Введение
Роль туризма в современном мире сложно переоценить. Кроме объединения сотен тысяч людей по всему миру, сближения представителей различных культур и народов, туризм как индустрия играет важную роль в экономической сфере многих государств. В ситуации глобального кризиса, вызванного вспышкой коронавирусной инфекции, представители многих отраслей столкнулись с трудностями в ведении своей привычной деятельности. В перечень наиболее пострадавших отраслей [1], который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434, были включены авиа- и автоперевозки, сфера торговли, дополнительного образования, деятельность в области искусства и организации развлечений. Однако даже при условии неполного снятия ограничительных мер перечисленные отрасли смогут незамедлительно приступить к рабочему процессу. В ином положении оказываются другие три сферы, которым пандемия нанесла крайне ощутимый урон. Речь идет о туризме, сопутствующему ему виду деятельности – гостиничному делу, а также конгрессно-выставочной деятельности. Тем не менее, указанные сферы играют важную роль в российской экономике, что требует приложения усилий со всех вовлеченных сторон по сохранению их благосостояния.
Целью исследования является определение роли делового туризма и конгрессно-выставочной индустрии в российской экономике.
Материал и методы исследования
Туризм является крайне многогранным видом человеческой деятельности. Согласно существующим классификациям [2, с.20] выделяют множество видов туризма, среди которых лечебно-оздоровительный, образовательный, культурно-познавательный, событийный, а также деловой виды туризма. Деловой туризм – самостоятельное и развитое туристское направление, включающее, как правило, командировки сотрудников различных организаций, инсентив-туры (поощрительные поездки для сотрудников коммерческих компаний с целью вознаграждения за высокую результативность и сохранения мотивации для работы в будущем [3, с.41]), а также посещение деловых мероприятий – выставок, форумов, съездов, конференций и конгрессов.
Деловой туризм в общемировом объеме туристской деятельности по данным [4] за 2018 год Всемирной организации по туризму UNWTO занимает порядка 12 %. При этом количество деловых поездок ежегодно увеличивалось (рис. 1).
С 2008 года направление делового туризма показало рост на 4 %. Кроме того, деловой туризм, как составная часть туризма, делает существенный вклад в мировой ВВП. Всемирный Совет по туризму и путешествиям (далее – WTTC) определил, что доля туризма в мировом ВВП за 2019 год равна 10,3 %. Таким образом, туризм является одним из крупнейших секторов экономики в мире, обеспечивая каждое десятое рабочее место (330 млн рабочих мест в 2019 г.). Также согласно данным WTTC туристская отрасль в РФ развита вдвое меньше в сравнении со ведущими туристскими странами, а доля отрасли в ВВП составляет 4,8 %, что в денежном выражении равно порядка 4,974 трлн.руб [5]. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации [6] в период до 2035 определены приоритетные виды туризма, деловой туризм входит в их число не только благодаря общемировым трендам развития данного направления, но и в силу высокой доходности сектора деловых путешествий. Рынок делового туризма в 2018 году был оценен в 612 млрд рублей [7]. Таким образом, именно направление делового делает вклад до 12 % в доходы туристской индустрии.
Туризм принадлежит к несырьевому сектору экономики, который слабо развит в России. С целью его развития в 2018 году по поручению президента Российской Федерации был подготовлен специальный документ, который называется «Дорожная карта устойчивого роста несырьевого сектора экономики». Дорожная карта определила девять несырьевых секторов российской экономики, на которых следует сосредоточить усилия и бизнесу, и государству. Среди них цифровая экономика, индустрии здоровья и гостеприимства, обеспечение мобильности и производство товаров народного потребления (т.н. экономика простых вещей). В дорожной карте указано, что туристский потенциал России используется не более чем на 10 %. Отмечается, что с 2014 года инвестиции в основной капитал в сферу гостеприимства значительно снижаются, при этом показатели рентабельности туристского бизнеса невысоки – 9,84 %. Все это отражается не только на уровне развития туризма в России, но и экономическом благосостоянии регионов [8, с. 327].
Рис. 1. Темпы развития туризма по видам туризма (в тыс. туристских прибытий)
Топ-10 городов по количеству проведенных международных деловых ротируемых мероприятий
Город |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Париж |
172 |
190 |
214 |
223 |
253 |
219 |
206 |
216 |
216 |
237 |
Лиссабон |
97 |
106 |
101 |
125 |
105 |
153 |
155 |
158 |
155 |
190 |
Берлин |
148 |
134 |
162 |
158 |
198 |
189 |
182 |
203 |
182 |
176 |
Барселона |
156 |
152 |
158 |
163 |
174 |
189 |
199 |
214 |
179 |
156 |
Мадрид |
94 |
101 |
118 |
137 |
161 |
142 |
148 |
150 |
169 |
154 |
Вена |
150 |
159 |
166 |
160 |
196 |
181 |
195 |
207 |
184 |
149 |
Сингапур |
141 |
149 |
141 |
168 |
140 |
168 |
171 |
162 |
155 |
148 |
Лондон |
126 |
139 |
171 |
185 |
197 |
203 |
186 |
210 |
164 |
143 |
Прага |
102 |
112 |
114 |
138 |
123 |
140 |
140 |
167 |
146 |
138 |
Токио |
86 |
59 |
66 |
99 |
106 |
108 |
117 |
114 |
127 |
131 |
Согласно данным единой межведомственной информационно-статистической системы по направлению «Въезд иностранных граждан в РФ» по итогам четырех кварталов в Россию прибыло 32,866 млн туристов. И них 3,463 млн человек въезжали в Россию с деловыми целями, что составляет 10 % [9]. Для сравнения – в Европе доля, приходящаяся на деловой туризм, равна 14 % [4]. Такой успех отчасти можно объяснить эффективной деятельностью в области привлечения и проведения крупных международных деловых мероприятий, позволяющих целенаправленно увеличивать туристские потоки в низкие сезоны.
Конгрессно-выставочная индустрия является перспективным направлением делового туризма для городов с развитой туристской инфраструктурой. И если в странах Европы конгрессы и выставки по меньшей мере 20 лет используются в качестве инструмента увеличения турпотока, то в России конгрессно-выставочная деятельность только начала набирать обороты. Международная ассоциация конгрессов и конференций ICCA регулярно ведет статистику в области привлечения и проведения деловых мероприятий. Согласно рейтингу конгрессно-выставочных городов за 2019 год, наибольшее количество международных деловых ротируемых (т.е. с регулярной географической сменой места проведения) мероприятий проводилось в Париже, Лиссабоне, Берлине, Барселоне, а также в Мадриде [10].
Рис. 2. Количество проведенных в Санкт-Петербурге международных деловых ротируемых мероприятий с 2010 по 2019 гг.
Стоит отметить, что в рейтинг конгрессно-выставочных городов ICCA входят только два российских города – Москва, обладающая всеми преимуществами столичного статуса (70-я строчка мирового и 39-я строчка европейского рейтинга), и Санкт-Петербург (79-я строчка мирового и 42-я строчка европейского рейтинга). Санкт-Петербург обладает не только безусловно высокой туристской привлекательностью, в силу исторического и культурного разнообразия, но и развитой транспортной, туристской и конгрессно-выставочной инфраструктурой, научным и инвестиционным потенциалом для привлечения в город крупных мероприятий, посвященных экономическим, научным и социальным тематикам. Если обратить внимание на статистику проведения международных деловых ротируемых мероприятий в Санкт-Петербурге, можно заметить, что в 2019 году городу удалось значительно повысить количество проведенных мероприятий (рис. 2) [11].
Во многом такой результат стал возможен благодаря политике города в области делового туризма, направленной на развитие конгрессно-выставочной деятельности. Санкт-Петербург располагает развитой нормативно-правовой базой в данной области, которая коррелирует с федеральными программами, проектами и стратегиями, нацеленными на продвижение российского туристского продукта. В Стратегии развития туризма в России до 2035 года [6] представлены ориентиры развития приоритетного вида туризма – делового туризма, которые включают: увеличение в 2 раза количества туристов, приезжающих в Российскую Федерацию на деловые мероприятия. К региональному законодательству, которое напрямую касается вопросов развития делового туризма и конгрессно-выставочной деятельности, следует отнести государственную программу «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге» [12]. Одной из задач госпрограммы является «создание системных условий для интенсивного развития конгрессно-выставочной деятельности и делового туризма». В дополнение в программе упоминается «эффективная интеграция мета-бренда Санкт-Петербурга в экономическое и социокультурное пространство Российской Федерации и за рубежом», что также служит продвижению бренда города и его туристского потенциала. Кроме того, имеется подпрограмма, посвященная диверсификации туристского предложения. Она объединяет показатели, которые учитывают количество конгрессно-выставочных мероприятий, проводимых в Санкт-Петербурге, а также количество деловых конгрессно-выставочных мероприятий, привлеченных для проведения в Санкт-Петербурге в результате подачи заявок на участие в конкурсах на право проведения мероприятия. Таким образом, диверсификация туристского предложения в Санкт-Петербурге означает поворот в сторону делового туризма. Для того, чтобы указанные показатели демонстрировали положительную динамику, необходимы ресурсы, которые использовались бы для поддержки ведения и развития конгрессно-выставочной деятельности, а также исполнитель по данному направлению. С 2014 года в Санкт-Петербурге осуществляет свою деятельность Конгрессно-выставочное бюро, являющееся подведомственным учреждением Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Функции бюро направлены на привлечение в город конгрессно-выставочных мероприятий посредством взаимодействия с научными, академическими сообществами, профессиональными союзами и объединениями, поскольку именно они являются стороной, которая в большинстве случаев «принимает» конгресс или выставку по соответствующей тематике. Подводя промежуточный итог, можно отметить, что уровень развития конгрессно-выставочной деятельности в Санкт-Петербурге нашел свое отражение в утверждении Приоритетного проекта «Развитие конгрессно-выставочной деятельности в Санкт-Петербурге» в январе 2018 года, основная цель которого – посредством использования современных технологий и методов увеличить количество деловых туристов, приезжающих в Санкт-Петербург.
Наконец, следует остановиться на экономическом значении конгрессно-выставочной индустрии в России и в Санкт-Петербурге в частности. В открытом письме конгрессно-выставочных объединений в адрес Председателя Правительства РФ Михаила Владимировича Мишустина заявлено, что конгрессно-выставочный рынок ежегодно приносит в бюджет государства порядка 3,4 трлн рублей. Кроме того, отмечается, что для регионов, которые принимают крупные конгрессно-выставочные мероприятия, экономический эффект от проведения равен вложениям на его проведение, умноженным на семь, что играет значительную роль в становлении благосостояния этих регионов [13]. Такие суммы оправданы, ведь траты деловых делегатов в разы превышают траты обычных туристов в городе. К примеру, согласно статистике ICCA, деловой турист в 2019 году оставлял в Санкт-Петербурге в день в среднем 540 долларов (порядка 35 100 руб.). В эту сумму также входит оплата делегатами регистрационных взносов для доступа к мероприятию [11].
Заключение
Подходя к завершению, необходимо добавить, что помимо высокого экономического эффекта от проведения конгрессно-выставочных мероприятий и стимулирования туристской отрасли, конгрессно-выставочная индустрия обеспечивает:
– Поддержку малого и среднего предпринимательства, которые составляют большую часть конгрессно-выставочного рынка;
– Модернизацию туристской, транспортной и городской инфраструктуры, что способствует облагораживанию городов;
– Привлечение внимания к проблемам региона, в том числе экономическим, в силу консолидации в одно время и в одном месте экспертов, известных не только на национальном, но и на международном уровнях;
– Привлечение зарубежных инвестиций в ведущие научные, технические и промышленные проекты региона;
Именно благодаря высокому вкладу индустрии в развитие и в экономическое благосостояние регионов в настоящий момент необходима ее поддержка ради сохранения конгрессно-выставочного потенциала страны и ведущих конгрессно-выставочных городов.
Библиографическая ссылка
Павлова Е.А., Сергиенко В.С. РОЛЬ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА И КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 6-2. – С. 286-291;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1195 (дата обращения: 21.11.2024).