Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Косова Л.Н. 1 Косова Ю.А. 1 Чевычелов В.А. 1
1 ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
В статье рассматриваются современные аспекты образования многонациональных предприятий, и предлагается к обсуждению факторная модель присутствия корпораций на национальных рынках. Выявление направлений приложения усилий по удержанию интересующих рынков позволит прогнозировать дальнейшее состояние национальной экономики, сбалансировать интересы частного предпринимательства и государства, выступающего выразителем общественного интереса. Справедливо и обратное высказывание, подтверждается «аксиома»: национальное управление территорией там успешнее, где есть разумное сбалансированное регулирование факторов интереса для многонациональных предприятий, в какой бы форме собственности они не реализовывались. Для включения национального рынка в сферу интересов крупного бизнеса требуется контролировать рисковые области формирования финансовых потоков и оптимизация расходования ресурсов. Для этого предлагается к рассмотрению доступность энергоресурсов, приобретения объектов недвижимости, развитая информационная структура, конкурентная налоговая система и высококвалифицированные трудовые ресурсы, подкрепленные соответствующим уровнем оплаты труда.
крупный бизнес
показатели развития
факторная модель
нетарифное регулирование
энергетическая безопасность
конкурентоспособность налоговой системы
уровень жизни
1. Томберг И. Россия подает пример ответственности в вопросах энергетической безопасности // РИА Новости, 03/ 03/ 2006// https://ria.ru/20060303/43899153.html (дата обращения: 19.08.2020).
2. Yergin D. Energy security in the 1990s // Foreing Affairs. 1988. Vol. 67. № 1. P. 111.
3. Указ Президента РФ от 13.05.2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации до 2030 года» http://kremlin.ru/acts/bank/44252 (дата обращения: 19.08.2020).
4. Индекс глобальной конкурентоспособности. Гуманитарная энциклопедия: Исследования / Центр гуманитарных технологий, 2006–2020 [Электронный ресурс] https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info (дата обращения: 21.04.2020).
5. Рейтинг стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности по версии IMD. Гуманитарная энциклопедия / Центр гуманитарных технологий, 2006–2016 https://gtmarket.ru/ratings/imd-world-competitiveness-ranking (дата обращения: 21.04.2020).
6. Журавлев Д.А., Ахметов Л.А. Повышение эффективности работы предприятий и предпринимательских структур // Ученые записки российской академии предпринимательства. 2019. № 2. С. 16–29.
7. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России. https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения: 19.08.2020).
8. Официальные статистические показатели ЕМИСС https://fedstat.ru/indicator (дата обращения: 19.08.2020).
9. Рейтинг стран Всемирного банка Doing Business https://russian.doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения: 19.08.2020).
10. Кадомцева С.В., Золотарева Ю.О. Налоговая гармонизация в условиях развития международных экономических объединений // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. Том 9. Выпуск 3. С. 28–45. https://archive.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=3868&p=attachment (дата обращения: 19.08.2020).
11. Анисимова А.А. Конкурентоспособность налоговой системы в современных условиях: основные факторы и тенденции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 25. С. 47-60.

Введение

Многонациональные предприятия (МНП) дозированно используют свои ресурсы, именно благодаря рациональному контролю и планированию финансовых потоков, мировые гиганты не только остаются «на плаву», но и постоянно наращивают сферы влияния. Даже мировые кризисы, будь – то они финансовыми «мыльными пузырями» как в 2008-м или международными бактериологическими последствиями «пандемии COVID-19» как в 2020-м, не способны остановить инвестирование в различные сферы экономики. Управление и контроль за столь сложным, с точки зрения системного подхода, объектом как МНП учитывает несколько направлений или сфер влияния. Для каждого из этих направлений можно выделить доминирующие факторы. Классическое разграничение на внутренние и внешние – авторы статьи уточняют и акцентируют внимание на финансовом аспекте, с одной стороны, и комфортностью предпринимательской активности, с другой.

Цель исследования

Мировые рынки товаров промышленного и непромышленного производства постепенно сдают свои позиции сфере услуг. Первые строчки рейтингов многонациональных предприятий занимают финансовые и информационные гиганты. Все новые и новые страны вступают в соревнование за роль лидера в регионе. Поэтому актуальным становится вопрос: где и насколько выгодно присутствие бизнеса. Как долго можно получать постоянный прирост финансового потока, на какой период он обеспечен. Какой из рынков будет стабилен. Целью нашего аналитического исследования является попытка выявить точки благоприятствования для развития предпринимательской активности, поскольку присутствие иностранного капитала активизирует инвестиционную привлекательность национальных территорий.

Материал и методы исследования

В исследовании участвуют аналитические данные рейтингов ведущих международных организаций, индексы аналитических агентств, информация открытых источников Internet, обзоры ведущих университетов.

Используется методика обработки «сырых данных» слабоструктурированных массивов и их экспертная оценка.

Обобщающий синтез позволяет использовать факторный анализ и предложить перечень показателей для дальнейших прогнозов развития бизнеса.

Результаты исследования и их обсуждения

Наука и практика показывают, что в структуре любой многонациональной компании обязательно присутствуют несколько подразделений или бизнес единиц (business – units) схожих по функциональному использованию.

Многие корпорации берут свой исток из этих единиц. Для одних первоосновой становились производственные компании, для других торговые. Однако дополнительный импульс им придавал процесс слияния с подконтрольной финансовой организацией. Справедливо и обратное, банки, в поиске опоры своих интересов, покупали торговые и производственные компании.

На современном этапе постиндустриальной экономики необходима информационно – логистическая поддержка, что диктует дополнение в структуру корпорации сервисных подразделений.

Классический подход при разделении факторов влияния на: внутренние и внешние, – сохраняется. Отметим их амбивалентность. Для многонационального предприятия внешние факторы становятся силой при режиме благоприятствования и серьезной угрозой, при ужесточении регулятивных мер. Присутствие на национальном рынке вероятен и возможен, то есть «интересен» крупному бизнесу, если выполняются условия благоприятствования по четырем направлениям. Эти направления вскрывают природу обеспечения положительной динамики финансовых потоков. Предложенный подход представлен на рисунке 1.

Любой бизнес предлагает на рынок либо продукцию либо услугу, поэтому он заинтересован в минимизации затрат (издержек) на осуществление операционной деятельности. При производстве продукта такое положение обеспечивается, в случае оптимальных трат энергоресурсов, как основы всего производственного цикла. Второй ведущий компонент успеха производственной сферы – это высокая производительность труда, при приемлемых ценах найма рабочей силы. Если же в сферу интересов попадает предоставление услуги, то, помимо вышеназванных производственных факторов, добавляется и доступность получения информации потребителями.

koskova1.wmf

Рис. 1. Факторные аспекты управления и контроля финансовых потоков МНП

Для нее необходима высокая вовлеченность населения в информационные ресурсы. Сейчас они выражаются доступом в Internet, адаптацией программного обеспечения и высокой самообучаемостью граждан. Ярким примером становятся усилия США в международных торговых противостояниях с Китайской Народной Республикой и запрет на сопряжения программного обеспечения для продуктов одной из ведущих телекоммуникационных корпораций Apple (смартфоны) и популярного в КНР (мессенджер) WeChat. Последний является таковым в виду его всеохватываемости жизни китайцев: через него осуществляются платежи, запись на прием в медицинские учреждения, получение публичных услуг, общение – всего того, что можно назвать организацией жизненного пространства. Для организации жизненного пространства бизнеса необходима и надлежащая материальная база обеспечиваемая сферой недвижимости.

Россия всегда позиционировалась на международном рынке как сильная энергетическая держава. По оценкам экспертов Всемирного банка (ВБ), суммарные запасы всех полезных ископаемых России оцениваются в $10 трлн. (для сравнения: запасы полезных ископаемых Китая ВБ оценивает в $0,7 трлн.). По мнению же российских экспертов, оценка Всемирным банком природно-ресурсного потенциала России занижена примерно на порядок; только потенциальная ценность запасов российского природного газа оценивается в $9,2 трлн., углей и сланцев – в $6,6 трлн., нефти и конденсата – в $4,5 трлн.[1]. Россия разделяет идею создания наднационального союза в сфере энергетики, которая давно владеет умами. Глава экспертного совета, президент Кэмбриджской энергетической исследовательской ассоциации (CERA) Дэниэл Ергин, полагает, что целью энергетической безопасности – становится обеспечение надежных поставок энергии по разумным ценам. Данные цели направлены на одну из основных задач любого Правительства «не подвергать опасности основные национальные ценности и цели» [2]. Эксперты Группы Всемирного банка добавляют к этому и социальную компоненту: «страна использует энергию с целью содействия экономическому росту и, за счет этого, непосредственному улучшению качества жизни населения путем расширения доступа к современным услугам в сфере энергетики». А Мировой энергетический совет в 1992 г. определил энергетическую безопасность страны как «состояние защищенности отдельных граждан, общества, экономики и государства от угроз, надежному топливо- и энергообеспечению». Она находит отклик в новой доктрине энергетической безопасности РФ установленной до 2030 года [3].

Проследим взаимосвязь национальной конкурентоспособности с производительностью труда. С точки зрения государства она может обозначать:

1) Возможность государства развивать высокие темпы экономического роста, устойчивые в среднесрочной перспективе;

2) Возможность компаний страны соперничать на международном рынке.

Национальная конкурентоспособность обуславливается возможностью промышленности регулярно совершенствоваться и создавать инновации. В совокупности со способностью государства и ее институтов поддерживать стабильные темпы экономического развития, которые должны были бы быть устойчивы в среднесрочной перспективе. [4]. Международный институт менеджмента (IMD) обобщает и добавляет возможность национальной экономики обеспечивать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес [5].

Производительность труда является значимым фактором конкурентоспособности устойчивого роста национальной экономики, показывающим эффективную и результативную работу общественного производства в совокупности, планку развития производственных сил, рациональность использования человеческих ресурсов, трудового потенциала. В Российской Федерации по данным Организацией экономического сотрудничества и развития, производительность труда (ОЭСР) как минимум, в два раза ниже, чем европейских и прибалтийских стран, Японии, США. За минувшее десятилетие только у 19 регионов из 85 в России прослеживается положительная динамика значения индекса производительности труда [6]. Проблему исследователи видят в снижении численности трудоспособного населения и нехватки квалифицированных трудовых ресурсов в сфере производства. Экстенсивный способ воспроизводства основных фондов объясняет невысокий уровень инновационного его оснащения.

Вовлеченность России и ее населения в мировую глобальную информационную сеть позволяет сделать предположение о положительном тренде. В 2019 году количество пользователей интернета среди россиян старше 16 лет выросло с 91 млн до 94,4 млн человек, исследование было проведено аналитическим агентством GfK. В России интернетом пользуются 79,8 % взрослого населения (Рисунок 2).

koskova2.wmf

Рис. 2. Вовлеченность населения в использование Интернет услуг в 2019 г.

Наибольшую динамику показали пользователи в категории 65+ (с 26 до 36 %) и в категории 50-64 года (с 63 до 66 %). Люди при взрослении сохраняют свои привычки в получении информации и с ними они «переходят» в более старшие возрастные группы. Также рост связан с развитием государственных услуг, онлайн-платежей и контента для более старшего поколения. Около 24 млн человек (20,2 % населения старше 16 лет) не пользуются интернетом.

Среди причин – отсутствие необходимости и техники, неумение пользоваться интернетом, дорогое подключение к сети и принципиальный отказ от интернета [7]. В сельской местности стал появляться почти повсеместно 3G / 4G, а значит и стали больше использоваться девайсы. Следует учесть и увеличение срока выхода на пенсию, что приведет к интенсификации использования широкополосного интернета. В феврале 2016 г. Россия заняла первое место в Европе и четвертое в мире по числу пользователей фиксированного широкополосного Интернета (ШПД). Больше, чем в России, ШПД-пользователей только в Китае, США и Японии.

Развитость доступность электронных ресурсов дополняется доступность инвестиционной составляющей в сфере недвижимости. Именно эту сферу дотационно поддержало правительство РФ в период пика ограничительных мер Пандемии.

Рынок инвестиций напрямую зависит от рынка недвижимости, одного из самых крупных инструментов формирования денежного капитала, его тенденций зависимости и в тоже время уникальности, позволяет полноценно следить за макро и микро ситуацией в стране. Развитие сделок по приобретению объектов собственности способствуют снижению инфляции, росту денежной массы и увеличению сбережений в структуре валового национального продукта. Что служит толчком для повышения уровня деловой активности в стране. Такой рост отражается и на населении, у которого появляется интерес зарабатывать средства для улучшения жилищных условий, при этом всеми доступными способами и ориентируясь на более эффективные формы занятости и бизнеса, приносящие более высокий уровень дохода. В связи с чем необходимо повышать безопасность инвестиций, поддержку законодательной базы и стимулировать наличия открытого рынка во внегосударственном секторе. Есть и проблемы, на которые следует обращать пристальное внимание:

  • создание единых аналитических центров для системы постоянного анализа рынка недвижимости и создание баз данных по недвижимому имуществу (особенно среди регионов);
  • дополнительное стимулирование развития коммерческой и производственной недвижимости.

Рынок коммерческой и промышленной недвижимости должен стать высокоорганизованным. Основной показатель достижения цели – публичность процедуры участвующих сторон в сделке, полнота и достоверность информации по сделке. Необходимо учитывать фактор уникальности сделок, где особое внимание уделяется всем физическим характеристикам (площадь, этажность (для зданий и сооружений), категория земель и состояние почвы (для земельных участков), категория использования объекта недвижимости (жилое, коммерческое и др.) и прогнозам специалистов для формирования правильной цены за объект.

На сокращение финансовых потоков могут повлиять национальные особенности и степень государственного регулирования экономики в целом. Все усилия предпринимательской активности могут не привести к планируемым результатам, если не учитывать мультикультурной специфики рынка проникновения.

Российская экономика благодаря огромной территории Российской Федерации характеризуется наличием резких региональных различий, что характеризует её высокую степень неоднородности. Это ярко прослеживается в следующих параметрах:

1. Географическая неоднородность. Российская Федерация занимает приблизительно 1/9 часть всей земной поверхности, из-за чего её территория располагается на шести орографических частях (Фенноскандия, Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Горы юга и востока России); четырёх климатических поясах (Арктический, Субарктический, умеренный и субтропический); восьми природных зонах (Арктическая пустыня, Тундра, Альпийская тундра, Тайга, Горные леса, Умеренные широколиственные леса, Умеренные степи, Сухие степи).

2. Федеративная форма государственного устройства Российской Федерации и имеет в своём составе 85 субъектов, из которых 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа;

3. Социально-экономическая неоднородность. Включает в себя сразу несколько понятий: уровень жизни населения в данном регионе (финансовые возможности и динамика курса национальной валюты); перспективный план развитий региона, который может привести к повышению или понижению заинтересованности инвесторов; динамика развития населения, включающая миграционные потоки, а также естественную прибыль или убыль населения; степень диверсификации источников пополнения регионального бюджета и основных работодателей. И естественно, такая разнородность накладывает морально – этическое многообразие мультинационального социума.

Уровень платёжеспособности населения за последние пять лет по данным федерального комитета по статистике равномерно возрастал до 2018 года, затем появился разворот на понижение рисунок 3, 4 [8].

koskova3.wmf

Рис. 3. Показатели уровня жизни населения в России с 2014 по 2019 гг.

koskova4.wmf

Рис. 4. Показатели уровня жизни населения в России с 2014 по 2019 гг.

Ситуация в 2020 году будет иметь негативный тренд в связи с падением доходов населения из–за введенных карантинных мер. Не смотря на серьезные дотационные усилия со стороны органов власти всех стран, никто не отменял нетарифных барьеров национальных рынков. К ним относят порядка 50 способов. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН они делятся на 3 основные групп. К первой относят меры прямого ограничения: квотирование; лицензирование; специальные таможенные пошлины. Ко второй причисляют таможенные и административные формальности: сертификация; санитарно-эпидемиологический контроль; ветеринарный надзор; карантинный фитосанитарный контроль. К третьей группе относят валютный контроль.

Правительства многих стран в 2020 году столкнуться с еще одним вызовом, на этот раз для налоговой системы. Налоговое законодательство может стать одним из факторов конкурентного преимущества для инвесторов, как например это произошло в Эстонии, где предоставляют электронное резидентство (E-Residency). Оценка стран по благоприятности условий ведения бизнеса осуществляется по бальной шкале, чем выше балл, тем сложнее вести бизнес. Высокий рейтинг легкости ведения бизнеса означает, что нормативно-правовые условия более благоприятны для создания и функционирования местной фирмы. Рейтинг составляется путем измерения совокупных показателей по 10 темам, каждая из которых состоит из нескольких индикаторов, и оказывает равнозначный эффект на общий рейтинг страны [9]. Россия занимает 28 место, на последнем месте располагается Сомали по данным на май 2019 года. Налоговая гармонизация проводиться путем ратификации типовой налоговой конвенции либо Организации Объединенных Наций (ООН), либо ОЭСР. Другим способом избежать двойного налогообложения являются двухсторонние налоговые соглашения, которые исчисляются несколькими тысячами. Гармонизация налоговых систем может привести к неравномерному перераспределению общественных благ, поэтому унификация законодательной базы и фискального инструмента следует проводить с учетом национальных интересов.

Заключение

Какой бы сектор экономики ни выбрал своим приоритетом крупный бизнес, он не может обойтись без финансовой и сервисной поддержки. В этом и заключается секрет успеха предпринимательства. Модификацией может стать и, исторически адаптированная модель плановой экономики, тот ее аспект, который касается установления тесных кооперационных связей с поставщиками вышеназванных услуг. Однако, встает вопрос управляемости этих кооперационных связей, поэтому непременными спутниками банкротств становятся «дружественные» слияния или поглощения.

Международная конкуренция считается инструментом стимулирования увеличения конкурентоспособности на базе инновационных разработок, развития науки и техники в существующих конкурентных направлениях, что в последствии является условием повышения общественной производительности труда.

К факторам внешней среды, воздействующим на внутренние аспекты работы компании – потребление производственных ресурсов – отнесем стоимость энергоносителей, их доступность, а так же сочетание производительности труда с высокой квалификацией сотрудников. Помимо них, высокую важность приобретает информационная и материальна инфраструктура интересующего национального рынка.

Серьезными ограничительными барьерами для входа на национальный рынок для компании станут государственное регулирование и уровень доходов населения, так как при прочих равных условиях, можно без труда производить продукт или предлагать услугу, однако, они не будут востребованы потребителем не в силу ее низкого качества, а в силу не способности реализовать свои внутренние мотивы, даже если их создадут талантливые специалисты по продвижению.

Рынок Российской Федерации привлекателен для многонациональных компаний, не смотря на угрозы санкций со стороны США, направленных не только в Азиатский, но и Европейский регион (предположительно новая волна ожидается из за трудностей с окончанием прокладки трубопровода «Северный поток -2»). В совокупности с обострением политической ситуации на западных границах России (политический кризис в Белоруссии). Те болевые точки, связанные с производительностью труда и устаревшей производственной базой промышленности предстоит решать в ближайшем будущем.

Создание благоприятных условий для инвестиций сопряжено с доступностью инфраструктуры бизнеса: здания сооружения, дороги. В сфере недвижимости рождается механизм распределение ресурсов по сферам экономики. При этом сразу на практике формируется и комфортная, и эффективная структура, удовлетворяются общественные интересы. Для России необходимо рассматривать каждый регион отдельно как уникальный экономический объект: уровень криминализации в данном регионе; инфраструктурное обеспечение; пространственные характеристики, в том числе транспортная доступность как в крупных городах, так и в сельской местности.

Конкурентоспособность национальной территории сопряжена с конкурентоспособностью налоговой системы, одним из широко используемых оценочных показателей является индекс международной налоговой конкурентоспособности (International Tax Competitiveness Index), британского информационного исследовательского центра TTCI) [11]. Россия проводит шаги по сближению с международной системой учета. По двум ведущим показателям: количество платежей и времени на уплату налогов – налоговая система Российской Федерации конкурентоспособна. Усилий требуют показатели: общая налоговая ставка, и время на подготовку к уплате налогов. Налоговая нагрузка выравнивается при использовании специальных налоговых режимов. Следующим шагом в этом направлении может стать более продуманное перераспределение налогового бремени между различными по структуре и величине экономическими участникам.

Дальнейшие исследования будут посвящены поиску исчисляемых индикаторов для создания модели прогнозирования финансовой устойчивости национальных рынков, полезных не только для России, но и для других регионов.


Библиографическая ссылка

Косова Л.Н., Косова Ю.А., Чевычелов В.А. СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 9-1. – С. 58-65;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1303 (дата обращения: 24.06.2021).