Введение
Молодежная безработица в современной России имеет специфические особенности, обусловленные, с одной стороны нестабильным положением на рынке труда носителей проблемы – безработных молодых людей, а с другой, процессами в социально-экономической сфере, приводящими к невозможности реализации молодежью своего трудового потенциала. Молодежная безработица, как правило, является следствием превышения предложения молодежной рабочей силы над ее спросом на молодежном рынке труда. Однако существуют и другие причины возникновения этого явления: распад системы распределения выпускников высших учебных заведений, сокращение производства, слабые возможности для самозанятости, отсутствие новых рабочих мест для молодежи и т. д. В таких условиях необходимым становится формирование активных и конструктивных стратегий поведения молодых людей – на рынке труда, поскольку решение проблемы безработицы и трудоустройство во многом зависят от самой молодежи.
Возникает противоречие между оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства. Иная ситуация складывается на рынке труда для тех молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным причинам пытаются устроиться на работу, не имея никакой профессии. Они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста, так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует молодости и физической силы. Значительные объемы молодежной безработицы (независимо от того, какие группы молодежи она охватывает) приводят к значительным материальным и социальным потерям общества. Именно неработающая молодежь по сравнению с другими группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.
Цель исследования
Целью работы является исследование молодежной безработицы в регионах на примере Кабардино-Балкарской республики, выявление причин роста безработицы среди молодого поколения, разработка предложений по их устранению с учетом социально-экономических условий и региональных особенностей на основе проработки теоретических, методических, аналитических аспектов молодежной безработицы данного региона.
Для достижения поставленной цели был определен круг следующих задач:
1) изучение рынка труда в России в целом и в регионах;
2) выявление особенностей молодежной безработицы в КБР;
3) разработка предложений по решению проблем занятости молодых людей.
Материал и методы исследования
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных ученых, посвященные вопросам рынка труда и безработицы, среди которых можно отметить Франка А.В., Макарова В.В., Кубаева М.К. и др. При проведении исследования применялись такие методы научного познания как системный анализ, экспертная оценка, анкетирование, интервью и т. д.
Информационной базой исследования явились законодательные акты Российской Федерации, официальные статистические материалы Росстата РФ, Министерства труда и социальной защиты, данные оперативного учета безработицы по Кабардино-Балкарской республике.
Результаты исследования и их обсуждение
Одной из самых острых и давних социально-экономических проблем в России является безработица. При этом, дело даже не в том, что ее уровень высок – вовсе нет, Росстат рапортует о безработице в пределах 5–6 % от численности трудоспособного населения. Дело в качестве рабочих мест и уровне зарплат тех, кто безработными у нас в стране не считается.
Безработица – один из ключевых макроэкономических показателей государств, в том числе влияющий на социальную сферу.
В общем мировом рейтинге показатель РФ является далеко не самым печальным (хотя и не самым позитивным). Самый низкий уровень безработицы на 2015 г. наблюдается в ОАЭ (2,4 %), самый высокий – Зимбабве (95 %). В США – 5,2 %. В России на январь 2019 г. этот показатель составил 4,9 %.
Для Российской Федерации свойственен низкий уровень занятости в слабо урбанизированных регионах и, наоборот, в крупных мегаполисах по-прежнему много свободных рабочих мест. К 2019 году показатель занятости повысился еще на 0,7 пунктов, что в целом является очень хорошим показателем.
Кроме застоя на рынке труда в небольших городах – есть еще одна проблема: низкие зарплаты. Среднестатистическая зарплата в стране за 2017 год превысила отметку в 30 тысяч рублей. Однако по факту такие доходы есть далеко не у всех – огромный сегмент населения ежемесячно получает ощутимо меньше: в диапазоне от 15 до 20–25 тысяч. Как говорилось выше – в маленьких городах зарплата может составлять и до 15 тысяч ежемесячно (если еще на работу получится устроиться).
Также разброс существует и в зависимости от отрасли. По сути в России есть перспективная и нормально оплачиваемая работа только в крупных городах (и то нормально оплачиваемая – это по сравнению с глубинкой). К примеру, продавец в магазине в Москве вполне может получать 40–50 тысяч рублей, тогда как для Воронежа или Краснодара – это уровень начальника какого-нибудь отдела, или узкопрофильного специалиста в какой-то востребованной отрасли. Ну а в городах с населением меньше 200–500 тысяч граждан такие зарплаты являются и вовсе счастливым исключением.
В настоящее время наибольшую востребованность у работодателей вызывают высококвалифицированные рабочие по таким профессиям как: бетонщик, каменщик, штукатур, маляр, автоэлектрик, электрогазосварщик, водитель, слесари широкого профиля, швея, швеямотористка.
Повышенным спросом среди специальностей служащих пользуются: врачи различных профилей, инженер, бухгалтер с опытом работы, учитель, медицинская сестра, менеджер по продажам. Вместе с тем следует отметить следующие трудности и проблемы в обеспечении занятости граждан: нехватка рабочих мест в республике; несбалансированная система подготовки кадров; профессионально-квалификационный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы (предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда в 2,5 раза превышает спрос на нее); неравномерность социально-экономического развития муниципальных районов.
Парадокс – работа в России есть, а безработица не уменьшается. Эта проблема распространяется и на регионы. Поэтому для КБР также можно выделить такие факторы указанной проблемы:
1. Недостаток рабочих мест в небольших населенных пунктах и в отдаленных регионах.
2. Низкий уровень зарплат в небольших населенных пунктах (в больших городах он тоже не всегда высокий, но хотя бы в них есть перспективы развития).
3. Давление на средний и малый бизнес, которое вынуждает работодателей максимально урезать расходы (и в первую очередь на зарплатах персоналу).
4. Стремление уйти от уплаты налогов (как со стороны работодателя, так и со стороны сотрудника) – ради чего работники готовы устраиваться без официального оформления.
5. Далекая от идеала программа образования. В некоторых отраслях – качественное образование дают только в самых престижных учреждениях. Как результат – рынок труда получает низкоквалифицированные кадры, и не каждому удается найти работу по специальности просто из-за того, что в вузе, где он учился, не давали современных знаний [5].
Сюда же можно прибавить еще и менталитет. Все-таки наших людей сложно назвать самыми трудолюбивыми и целеустремленными – достаточно большое количество граждан предпочитает проводить свободное время на диване, вместо саморазвития, обучения и поиска работы.
Стабилизация безработицы в России связана с изменением социально-демографического состава занятых. В последнее время в составе рабочей силы уменьшилась доля молодежи и людей с низким уровнем образования. А именно эти две социальные группы составляют большинство безработных в государстве [3].
Кроме того, 23–30 млн россиян задействованы в «теневом» секторе экономики – их никто не учитывает при оценке занятости населения. В целом количество россиян трудоспособного возраста в 2017 году сократилось до уровня 1989-го – 83,2 млн человек. Причем снижение уровня безработицы в стране с начала 2000-х годов фактически повторяло траекторию сокращения численности трудоспособного населения.
Количество молодых людей в России (до 16 лет) еще в 1970 году превышало численность пенсионеров почти вдвое (37 и 20 млн соответственно). К середине 1980-х они сравнялись. А к 2036 году, по текущему прогнозу Росстата, соотношение сложится уже обратным: людей пенсионного возраста в стране будет почти вдвое больше, чем молодых (44 и 23 млн). Соответственно, общая структура населения России по трем основным возрастным группам менялась и, как ожидается, будет меняться дальше.
В 2018 году количество безработных в стране снизилось по сравнению с прошлым годом. По данным Росстата по состоянию на январь 2018 года, количество безработных в стране составило 5,2 %, к концу года показатель снизился до 4,9 % [4].
По последним данным Минтруда России на 5 декабря 2018 г. численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 657 110 тысяч человек, уровень регистрируемой безработицы в среднем по Российской Федерации, по оперативным данным, составил 0,86 % от численности экономически активного населения (на 1 декабря 2017 года – 1 %). По состоянию на 5 декабря 2018 года количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, составило 1,6 миллиона единиц [4].
Ввиду своих специфических характеристик, значительное число молодых людей проигрывает в конкурентной борьбе при трудоустройстве.
Необходимо отметит, то прогнозы экспертов на ближайшие 3–4 года неутешительные. Предполагается, что рынок труда ожидают серьезные изменения – будут отсеиваться низкоквалифицированные кадры, по принципу «уходи или развивайся», а свои места гарантированно сохранят только лучшие специалисты. Актуально это как в бюджетных организациях, так и в частных компаниях. По приблизительным прогнозам, это приведет к росту безработицы примерно на 2–3 % в следующие 3–4 года.
С другой стороны – немалое количество аналитиков предполагало, что в 2017 году безработица достигнет отметки в 7 %. В действительности же, все оказалось намного проще, и вместо роста количество безработных наоборот уменьшилось.
В Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) отмечается низкий уровень занятости по стране. Уровень безработицы в республиках Северо-Кавказского федерального округа за период с 2010–2018 гг. отражен в таблице [4].
Как видно из таблицы, в КБР уровень безработицы занимает третье место после Карачаево-Черкесии и Северной Осетии.
СКФО является одним из молодых округов по возрастному составу населения, поэтому неудивительно, что 47 % (по данным Росстата) от общего количества безработных в КБР составляет молодежь. При этом более 70 % приходится на возрастную группу 20–24 года. Это возраст, характеризующийся переходом от учебной деятельности к поиску постоянной работы. Задача государства и общества обеспечить условия плавного и безболезненного перехода.
Одним из методов плавного перехода от учебной деятельности к постоянной трудовой может быть общественная занятость молодежи. Она может и не обеспечить финансового благополучия, однако окажется базой для самореализации, развития и формирования навыков и качеств, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющихся современных условиях и дальнейшего трудоустройства [7]. Рассмотрим ситуацию с молодежной безработицей в Кабардино-Балкарской республике.
В КБР на 2019 г. безработные составляют 49 800 человек (10,9 %) при количестве занятых (трудоустроенных) людях 409 000 человек [1].
Уровень безработицы в СКФО за 2000–2018 годы, тыс. чел.
Субъект РФ |
Исследуемый период |
||||||||
2000 |
2001 |
….. |
2011 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Северо-Кавказский федеральный округ |
668,3 |
610,7 |
643 |
507,2 |
498,8 |
499,7 |
464,7 |
||
Республика Дагестан |
255,1 |
280,7 |
172,2 |
135,2 |
140,3 |
146,2 |
146,3 |
||
Республика Ингушетия |
30,8 |
51,4 |
91,9 |
63,2 |
68,1 |
69,8 |
65,4 |
||
Кабардино-Балкарская Республика |
68,1 |
63,1 |
38,8 |
41,2 |
43,2 |
44,5 |
44,5 |
||
Карачаево-Черкесская Республика |
40,6 |
35,7 |
22,9 |
29,6 |
32,8 |
30,9 |
22,3 |
||
Республика Северная Осетия – Алания |
96 |
59,5 |
29,5 |
29,2 |
30,7 |
31,9 |
30,8 |
||
Чеченская Республика |
… |
… |
205,3 |
135,9 |
105,8 |
98,1 |
85,2 |
Примечание. Составлено по данным интернет-издания о финансовой жизни страны//Безработица в России: статистика 2018 года // БЮДЖЕТ.RU – интернет-издание о финансовой жизни страны. [Электронный ресурс]. – URL: http://bujet.ru/article/362564.php Дата обращения: 09.01.2019 г.*
Занятость молодёжи в Кабардино-Балкарской Республике является одной из актуальнейших проблем государственной молодёжной политики. В Концепции государственной молодёжной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года отмечается, что молодёжь в силу низкого социального статуса, недостаточного уровня образования, отсутствия социальных навыков и профессионального опыта оказывается наиболее незащищённой группой населения, нуждающейся в целенаправленной государственной поддержке. Государственная программа «Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики» на 2013–2020 годы включает комплекс мероприятий, рассчитанных для двух целевых групп молодёжи, предусмотренных федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» (временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время; оказание содействия в поиске работы безработным гражданам в возрасте от 18 до 20 лет, имеющим среднее профессиональное образование и ищущим работу впервые). В подпрограмме «Молодёжь Кабардино-Балкарии» межведомственной государственной программы «Повышение эффективности реализации молодёжной политики в Кабардино-Балкарской Республике» на 2013–2020 годы в перечне основных мероприятий отсутствует содействие занятости молодёжи, развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодёжи в трудовую и экономическую деятельность. Соответственно, не предусмотрен и такой целевой индикатор, как снижение численности безработной молодёжи. Необходимо привести данную госпрограмму в соответствие с Концепцией государственной молодёжной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года.
В 2010 году Общественной палатой проводился соцопрос среди молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет. Отношение к трудовой мотивации показало, что почти 80 % молодых людей считают главным содержание работы, её интересность, при этом она должна хорошо оплачиваться (76 %); почти половина респондентов считают, что она должна быть полезной обществу (46 %), обеспечивать возможность профессионального роста (44 %), при этом ценность этих позиций снижается по мере их взросления, тогда как на такие факторы, как сделать быструю карьеру, ответили 23 % опрошенных. Большую роль в глазах молодёжи играет наличие квалификации для получения хорошей работы (73 %). Значительными для молодых людей являются дисциплинированность, инициативность, ответственность (50 %). В то же время почти четверть считают, что получить хорошую работу можно только с помощью связей. Треть опрошенных считает, что для этого надо ладить с начальством. Примерно 20 % не хотят утомительную работу. Эти данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне мотивации молодёжи КБР.
Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации или деградации трудовых ценностей.
В КБР принимаются различные меры для оказания содействия временной занятости молодёжи, в том числе подростков (особенно социально незащищённых), а также по трудоустройству студентов и выпускников вузов. Организуется работа выездных молодёжных трудовых отрядов, подростки привлекаются к работе по благоустройству населённых пунктов, объектов социально-культурного назначения, создаются рабочие места на базе детских лагерей, на предприятиях и в организациях с соответствующими условиями труда [11]. Для организации временной занятости студентов формируются студенческие трудовые отряды: строительные, педагогические, медицинские.
Для трудоустройства выпускников вузов создаются центры содействия, помогающие конкретным вузам (КБГАУ, КБГУ) найти для молодых специалистов постоянную работу, регулярно проводятся ярмарки вакансий. В 2015 г. проведены 36 ярмарок вакансий, которые посетили девять тысяч человек, с начала этого года – пять, в них приняли участие 694 человека, половина из которых – молодёжь.
Организация общественных работ – одна из активных мер, реализуемых службой по содействию занятости населения КБР. За прошлый год общественными работами было охвачено 3023 человека, в первом квартале текущего года – 472 человека, из них около 30 % – молодёжь.
В рамках реализации программы временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, в 2015 году трудоустроены 50 человек, в этом – шестеро.
Государственная услуга по организации содействия самозанятости в 2015 году оказана 315 безработным гражданам, в том числе 65 молодым людям в возрасте от 18 до 29 лет (за январь-март 2016 года – 90 и 26 соответственно).
Особую актуальность имеет профессиональная ориентация молодёжи, направленная на формирование реального представления о спросе специалистов на рынке труда, оказание содействия в планировании профессиональной карьеры. Государственная услуга по профессиональной ориентации в 2016–2017 году предоставлена более одиннадцати тысячам граждан, обратившихся в службу занятости, из них 5544 молодых граждан в возрасте 16–29 лет. В мероприятиях по профессиональной ориентации начали принимать участие около девяти тысяч школьников. Такие мероприятия приносят положителтный результат. Например, В 2015 году в рамках государственной программы содействия занятости населения нашли работу около трёх тысяч молодых людей, что составило 37,2 % от количества обратившейся молодёжи. В первом квартале 2016 г. трудоустроены 385 человек (25,0 % от обратившихся в возрасте 16–29 лет).
Ещё одним аспектом в решении проблемы занятости молодёжи является стимулирование предпринимательской деятельности Правительством КБР. Ещё в 2008 году было принято постановление «О поддержке молодёжного предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике», в соответствии с которым студентам и выпускникам высших и средних учебных заведений в возрасте до 30 лет предоставляется субсидия на финансирование расходов, связанных с началом или дальнейшим осуществлением предпринимательской деятельности. По данным местных администраций муниципальных районов и городских округов КБР, за 2013–2015 годы такую финансовую поддержку получили 552 молодых человека. В условиях экономического кризиса, переориентации российской экономики на импортозамещение государственная финансовая поддержка молодёжного предпринимательства является действенным механизмом помощи в определении и реализации профессиональных интересов молодёжи, обеспечении её трудовой занятости. Но не все хотят и могут заниматься предпринимательской деятельностью, особенно специалисты, имеющие техническое образование, в том числе в области информационных технологий. Да и темпы уменьшения незанятости таким способом пока достаточно низкие – 552 человека за три года. Обращает на себя внимание и неравномерность выделения субсидий: в Зольском районе за три года – 77 человек, в Баксанском – ни одного.
Органам местного самоуправления необходимо принимать активное участие в подготовке и финансировании программы содействия занятости молодёжи. Для этого необходимо обеспечивать гарантию качественной профессиональной подготовки молодёжи путём дополнительных стипендий в виде льготного долгосрочного кредита, подлежащего последующему возмещению после завершения учёбы; определять параметры количества и структуры выпускаемых молодых специалистов с учётом динамики спроса на рабочую силу, оказывая при этом содействие развитию сети служб профессиональной ориентации молодёжи и создавая благоприятные условия для повышения уровня дохода учащейся молодёжи на основе занятости по выбранной специальности в свободное от учёбы время.
Решение этих задач невозможно без проведения системного анализа, учитывающего тенденции социально-экономических изменений в республике, процессы отраслевой дифференциации и интеграции рынков труда, а также тренды развития отдельных секторов экономики и потребности бизнеса.
В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, необходимы создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) к 2020 году. Вновь созданные и модернизированные рабочие места будут иметь более высокую производительность труда, а работники на этих рабочих местах будут получать более высокую заработную плату. для России нехватка кадров нужной квалификации – главный ограничитель развития компаний [10]. Создание ВПРМ неизбежно повлечет за собой сокращение занятости.
Изменения, происходящие в экономике Кабардино-Балкарии, требуют новых подходов к формированию и размещению молодёжного трудового потенциала, активного сотрудничества образовательных организаций с работодателями. Кроме того, специфика эффективного включения молодых людей в трудовой потенциал Кабардино-Балкарской Республики требует и более пристального внимания к данной проблеме органов власти всех уровней, работодателей, профессиональных союзов, всей системы социального партнёрства [11]. Одновременно и молодёжь ответственна за свою судьбу, и никто не сможет за неё сделать то, что она должна сделать сама. Без её активного участия и творческого вклада в преодоление возникающих кризисных проблем никакая государственная программа одна не способна эти проблемы решить [6].
Решение проблем современной молодежи требует новых подходов.
Заключение
Проблема безработицы в России сегодня очень актуальна. На сегодня уровень безработицы в Москве и безработицы в Санкт-Петербурге является одним из самых низких. Но о других городах и регионах РФ этого сказать нельзя. Самый высокий уровень незанятости наблюдается в Северо-Кавказском Федеральном округе. Наилучшие показатели по относительно трудоустройства в центральном Федеральном округе. Сегодня, несмотря на снижение уровня безработицы, Россия предпринимает массу мер для увеличения числа трудоустроенных граждан. Регулирование безработицы в России осуществляется сразу по нескольким направлениям, одним из основных которых является обеспечение равных возможностей всем резидентам Российской Федерации независимо от гражданства и возраста [1].
Решение проблемы молодежной безработицы должно стать одной из ключевых направлений социальной политики государства. Необходимо разработать четкий механизм взаимодействия федеральных, региональных, муниципальных органов власти, учреждений профессионального образования, работодателей, общественных организаций в плане создания благоприятных условий для реализации конституционного права молодежи на труд. Достижению этой цели могут способствовать:
- создание необходимого количества специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой молодежи (кадровых агентств, центров социально-психологической помощи, бирж труда и т. п.);
- восстановление системы государственного заказа для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;
- определение оптимальных параметров количества и структуры выпускаемых специалистов с учетом динамики спроса на рабочую силу в регионе;
- стимулирование работодателей к привлечению и включению молодых специалистов в кадровый потенциала (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей и т. п.);
- развитие системы молодежного предпринимательства [8].
Также крайне важно при принятии ответственных решений органами власти в области промышленной и экономической политики учитывать мнение и опыт деловых и профессиональных союзов [13].