Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗВИТИИ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Уткова М.А. 1
1 Мурманский арктический государственный университет
Статья посвящена механизму реализации инновационных целей развития экономики, который может быть универсальным для любой отрасли, в данной работе обосновывается особая роль сферы образования, которая создает условия для организации и управления деятельностью субъектов устойчивого развития применительно к конкретной территории региона. При этом на различных уровнях системы управления образованием необходимы соотнесенные меры, которые будут способствовать эффективному сочетанию устойчивости и инновационного развития экономики Арктического региона. Результаты качественной подготовки работ в системе проведения конкурса-проекта «Актуальные направления устойчивого развития экономики Арктического региона» в практике деятельности опорного университета отражаются на результатах экономико-социального развития молодежи и позволяют сформировать у них все четыре группы ключевых «soft-skills»: базовые коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента, эффективного и интеллектуального критического мышления, развития научно-исследовательской деятельности, форсайт-управления. В своей основе мероприятия экономико-экологического содержания определяют необходимую направленность личности на созидательную деятельность. Реализация подобных мероприятий способствует формированию верного видения того, как можно справиться с проблемами в современных условиях, какие управленческие, экономико-социальные и индивидуальные инициативы помогают сделать окружающий мир лучше, экономически и экологически грамотнее.
эколого-экономическая безопасность
развитие
образование
проектное управление
навыки soft-skills
арктический регион
1. Антонян Г.А., Салмин М.В. Концепция устойчивого развития региона // Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98). С. 105-107.
2. Уткова М.А. Проектное управление в системе устойчивого развития экономики региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 2. С. 162-169. DOI: 10.17513/vaael.307.
3. Утков П.Ю., Уткова М.А. Содержание операционной системы образования молодёжи как суть явления и процесса регионализации управления эколого-экономической безопасностью муниципалитета // Арктика: общество и экономика. 2011. № 6. С. 103-110.
4. Ашутова Т.В., Желнина З.Ю. Стратегический проект «Креативный город – территория развития» как модель взаимодействия опорного университета и региона // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 116-126.
5. Разработка методики анализа эффективности магистерских программ: коллективная монография / под ред. Е. А. Сухановой; Нац. исслед. Томский гос. ун-т. Томск, 2019. 109 с.
6. Бухтиярова Т.И., Дубынина А.В. Организационно-экономический механизм реализации инновационных целей развития экономики // Социум и власть. 2014. № 5 (49). С. 74-79.
7. Москвитина Е.И. Инструменты развития параметров региональной инновационной подсистемы // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 511-514.

По мнению ряда авторов, на устойчивое развитие региона в контексте перехода страны на инновационную деятельность, решающее воздействие оказывают следующие факторы: политико-правовой, инновационно-технологический, финансово-экономический, структурный, фактор глобализации, социальный фактор [1]. Данные исследования не противоречат проводимым авторским исследованиям проблемы формирования эколого-экономической безопасности в системе устойчивого развития Арктического региона, центром внимания которых, как отмечалось ранее [2; 3], стали ключевые факторы развития образовательной среды Арктики: социально-экономические, экологические и технологические факторы, а определяющими среду условиями предположительно были определены сферой влияния факторов на сочетание устойчивости и инновационности развития региональной системы образования.

Целью исследования выступает обоснование ключевых подходов внедрения проектного управления применительно к условиям и факторам устойчивого развития экономики и образовательной инновационной среды управления регионом, с акцентом на эколого-экономическую безопасность в системе управления устойчивым развитием Арктики. Также необходимо отметить, что, учитывая выбранную траекторию роста «умной специализации» Арктического региона в качестве стратегического проектного приоритета опорного вуза на территории Мурманской области, необходима реализация обратной связи с местным сообществом, которая позволит обеспечить достаточные условия для развития сотрудничества с экспертами, позволит применять инновационные социальные практики и технологии проектного обучения в современных условиях [4].

Материал и методы исследования

В качестве ключевого подхода к проблеме эколого-экономической безопасности, автором рассматривается комплексный подход к проблеме исследования системы устойчивого развития Арктики. В качестве методов выступили: качественный и количественный анализ используемой проектной технологии, статическая и схематичная обработка информации, сравнение, классификация, обобщение.

К механизмам, обуславливающим создание устойчивой среды для реализации проектных техник, направленных на формирование и реализацию мега-вызовов современности, можно отнести, сообразно исследуемой проблеме, восстановление городской инфраструктуры, механизмы защиты киберпространства, поступательного развития виртуальной реальности, техники персонализированного обучения, разработку необходимых средств и инструментов для визуализации проектных методов и методик и другие, не менее значимые способы и приемы проведения индивидуальных и коллективных исследований в деятельности опорного университета.

Результаты исследования и их обсуждение

Эколого-экономическая безопасность, как развитие системы эколого-экономического просвещения, образования и формирования экологической культуры, содействие популяризации «зелёного образа жизни» в деятельности опорного вуза, муниципальных образований и региона в целом выступает, на взгляд автора, связующим звеном в системе применения проектных технологий и исследований целесообразной и созидательной деятельности по повышению спроса на социально-экономические инновации в развитии экономики региона. Данной точки зрения автор придерживается на протяжении всех этапов проводимого исследования в период с 2011-го по 2020-е годы [2; 3].

Любая проектная деятельность в своей структуре содержит, как минимум, четыре взаимосвязанных этапа жизненного цикла: замысел, разработку, внедрение, эксплуатацию. Однако, результаты реализации проектов проведения социально ориентированных конкурсов в системе образовательной подготовки (например, «Актуальные направления устойчивого развития экономики Арктического региона», Мурманск, ФГБОУ ВО «МАГУ», 2018-2020), определяющие социально-экономические задачи, гораздо более сложны для краткосрочной экономической интерпретации, ввиду применения особых технологий социализации обучения и зависят от вида и формы конкурсного проекта, конкретных условий сочетания «выигрышных» или «проигрышных» оценок, полученных в результате анализа проектных работ, результатов этого анализа, сочетания экспертных мнений о значимости и эффективности того или иного типа работы (научной статьи, проекта, мультимедиа презентации и др.), представляемой на конкурс, а также многих технологических условий, в системе которых предполагаемый тип работ победителей конкурса можно было бы предложить к дальнейшей реализации. В связи с чем экономически подобные проекты могут быть оценены лишь с позиций долговременной устойчивости и продолжительности в практике деятельности образовательного учреждения, в условиях самофинансирования. Продемонстрировать эффективность проведенной проектной работы при этом могут как сами постоянные участники конкурсной практики путем проявления внешней ускоренной адаптации к изменениям в жизни опорного университета, активизацией разностороннего вовлечения в волонтерские программы и мероприятия, устойчивого участия в различных проектах научно-исследовательской и социокультурной направленности, способствующих как развитию в системе подготовленности обучающегося к условиям внешнего мира, так и саморазвитию в выбранном направлении обучения, так и проектные команды университета посредством оценки количественного выражения образовательной услуги в образовательном результате. Также экономическая оценка эффективности реализации такого рода проектов может быть проведена через систему обратной связи: участник проекта – вуз – работодатель.

В данных условиях можно соотнести формирование системы показателей оценки приведенного примера построения проектного конкурсного мероприятия «Актуальные направления устойчивого развития экономики Арктического региона» (г. Мурманск, ФГБОУ ВО «МАГУ», 2018-2020) [2] с эффективностью системы показателей реализации магистерской программы в Томском государственном университете (ТГУ) [5] с учетом того факта, что указанный проект ТГУ является, как и представленный авторский проект, междисциплинарным и разнопозиционным в своей основе, что определяет, как схожие перспективы применения новых аналитических инструментов, так и схожие методологические, методические и организационные трудности, с которыми приходится сталкиваться при реализации подобного рода сложных по структуре проектов.

Характеризуя указанные схожие перспективы применения аналитики в процессе оценки параметров авторских конкурсных материалов и реализуемой в ТГУ магистерской программы, а также учитывая достаточно большую ранее проведенную работу в области методологии и методики построения TEMPUS, программой трансъевропейской мобильности в области университетского образования, способствующей развитию сотрудничества в сфере высшего образования между высшими учебными заведениями в государствах – членах Евросоюза и странах – партнерах, можно отметить тот факт, что в данной системе есть методики, фокусирующие больше внимания на результативности программы, а есть те, которым важна в большей степени их ресурсность, то есть отражающие их объективный и субъективный характер [5]. Учитывая вышеизложенное, представленные авторские конкурсные проектные материалы обладают как объективными (количество участников, вовлеченность в разноуровневые и разнотиповые формы работы), так и субъективными (оценка компетенций конкурсным жюри, удовлетворенность участников, наградные итоговые мероприятия) параметрами оценки. Также можно выделить дополнительные продуктивные прогнозные методики, оценивающие возрастающий / убывающий потенциал участников или степень влияния активности участия в конкурсных мероприятиях на активность обучающихся в процессе разноплановой деятельности в ВУЗе.

Так, представленная на рисунке схема подходов к анализу образовательных программ отражает имеющиеся ресурсы на входе, позволяющие оценивать количество, качество и уникальность предлагаемых к рассмотрению на конкурс работ, ключевые условия реализации авторских конкурсных материалов: организационно-педагогические, инфраструктурные, управленческие, а также внешние условия, среди которых наиболее важными являются спрос, значимость для участников конкурсной проектной деятельности, удовлетворенность участия, результативность: объективная, субъективная, на разных уровнях участия, а также возрастающий / убывающий потенциал и возрастающая / убывающая степень влияния на каждого участника иных дополнительных факторов развития и применения результатов конкурсной проектной деятельности в практике развития региона (рисунок – составлен автором с применением механизма, представленного ТГУ [5]).

В процессе использования элементов рассматриваемой методики оценки, при оценке механизма реализации авторского проекта – конкурса «Актуальные направления устойчивого развития экономики Арктического региона» в период с 2018 по 2020 гг. в практике работы с обучающимися опорного университета, а также привлеченными к реализации конкурса и сопутствующих мероприятий участниками (в т.ч. вовлечение в состав соорганизаторов проекта ранее общественной организации, в настоящее время Мурманского общественного молодежного экологического движения «Природа и молодежь), в качестве достаточно эффективных были выявлены организационно-педагогические и управленческие условия реализации конкурсной практики, а в качестве недостаточных – определение организационно-технических инструментов в части привлечения внимания к конкурсу и проведения соответствующего награждения участников.

Также при применении указанной методики оценки были определены достаточно актуальные входные ресурсы рассматриваемого конкурса-проекта: логичность содержания, построения программы проведения и применяемых процессов вовлечения участников в конкурсные мероприятия, достаточно устойчивый спрос в течение указанного периода времени на участие обучающихся образовательных организаций различного уровня: системы высшего профессионального (ФГБОУ ВО «МАГУ», МФ ЧОУ «СПбУТУиЭ»), среднего профессионального и общего образования (ПОЧУ «МКТ», МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 6», «Гимназия № 7»), а также возросший интерес со стороны системы дополнительного образования на территории Мурманской области: МБУ ДО г. Мурманска «Центр детского и юношеского туризма», МБУ ДО ЗАТО г. Снежногорск «Дом детского творчества «Дриада» и других образовательных учреждений: СЗИ(Ф) МГЭУ, МБОУ г. Мурманска «ММЛ», «СОШ № 57», «СОШ № 33» во всех трех представленных номинациях: «Социальные аспекты деятельности человека в современных условиях развития Арктики (регионов и муниципальных образований)»; «Экономико-экологические инструменты и организационно-экономический механизм развития Арктических территорий»; «Управление и координация в системе развития Арктических территорий». В качестве представленных наиболее часто выбираемых форм работы отражены проекты обучающихся, мультимедиа-презентации, видео-ролики, результаты качественной подготовки которых отражаются на результатах дальнейшего развития обучающихся в положительном ключе, также, к ним можно отнести подготовку и написание научных статей и волонтерское организационное участие в проведении круглого стола, подготовка которых формирует у обучающихся все четыре группы ключевых «soft-skills»: базовые коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента (самоменеджмента), навыки эффективного и интеллектуального мышления, развития научно-исследовательской деятельности, навыки форсайт-управления. Можно отметить, что устойчивое участие в конкурсе формирует у обучающихся интегрированное содействие в коммуникативном поле, при котором проявляется событийная идентификация внутреннего потенциала обучающегося. Тем самым, указанные показатели актуальности, результативности и удовлетворенности участников должны выступать в качестве основных показателей эффективности реализации проектных техник и методик, реализуемых через систему проведения мероприятий развивающей проектной методологии эколого-экономической безопасности в системе устойчивого развития Арктики.

utkov1.tif

Подходы к анализу материалов реализации конкурса-проекта

С целью построения показателей эффективности реализации проектных техник в среде участников подобных мероприятий целесообразно применять технологию исследовательского прогнозирования, определяя установки среди участников на определение прогнозов о том, что будет, если одновременно на всех территориях региона начнет работать закон автосинхронизации – когда всего лишь 5 % людей с общим поведением и ценностями набирают критическую массу и начинают менять все общество в городах на территории Арктического региона и непосредственно, Мурманской области. Принципы циклической экономики, примеры их воплощения на практике в проведении мастер-классов экономико-экологической направленности государственными и общественными организациями, компаниями, отдельными людьми, с особым акцентом на Мурманскую область позволяют отразить использование тех материалов и инструментов, которые наносят минимальный ущерб окружающей среде и способствуют устойчивому развитию территории уже сегодня (переработка, шеринг, разумные принципы цикличности, минимизация отходов, регулирование их обращения, энергия ветра, солнца, воды, эколого-экономическая безопасность, поддержка «зеленой экономики», реализация программ эколого-экономического воспитания и просвещения населения, в особенности молодежи). При этом, соответственно, меняются личное поведение и привычки, потом поведение близких, а затем данный «стимул» продолжает распространяться, при всестороннем включении бизнеса и органов региональной власти.

Заключение

Разностороннее проведение подобных мероприятий в среде образовательных организаций (школ, гимназий, лицеев, колледжей и др. города и области), при активном вовлечении и участии в экологически чистых практиках молодого поколения, таких как активная практика работы уже действующих не первый год молодежных движений (например, МОМЭД «Природа и молодежь») и вновь созданных экологических молодежных организаций (н-р, Центр экологических инициатив «Чистая Арктика»), а также при непосредственном руководстве и участии проектных экспертных команд образовательных профессиональных организаций высшего и среднего образования, а также органов власти различного уровня и представителей работодателей позволит обеспечить создание достаточной инфраструктуры для ответа на запросы потребителей, содействовать социально-экономическому развитию региона, инновационных траекторий и проектных технологий, непрерывному образованию и обновлению кадров. При этом трансфер продуктов образовательной и научно-исследовательской деятельности может создавать дополнительные условия для развития профессиональной ориентации в многопрофильных вузах, повышения качества системы дополнительного образования, деятельности социально-ориентированных организаций, а также активизации молодежи в участии в образовательных программах, мероприятиях и фестивалях различного уровня (региональных, всероссийских, международных).

Учитывая все указанные положительные моменты, в качестве следующего шага в проектировании элементов оценки механизма проведения конкурса предполагается расширение инфраструктурных условий его реализации за счет участия в грантовой деятельности. Таким образом, эффективная реализация мероприятий социо-эколого- направленности в системе формирования устойчивой среды инновационного развития региона зависит от ряда условий: разработка организационно-экономического механизма [6; 7], сопровождаемого совокупностью аналитической, организационно-координирующей, учетно-контрольной, стимулирующей функциями; формирование механизма реализации инновационной стратегии проекта, имеющего целевую направленность всей иерархии управления; формирование цели развития инновационной деятельности, ее количественная оценка в виде целевых показателей эффективности; определение ключевых приоритетов сочетания реализации устойчивой и инновационной деятельности (стратегии технологического развития, коммерциализации новшеств, долгосрочного устойчивого развития проектной деятельности и иных); разработка программы развития сочетания реализации устойчивой и инновационной деятельности (комплекс задач, мероприятий развития инфраструктуры); разработка оценочных критериев реализации программы сочетания развития инновационных и устойчивых механизмов теории и практики работы субъектов образовательной среды, корректировка на их основе системы задач, мер и мероприятий проектных команд в проводимых исследованиях эколого-экономической безопасности в системе устойчивого развития Арктики.

Развитие проектного обучения, также далее возможно представить опосредованно через разнообразные методики и цифровые технологии, что на сегодняшний день, является важным условием развития региональной инновационной образовательной среды.


Библиографическая ссылка

Уткова М.А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗВИТИИ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 3-1. – С. 115-120;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1024 (дата обращения: 24.04.2024).