Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права

Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Шумакова О.В. 1 Карамнова Н.В. 2 Емельяненко К.В. 2 Мельникова С.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина»
2 ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Целью настоящей работы является определение приоритетных направлений совершенствования организационно-экономического механизма инновационного развития молочного скотоводства. Для достижения поставленной цели авторами обоснована и дополнена методика оценки инновационного потенциала, предложен критерий оценки его эффективности. В работе проведена оценка достигнутого уровня инновационного потенциала и его эффективности. Предметом исследования является инновационный потенциал организаций, занимающихся производством молока, направления совершенствования организационно-экономического механизма инновационного развития молочного скотоводства на примере сельскохозяйственных организаций Омской области. В процессе исследования были использованы такие методы общенаучных и экономических исследований: диалектический, системный анализ производственно-финансовых результатов сельскохозяйственного производства, абстрактно-логический, статистических наблюдений, анкетирования и экспертная оценка полученных результатов. В работе проведён детальный анализ экономической эффективности инновационного потенциала в целом по Омской области и в разрезе природно-климатических зон. По результатам анализа отмечены имеющиеся резервы эффективности его использования, прежде всего, в хозяйствах южной лесостепной природно-климатической зоны. В работе так же указано, что при более высокой в сравнении с традиционной технологией производства экономической эффективностью в организациях, внедривших беспривязное содержание коров с доильным залом, имеются существенные резервы по развитию инновационного потенциала. На основании оценки результатов анкетирования сформированы приоритетные направления внедрения инноваций и предложения по обеспечению их реализации. В исследовании отмечена необходимость комплексного подхода к совершенствованию организационно-экономического механизма. Реализация приоритетных направлений развития инновационного потенциала обеспечит выход отрасли на качественно новый конкурентный уровень производства.
инновационный потенциал
молочное скотоводство
инвестиции
эффективность
инновации
организационно-экономический механизм
1. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения 27.09.2019).
2. Федоренко В.Ф., Маринченко Т.Е., Кузьмин В.Н. Организационно-экономический механизм трансфера инноваций в АПК. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2016. 412 с.
3. Указ Губернатора Омской области от 26 июля 2017 г. № 100 «Об экспертно-консультативном совете по инновационной деятельности при Губернаторе Омской области» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/47115810/ (дата обращения 27.09.2019).
4. Основные показатели сельского хозяйства Омской области с учетом итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Статистический бюллетень. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. М. Омскстат. Омск, 2019. 264 с.
5. Фатхутдинов Р.А. «Инновационный менеджмент». СПб., 2012. 442 с.
6. Нечаев В.И, Артемова Е.И. Проблемы инновационного развития животноводства: монография. Краснодар: «Атри», 2009. 368 с.
7. Курцев И.В. Основные направления развития инновационной системы АПК Сибири. Методические рекомендации. Новосибирск, 2008. 57 с.

Введение

Инновационное развитие экономики и агропромышленного комплекса, как одного из её базовых сегментов, определено как одно из ключевых факторов роста национального богатства. Указом Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» «создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами» и «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа» закреплены как «национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1].

В целях обеспечения стимулирования инновационных процессов сформирована соответствующая законодательная и нормативная база, приняты программные документы на всех уровнях. Это позволяет координировать и проводить необходимые решения региональной инновационной политики [2].

Успешно реализуемая на протяжении ряда лет в рамках стратегии развития экономическая политика Омской области направлена, как и в целом по Российской Федерации, на формирование предпосылок для привлечения инвестиций. Одними из приоритетных направлений являются мероприятия и инструменты инновационного развития, обеспечивающие привлечение к его реализации высшие учебные и научные заведения, находящиеся на территории Омской области, а также создание соответствующей инфраструктуры. Это, прежде всего:

– создание инфраструктурных условий для размещения производственных объектов для реализации инвестиционных проектов;

– решение с участием бюджета вопросов связанных с транспортной, энергетической и инженерной инфраструктурами;

– упрощение процедурных условий получения прав на использование инфраструктурных объектов и земельных участков;

– субсидирование части прямых инвестиционных затрат и инновационных издержек;

– реализация механизмов доступа к льготному инвестиционному кредитованию и налоговым льготам.

В развитие региональной политики в сфере инноваций Указом Губернатора Омской области от 26 июля 2017 г. № 100 «Об экспертно-консультативном совете по инновационной деятельности при Губернаторе Омской области» и проводимые мероприятия по созданию научно-образовательного центра мирового уровня, инновационной деятельности в Омской области придан новый импульс [3].

Осуществление в рамках принятых правовых актов мероприятий стимулирующих инновационную активность, невозможно без учёта существующих отраслевых особенностей производственных процессов и анализа текущей ситуации. Безусловно, отрасль сельское хозяйство требует в этом плане более тщательного исследования, так как производственный процесс предполагает взаимодействие с природно-климатическими факторами, земельными ресурсами и животными.

Придание приоритетного значения инновационному развитию молочного скотоводства обусловлено так же сложившейся за последние десятилетия отрицательной тенденцией сокращения производственного и ресурсного потенциала отрасли и его значимостью для развития экономики сельских территорий. По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года за 2007–2017 годы производство молока в сельскохозяйственных организациях снизилось на 4,5 %, за 2009–2019 годы (прогноз) снижение составит 6,1 % (до 335 тыс. т) даже при росте продуктивности на 28,7 % до 4812 кг [4].

Современное финансовое состояние сельскохозяйственных организаций не позволяет проводить мероприятия по развитию отрасли комплексно и системно. Учитывая, что в последние десятилетия внедрение инновационных технологий в большей мере проводилось в высокорентабельных отраслях промышленное птицеводство и свиноводство, а так же на производстве зерновых и масличных культур, реализация новых технологических решений в молочное скотоводство приобретает особую актуальность.

Цель исследования

Провести анализ достигнутого уровня инвестиционного потенциала молочного скотоводства и оценку предложений сельскохозяйственных товаропроизводителей по направлениям инновационного развития. На основании полученных результатов сформировать основные направления и мероприятия по обеспечению необходимых для развития молочного скотоводства темпов внедрения инноваций.

Материал и методы исследования

Исследование проведено на материалах отчётов сельскохозяйственных организаций по итогам производственно-финансовой деятельности за 2012–2018 годы, результатов анкетирования сельскохозяйственных организаций по предложениям по необходимым мероприятиям инновационного развития молочного скотоводства, данных статистических наблюдений. В процессе исследования были использованы такие методы общенаучных и экономических исследований: диалектический, монографического обследования, комплексный анализ производственно–финансовых результатов сельскохозяйственного производства, абстрактно-логический, анкетирование и экспертная оценка полученных итогов анкетирования, а также результаты собственных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Определение направлений и обеспечение необходимых темпов внедрения инноваций, повышение инновационной активности субъектов процесса невозможно без понимания содержания «инновационного потенциала», методики оценки его уровня, возможности роста и повышения эффективности использования.

В основном под «инновационным потенциалом» предлагается понимать комплекс имеющихся к внедрению предложений инноваций, в том числе с участием инновационных компаний, научных и учебных заведений [2, 5].

На наш взгляд, для решения имеющихся проблем в инновационном развитии сельскохозяйственного производства и молочного скотоводства в большей степени, «инновационный потенциал» необходимо рассматривать как «совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности» [6]. Данный подход позволяет определить его количественную оценку и эффективность использования, обозначить узкие места для решения задач, поставленных перед отраслью современными условиями хозяйствования.

За оценку «инновационного потенциала» принимается стоимость материальных ресурсов участвующих в производстве продукции и амортизация машин и оборудования в расчёте на одного среднегодового работника [7]. Принцип оценки состоит в том, что процесс внедрения инноваций предполагает привлечение инвестиций и финансовых ресурсов на осуществление дополнительных затрат. Представленный таким образом инновационный потенциал позволяет сделать вывод, что чем выше расчётный показатель, тем выше инновационная активность хозяйствующего субъекта, тем больше возможностей внедрения инноваций. Для определения параметра потенциала по отрасли молочное скотоводство данный подход был дополнен. В его стоимости были учтены амортизация основных средств и заработная плата. Корректировка позволяет учесть проводимые реконструкцию и строительство ферм, уровень участвующего в производстве человеческого капитала. Инновационный процесс не возможен без участия квалифицированных работников и повышения уровня заработной платы. Другими словами, в уровне заработной платы находит выражение оценка человеческого капитала, повышающаяся в соответствии с изменением квалификационных требований и обеспечиваемым инновацией ростом производительности труда.

Проведенный анализ уровня инновационного потенциала за 2012–2018 годы показал низкие темпы его роста и соответственно не сопоставимые с необходимым для более широкого применения инноваций уровнем. Отмечаются его существенные различия по природно-климатическим зонам. По северной зоне потенциал в 3–14 раз ниже параметров организаций по другим зонам (табл. 1).

Наибольшим инновационным потенциалом располагают организации южной лесостепной природно-климатической зоны (3,4 млрд рублей) в хозяйствах которой содержится более 45 % поголовья коров. Основным фактором роста потенциала является проводимые реконструкция и строительство ферм, что отразилось на увеличении амортизационных отчислений. По северной зоне достигнутое обеспечивается за счёт региональных мероприятий по поддержке реконструкции животноводческих помещений на данной территории.

С целью определения приоритетных направлений инновационного развития молочного скотоводства было проведено обследование организаций путём их анкетирования. В анкетировании приняли участие 62 сельскохозяйственные организации с инновационным потенциалом 5,9 млрд рублей (табл. 2).

Таблица 1

Инновационный потенциал отрасли молочное скотоводство Омской области

Показатели

Ед. изм.

Омская область

Природно-климатические зоны

степная

южная лесостепная

северная лесостепная

северная

Инновационный потенциал

млн руб.

6741,8

2306,6

3365,1

695,2

235,2

в том числе на одного работника

тыс. руб.

1022,8

946,6

1096,2

1143,6

734,4

2018 год к 2012 году

%

         

Поголовье коров

 

–14,1

–17,3

2,6

–39,8

–18,4

Инновационный потенциал

 

18,9

15,9

38,6

–20,3

22,1

в том числе

           

Оплата труда

 

–56,8

–59,7

–47,3

–72,9

–65,8

Корма

 

46,7

45,0

76,3

–6,2

61,8

Амортизация основных средств

 

106,9

111,9

122,7

2,5

132,9

Среднегодовая численность работников, всего

 

–21,7

–21,3

–7,0

–51,1

–36,2

Инновационный потенциал на одного работника

 

178,6

175,3

171,8

186,3

192,2

Таблица 2

Уровень эффективности использования инновационного потенциала молочного скотоводства

Показатели

Ед. изм.

Всего

В том числе на одного работника, тыс. руб.

более 2000

1000–2000

800–1000

600–800

Количество организаций

ед.

62

12

28

10

12

Инновационный потенциал (ИП), всего

млн руб.

5854,8

1767,6

3310,8

412,2

364,2

 

%

100,0

30,2

56,5

7,0

6,2

в том числе на одного работника

тыс. руб.

1372

2408

1308

868

690

Выручка от реализации продукции животноводства на 1000 рублей ИП

руб.

1050

1074

1044

993

1055

Удой на фуражную корову

кг

4787

5378

5100

3147

3615

Наибольший удельный вес (56 %) приходится на организации, располагающие потенциалом от 1 до 2 млн рублей в расчёте на одного работника. Оценивая эффективность его использования, исходя из полученной выручки на 1000 рублей потенциала, следует отметить, незначительные колебания по зонам, с точки зрения продуктивности коров – наиболее эффективны в организации инновационной деятельности организации, где приходится более 2 млн рублей потенциала на работника.

Следует отметить, что при более высокой экономической эффективности и продуктивности коров в организациях с молочными комплексами имеются резервы по уровню использования потенциала (табл. 3).

Дальнейшие перспективы развития производства продукции молочного скотоводства и увеличение производства молока предусматривают 47 % предприятий, и только 17 % анкетируемых за счёт увеличения поголовья коров. Причём рост поголовья коров в основном планируют предприятия, имеющие молочные комплексы.

Более 60 % инвестиций приходится на инновации на проекты до 10 млн рублей, 5 проектов с объёмом инвестиций от 100 до 400 млн рублей и один проект – в пределах 800 млн рублей. Из планируемых инвестиционных вложений 50 % предусматриваются на инновационное развитие животноводства, в том числе 4,3 % на строительство, 5,1 % модернизацию и 15 % на реконструкцию животноводческих помещений. Остальные средства будут направляться на приобретение оборудования и племенного скота. Развитие кормопроизводства рассматривают 9 организаций с инвестициями до 10 млн рублей и 3 организации с инвестициями до 30 млн рублей.

О намерениях инновационного развития отрасли обозначили 60 % организаций северной, 54,5 % – южной лесостепной, 44,4 % – северной лесостепной и 42,9 % – степной природно-климатических зон.

Таблица 3

Сравнительный анализ эффективности инновационного потенциала

Показатели

Ед. изм.

Всего

В том числе

комплексы с традиционной технологией

комплексы с доильными залами

Количество организаций

ед.

62

51

11

Инновационный потенциал (ИП) на одного работника

тыс. руб.

1372

1264

1661

Выручка от реализации продукции животноводства на 1000 рублей ИП

руб.

1050

1065

1020

Государственная поддержка на 1 тонну реализованного молока

руб.

660

687

596

Удой на фуражную корову

кг

4787

4738

4903

Затраты на содержание одной головы коровы

тыс. руб.

95,7

92,2

104,1

Средняя цена реализации молока

руб./т

23956

24328

23068

Рентабельность молочного скотоводства

%

1,0

0,5

2,2

Как видно из результатов анкетирования планируемые, исходя из современных условий хозяйствования, инвестиции составят не более 3 млрд рублей, в том числе 800 млн рублей на строительство одного молочного комплекса в организации южной лесостепной зоны. Потребность же молочного скотоводства только на переход на инновационные технологии содержания коров с доильными залами составляет более 16 млрд рублей.

Таким образом, реализуемые мероприятия по наращиванию инновационного потенциала не обеспечивают необходимые темпы развития молочного скотоводства.

По результатам анкетирования сельскохозяйственные товаропроизводители в качестве приоритетных направлений коренного изменения условий развития инновационного потенциала выделяют:

– экономические факторы в форме увеличения бюджетных средств на компенсацию части затрат на капитальные вложения и даже софинансирование строительства ферм, увеличение субсидий на молоко до 10 тыс. рублей на тонну, формирование механизма, выравнивающего эффективность и уровень инвестиционной привлекательности молочного скотоводства и производства зерновых (масличных) культур;

– кадровые вопросы, предусматривающие развитие системы подготовки квалифицированных кадров и прежде всего рабочих профессий;

– регулирование взаимодействия с предприятиями перерабатывающей промышленности в части фиксирования закупочных цен на год;

– содействие во внедрении инновационных технологий, предусматривающее оказание информационных услуг по новым технологиям, новой технике и оборудованию, проведении научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, организация обмена опытом внедрения и применения новых технологий, внедрению цифровых технологий.

Следует отметить, что экономические и кадровые направления отмечены для приоритетного решения 60 % анкетируемых организаций.

Заключение

Приоритетное значение инновационного развития молочного скотоводства обусловлено его значимостью для развития экономики сельских территорий. Проведенный анализ уровня инновационного потенциала за 2012–2018 годы показал низкие темпы его роста и не сопоставимые с необходимым для более широкого применения инноваций уровнем.

О намерениях инновационного развития отрасли обозначили 60 % организаций северной, 54,5 % – южной лесостепной, 44,4 % – северной лесостепной и 42,9 % – степной природно-климатических зон. Планируемые, исходя из современных условий хозяйствования, организациями инвестиции составят не более 3 млрд рублей. Потребность же молочного скотоводства только на переход на инновационные технологии содержания коров с доильными залами составляет более 16 млрд рублей.

Для коренного изменения сложившейся ситуации и темпов наращивания инновационного потенциала необходимо обеспечить совершенствование организационно-экономического механизма путём комплексного подхода к экономическим, кадровым, регулированию взаимодействия с предприятиями переработки и содействия переходу к инновационным технологиям.


Библиографическая ссылка

Шумакова О.В., Карамнова Н.В., Емельяненко К.В., Мельникова С.С. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-1. – С. 191-196;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=866 (дата обращения: 02.04.2020).