Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИНСТИТУЦИОНАНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКОЙ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЦИКЛОВ И ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИИ НООСФЕРНОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

Новицкий Н.А. 1
1 ФГБУН Институт экономики РАН
Исследованы проблемы интеллектуального цифрового управления экономикой в новой информационной системе общество, человек, знания, природа. На этой основе определен новый подход к формированию подсистем государственного управления цифровой экономикой. Определены формы развития инвестиционных циклов. Рассмотрены пути использования искусственного интеллекта. Обосновано создание институтов и правовых механизмов программирования новых интеллектуальных подсистем и требования к обоснованию правовых и законодательных актов регулирования цифровой экономикой. Рекомендована целесообразность создания Национальной системы государственного управления цифровой экономикой.
государственное управление
цифровая экономика
инвестиционные циклы
искусственный интеллект
информационная система
общество
человек
знания
природа
государственные правовые механизмы
законодательные акты
нооосферный технологический уклад
1. Путин В.В. О программе развития цифровой экономики // Материалы «Заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам». Ново-Огарево. 5 июля 2017 г. Москва. http//kremlin/ru/president/news/54083.
2. Тофлер Элвин. Шок будущего. [Электронный ресурс]. URL: https://apparat.cc›world/toffler-futureshock.
3. Вернадский В.И. Биосфера и Ноосфера. М.: Наука, 1989.
4. Чубайс А. Выступление. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www^Qmwoutube.com/watch?v=ROUhbP5p3ro).
5. Билл Гейтс. Выступление. 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/columns/2010/03/18/vaccine.
6. Тофлер Элвин. Третья волна. (Перевод с английского, научный редактор П.С. Гуревич). М.: «Фирма «Издательство ACT», 2004. С. 6-261.
7. В.И. Вернадский. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.
8. Гирусов Э.В. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. // Общество и природа. М., 1981.
9. Смотрицкая И.И. Российская экономика на фоне мировой пандемии: основные контуры «новой реальности» // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. № 2. С. 4-15.
10. Новицкий Н.А. Эволюционные основы государственного управления в системе: «общество – человек – знания – природа» // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 61-68.
11. Галль Л. В мире сверхслабых. Нелинейная квантовая биоэнергетика: Новый взгляд на природу жизни. М., 2009.
12. Речь В.В. Путина на «Заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам». 5 июля 2017 г. Ново-Огарево. [Электронный ресурс]. URL: /http//kremlin/ru/president/news/54083.
13. Новицкий Н.А. Повышение качества управления специальными инвестиционными контрактами на основе института хеджирования рисков в целях эффективной реализации национальных программ // Управление риском. 2019. № 3.
14. Экономическая история мира в 5 томах. Том 5 // Под общ. ред. М.В. Конотопова. 3-е изд., доп. и дораб. СПб.: Алетейя, 2018. Т. 5. Реформы 90-х годов XX века в странах Восточной Европы. С. 502-546.
15. Новицкий Н.А. Концептуальный подход к государственному управлению цифровой экономикой путем развития системы «общество – человек – знания – природа» // Страховое Дело. 2018. № 11.
16. НАУФОР. Ежегодное исследование активности граждан на фондовом рынке за 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://naufor.ru/.
17. Зельднер А.Г. Офсетные контракты в управлении привлечением инвестиций в проекты с гарантированным спросом. // Финансовая экономика. 2020. № 2. С. 41-44.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности.
19. Новицкий Н.А. Инвестиционная политика развития технологического базиса инновационного воспроизводства: монография. ИЭ РАН, 2014. 224 с.
20. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.

В.В. Путин: «...цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути – это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества» [1].

Введение

В современном мире сегодня всеми признается, что активно происходит развертывание глобального системного кризиса, усиление гиперконкурентной борьбы, нарастание неуправляемости в социально-экономическом и биогенетичеком научно-интеллектуальном развитии усиление факторов инвестиционных рисков и нестабильности во всех сферах и на всех уровнях экономики и общества, что приводит к разрушению индустриально-рыночного фундаментализма и к разрастанию хаоса в глобальном и на региональных рынках (шок «будущего») [2], Причем социально-психоэнергетические и биогенетические тенденции выходят на передовые позиции в движении интеллектуального биотехнологического прогресса. Речь идет о зарождении «ноосферной» биотронной интеллектуальной технологической цивилизации на основе Знаний, Искусственного интеллекта и Духовности [3], предсказанной великим российским ученым академиком В.И. Вернадским.

Происходит явное разрушение теоретических догм: теории потребления, теории саморегулируемого рынка, стихийного установления механизмов индустриально-рыночного порядка, непрерывного и спонтанного развития научно-технического и биотронного прогресса. Усиливаются факторы социально-интеллектуального и биотронного воздействия на человеческий прогресс, в том числе из – за активизации биолого-вирусной пандемии.

Большинство мировых олигархических структурных систем и их предводители находятся в паническом состоянии и для сохранения глобальных механизмов управления транснациональными капиталами предлагают ограничить биотронные факторы развития путем кардинального сокращения населения (А. Чубайс) [4] и применения наночипирования и биопсихотронного управления человеческим сознанием (Бил Гейтс) [5], в целях ограничения активности биотронного прогресса, в том числе путем применения нановирусных технологий.

1. Эволюционные предпосылки развития ноосферной цифровой экономики.

Сегодня всеми признается, что интеллектуальный биотехнологический прогресс становится главным фактором генерации эволюционного развития мировой экономики. Перед Россией особенно остро стоит проблема целевой переориентации на путь развития цифровой экономики нового биотронного интеллектуально-технологического ноосферного уклада на основе Знаний и Искуственного интеллекта.

Предстоит сделать гигантский прорыв и сконцентрировать все интеллектуальные и финансовые ресурсы на новых интеллектуально-информационнных технологиях путем перехода к новому этапу ноосферной супериндустриализации с широким применением Искусственного интеллекта. Новый синтез интеллектуального, биотехнологического и социально-экономического прогресса в условиях рождения ноосферного биотронного интеллектуально-технологичесого уклада позволит создать предпосылки и обстоятельства, которые сегодня представляют собой величайшую общественную ценность, в то же время содержат в себе и потрясающие новые возможности человеческого прогресса путем перехода к новой супериндустриальной ноосферной Цивилизации.

Придерживаясь мнения фундаментальной теоретической позиции Э. Тофлера [6] многие ученые и мы считаем, что при переходе к новой волне человеческой эволюции (прошли «третью волну» по его определению, а с учетом его новой работы «шок будушего» уже неизбежно возникает и «четвертая волна») речь идет о зарождении новой цивилизации – более здоровой, благоразумной и ментально устойчивой, более интеллектуально пристойной и более демократической, чем любая из известных нам до сих пор, охватывающая все ноосферное космическое пространство вокруг нашей планеты.

На гребне «четвертой волны происходит интеллектуально-ментальный прорыв в предкосмическую ноосферную цивилизацию, на основе возникающего синтеза множества новых отношений в интеллектуально-технологической и социальноэкономической сферах человеческого прогресса, создающая и синтезирующая самые оптимистические прогрессивные достижения в различных областях нового постиндустриального воспроизводства. Прежде всего, возникает синтез новых общественных и интеллектуально-технологических отношений между прорывными энергетическими квантовыми возможностями воспроизводства и новыми формами семейной жизни. Возникает новый синтез взаимодействия между интеллектуальными достижениями человечества и современными методами воспроизводства, основанные на движении человеческого общества за нравственное самоусовершенствование (духовность, телекинез, телепортация, квантовая энергетика, ментальные формы взаимодействия искусственного интеллекта на основе программирования – и это лишь небольшое количество примеров), что неизбежно будет приводить к зарождению суперинтеллектуального воспроизводства ноосферной космической цивилизации Речь идет о формировании ноосферной интеллектуальной биотронной космической цивилизации, генерирующей духовные ментально-интеллектуальные цели биотронного космического развития.

novickii1.tif

Формирование управляющих взаимосвязей в процессе развития цифровой макроэкономической системной платформы эволюционного развития человеческой цивилизации

Советский академик В.И. Вернадский [7] обосновал теоретические положения эволюционного движения человечества к эпохе разума, основанной на знаниях, и назвал будущую эпоху «ноосферой». По мере развития человеческого индивидуума, и общественного его обособления от природной среды возникает глобальная системная триада – «человек, общество и природа» [8], довольно подробно исследованные в отечественной общественно – экономической литературе. Вместе с тем, на современном этапе глобального эволюционного прогресса целесообразно расширить традиционную триаду и дополнительно включить в нее системный блок «знаний» (рисунок).

Наша социально-экономическая система находится на начальной стадии перехода к новой цивилизации основанной на Знаниях. Общественноэкономические научные анклавы стыдливо топчутся около остатков «скелета» капитализма и не решаются противоречить демократическим догмам. Предстоит переступить через «мусор капитализма», чтобы прорываться в ноосферную космическую цивилизацию основанную на Знаниях и на высоком ментальном духовном интеллекте. Государству необходимо сформулировать и решать многие проблемы трансформации Знаний в реальные социально-экономические процессы и в Духовное развитие Человека. Предстоит рассмотреть и сформулировать теоретические основы формирования ноосферного воспроизводственного интеллектуально-технологического биотронного процесса в симбиозе с социально-экономической системой и освоением окружающего космического пространства.

Особенно острые проблемы обнажаются в интеллектуально-ментальном формировании образа новой духовно-космической цивилизации, основанной на Знаниях. Необходимо разрешение накопившихся противоречий между морально прогнившей теорией капиталистического присвоения общественного богатства и неумеренного частного олигархического потребления и новыми морально-этическими социально-психологическими целями интеллектуально-духовного развития Человеческого общества. Многие капиталистические догмы навязываются продвинутыми гарвардскими и оксфордскими олигархическими научными школами, обслуживающими одуревающих от избытка присвоенных богатств олигархами, страшно напуганных мощной космической психоэнергетикой просыпающегося человеческого сообщества от фейковых теорий «процветающего капитализма».

В тоже время, нарастающая активность человеческой биоэнергетики, вспыхнувшая на волне коронавирусной пандемии, полностью отторгает эксплуататорскую жестокость олигархической капиталистической пирамиды, как системообразующую в ноосферном интеллектуально-духовном сообществе и ориентирует социально-экономический прогресс на достижение высшего качества в нашей социально справедливой интеллектуальной (в том числе личной) жизни. Зарождается новый базис духовного интеллектуального биотехнологического прогресса на основе квантовых биоэнергетических достижений [11], который рассматривается в нашем исследовании как целевое направление развития космического ноосферного человеческого сообщества.

2. Цифровая экономика рассматривается в настоящем исследовании, как первый шаг космического прорыва в ноосферу.

Происходит непрерывное эволюционное движение человечества к ноосферной эпохе Разума, основанной на Знаниях, на основе формирования интеллектуально-духовной социально-экономической системы. Автором исследования обосновывается концептуальный подход определяющий, что в макроэкономике и в ее комплексных генетических подсистемах, объединяющих социум, знания, духовность человека, экономику и природу, предстоит целенаправлено реализовать цифровое государственное управление стратегическим развитием на основе матричной биотронной системы «ОЧЗП». Предлагаемая переходная к ноосферной общественной цивилизации система «ОЧЗП» может быть реализована в соответствии с целями эволюционного перехода к новому биотронному человеческому интеллектуально-технологическому прогрессу, и создается как матричная структурная подсистема, представляющую основу для цифровизации экономики, что позволяет рассматривать ее как первичную основу для развития ноосферной цифровой экономики и базовой основы человеческого прогресса.

По – нашему мнению, самое емкое понятие содержания цифровой экономики. сформулировал Президент РФ Путин В.В., [12] указывая в своей речи на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, что это новый рывок к прогрессу в нашей общественной, социальной и экономической системе [12]. Президент сообщил, что планомерно реализуется Российская стратегическая программа цифровизации экономики [13] как главное целевое направление социально-экономического развития нашей страны на основе развертывания инвестиционных циклов и предупреждения рисков. Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» (уточняется в Правительстве по объемам финансирования) и как системное единство задач нацеливает на:

  • обеспечение троекратного повышения внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников;
  • создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домашних хозяйств;
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения госорганами, органами местного самоуправления и организациями.

Ключевые институциональные механизмы государственного управления, направленными на достижение целей данного нацпроекта, предстоит создавать на базе системной институционально-технологической платформы:

  • создание системы правового регулирования цифровой экономикой и реализации инвестиционных циклов с обеспечением страхования рисков;
  • создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок искусственного интеллекта;
  • обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики и программных механизмов управления искусственным интеллектом;
  • обеспечение информационной безопасности и страхования рисков на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
  • создание сквозных цифровых технологий и программных разработок преимущественно на основе отечественных научно-прикладных систем;
  • внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания госуслуг;
  • преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе программно-целевого управления цифровыми системами;
  • создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и внедрению цифровых технологий и платформенных решений;
  • разработка и внедрение национального механизма согласованной политики государств-членов ЕАЭС при реализации планов в области развития цифровой экономики.

Таким образом, предстоит сделать гигантский рывок в формировании национальной системы управления экономикой [14], создать институциональноправовой базис и сконцентрировать все интеллектуальные и финансовые ресурсы на прорывных электронно-информационных технологиях и биотронной супериндустриализации путем перехода к цифровой экономике, основанной на новой биотронной интеллектуально-технологической ноосферной платформе.

Предстоит обосновать цели государственного управления стратегическим развитием матричной системной ноосферной платформы «ОЧЗП и сформировать, как минимум, четыре генотипа институциональных цифровых подсистем государственного управления экономикой:

– подсистема информационно-инновационного общественносоциального развития на основе цифровизации инвестиционных воспроизводственных циклов экономики, позволяющая сформировать интеллектуальные цифровые системы управления инвестиционными циклами в соответствии с альтернативами потребления товаров и услуг соответствующими группами населения, целевые формы цифрового программирования для повышения социального благосостояния, стимулирования положительных тенденций демографических процессов, повышения качества отдыха, путешествий и т.д.;

– подсистема цифровизации научно-интеллектуальных разработок, определяющая формирование механизмов эффективного управления в поиске альтернатив накопления знаний, роста качества образования, развития изобретательства, интеллектуально-инновационного мышления, повышение уровней образования и культуры и др.;

– подсистема цифровизации экономических рыночных отношений (производственно-трудовых, инвестиционно-финансовых, интеллектуально-биотронных взаимодействий), позволяющая оптимизировать государственные и частные инициативы инвестирования макроинновационных инвестиционных циклов, целенаправленные на формирование альтернатив накопления интеллектуально-цифрового капитала, повышения эффективности капитальных вложений, а также на снижение корпоративных издержек, повышение качества товаров и услуг, необходимых для победы частных компаний в конкурентной борьбе;

– подсистема цифровизации природно-ресурсного потенциала, определяющая формирование механизмов эффективного природно-цифрового управления альтернативами эксплуатации природных богатств, использования биоресурсного потенциала, развития рекреационных зон и расширения заповедников, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и т.п.

Государству целесообразно создать систему законодательно-правовых актов для обеспечения государственного управления подсистемами цифровой экономики, которые рекомендуется объединить в Кодексе законов о развитии цифровых систем [15]. Причем, обоснование законодательно-правовых актов должно определяться критериями и показателями роста результатов цифровой экономики, а также обеспечивать национальную, экономическую и кибернетическую безопасность.

3. Система инвестиционных воспроизводственных циклов развития цифровой экономики.

Предстоит создать систему воспроизводственных инвестиционных циклов (по воспроизводственной индустриальной вертикали и по региональной пространственной горизонтали) на основе индустриально-интеллектуальных биотронных технологий с применением искусственного интеллекта и высокоэффективных квантовых энергосистем, реализующих программные целевые показатели цифровой экономики.

В России пока наблюдается существенная разорванность воспроизводственного цикла и разбалансированность в инвестировании индустриальных и региональных циклов, а также усугубляется оторванность инвестиционных циклов от требований перехода к конкурентоспособной цифровой экономике из-за отставания электронной и программной базовых подсистем, особенно из-за неразвитости инвестиционно-воспроизводственных механизмов и нестабильной финансовой системы. Динамика государственных затрат на инновации и разработки (ИиР) приближалась к мировым тенденциям и с 2000 года увеличилась почти в 4 раза в рублевом выражении. Вместе с тем, доля высокотехнологичного бизнеса России на мировом рынке составляла примерно в 1992 г. – 6 %, в 2000 г. – 1 %, в 2008 г. – 0,3 %, достигнув минимума в 2017 году около 0,1 % [13]. Наблюдаемая низкая инвестиционная активность населения (прежде всего в сфере IT технологий) остается на низком уровне, несмотря на значительные масштабы сбережений населения, которые достигли более 34 трлн руб. в январе 2019 г., а остатки вкладов в банках превысили 22 трлн руб на начало 2020 года (по данным Росстата) [15]. Существенная часть сбережений населения (более 70 %) представлена банковскими вкладами, принадлежащими менее 20 % населения страны, в том числе на долю 1-2 % населения приходится более половины общей суммы вкладов. Объем сбережений в форме ценных бумаг [15] не превышал 8 % в общем объеме сбережений населения за последние пять лет.В тоже время, по данным НАУФОР [16] общая сумма средств, размещенная гражданами на фондовом рынке удвоилась в течение 2018 г., превысив сумму 2 трлн. рублей (менее 8,0 % от общей суммы сбережений населения).

Для трансформации сбережений населения в инвестиции необходимо активизировать фондовый рынок и развивать акционерную деятельность с широким участием миноритариев и государственно-частное партнерство (ГЧП) [17]. В нашей стране чрезвычайно мало используются акционерные формы привлечения частных капиталов и инвестиций населения на основе ГЧП, хотя наблюдаются определенные положительные сдвиги в развитии теоретического и нормативного аппарата государственно-частного партнерства (ГЧП) и нового инвестиционного инструментария – реализация специальных инвестиционных контрактов (СПИК) [18]. Кроме того, государством осуществлен ряд важных шагов по формированию и оптимизации инвестиционных институтов и законодательных актов: по созданию ТОРов (территорий опережающего развития), развитию промышленно-технологических зон и технопарков, реализации региональных национальных целевых программ, созданию ряда специализированных Институтов развития в части внедрения принципов ГЧП, расширению рейтинга развития ГЧП в регионах и других инвестиционных механизмов.

Главным итогом государственного инвестирования и системной организации ГЧП должен стать цифровой роботизированный полный цикл воспроизводства [19], синхронизированный по вертикали (отраслевой цепочке) и горизонтали (в региональных комплексах) на основе сбалансированных инвестиционных циклов, способных выдавать конечный результат в виде конкурентоспособной продукции и высоких цифровых технологий с применением искусственного интеллекта, квантовых и биотронных технологий.

Следует особо подчеркнуть, что в экономической науке наблюдается почти полная «замороженность» в разработке новых экономических механизмов управления цифровой экономикой. Пока все продолжают уповать на «свободный первобытный рынок». Однако необходимо срочно исследовать и проанализировать новые общественные отношения при переходе в новую ноосферную эпоху Знаний, когда будут превалировать Искусственный интеллект и биотронные интеллектуально-квантовые технологии [20]. Всем ученым и мыслителям, рано или поздно, станет понятно, что капитализму надо готовить «место на свалке» общественных отношений, так как ноосферный прогресс неукротим и является сутью непрерывного движения Космического прорыва Человечества!

Заключение

Результаты цифрового управления макроэкономическим развитием системы «общество – человек – знания – природа» должны воплощаться в социальном прогрессе общества, в количественном и качественном экономическом росте, интеллектуальном и духовном прогрессе, в гармонизации человеческого общества с окружающей средой и биогенезом. Речь идет о том, что для достижения результатов в рамках развития цифровой экономики в России необходимо в первоочередном порядке сформировать Национальную систему государственного управления цифровой экономикой и законодательно-правового обеспечения, в первую очередь на основе интеграции усилий творческих коллективов и научных сообществ в эволюционной системе «общество – человек – знания – природа».


Библиографическая ссылка

Новицкий Н.А. ИНСТИТУЦИОНАНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКОЙ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЦИКЛОВ И ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИИ НООСФЕРНОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 9-1. – С. 100-106;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1308 (дата обращения: 24.06.2021).