Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Панасенкова Т.В. 1 Попова А.А. 1
1 ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Статья посвящена вопросам влияния цифровизации на конкурентоспособность регионов Российской Федерации. Автором рассматривается проблема цифрового развития российского государства и его регионов, как генеральной цели национального проекта «Цифровая экономика». Обосновывается содержание категории «конкуренция», определяется предмет конкуренции субъектов Российской Федерации. Приводятся успешные практики наиболее конкурентоспособных регионов разработки и применения цифровых технологий, создаваемых для улучшения социально-экономического развития страны в целом. Даются рекомендации по усовершенствованию опыта применения регионами «цифры» для целей инноватизации в соответствии с социальным заказом.
цифровизация
цифровые технологии
конкурентоспособность
инновационное развитие
региональная конкуренция
1. Алчян А.А. Производство, стоимость информации и экономическая организация / А.А. Алчян, Г. Демсец // Вехи экономической мысли: хрестоматия / Сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа; М.: ГУ-ВШЭ: ТЕИС. – Т.5: Теория отраслевых рынков / Под общ. ред. А.Г. Слуцкого; Сост. С.Б. Авдашева, и др.; Науч. ред. В.А. Жилин, А.Г. Слуцкий, 2003. – 668 с.
2. Артемова Д.И., Артемова Н.Е. Инновационное развитие субъектов российской федерации (на примере Пензенской области) // Наука. Общество. Государство. 2020. № 2 (30). С. 21-32.
3. Бизнес-инкубатору «Молодежный» исполнилось три года. – 08.02.2020 // Seldon News. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/223468709 (дата обращения: 12.07.2020).
4. Земцов С., Баринова В. Смена парадигмы региональной инновационной политики в России: от выравнивания к умной специализации // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 65-81.
5. Индекс конкурентоспособности регионов России 2019 AV RCI-2019 beta: проект Консорциума Леонтьевский центр AV Group. – СПб.: Изд-во AV Group, 2020. – 22 с.
6. Курочкин А.В., Годунова Е.А. Факторы эффективности инновационного развития региона в условиях цифровизации (на примере Новгородской области) // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 3. С. 865-874.
7. Национальный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России». 2020 / под ред. С.П. Земцова. – М.: РАНХиГС, АИРР, 2020. – 100 с.
8. Петриков А.В. Организация функционирования национальной инновационной инфраструктуры в условиях цифровизации: дис. ... канд. эк. наук: 08.00.05 / Петриков Андрей Владимирович. – Воронеж, 2019. – 180 с.
9. Семенова Р.И., Земцов С.П., Полякова П.Н. STEAM-образование и занятость в информационных технологиях как факторы адаптации к цифровой трансформации экономики в регионах России // Инновации. 2019. Т. 11. № 10. С. 2-14.
10. Хайек Ф.А. фон. Конкуренция как процедура открытия / Предисловие Р.И. Капелюшникова, пер. М.Б. Гнедовского. «Международная экономика и международные отношения». 1989. № 12. С. 6-14.
11. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 82 с.

Введение

Распространение цифровых технологий в течение длительного периода определяет траектории развития экономики и общества и уже неоднократно приводило к кардинальным изменениям в жизни людей. Сегодня цифровизация представляет собой одно из приоритетных направлений саморазвития для многих стран мира, даже несмотря на повсеместно длительный период реализации «повестки цифрового развития». По мнению экспертов НИУ ВШЭ, в ближайшем будущем именно эффективное использование новых digital-технологий будет определять международную конкурентоспособность как отдельных компаний, так и регионов, даже целых стран, формулирующих инфраструктуру и правовую среду для цифровизации [11, с. 4].

Цель исследования

Российская Федерация, как одна из мировых стран-лидеров, принимает активное участие в этой «гонке» за конкурентоспособность; цифровизация, как интегральный фактор успешного инновационного и научно-технологического развития российского государства и его регионов, сформулирована, обоснована и раскрыта в национальном проекте «Цифровая экономика», где основной акцент делается на необходимости использования «зрелых технических решений» на благо государства, общества и личности» [8, с. 11]. Приоритетным аспектом успешной реализации данного проекта является достижение консенсуса в определении стратегических целей выбранной обществом модели социально-экономического развития, основанной на фундаментальном переосмыслении роли, задач и функций государства в условиях цифровой экономики. Помимо этого, как совершенно справедливо отмечают А.В. Курочкин и Е.А. Годунова, перед Российской Федераций, как полиструктурным федеративным государством стоит, в этой связи, непростая задача: обеспечить сбалансированный характер реализации проектных мероприятий в 85 регионах [6, с. 867]. Следовательно, формулируется стратегически важная цель – расширение географии и ускорение научно-технического и инновационного развития России за счет разработки и интеграции цифровых технологий, а также создания перспективных центров экономического роста на территории всей страны. В подобных условиях, актуальным становится концепт региональной конкуренции.

Материал и методы исследования

Основываясь на динамическом подходе [10], конкуренция в данном случае представляет собой процесс обнаружения новых возможностей использования инновационно-инвестиционных ресурсов, а также процесс открытия или создания новых ресурсов. При этом, в связи с тем, что обнаружение новых возможностей коррелирует с использованием информации и обменом знаниями в обществе [1, с. 316], конкуренцию в рассматриваемом разрезе также уместно будет рассматривать как процесс выявления и обмена знаниями или информацией о качестве, альтернативах использования различных цифровых продуктов (технологий) в разных возможных вариантах применения на благо не только регионов, но и России в целом. Следовательно, в качестве предмета конкуренции субъектов Российской Федерации целесообразно считать успешные практики выявления, формулирования, распространения и апробации материальных знаний и информации о применении digital-технологий на благо государства, общества и личности.

Результаты исследования и их обсуждение

С позиции экспертов РАНХиГС, одним из наиболее конкурентоспособных регионов России, лидеров в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика», является г. Москва [7]. Интересно будет заметить, что город занимает первое место в рейтинге конкурентоспособности регионов 2019 г. [5]. Примером успешной практики является инициация продвижения и развития инновационных технологий в рамках проекта «iMoscow», а именно карты города с информацией об инновационно перспективных объектах г. Москва. Подобный опыт прогрессивных проектов есть, например, в Алтайском крае. Здесь был разработан региональный инновационный портал, в рамках которого новые цифровые проекты, соответствующие стратегическим целям и задачам субъекта РФ, могут получить поддержку в виде экспорта инновационной продукции на новые рынки, привлечения финансовых ресурсов и помощи в установке деловых контактов с крупнейшими заказчиками. Результативность digital-технологии доказывается тем, что портал за 2017 г. было направлено 4,3 млрд. руб. организациями на инновационное развитие и 14,5 млрд. руб. – отгружено инновационной продукции организациями Алтайского края. В 2019 г. для стимулирования ускоренного развития инновационных проектов на ранней стадии Минэкономразвития региона инициировало проведение акселерационной программы «Altai Startup Course», оператором которой выступил акселератор инновационно-технологических проектов и стартапов «Путеводитель по инновациям» [2, с. 25].

Не менее конкурентоспособным регионом в вопросах активизации инновационного развития посредством цифровых технологий признается и Республика Татарстан. В качестве примера успешной практики можно привести платформенное решение – проект «Инноскоп», который формирует информационную инфраструктуру для отечественного рынка открытых инноваций через оперативное взаимодействие в области технологий и инжиниринга по принципу «от специалиста к специалисту», предоставляя необходимую информацию об участниках проекта на территории субъекта РФ. Подобный проект реализован в Пермском крае. Он направлен на формирование системы взаимодействия поставщиков и производителей, включая информационно-коммуникационно-технологический сектор. Эта платформа послужила «катализатором» для развития и продвижения региональной промышленности через цифровые технологические решения, таких как создание интерактивного каталога, виртуальных туров по промышленным предприятиям, интернет-ресурсов для размещения производственных заказов и технологических возможностей, что, следует сказать, целесообразно считать успешным сочетанием инновационного развития и поддержки местных производителей, а также проведения профильных мероприятий для расширения «цифрового» опыта.

В Томской области разработана цифровая платформа, которая объединила данные обо всех информационно-технологических компаниях. Поддержку в реализации данного инновационного проекта оказывает томский инновационный территориальный кластер «Smart Technologies Tomsk». Отличительной чертой данной практики является поддержка компаний в области поиска высококвалифицированных кадров соответствующей специальности. С октября прошлого года в г. Томск был запущен региональный оператор «Сколково», который оказывает проекту помощь в виде налоговых льгот. Ценность поддержки состоит не столько в сотрудничестве со специалистами из «Сколково», сколько в возможности местных IT-компаний получить статус резидента и пользоваться всеми доступными возможностями главного национального технопарка, оставаясь, при этом, в Томской области.

Ульяновская область системно подходит к интеграции «цифры» в различные сферы жизнедеятельности региона, а также осуществляет поддержку различных инновационных программ. Данный тезис доказывается значительным их количеством, а также опытом по созданию фонда развития инновационных технологий в субъекте РФ, который направляет средства для стимулирования развития IT-экосистемы: в 2017 г. было выделено 5 млн. руб., в 2018 г. – 21 млн. руб., в 2019 г. – 25 млн. руб. Кроме того, в рамках данного проекта предоставляются налоговые льготы для информационно-технологических компаний (пониженная ставка по УСН и по налогу на прибыль организаций, поддержка стартапов и пр.). В настоящее время уже имеются результаты проводимой политики поддержки и реализации проекта: на 52 % увеличилось число поступающих на IT-специальности, наблюдается рост количества компаний, аккредитованных в Минкомсвязи России (с 80 до 121). В контексте вопросов образования в рассматриваемой области, высоко конкурентным регионов признается Республика Башкортостан, где на общедоступном онлайн сервисе по формированию IT-компетенций по стандартам World Skills реализуется 651 образовательный ресурс, у которого более 300 тыс. пользователей. В Алтайском крае на протяжении нескольких лет при поддержке фонда «Сколково» был реализован стартап-тур «Открытие инновации» и школа «Навигатор инноватора», а также серия мероприятий в интересах IT-разработчиков, ориентированных на воспитание инновационной культуры молодежи и ее вовлечение в технологическое предпринимательство.

Высокий конкурентный уровень Республики Мордовия доказывает успешная практика, которая заключается в разработке таких платформ, как Инжиниринговый центр волоконной оптики, Центр проектирования инноваций, Инновационно-вычислительный комплекс и пр. Они осуществляют реализацию жизненного цикла инновации от идеи до создания действующего и цифрового макета прототипа, а также формируют класс высококвалифицированных специалистов в соответствующих областях. Поддержка инновационного предпринимательства в регионе осуществляется через такие программы, как акселерационная программа «Эволюция», инновационный бизнес-инкубатор «Молодежный». Нельзя обойти вниманием и проект, который работает в режиме 24/7 для обеспечения благоприятных условий развития стартапов, которые могут получить на льготных условиях различного рода поддержку (инфраструктурную, информационную, консультационную и пр.). На данный момент резидентами этого бизнес-инкубатора являются более 20 инновационных компаний, в которых работает более 100 чел., что наряду с постоянно проходящими в «Молодежном» мероприятиями обеспечивает бизнес-инкубатору полную нагрузку [3].

Безусловно, поддержка digital-инновационных проектов оказывается и на федеральном уровне. Так, в рамках программы «Инновационное общество и повышение качества государственных и муниципальных услуг в Калужской области» за 2014-2018 гг. была проделана большая работа по получению гражданами и организациями преимуществ от применения ИКТ-технологий, снижены административные барьеры и оптимизирована доступность государственных и муниципальных услуг. Особенностью АИС «МФЦ Дело», разработанной в уже рассмотренном нами регионе – Ульяновской области, является актуализация прозрачности и производительности административно-управленческих процессов. Не менее интересным является проект «Lean MFC», реализованный в Иркутской области. Он направлен на интеграцию принципов бережливого производства в многофункциональных центрах (центрах «Мои документы») по предоставлению необходимых услуг населению страны.

Заключение

Рассмотренный и иной имеющийся национальный опыт применения цифровых технологий российскими регионами имеет колоссальный потенциал, однако, тот уровень цифровизации для исполнения социального заказа, который заявлен в национальном проекте, по-прежнему недостаточен. Предполагается, что для стимулирования региональной конкуренции необходимо решение таких задач, как определение умной специализации региона и разработка стратегии цифровой трансформации, которая будет включать имеющиеся наработки и системную синхронизацию с действующими федеральными проектами [4, 9]. Это позволит повысить уровень синергетического результата от реализации и кооперации региональных проектов, а также комплексно формировать подход к единому видению цифровой трансформации региона.


Библиографическая ссылка

Панасенкова Т.В., Попова А.А. ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 8-1. – С. 86-90;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1260 (дата обращения: 24.04.2024).