Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

Будаева И.О. 1 Бокша М.П. 2 Нагаслаева И.О. 2
1 ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
2 ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
Конкурентоспособность региона основывается на его специализации в сфере видов деятельности, которые в свою очередь во многом определяются ресурсообеспеченностью территориальной единицы. В данной статье рассматривается интеллектуальный туризм как один из возможных инструментов управления уровнем интеллектуального потенциала региона, так как в целом, туристический вид деятельности является приоритетным в связи с географическим положением Республики Бурятия (близость к озеру Байкал). Более того, по мнению автора не стоит ограничивать сферы туризма на внутреннем, въездном социальном, детском, самодеятельном, экологическом, сельском, оздоровительном, культурно-познавательном и гастрономическом туризме, в силу ее динамического развития и влияния различных сфер, в том числе информационно-технической. Автором проведен анализ структуры интеллектуального потенциала региона, выявлены области возможной коммуникации туристической сферы и интеллектуального ресурса территории. Так, интеллектуальный туризм может активно развивать культурный и образовательный потенциалы, входящие в структуру интеллектуального потенциала, посредством проведения семинаров, конференций, деловых встреч на базах отдыха, туристических объектах и т.д. Так же автором дана оценка уровня туристического потенциала Республики Бурятия в период с 2017 по 2019 г. г.
интеллектуальный потенциал региона
туристический потенциал региона
интеллектуальный туризм
региональная экономика
инструменты управления регионом
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 49. – Ст. 5491.
2. Закон Республики Бурятия от 21.11.1995 N 210-I «О туризме» (с изменениями и дополнениями). http://docs.cntd.ru/document/802039023.
3. Гудковский М.В. Методика комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала / М.В. Гудковский // Географический вестник. 2017. № 1 (40). С.102-115.
4. Дедов С.В. Оценка эффективности управления инновационными процессами Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 2018. – № 8. – С. 32-41.
5. Максименко И.И. Управление интеллектуальным потенциалом региона. Автореф. дисс…канд. экон. наук. – Пермь, 2010. – 4 с.
6. Цыренов Д.Д. Развитие методики оценки когнитивного потенциала региональной экономики // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 2019. – № 2. – С. 82-90.
7. Цыренов Д.Д., Улазаева Г.В. К вопросу о влиянии когнитивного потенциала на региональное развитие // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 2019. – № 3. – С. 70-77.

Стратегия экономического развития территории определяется на основе ее ресурсообеспеченности. Так как каждая территориальная единица обладает специфическими особенностями в области обеспеченности ресурсами, развития экономики, структуры хозяйства, выбранные векторы развития у всех индивидуальны. В тоже время, рассматривая конкуреноспособность региона – как ключевой фактор, способствующий повышению уровня жизни населения, очевиден то факт, что поддержание конкурентных преимуществ возможно только при условии максимального использования региональных уникальных ресурсов.

Республика Бурятия имеет значительные ограничения по ведению хозяйственной деятельности. Это обусловлено особенностью территориального расположения – большая часть исследуемой территории находится в пределах природоохранной зоны озера Байкал. Однако данный факт несет как позитивный, так и негативный эффект. Деструктивный заключается в том, что в связи с этим на территории Республики отсутствует возможность размещения промышленных объектов, что в свою очередь значительно сокращает спектр возможных предоставляемых регионом товаров. Конструктивный – создание наиболее благоприятных условий для возможности реализации всего накопленного туристского потенциала региона.

В связи с вышесказанным, можно сделать вывод о том, что развитие региональной экономики Республики Бурятия должны базироваться на предоставлении туристических услуг или на увеличении уровня интеллектуального потенциала, т.к. данные вектора не противоречат особенностям территориального расположения. Проникновение экономики знаний в регионы повышает их асимметрию. [7]

Цель исследования заключается в обосновании предположения о том, что реализация интеллектуального туризма может служить эффективным инструментом, способствующим увеличению интеллектуального потенциала в Республике Бурятия.

Материал и методы исследования

Материалами исследования послужили работы, посвященные анализу и оценке туристского потенциала, интеллектуального потенциала, а также анализ их структурных составляющих, методами аналитического сравнения и статистического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

С точки зрения целенаправленной реализации двух векторов развития региона, необходимо осознавать, что успешное их взаимодействие, а в последствие и использование продукта их кооперации, возможно при взаимопроникновении их составляющих частей, в частности использования знаний, интеллектуального развития при разработке туристических маршрутов.

Применительно к региональной экономике в самом общем понимании интеллектуальный потенциал представляет собой совокупность способностей государства, региона, коллектива, человека создавать уникальные достижения в области науки, техники и в духовно-нравственной сфере. В международной практике под интеллектуальным потенциалом понимается интегральный показатель, измеряющий влияние знания на уровень материального благосостояния населения.

Данные определения говорят о том, что результат успешного развития интеллектуального потенциала в регионе может быть оформлен как количество созданных продуктов интеллектуальной деятельности, так и количество отраслей экономического развития, в которых «знание» и «интеллект» играют ключевую роль.

bud1.tif

Структура интеллектуального потенциала региона по И.И. Максименко [5]

Структура интеллектуального потенциала региона находит свое отражение на рисунке.

Так, научно-технический потенциал региона выступает в качестве одного из источников создания инноваций и включает в себя организационную, материально-техническую и правовую компоненты.

Научно-технический потенциал дает возможность оперативно формировать научно-исследовательские группы для решения стратегических задач региона. Он представляет собой результат преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг. В условиях конкуренции научно-технический потенциал обеспечивает не только высокий уровень и темпы научно-технического прогресса регионов, но и их «выживаемость» в этой среде.

Структура инновационного потенциала представлена в виде совокупности таких компонентов как: 1) инфраструктура инновационного процесса – обеспечивает последовательное или параллельное прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла; 2) инновационная культура – основа обустройства инновационного пространства, обеспечивающая равноправный доступ к высоким технологиям, ноу-хау, высококачественной продукции; 3) задел научно-технических разработок и изобретений – необходим для построения механизмов развития и использования инновационного потенциала через повышение уровня качества собственных НИОКР, улучшения взаимодействия между промышленными предприятиями и организациями отраслевой науки.

Активная поддержка в формировании инновационного потенциала дает возможность региону развиваться по «инновационной», а не по «догоняющей» модели. Инновационная модель характеризуется внутрисистемными источниками нововведений, причем субъектом развития представляются частные предприятия или социальные структуры, в то время как догоняющая модель основана на отборе и адаптации передовых технологических и институциональных заимствований, проявивших свою эффективность во внешних условиях. Вследствие этого темпы роста экономики регионов, использующих догоняющую модель, будут ниже, чем у тех, которые выбирают инновационную. Это связано с тем, что в случае успешной инновации субъекту достается значительная по размеру «интеллектуальная рента».

Следующей важнейшей составляющей интеллектуального потенциала является образовательный потенциал, который активно участвует в создании и использовании знаний. Компонентами образовательного потенциала являются восприимчивость, готовность к умственному труду, качество познавательного процесса и темпы продвижения в обучении. Обучение и подготовка кадров представляет собой главную составляющую процесса формирования кадрового потенциала региона, которая определяет последующую эффективность его использования. Существенная проблема видится в сфере распространения знаний – уменьшение бюджетного финансирования высшей школы с перераспределением в сторону среднего профессионального образования приводит к значительным проблемам в трансляции знания. [6] Одной из главных задач органов местного самоуправления является обеспечение максимальной занятости населения, повышения уровня жизни населения путем совершенствования системы образования.

Важным фактором развития интеллектуального потенциала региона является культурный потенциал, выраженный в способности системы соответствовать запросам общества в целях повышения его морального, этического и духовного уровня. Культурный потенциал включает в себя такие компоненты как система ценностей, познание мира, преобразование мира. Продуктом культурного потенциала является духовная культура.

Поскольку интеллектуальный потенциал неотделим от своего носителя, в роли которого выступает человек, культурный потенциал играет немаловажную роль в его формировании. Именно культурный потенциал отвечает за создание необходимых условий, в которых человек может изучить систему ценностей в целом и самоидентифицировать свою принадлежность к определенной уникальной общности. В процессе роста регионального самосознания, человек, адаптируясь к территории, перенимает культуру местности, что в свою очередь позволяет прогнозировать дальнейшие векторы его развития. Также культурный потенциал может послужить источником мотивации для создания инновационной продукции, как результат претворения в жизнь возникающих потребностей.

Исследуя представленную структуру, очевидно, что интеграция туристической сферы и интеллектуального потенциала будет способствовать как увеличению объема туристического потока, так и повышению уровня интеллектуального ресурса региона (через внедрение туризма в образовательный и культурный потенциалы). Синергетический эффект, в данном случае, образуется в результате их рациональной конфигурации и определяется понятием «интеллектуальны туризм».

Территория Республики Бурятия имеет большие возможности и перспективы развития туризма, более того Правительством Республики на эту сферу возлагаются большие надежды на развитие. Об этом говорится в документе «Стратегия развития Республики Бурятия на период до 2035 года», где туризм позиционируется как «драйвер экономического роста». Более того, согласно этому документу в перспективе «туризм должен стать основой для межрегиональной кооперации, обеспечить знакомство туристов из других регионов России с достопримечательностями, культурой и бытом народов Бурятии, налаживание культурных и экономических связей».

В соответствии с законом Республики Бурятия от 21 ноября 1995 года N 210-I «О туризме» (с изменениями на 18 марта 2019 года) приоритетными направлениями развития туризма в Республике Бурятия являются внутренний и въездной социальный, детский, самодеятельный, экологический, сельский, оздоровительный, культурно-познавательный, гастрономический туризм. [2]

Объект туристической деятельности – это турист. «Турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания». [1] Вид туризма, в свою очередь, определяется целью поездки.

На наш взгляд, не стоит ограничивать сферу туризма в Республике Бурятия, в силу ее динамичного развития и к представленному перечню направлений также можно добавить интеллектуальный туризм.

Так, например, с целью развития такой структурной составляющей интеллектуального потенциала, как образование, интеллектуальный туризм в регионе может реализовываться в виде проведения семинаров, конференций, деловых встреч на базах отдыха, туристических объектах и т.д. Возможность развития культурного потенциала может быть реализована через организацию интеллектуальных туристических туров регионального масштаба.

В обоих случаях главным условием организации и проведения подобных туристических мероприятий будет уровень оценки историко-культурного, социально-экономического, туристического блоков, а так же блоков, характеризующих экологическую ситуацию и описывающих неблагоприятные факторы. Анализ динамики всех перечисленных групп критериев, проведенный согласно методике Н.В. Гудковского (культурно-исторического, социально-экономического, туристского, неблагоприятных факторов и экологической ситуации), выраженный в баллах с учетом значимости, отображен в таблице. [3]

Динамика количественных показателей туристского потенциала в РБ в период с 2017 по 2019 годы

Название количественного компонента

2017

2018

2019

max значение по методике Н.В. Гудковского

Историко-культурный

81,5

92

84,5

152,5

Памятники архитектуры

18

25,5

18

Возможность использования памятников архитектуры

13,5

16,5

16,5

Памятники истории

17

17

17

Возможность использования памятников истории

13

13

13

Памятники археологии

2,5

2,5

2,5

Возможность использования памятников археологии

1

1

1

Степень представления объектов культурного наследия

16,5

16,5

16,5

Социально-экономический

86,5

87,5

88,5

110

Транспортная доступность

19,5

19,5

19,5

Экономическое развитие

10

10

10

Население и трудовые ресурсы

7

7

7

Материально-техническая база

40

41

42

Связь

10

10

10

Туристский

92

92

105

125

Предприятия размещения

21

21

34

Субъекты туристской индустрии

15

15

15

Туристские направления

45

45

45

Туристские достопримечательные места

3

3

3

Информационная обеспеченность туризма

3

3

3

Туристское образование

5

5

5

Неблагоприятные факторы

57,75

57,75

57,75

80

Климатический дискомфорт

33,75

33,75

33,75

Неблагоприятные свойства ландшафтов

13,5

13,5

13,5

Неблагоприятные социально-экономические условия

10,5

10,5

10,5

Экологическая ситуация

7,5

9

9

10

Экологические условия

7,5

9

9

 

Внимание к указанным результатам обусловлено необходимостью как детального анализа, получения точных результатов, так и выявления критических и проблемных точек анализа. [4]

Согласно методике расчета, формула, для определения уровня туристского потенциала выглядит следующим образом:

ТРП2017 = (|КИ| + |СЭ| + |ТБ|) – (|НФ| + |ЭС|) = 81,5 + 145 + 85,5 – (57,75 + 7,5) = 246,75

ТРП2018 = (|КИ| + |СЭ| + |ТБ|) – (|НФ| + |ЭС|) = 92 + 146 + 87 – (57,75 + 9) = 258,25

ТРП2019 = (|КИ| + |СЭ| + |ТБ|) – (|НФ| + |ЭС|) = 84,5 + 147 + 87 – (57,75 + 9) = 251,75

Таким образом, очевидно, что Республика Бурятия имеет большой потенциал в формировании и развитии туристической сферы, поскольку ее показатели высоки, что говорит о том, что реализация такого вида туризма как интеллектуальный перспективна.

На уровне региона, наиболее действенными инструментами управления являются стратегическое планирование и маркетинг региона. Стратегическое планирование как правило заключается в разработке комплексных прогрмамм социально-экономического развития региона. В то время как маркетинг территориальной единицы – это продвижение региона с позиции создания уникального товара или услуги в рамках имеющейся ресурсообеспеченности.

Заключение

Таким образом, развитие туристической сферы и интеллектуального потенциала региона являются ключевыми факторами его равития в силу территориальных особенностей расположения Республики Бурятия. В данном случае, с точки зрения маркетинга региона (реализация туристического ресурса, как уникальной особенности развития региона), туризм может послужить инструментом управления уровня ИП территории, т.к. имеет возможность взаимодействия с его структурными составляющими, такими как образование и культурный потенциал. Результатом таких коммуникаций может быть формирование и популяризация интеллектуального туризма.


Библиографическая ссылка

Будаева И.О., Бокша М.П., Нагаслаева И.О. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 3-1. – С. 23-28;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1011 (дата обращения: 29.03.2024).