Уровень и устойчивость развития субъектов Российской Федерации в значительной степени определяются качеством планирования и финансирования расходов регионального бюджета, что определяет обоснованность выбора ориентиров для бюджетных расходов, адекватность их объемов для достижения стратегических и тактических целей социально-экономической политики страны и регионов, бюджетных расходов.
Целью исследования является разработка направлений повышения качества планирования и финансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках обеспечения устойчивости бюджетной системы региона.
Предметом исследования являются теоретические, методические и организационно-правовые аспекты планирования и финансирования расходов региональных бюджетов в Российской Федерации.
Методологическая основа данного исследования опирается на общенаучные методы (сбор данных, их преобразование посредством анализа, синтеза, обобщения, группировки, классификации и графической обработки).
Среди мер по улучшению планирования и финансирования расходов регионального бюджета, прежде всего следует отметить, что эффективное и ответственное управление региональными финансами предполагает использование подхода, основанного на оценке риска, который позволяет выявить и впоследствии воздействие на проблемный объект. В то же время классификация рисков позволяет максимально точно идентифицировать риск, что, в свою очередь, позволяет разработать конкретные механизмы для минимизации негативных последствий и быстрого реагирования на проблемы.
В таблице 1 представлена классификация рисков, связанных с планированием и финансированием бюджетных расходов Республики Мордовия, и предлагаются меры по их минимизации в зависимости от конкретного вида риска.
Активное использование риск-ориентированного подхода при планировании и финансировании бюджетных расходов Республики Мордовия позволит:
- прогнозировать развитие ситуации в будущем, вырабатывая различные варианты действий как в рамках управления бюджетными расходами в Республике Мордовия, так и в рамках регулирования социально-экономического развития региона в зависимости от его изменения;
- минимизировать влияние негативных последствий;
- повысить эффективность бюджетных расходов;
- администраторы бюджетного администрирования создают мотивационные механизмы для повышения качества своей работы;
- создать более справедливую систему оплаты труда должностных лиц финансовых органов власти Республики Мордовия;
Таблица 1
Риски планирования и финансирования бюджетных расходов Республики Мордовия
Классификационный признак |
Вид риска |
Меры по минимизации риска в процессе управления расходами бюджета РМ |
Составление проекта бюджета |
- риск низкого качества планирования - риск нарушения сроков составления проекта бюджета |
- разработка долгосрочных прогнозов развития РМ с учетом различных вариантов (в т.ч. стресс-ситуаций); - установление административной ответственности должностных лиц за нарушение сроков составления проекта бюджета; - введение поощрительных мер в отношении должностных лиц Минфина РМ с высоким качеством бюджетного планирования. |
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета |
- риск нарушения сроков рассмотрения и утверждения проекта бюджета; - риск нарушения процедур рассмотрения и утверждения проекта бюджета; - риск утверждения бюджета с расходами, не подкрепленными соответствующей суммой доходов и источников финансирования его дефицита. |
- усиление ответственности за нарушение порядка, сроков и процедур рассмотрения и утверждения проекта бюджета; - установление административной ответственности должностных лиц за представление и размещение недостоверной информации при рассмотрении и утверждении бюджета. |
- обеспечение согласованности действий исполнительных (в том числе финансовых), законодательных и надзорных органов;
- установить активное взаимодействие между муниципальными районами Молдовы, что в конечном итоге может стать дополнительным стимулом для экономического роста в регионе;
- улучшение качества бюджетного планирования и бюджетирования.
В контексте совершенствования планирования и финансирования бюджетных расходов Республики Мордовия и ее организации, структура веб-сайта Министерства финансов РМ должна быть реструктурирована и определена с учетом требований эффективного и ответственного управления государственными финансами.
- состав и содержание информации, которая обязательно раскрывается в случае публичного доступа;
- сроки хранения информации (в годах);
- частота публикации;
- список рекомендуемых и допустимых ссылок на внешние ресурсы (например, на официальные сайты контрольно-ревизионных органов или законодательных органов).
Для решения существующей в Российской Федерации проблемы отсутствия системы стимулирования для Республики Мордовия и лиц, ответственных за финансовые власти региона, необходимо ввести:
а) дополнительные меры поддержки в форме межправительственных трансфертов и пожертвований;
б) бонусные схемы для должностных лиц финансовых органов власти субъекта Российской Федерации за достижение высоких позиций в регионах с точки зрения качества управления бюджетными расходами.
В рамках усиления ответственности должностных лиц финансовых органов власти Республики Мордовия за нарушение бюджетных положений в области управления бюджетными расходами представляется целесообразным установить ответственность:
- за невыполнение целевых показателей государственных программ Республики Мордовия (лица, разрабатывающие и утверждающие государственные программы, должны нести как административные, так и дисциплинарные меры, если целевые показатели не выполнены);
- за преждевременное внесение нормативных актов в бюджет и бюджетную политику, а также в случае размещения неточного и / или юридически неграмотного (что явно противоречит поведению Российской Федерации по увеличению не только финансов [5], но и знания бюджета населения) установление ответственности административным должностным лицам лица финансовых органов Республики Мордовия в виде штрафа (в случае повторного нарушения в одном и том же финансовом году одним и тем же должностным лицом - привлечение к дисциплинарной ответственности).
В то же время за отсутствие нормативно-правовых актов на веб-сайте Министерства финансов Республики Мордовия руководитель финансового органа также должен нести ответственность, а за систематическое нарушение и высшее должностное лицо Республики Мордовия.
Для повышения эффективности государственных программ Республики Мордовия (особенно в социальной сфере) необходимо следующее:
a) обеспечение ответственного выбора целей национальной программы с учетом возможной возможности объективной оценки ее достижения, с тем чтобы сделать вывод об изменении качества финансового управления.
б) создать аналитические таблицы, которые устанавливают связь: цели и задачи государственных программ с общепризнанными направлениями, концепциями и стратегиями социально-экономического развития региона; Целевые показатели для государственных программ с указанными в них целями [2].
В целях стимулирования лучшего планирования и финансирования бюджетных расходов Республики Мордовия также возможно:
1) включение в методику оценки качества оценки управления бюджетными расходами Республики Мордовия в качестве критерия наличия бюджетного прогноза;
2) разработать долгосрочные стратегические планы, увеличить горизонт прогнозирования (в настоящее время статья 170.1, минимальный срок прогнозирования бюджета составляет 12 лет) и периодичность (в настоящее время один раз в шесть лет).
Кроме того, требуются периодические обзоры лучших практик управления субъектами Российской Федерации с публикацией этой информации на сайте Министерства финансов Российской Федерации.
При оценке качества государственных и муниципальных услуг, оказываемых гражданами, мы предлагаем использовать современные информационные и коммуникационные технологии (в том числе через сеть Интернет, запуская соответствующие опросы на Едином портале бюджетной системы и размещая ссылки для их проведения на всех сайтах государства. властями Российской Федерации и органами, оказывающими государственные и муниципальные услуги) [1], а также нестандартными подходами, позволяющими оперативно выяснить мнения граждан о качестве предоставляемых услуг. В частности, эти оценки могут быть сделаны путем установки специальных урн для голосования или других контейнеров для голосования в организациях, предоставляющих соответствующие услуги (например, в клиниках и библиотеках). Конечно, возможность применения этого метода оценки ко всем организациям, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, ограничена сроками предоставления соответствующих услуг и возможностью получения надежных результатов (например, в образовательные организации, особенно на школьном и дошкольном уровнях) [4].
Наконец, представляется целесообразным решить имеющиеся проблемы работы со статистической информацией. Так, в частности, предлагаем прийти к единой последовательности субъектов Российской Федерации при стратегическом планировании (так, например порядок перечисления субъектов Российской Федерации отличается даже в государственных программах Российской Федерации, принятых одновременно («Развитие здравоохранения» и «Содействие занятости населения»), формировании статистических данных по регионам (в настоящее время субъекты Российской Федерации перечислены не только в разной последовательности на сайте Федеральной службы государственной статистики и Министерства финансов Российской Федерации, но и на сайте Минфина России и подведомственных ему служб) и ускорить процесс подведения статистических итогов, т.к. ряд показателей становятся известными более чем через год после окончания отчетного периода, что затрудняет возможности для оперативного их использования в процессе управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации [3].
Реализация разработанного нами перечня предложений не только улучшит качество планирования и финансирования бюджетных расходов Республики Мордовия, но и обеспечит более полное и эффективное выполнение принципов бюджетной системы с учетом международных требований и в соответствии с существующими экономическими проблемами.
Библиографическая ссылка
Бусалова С.Г., Филева А.Н. ПРОБЛЕМАТИКА В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 10-2. – С. 116-119;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1355 (дата обращения: 21.12.2024).