Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА: ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Царенко И.В. 1, 2
1 Пермский филиал Института экономики УрО РАН
2 Пермский институт ФСИН России
Статья посвящена развитию теоретических положений, связных с процессами социального развития отельных территорий. На современном этапе возникает целый ряд социальных задач, определяющих уровень развития территории: качество жизни населения, социальная инфраструктура и пр. В частности, автором рассматривается ряд приоритетных направлений социального развития территории на примере одного из самых развитых муниципальных образований Пермского края г. Березники. Последовательно автор анализирует развитие следующих приоритетных направлений: здравоохранение, образование, культура, молодежная политика, физкультура и спорт, тем самым, обосновывается значимость социальной сферы в развитии территории в целом. Автор ставит цель, которая заключается в разработке методических положений и рекомендаций по совершенствованию социального развития территории. В связи с этим, в работе используется синтез системного и институционального подходов, применяются методы анализа информационных источников в части раскрытия теоретико-методологических основ; статистического анализа в части обоснования тенденций социального развития отдельных территорий региона. Помимо этого, в статье констатируется, что большинство ключевых тенденций социального развития г. Березники, имеют положительную динамику, что позволяет говорить о значимости развития социальной сферы для территории, а также о необходимости эффективного мониторинга социальных процессов в контексте уровня развитости региона в целом.
социальное развитие региона
социальная сфера
территория
качество жизни населения
1. Воденко К.В., Левченко Н.А. Институциональные механизмы развития социальной политики на муниципальном уровне // Экономика и менеджмент: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 132–134.
2. Возмилкина Е.Н. Социальная политика в Российской Федерации: содержание и уровни реализации //Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 9. С. 47–49.
3. Горяйнова Н.М. Местное самоуправление и муниципальный уровень реализации социальной политики в РФ// Управление в современных системах. 2017. № 3 (14). С. 14-21.
4. Ярская В. Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики. 2013. № 1. С. 11–28.
5. Урасова А.А., Красильников Д.Г., Черникова С.А., Кудрин Е.Д. Роль социальной инфраструктуры в развитии отдельных территорий региона // Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 9. С. 83–87.
6. Урасова А.А., Мухин М.А., Кочина К.Ф. Актуальные подходы к управлению социально-экономическим развитием территории // Управленец. 2018. Т. 9. № 1. С. 14–23.
7. Постановление № 1087 от 11.06.2015 Об утверждении Порядка осуществления единовременной денежной выплаты участникам муниципальной программы «Врачебные кадры» [Электронный ресурс]. URL: https://admbrk.ru/sotsialnaya-sfera/zdravoohranenie.
8. Доклад главы города Березники о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2017 год и их планируемых значениях на 3-летний период // Официальный сайт Администрации г. Березники [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://admbrk.ru/ekonomika-i-finansy/itogi-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-2.
9. Постановление № 1135 от 21.05.2018 «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие системы образования города Березники», утвержденную постановлением администрации города от 26.11.2013 № 2054 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://admbrk.ru/wp-content/uploads/2018/05/21.05.2018-1135.doc.

Введение

Эффективное социальное развитие зависит от качества взаимодействия между уровнями регионального и местного управления, которое предполагает реализацию исключительно в интересах населения конкретной территории.

Основным препятствием для реализации данных задач выступает не всегда эффектная и зачастую формальная деятельность органов местного управления[1]. Это связано с тем, что данная сфера долгое время рассматривалась преимущественно как вторичная и определяемая развитием экономического блока, поскольку она не несет в себе экономических выгод и требует существенных бюджетных средств, которых в муниципальных образований не достаточно[2].

Любая территория, реализуя социальную политику,преследует цель, заключающуюся в повышении уровня жизни населения [3]. При этом происходит последовательноерешение социальных проблем, с одной стороны, иэффективноерасходование бюджетных средств, с другой.

Социальная политика имеет ряд важных направлений: сфера здравоохранения, образования, культуры, молодежная политика, физкультура и спорт [4-6].

Цель данной работы заключается визучении особенностейсоциального развития и аспектов управлениятерриторией.

Методы

Применение того или иного методического подхода к анализу социального развития территории определяется совокупностью задач исследования, доступностью и полнотой исходных данных.

Методологической основой данного исследования является синтез системного и институционального подходов на основе применения метода анализа информационныхисточников в части раскрытия теоретико-методологических основ; статистического анализа в части обоснования тенденций социального развития отдельных территорий региона.

Результаты исследования

Рассмотрим последовательно ключевые тенденции развития данных приоритетов в территориях на примере г. Березники, являющего крупнейшим после краевой столицы городом Пермского края.

Так, в сфере здравоохранения Администрацией города Березники созданы условия для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования, а именно отрасль представлена десятью учреждениями здравоохранения и пятью медицинскими организациями. При этом шесть – государственных бюджетных учреждений, четыре – краевых государственных бюджетных учреждений, пять – медицинских организаций крупных промышленных предприятий (в частности, поликлиника № 4 «Азот» ЗАО МЦ «Философия красоты и здоровья г. Березники», ООО «АВИСМА-МЕД», ООО «МСЧ «Сода», ООО «Поликлиника Уралкалий-Мед» и НУЗ «Отделенческая клиническая больница на станции Пермь 2 ОАО «РЖД г. Березники»).

С целью повышения уровня доступности бесплатной медицинской помощи для населения города Березники в государственных учреждениях города реализуется Муниципальная Программа «Врачебные кадры». Данная программа призвана решить задачу, связанную с привлечением врачей остродефицитных специальностей, что является одной из актуальных проблем города и края в целом [7].

Об эффективности развития сферы здравоохранения можно судить, в том числе и по динамике демографических показателей (таблица 1).

Таблица 1

Показатели численности населения г. Березники, 2015–2017 гг.

Показатель

2015

2016

2017

Все население

150696

148955

146626

Число родившихся

1821

1857

1800

Число умерших

2230

2311

2302

Естественный прирост (+), убыль (-)

-409

-454

-502

Общий коэффициент рождаемости, пр.

12,20

12,60

12,30

Общий коэффициент смертности, пр.

14,90

15,60

15,80

Общий коэффициент естественного прироста, пр.

-2,70

-3,00

-3,50

За три года численность постоянного населения города Березники сократилась и составила 146626 человек. Число родившихся в 2016 году выросло на 2,0 %, тогда как прирост умерших составил 3 %. В итоге, естественная убыль составила в 2016 голу 454 человека. А общий коэффициент убыли составил 3 %. В 2017 году отмечается снижение численности родившихся на 3,1 % и снижения числа умерших на 0,4 %. В целом, демографическая ситуация неблагоприятная и связана она с ростом естественной убыли.

Качество образования в Березниках является одним из лучших в регионе. В городе функционируют: дошкольные организации – 42; общеобразовательные организации – 21; учреждения дополнительного образования – 9; загородный лагерь отдыха и оздоровления детей «Дружба» – 1. Согласно отчету главы города, все учебные заведения в городе соответствуют современным требованиям обучения [8].

Для эффективного развития сферы образования в городе реализуется Муниципальная Программа «Развитие системы образования города Березники».

Данный документ призван решить ряд социальных проблем, связанных с созданием дополнительных мест в образовательных учреждениях различного уровня, с обеспечением занятости детей во внеурочное время, с формированием ценностей активного отдыха и здорового образа жизни и пр. [9]. Следует отметить, что реализация данной программы уже имеет ряд положительных тенденций. Так, по официальным данным, в 2016-2017 гг. услугу дошкольного образования оказывали более 40 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, в которых по данным государственного статистического отчета воспитывалось более 10 тыс. детей, из них детей с 1 года до 3 лет – более 2,5, с 3 до 7 лет – 7,5 тыс.

По сравнению с предыдущими годами общая численность детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет тенденцию к росту, обусловленную предоставлением услуг кратковременного, 4-х часового пребывания в отдельных учреждениях, а также комплектование групп с учетом максимально возможной наполняемости по требованиям СанПиН.

В системе общего образования города функционирует более 20 общеобразовательных организаций.

В городе ведется активная работа с детьми и подростками состоящими в группе риска или на учете в социальных органах опеки. На сегодняшний день, охват дополнительным образованием несовершеннолетних из группы риска составляет более 80 %, учащихся, состоящих на учете в социальных органах опеки – также более 80 %.

Помимо этого, в городе Березники были организованы работы по патриотическому воспитанию несовершеннолетних, формированию нравственных, духовных, культурных ценностей, законопослушного поведения: фестивали, олимпиады, тематические уроки, соревнования, встречи с ветеранами боевых действий и локальных конфликтов; профилактика употребления несовершеннолетними психоактивных веществ (спиртных напитков, наркотических веществ, спайсов и др.): городская антинаркотическая акция в рамках «Месячника борьбы с наркоманией, городская акция отказа от курения, алкоголя «Здоровым быть здОрово!»; со всеми обучающимися проведены инструктажи по соблюдению техники безопасности: противопожарной, антитеррористической, по правилам дорожного движения, соблюдению «комендантского часа» во время весенних и летних каникул. В проведении профилактических мероприятий со школьниками привлекались инспектора отдела по делам несовершеннолетних МВД России «Березниковский», работники судов и прокуратуры, Центра здоровья.

Для качественного развития системы образования города, удовлетворения профессиональных педагогических запросов и реализации информационно-методического сопровождения деятельности образовательных учреждений и отделов управления образования также в структуре методической службы действовало на протяжении отчетного периода 109 профессиональных педагогических сообществ, включающих 45 предметных методических объединений и 64 временных профессиональных объединений (творческих лабораторий, педагогических мастерских, проблемных групп, школ начинающего руководителя и педагога).

Содержание работы педагогических сообществ направлено на повышение качества образовательного процесса в реализации ФГОС дошкольного, начального и основного общего образования. Учитывая современные тенденции, важно отметить, что многие городские методические объединения уже не первый год работают в режиме виртуальной поддержки, активно включаясь в создание и пополнение профессиональных сайтов, среди которых сайты ГМО учителей начальных классов, физической культуры, учителей-логопедов ДОУ, учителей информатики, музыки. Важным показателем социального развития является и уровень заработной платы работников образования. Анализ уровня заработной платы работников муниципальных образовательных учреждений представлен на рисунке.

Таким образом, в городе отмечается положительная тенденция к увеличению среднемесячной заработной платы работников муниципальных образовательных учреждений, однако, заработная плата работников общеобразовательных учреждений значительно выше, чем у работников муниципальных дошкольных учреждений.

Среди основных проблем можно выделить проблему перенаполнения МОАУ СОШ № 22 и, как следствие, двусменного режима работы в школе. Поэтому администрацией города было принято решение о строительстве в микрорайоне «Любимов» новой школы. В 2017 году с помощью ПАО «Уралкалий» был разработан проект современной школы на 1224 места. Проект строительства новой школы прошел все согласования и получил необходимые заключения. В текущем учебном году на дому обучались 60 человек. Из них в течение всего учебного года на домашнем обучении находились 29 обучающихся.

По сравнению с предыдущим учебным годом количество обучающихся на дому незначительно увеличилось. Актуальным вопросом остается вопрос по обеспечению основным общим образованием детей с особыми образовательными потребностями (детей инвалидов, с ОВЗ).

Продолжилась реализация Мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». В 2016-2017 учебном году с применением дистанционных технологий в общеобразовательных учреждениях города обучались 6 учащихся (МАОУ СОШ № 2, МАОУ гимназия № 9, МАОУ СОШ № 5, МАОУ СОШ № 11, МБОУ «Школа № 4 для обучающихся с ОВЗ»), в 2015-2016 – 6 учащихся (МАОУ СОШ № 2, МАОУ «СОШ с УИОП № 3», МАОУ СОШ № 5, МАОУ СОШ № 22, МАОУ гимназия № 9).

caren1.wmf

Динамика средней заработной платы работников муниципальных образовательных учреждений, в руб. [8]

В части решения вопроса по вовлечению молодежи в социально-экономическую и культурную сферы развития города, созданы и успешно функционируют молодежные объединения. Также, в Березниках проводятся различные городские ярмарки учебных и рабочих мест, мероприятия по профориентированию.

В летний период студенты от 18 лет имеют возможность трудоустраиваться в выездные студенческие отряды: строительные (северные регионы России), вожатские (Пермский край, Краснодарский край и другие регионы России). На базе Центра работают творческие коллективы и молодежные объединения. Центром организуются различные творческие мероприятие для молодежи – КВН, Студенческая концертно-театральная весна, фестивали, День молодежи в Березниках и другие.

На базе Молодежного культурно-досугового центра активно развивается добровольческое движение. Центром развития добровольчества проводятся различные благотворительные акции, оказывается адресная помощь тяжелобольным детям, детям из неблагополучных семей, ветеранам, пожилым людям, инвалидам. Березниковский центр добровольчества координирует деятельность всех волонтерских отрядов Верхнекамья.

Одним из необходимых условий комфортной среды проживания является развитая культурная среда. Благодаря разнообразию и доступности услуг учреждений сферы культуры и искусства, ярким творческим коллективам и насыщенным культурно-массовым мероприятиям, Березники по праву считают центром культурной жизни Верхнекамья. Обеспеченность населения объектами культуры представлена в таблице 2.

В целом, обеспеченность объектам культуры в городе очень высокая, что благоприятно сказывается на комфортном проживание населения и удовлетворении потребностей в досуге и отдыхе. Что же касается состояния объектов культуры, то порядка 10 % находятся в аварийном состоянии. Средняя заработная плата работников учреждений культуры в 2017 году составила 26142,70 руб.

Березники являются одним из наиболее развитых спортивных центров Урала. В городе действуют 5 спортивных школ (в том числе СДЮСШОР по самбо и дзюдо и СДЮСШОР «Темп»), 2 дома спорта (Дом спорта «Азот» и Дом спорта «Титан»), современный городской стадион «Березники Арена Спорт», 2 плавательных бассейна, уникальный комплекс трамплинов, спортивно-туристический лагерь, 5 стрелковых тиров, 23 спортивных зала и более 160 спортивных площадок, из них 19 специализированных площадок «Воркаут». Ежегодно в спортивных секциях занимаются более 8 500 школьников и студентов, которых к победам ведут свыше 140 высококвалифицированных тренеров-преподавателей.

Пропаганда здорового образа жизни, разветвленная сеть муниципальных, ведомственных и частных спортивных учреждений и клубов, проведение спортивных мероприятий для различных возрастов и слоев населения все это влияет на количество жителей города занимающихся физической культурой и спортом – 32,5 %. По данному показателю город находится в тройке лидеров по Пермскому краю. Развитием физической культурой и спортом занимается Комитет по физической культуре и спорту. Проблемой является низкая заработная плата сотрудников муниципальных учреждений по физической культуры и спорта.

Таблица 2

Анализ обеспеченности населения г. Березниками объектами культуры, 2015–2017 гг., в % [8]

Показатель

2015

2016

2017

Клубами и учреждениями культуры

52,70

150,0

150,0

Библиотеками

63,10

150,0

100

Парками культуры и отдыха

100,0

80,0

100,0

Заключение

В целом можно сказать, что социальная политика в городе Березники Пермского края охватывает практически все сферы жизни населения. Ведется активная работа по пропаганде здорового образа жизни, осуществляться профилактические мероприятия среди подростков и молодежи, предпринимаются меры по повышению качества предоставления образовательных услуг и обеспеченности населения образовательными организациями. Основным инструментов реализации социальной политики в городе является муниципальное программирование, результаты которого имеют целый ряд положительных тенденций.

Статья опубликована в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН на 2019-2021 г.


Библиографическая ссылка

Царенко И.В. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА: ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 1-1. – С. 127-132;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=948 (дата обращения: 29.03.2024).