Введение
В современных условиях повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики во многом зависит от уровня государственной поддержки. При этом, важно отметить, что хозяйствующие субъекты аграрного сектора экономики в большой степени влияют на развитие сельских территорий, так как они выступают в качестве основных работодателей на селе и способны оказывать положительное воздействие на сохранение природы и уход за культурным ландшафтом.
В свою очередь, подчеркивается, что развитие сельских территорий – это капиталоемкий процесс, требующий постоянной государственной поддержки и крупных инвестиций, особенно в случае разработки и внедрения инновационных стратегических подходов [3].
Государственная поддержка представляет собой сложный механизм, обеспечивающий формирование правовых и экономических условий и стимулов для развития деятельности экономических субъектов, включая помощь в обеспечении их финансовыми, материальными и другими видами ресурсов.
Отмечается, что государственная поддержка должна обеспечивать благоприятные условия для функционирования отечественных товаропроизводителей, стимулировать производство высококачественной продукции, а также повышать конкурентоспособность сельскохозяйственных товаров и услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынках [2].
Соответственно, в этой связи, актуальным является исследование вопросов, связанных с оценкой мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики на региональном уровне.
Цель исследования
Цель заключается в оценке мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики.
Материал и методы исследования
Для проведения исследования были использованы данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, материалы научных публикаций. В качестве основных методов исследования выступили такие, как диалектический, абстрактно-логический и статистико-экономический.
Результаты исследования и их обсуждение
Аграрный сектор экономики Республики Мордовия развивается довольно интенсивно, он модернизируется и становится более высокотехнологичным. За последние пять лет (с 2015 года по 2019 год) в хозяйствах всех категорий региона стоимость продукции сельского хозяйства возросла с 53554,7 до 72221,5 млн. рублей (на 34,9 %) (табл. 1).
Таблица 1
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Республики Мордовия, млн. рублей
Наименование показателя |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2019 г. к 2015 г., % |
Продукции сельского хозяйства всего |
53554,7 |
58678,5 |
59724,0 |
63662,2 |
72221,5 |
134,9 |
в том числе: |
||||||
растениеводства |
21989,0 |
25207,3 |
23274,1 |
24558,8 |
30725,2 |
139,7 |
животноводства |
31565,7 |
33471,2 |
36449,9 |
39103,4 |
41496,3 |
131,5 |
Из данных таблицы также видно, что за анализируемый период стоимость продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий возросла на 39,7 %, а продукции животноводства – на 31,5 %.
В регионе (в хозяйствах всех категорий) за последние пять лет урожайность зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки повысилась с 2,32 до 2,78 т с гектара, валовой сбор зерна при этом увеличился с 1039,6 до 1226,6 тыс. т (на 18,0 %). За пять исследуемых лет в хозяйствах всех категорий республики производство овощей возросло с 97,1 до 100,3 тыс. т. (на 3,3 %) [7].
В хозяйствах всех категорий региона за исследуемый период по скоту и птице (в убойном весе) произошел рост с 181,8 до 233,7 тыс. т. (на 28,5 %), по валовому производству молока – с 404,3 до 453,1 тыс. т. (на 12,1 %). Следует отметить, что в регионе за пять лет надой молока от одной коровы (в крупных и средних сельскохозяйственных организациях) возрос с 5755 до 7108 кг (на 23,5 %). Вместе с тем, в хозяйствах всех категорий Республики Мордовия на начало 2020 года поголовье крупного рогатого скота составляло 200,1 тыс. голов, за пять оно сократилось на 31,6 тыс. голов, а поголовье коров – с 82,2 до 72,8 тыс. голов.
Следует отметить, что в регионе сальдированный финансовый результат организаций по такому виду деятельности как сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (без субъектов малого бизнеса) в 2019 году составил 5638,6 млн. рублей, только за год произошло увеличение данного показателя на сумму 980,1 млн. рублей. При этом доля прибыльных организаций увеличилась с 89,6 до 90,0 %, но вместе с тем 10,0 % хозяйствующих субъектов данного вида деятельности, закончило 2019 год с убытком [7].
Отмечено, что эффективность деятельности хозяйствующего субъекта во многом определяется уровнем использования имеющихся ресурсов [4].
В сложившихся условиях возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах с инновационным мышлением, которые способны анализировать разные способы и варианты решения возникающих проблем. Вместе с тем, уровень обеспечения сельскохозяйственных организаций региона квалифицированными специалистами составил в 2019 году только 88,4 % [1].
Следует отметить, что в Республике Мордовия в соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием внедрена целостная система направлений финансирования хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики.
Вместе с тем, объемы финансирования сельского хозяйства региона за последние пять лет существенно сократились (табл. 2) [5].
Таблица 2
Объемы финансирования сельского хозяйства Республики Мордовия, млн. рублей
Источник финансирования |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2019 г. к 2015 г., % |
Федеральный бюджет |
2524,4 |
2362,4 |
1947,2 |
2004,2 |
1805,8 |
71,5 |
Бюджет Республики Мордовия |
1864,0 |
2105,8 |
763,0 |
1084,8 |
616,4 |
33,1 |
Всего |
4388,4 |
4468,2 |
2710,2 |
3089,0 |
2422,2 |
55,2 |
В частности, общий объем финансирования сократился на 44,8 %, при этом его объемы за счет регионального бюджета сократились на 66,9 %.
При этом следует отметить, что в 2020 году в регионе планируется увеличить объемы финансирования хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики до 3307,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – до 2677,0 млн. рублей и из регионального бюджета – до 630 млн. рублей.
В частности, в 2020 году определено выделение субсидий по следующим направлениям:
– субсидирование инвестиционных кредитов, полученных до 1 января 2017 года;
– субсидии на мелиоративные мероприятия и культуртехнические работы (в том числе в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК»);
– субсидии на реализацию федерального и региональных проектов «Содействие развитию фермерства и кооперации»;
– стимулирующая субсидия (направленная на прирост продукции в приоритетных направлениях: развитие малых форм хозяйствования; производство зерновых и зернобобовых культур, масличных культур, льна-долгунца и (или) конопли, овощей открытого грунта, продукции плодово-ягодных насаждений, включая посадочный материал; закладку и уход за многолетними насаждениями; производство молока; специализированного мясного скотоводства);
– компенсирующая субсидия (направленная на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства: «погектарная поддержка»; на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного сельскохозяйственными товаропроизводителями на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока; субсидирование племенного животноводства; субсидирование элитного семеноводства; субсидирование специализированного мясного скотоводства; сельскохозяйственное страхование; гранты научным и образовательным организациям на развитие элитного семеноводства) [5].
Следует отметить, что в современных условиях в качестве эффективного и проверенного механизма, способствующего решению проблем, стоящих перед хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в аграрном секторе экономики, выступает программно-целевое регулирование, что объясняется целостной системой его правового, информационного, материального и денежного обеспечения.
В частности, подтверждением служат, показатели эффективности реализации Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы, рассчитанные на основе плановых и фактических данных за исследуемый период, представленные в табл. 3 [6].
Из данных таблицы видно, что эффективность реализации данной Государственной программы оценивается как высокая, при этом, в целом она имеет тенденцию повышения, что свидетельствует о достижении программных целей и обеспечении решения установленных в ней задач. Следовательно, это также может характеризовать программно-целевое регулирование как важнейший механизм, с помощью которого осуществляется увязка стратегического и бюджетного планирования.
На современном этапе реализуется Государственная программа Республики Мордовия «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы». Она включает подпрограммы: «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения»; «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях»; «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях». Ее финансирование за весь период составит 18377,9 млн. рублей, в том числе 1252,7 млн. рублей в 2020 году [5].
Соответственно, это актуально, учитывая довольно сложную социально-экономическую и демографическую ситуацию, сложившуюся на сельских территориях региона, и, безусловно, важно в плане повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики.
Таблица 3
Оценка эффективности реализации Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы»*
Наименование показателя |
2015 г. |
2017 г. |
2019 г. |
Степень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) |
1,523 |
1,690 |
3,364 |
Степень реализации основных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации |
0,890 |
0,895 |
0,769 |
Степень соответствия запланированному уровню расходов республиканского бюджета Республики Мордовия |
0,893 |
0,959 |
0,956 |
Эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия |
0,997 |
0,933 |
0,804 |
Эффективность реализации Государственной программы в целом |
1,52 |
1,58 |
2,71 |
Примечание. *В 2015-2017 гг. Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
Заключение
В современных условиях для того, чтобы обеспечить повышение эффективности государственной поддержки хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики важно консолидировать финансовые и управленческие ресурсы. При этом, поддержка должна, прежде всего, заключаться в участии в разработке программ финансового оздоровления и модернизации аграрного сектора экономики государственными органами управления всех уровней, при этом, они должны не столько заниматься распоряжением бюджетных средств, сколько принимать активное участие в разработке программ развития аграрного сектора экономики. В данном случае, государство приобретает роль соучастника производственного процесса, осуществляемого предприятиями и организациями аграрного сектора экономики, проводя его финансирование. Данная система обеспечивает сосредоточение усилий хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики и органов государственного управления на выявлении внутренних резервов и мобилизации внешних источников финансирования.
Таким образом, решение проблемы повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики во многом зависит от уровня государственной поддержки. В качестве важнейшего инструмента в системе мер поддержки в условиях современных экономических реалий можно выделить программно-целевое регулирование, обеспечивающее достижение целей и комплексное решение задач в плане правового, информационного, денежного и материального обеспечения.
Библиографическая ссылка
Ерочкина Н.В., Потапова Л.Н. ОЦЕНКА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-1. – С. 40-44;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1392 (дата обращения: 21.11.2024).