Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права

Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛЬЮ

Семенова Ф.З. 1
1 ФГБОУ ВО « Северо-Кавказская государственная академия»
В последние десятилетия в РФ растет интерес к сотрудничеству с исламскими финансовыми структурами. Все более активную роль в мировой экономике играют страны с принципами исламской модели экономики. Информационные потребности институтов исламской экономической модели обеспечивает «исламская модель бухгалтерского учета. Ислам – это прежде всего религия, она очень системная и затрагивает все сферы жизни, исповедующих её людей, в том числе и в финансовом плане. Нормы шариата определяют постановку и организацию бухгалтерского учета, аудиторскую деятельность, этику. Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов играет важнейшую роль в процессе гармонизации законов шариата с существующими национальными нормами бухгалтерского учета. В данной статье рассматриваются основные принципы исламской модели бухгалтерского учета, цель и задачи. Раскрывается роль Организации по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых учреждений (ААОИФИ, Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions – AAOIFI) в разработке и введении стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Выделены как наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы гармонизации МСФО и консолидации стандартов ААОИФИ с национальными моделями бухгалтерского учета.
бухгалтерский учет
ислам
модель
принципы
регулирование
стандарты
шариат
этика
экономика
1. Арчакова-Ужахова М.Б. Исламские финансы – вектор экономического развития // Аудит и финансовый анализ. 2017. № 3. С. 209–213.
2. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. М.: Марджани. 2010.
3. Исламский опыт урегулирования бухгалтерского учета [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-interesov-polzovateley-buhgal terskoy-informatsii-islamskiy-opyt-uregulirovaniya.
4. Клеблеева Р.Ш. Исламская модель бухгалтерского учета: предпосылки возникновения и история развития [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/islamskaya-model-buhgalterskogo-ucheta-predposylki-vozniknoveniya-i-istoriya-razvitiya/ viewe.r.
5. Кузнецов А, Фитуни Л., Рыжкова Е, Трофимова О., Филоник А., Исламские финансы и их специфика в Европе // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 12. С. 52–62.
6. Регулирование бухгалтерского учета [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru//articl e/n/regulirovanie-buhgalterskogo-ucheta-v-musulmanskih-stranah-obschaya-harakteristika.
7. Рустам Миримханов Минниханов принял участие во встрече Председателя Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной с Президентом ИБР Мохаммедом Али аль Мадани. [Rustam Minnikhanov Took Part in the Meeting with Chairman of the Central Bank of the Russian Federation Elvira Nabiullina and the President of IBD Mohammed Ali Al-Madani (In Russ.)] Available at: http:// prav.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/443125.htm.
8. Рябченко Л.И. Перспективы развития исламского банкинга в России // Вестник университета. 2018. № 9. С. 140–146 [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/ 1154/577.
9. Умаров Х.С. Конвергенция исламских стандартов бухгалтерского учета и МСФО // Финансовый бизнес. 2013. № 3. С. 68–71.
10. Харисова Ф.И., Курбанова Г.К. Особенности концептуальных основ финансовой отчетности для исламских финансовых учреждений // Аудит и финансовый анализ. 2017. № 2. С. 247–251.
11. Харисова Ф.И., Юсупова А.Р., Харисов И.К. Общая характеристика бухгалтерских стандартов для исламских финансовых учреждений // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21, № 3. С. 138–148. // file:// /C:/Users/user /Downloads/obshaya-harakteristika-buhgalterskih-standartov-dlya-islamskih-finansov-h-uchrejdeniy.pd.

Введение

В современных условиях для предотвращения появления кризисных явлений возникает необходимость пересмотра действующих положений бухгалтерского учета с последующим созданием действенного инструмента для развития бескризисных экономических отношений. Одним из возможных направлений является исламская модель ведения бухгалтерского учета, основные положения которой способствуют построению бескризисной экономики, а также обеспечивают устойчивое развитие общества.

«Исламская экономическая модель представляет собой систему хозяйствования в соответствии с нормами и принципами мусульманского права» [2]. «Информационные потребности институтов исламской экономической модели обеспечивает «исламская модель бухгалтерского учета». Для выполнения своих основных функций, исламский бухгалтерский учет должен обеспечить решение задач, которые определены исламской экономической моделью и отвечают основным ее принципам» [4].

Развитие исламских банков и других исламских финансовых учреждений делает необходимым ведения бухгалтерского учета по исламским принципам

На встрече с Президентом ИБР Мохаммедом Али аль Мадани Председатель Центробанка РФ Э. Набиуллина и заявила, что «Россия проявляет большой интерес к принципам работы исламского банкинга, и одна из задач – понять, как эти принципы можно адаптировать к российской финансовой системе» [7].

Поэтому исследование исламской модели бухгалтерского учета в современных условиях становится особенно актуальным

Цель исследования

Целью исследования является раскрыть принципы исламской модели бухгалтерского учета, стандарты, регулирующие бухгалтерский учет, аудит и этические нормы в области шариата и управления международными исламскими финансами.

Материал и методы исследования

Материалом для подготовки статьи послужили работы российских и зарубежных ученых. Методологическую основу исследования составили теоретические методы и исследования, научной абстракции, анализа и синтеза, обобщения.

Результаты исследования и их обсуждение

Регулирование бухгалтерского учета является наиболее актуальным вопросом в каждой стране мира, но особенное значение оно имеет в странах распространения ислама исходя из особенностей развития их правовой системы, которая связана с доминирование религиозного фактора.

По утверждению Харисова Ф.И и других «финансовый учет играет важную роль в исламской финансовой системе в части регулирования и создания гармоничной интеграции между различными сторонами, участвующими в осуществлении хозяйственных операций. Бухгалтерский учет в исламских финансовых учреждениях нацелен на формирование информации, исходя из которой пользователи финансовой отчетности оценивают степень реализации исламскими организациями прав и обязанностей всех заинтересованных сторон в соответствии с принципами шариата – системы нравственных ценностей ислама» [11]. Международный уровень регулирования бухгалтерского учета в странах зоны распространения ислама связан с созданием и функционированием Исламской академии правоведения (ФИКХ), действующей при Организации исламской конференции. Разработка и принятие ряда постановлений, регулирующих проблемы информированности участников хозяйственных отношений, функционирования субъектов ведения хозяйства и ряда объектов бухгалтерского учета, особенно в части права собственности и оценки связано с деятельностью указанной организации. Развитие экономики, возникновение относительно новых экономических субъектов, финансовых институтов, в том числе и исламских банков обусловило потребность в адекватной, достоверной и уместной информации для пользователей бухгалтерской отчетности. и как следствие необходимость разработки соответствующей модели бухгалтерского учета и отчетности, которая одновременно отвечала постулатам шариата, учитывала уникальные характеристики исламских банков и интересы пользователей учетной информации. В целях разработки основных принципов бухгалтерской отчетности исламских финансовых институтов в 1991 г. была создана Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых учреждений (ААОИФИ, Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions – AAOIFI). В разработке и введении стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности участвует именно Организация по учету и аудиту операций исламских финансовых институтов (AAOIFI).

«В настоящее время ею уже выпущено, в общей сложности, 100 стандартов в области шариата, учета, аудита, этики и управления международными исламскими финансами. Деятельность данной организации поддерживается более чем в 45 странах государственными органами, включая центральные банки и иные регулирующие органы, финансовые учреждения, бухгалтерские, аудиторские и юридические фирмы. Разработанные организацией стандарты используют в настоящее время всеми ведущими исламскими финансовыми институтами и создают основу для гармонизации международной практики исламских финансов [по 8, с. 141]. «Помимо основных стандартов, в действие введены 5 стандартов для аудиторской деятельности, 7 – для управленческой деятельности и 2 этических стандарта» [4, с. 277].

Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов является некоммерческой организацией, созданная для поддержки и развития стандартов бухгалтерского учета для исламских финансовых институтов и других участников хозяйственной деятельности в странах распространения ислама. Основной целью работы организации является обеспечение соответствующего регулирования учетного отображения всей деятельности хозяйственных субъектов, регламентированного принципами шариата, на котором держаться все финансовые и нефинансовые отношения мусульман. Основателями и членами данной организации определяются соответствующие стандарты не только бухгалтерского учета, но и управления, этики, операций и инвестиций. Как отмечают Харисова Ф.И. и Курбанова Г.К. «подход, использованный при разработке Концепции ААОИФИ, включает следующие ключевые принципы:

  • установление таких концепций бухгалтерского учета, ранее разработанных другими советами по разработке стандартов финансовой отчетности, которые соответствуют исламским принципам и идеалам точности и справедливости представления;
  • установление аспектов, требующих раскрытия и большей прозрачности в соответствии с принципами и правилами шариата;
  • определение концепций, установленных другими организациями по разработке стандартов финансовой отчетности, которые противоречат нормам шариата и разработка новых концепций для целей составления финансовой отчетности исламскими финансовыми учреждениями;
  • установление концепций, отражающих на уникальную природу некоторых операций, событий или условий в исламских финансовых учреждениях (например, мобилизация денежных средств по модели мудараба);
  • определение основных пользователей, в частности, тех, кто не имеет доступа к получению информации, не отраженной в финансовой отчетности для общих целей;
  • представление видов информации, необходимой пользователям финансовой отчетности, которым эта отчетность адресована.

Таким образом, можно резюмировать, что основное отличие Концепции ААОИФИ заключается в том, что она разработана в соответствии с принципами шариата, на основе норм социальной справедливости» [10, с. 248].

Основу исламской модели бухгалтерского учета составляют положения теории собственника и этические нормы шариата устанавливающие, что персональную ответственность за собственные действия в любой сфере деятельности несут все индивиды, а не предприятие. Согласно чему допускается одновременное нахождение в собственности владельца, как активов, так и обязательств, а это означает, что прибыль формируется на базе подхода «активы-обязательства». Данный подход определяет баланс основной формой отчетности, которая обеспечивает потребности инвесторов [3].

Несмотря на то, что данные стандарты больше относятся к исламским банкам и страховым компаниям на них ориентируются многие субъекты хозяйствования, деятельность которых напрямую не связана с финансовым сектором. Это объясняется тем, что исламские финансовые институты являются основными инвесторами деятельности разных отраслей и помимо того, ряд исламских институтов, которые используются исламскими банками так или иначе связаны с хозяйственной деятельностью организаций нефинансовых секторов. Данные стандарты отражают специфику исламских финансовых продуктов и направлены на раскрытие информации, необходимой всем участникам данной хозяйственной деятельности [4]. Следует особо отметить, что с экономической точки зрения основным элементом исламской модели бухгалтерского учета является запрет на спекулятивный доход и на ряд видов деятельности. Важно подчеркнуть такие особенности данной модели как, то, что нормы шариата определяют постановку и организацию бухгалтерского учета (обычно исламскую модель бухгалтерского учета называют религиозной); социальную направленность бухгалтерского учета; раскрытие информации в достаточно полном объеме; использование рыночных цен при оценке имущества и обязательств; постулирование точного исчисления закята как главной цели бухгалтерского учета.

При формировании отчетной информации исламский бухгалтерский учет должен обеспечивать решение таких основных задач, как: точное калькулирование закята (обязательный годовой налог в пользу нуждающихся); справедливое распределение полученных доходов; создание и развитие только дозволенных исламом видов деятельности с гарантией, что функционирование исламских компаний будет способствовать социально-экономическому развитию общества.

В исламских финансах есть свои уникальные правила, ограничения и требования в отношении ведения бизнеса и инвестиционной деятельности. Приемлемыми являются сделки совершенные в соответствии с принципами и законами шариата, сделки должны придерживаться принципов шариата. Организация бухгалтерского учета и аудиторской деятельности для исламских финансовых институтов утверждает наборы соблюдения стандартов для учреждений, желающих получить доступ к рынку исламских банковских услуг.

Необходимая для финансовых отношений прозрачность требует, чтобы раскрываемая исламскими банками финансовая информация была надежной, последовательной и сравнимой по времени. Для обеспечения уверенности общества в правильности и прозрачности раскрытой информации, ежегодные финансовые отчеты проверяются независимыми профессиональными аудиторами

Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов играет важнейшую роль в процессе гармонизации законов шариата с существующими национальными нормами бухгалтерского учета, так как, по мнению исламских исследователей, существует опасность возникновения субъективизма, при котором нормы, рассматривающиеся в одних странах как мусульманские, могут быть признаны немусульманскими в другой стране. Данная ситуация может усложнить международное использование исламских инструментов. Во избежание в будущем подобных последствий, Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов разработала ряд стандартов, и методы раскрытия информации которые относятся к ним. Данные стандарты распространяются в мусульманских странах: Бахрейне, Судане, Иордании, Индонезии и Катаре на них ориентируются в Саудовской Аравии. Эти стандарты также являются результатом конвергенции, которая инициирована Малайзией [6].

Кузнецов А. и другие подчеркивают: «что касается стандартов бухгалтерской отчетности и аудита, то здесь исламские финансовые институты ориентируются на нормативы AAOIFI. При этом возможны три варианта имплементации норм этой организации:

а) обязательное прямое использование «стандартов соответствия шариату» и исламских бухгалтерскоаудиторских стандартов, разработанных AAOIFI (Бахрейн, Оман, Пакистан, Судан, Сирия, Катар и Иордания; последние два – только по бухгалтерско-аудиторским стандартам);

б) стандарты AAOIFI становятся основой для разработки национальных стандартов (Индонезия и Малайзия по «стандартам соответствия шариату», Индонезия и частично Пакистан – по бухгалтерско-аудиторским стандартам);

в) во Франции, Великобритании, Брунее, финансовом центре Дубая, Египте, Иордании, Кувейте, Ливане, ОАЭ, Саудовской Аравии, некоторых странах Африки и СНГ оба типа стандартов AAOIFI используются исламскими финансовыми институтами в добровольном порядке на основе внутренних регламентов» [по 5, с. 57].

Таким образом, в основу стандартов бухгалтерского учета базовые принципы исламской экономики отсутствие рибы (ростовщичества), гарара (неопределенности), мейсира (спекулятивного поведения), этический подход к ведению бизнеса, основанность на реальных активах и закят (благотворительность). При этом стандарты AAOIFI носят рекомендательный характер, и каждая страна в рамках общих ориентиров стандартов может разрабатывать свой стандарт в рамках страны либо финансового учреждения Они обеспечивают соответствие операций и их учетное отражение принципам шариата.

Выводы

Идея панисламизма способствует гармонизации и прозрачности национальных систем бухгалтерского учета мусульманских стран, путем интеграции международных экономических организаций, а также создание организаций для разработки стандартов учета.

Отличительной чертой стандартов ААОИФИ от МСФО является наличие дополнительных специальных стандартов по контрактам шариата. Сегодня в тех случаях, когда требования шариата отличаются от рекомендованных МСФО, исламские финансовые институты должны следовать рекомендациям ААОИФИ. По мнению члена Совета по МСФО Роберта Гарнетта, особых различий между стандартами ААОИФИ и МСФО не существует, а все расхождения можно устранить, применив профессиональный подход, понимая особенности стандартов с учетом сложившихся традиций, верований, равно как и экономических особенностей Ближнего Востока. Совет по МСФО уже создает специальные директивы, посвященные исламской отчетности, которые обеспечат конвергенцию исламской отчетности с международными стандартами [9].

Как справедливо отмечает Арчакова-Ужахова М.Б. «применение МСФО в качестве основы построения системы исламского и отчетности имеет ряд преимуществ:

  • единое руководство по признанию, оценке, представлению и раскрытию информации об исламских финансовых инструментах, последовательность учета и представления информации в отчетности повысит сопоставимость данных, представленных в финансовой отчетности организаций, в любом периметре исследования;
  • существование единой системы учета, одобренной на международном уровне, позволит нивелировать влияние географических и конфессиональных границ и приведет впоследствии к надежному сотрудничеству со странами мусульманского мира и, как результат, к развитию международного инвестирования;
  • более надежная и достоверная информация, представленная в финансовой отчетности, позволит компаниям продемонстрировать общественности свою социальную ориентированность, тем самым повысив уровень их доверия к финансовой отчетности и, как следствие, свою инвестиционную привлекательность;
  • представление понятной и достоверной информации повысит эффективность процесса принятия решений пользователями;
  • гармонизация исламского учета и МСФО представляет собой наименее трудоемкий путь к унификации исламского и традиционного учета ввиду того, что, во-первых, многие исламские финансовые институты уже успешно применяют систему МСФО, во-вторых, потому что МСФО зарекомендовали себя в качестве универсальной системы учета, которая может быть адаптирована к любой экономике ввиду отсутствия жесткой регламентации» [1, с. 213].

Библиографическая ссылка

Семенова Ф.З. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛЬЮ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-1. – С. 122-127;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=857 (дата обращения: 02.04.2020).