаций в сфере образовательных услуг высшего образования по сравнению с другими видами сетевого взаимодействия является качество этих услуг. Естественно, университеты предлагают лучших преподавателей, лучшие курсы, последние разработки ученых в своих онлайн-курсах. Количество запросов курса на онлайн-платформе напрямую влияет на имидж высшей школы. Таким образом, вузу необходимо тщательно отбирать курсы и преподавателей, которые будут представлены в виртуальной организации.

Говоря о преимуществах для вузов-участников, стоит выделить увеличение узнаваемости высшей школы и увеличение количества студентов. Такие студенты могут выбрать отдельные курсы либо обучение по программам обмена студентами, либо программы двойных дипломов, если это указано в соглашении о сотрудничестве вузов в рамках виртуальной организации.

Стоит также сделать акцент на адаптивности виртуальной организации к возникающим обстоятельствам и изменениям, которые, несомненно, происходят в течение функционирования виртуальной организации [6]. Этот фактор, несомненно, является положительным для сетевого взаимодействия образовательных организаций и может быть достигнут путем внедрения и использования новейших достижений в области IT-коммуникаций.

Еще одним преимуществом можно назвать доступ к ресурсам других университетов виртуальной организации. В рамках курсов могут быть проиллюстрированы лучшие практики, последние достижения, приведены кейсы и симуляции, которые студенты могли бы не встретить в высшей школе, в которой они обучаются. То есть такой вид взаимодействия университетов позволяет студентам «расширить горизонт» получаемых знаний.

Для студентов виртуальной организации, несомненно, положительным фактором является обучение, так называемое, «в любом месте, в любое время». Студент может выбирать курсы, находясь в любом месте земного шара. Обучающийся, как правило, сам выбирает, когда ему изучить курс, так как он не привязан к расписанию занятий и другим студентам. Но так происходит не всегда. Цифровизация образовательных услуг высшего образования происходит высокими темпами в последние года, а в условиях нынешней эпидемиологической ситуации высшие школы все больше проявляют интерес к сетевому взаимодействию университетов и к виртуальным организациям, в частности. В связи с этим в рамках виртуальных организаций вузы-участники могут предлагать не только базу видеокурсов, но и онлайн-лекции. В этом случае студенты подключаются к онлайн-занятию посредством регистрации на курс и входа в электронную среду или платформу, в которой проводятся занятия.

Подводя итог стоит отметить, что положительный эффект от участия в виртуальной организации сетевого взаимодействия получает вуз-участник и студент как непосредственный пользователь. Разделив преимущества на две категории, результат представлен графически на рисунке ниже.

Doc3.pdf

Преимущества участия образовательных организаций высшего образования в виртуальной организации сетевого взаимодействия

Источник: разработано автором

Данная форма взаимодействия имеет перспективы развития. Во-первых, такая тенденция связана с цифровизацией сферы образовательных услуг высшего образования в последние несколько лет. Во-вторых, достижения в информационных технологиях, развитие онлайн-платформ, инвестиции и внедрение VR разработок в сферу высшего образования. В-третьих, эпидемиологическая ситуация в мире, которая сложилась в настоящее время, подталкивает к дальнейшему изучению и исследованиям в области цифровых технологиях, в том числе в сере образовательных услуг высшего образования. Более того, основываясь на уже существующих виртуальных организациях и переняв их опыт, в процессе планирования создания и/или участие в виртуальной организации можно избежать и минимизировать ошибки и выстроить более актуальную структуру сетевого взаимодействия [7].

Выводы

Виртуальная организация как форма сетевого взаимодействия является достаточно перспективной, так как имеет ряд сильных сторон для всех участников виртуальной организации, включая саму высшую школу и студента как непосредственного пользователя данного взаимодействия. Такие преимущества как повышение узнаваемости вузов-участников и использование лучших практик студентами, которые были выявлены в данной научной статье, несомненно мотивируют образовательные организации высшего образования вступать в виртуальную организацию сетевого взаимодействия.


Библиографическая ссылка

Евлампиева Г.И. К ВОПРОСУ О ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФОРМЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-2. – С. 291-294;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1509 (дата обращения: 21.11.2024).