Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права

Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Макаева К.И. 1 Сарылов Ч.А. 1 Сангаджиева Э.С. 1 Сангаджиева А.С. 1 Валетова В.В. 1 Джамбышева А.З. 1 Коробейников В.И. 1 Ченкуров Н.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова»
Статья посвящена анализу эффективности функционирования Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия. Региональные модели управления соцработой имеют особенности. Модель оказывает социальную поддержку определенным категориям граждан, исходя из российского законодательства, где количественные свойства управленческой системы управления обеспечиваются нуждами и потенциалом социальной защиты. Лимитирующей формой, методами и технологиями соцработы являются резервы, которые задействованы и требуют разрешения задач. Региональная модель имеет систему условий – эколого – экономических, политико – организационных, социально-демографических, национальных, социально-психологических, которые принимают в расчет «на входе» управленческой системы, при функционировании и развитии. Субъект соцобслуживания выступают госорганы регионов России. В Республике Калмыкия таким госорганом выступает Министерство социального развития, труда и занятости, и подведомственные ему организации, предоставляющие соцуслуги. Правительство РК способствует развитию новейших способов соцработы, которые улучшают соцобслуживание и поддерживает слабо защищенных категорий населения. Трудность в развитии организаций соцобслуживания в РК – это недостаточность мест в этих организациях из-за низкого обеспечения регионом стационарных организаций. Для этого Министерство ликвидирует очередность в организации соцобслуживания, строят новые корпуса соцобслуживания. В перечне поставщиков соцуслуг РК включены негосударственные учреждения соцобслуживания.
министерство социального развития
труда и занятости республики калмыкия
соцподдержка
соцгарантии
1. Глущенко B.B. Системы управления организационно-административными непроизводственными структурами. – СПб., 2016.
2. Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие. – изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016.
3. Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы. – Москва: Высшая школа,2017.
4. Организация, управление и администрирование в социальной работе / отв. ред. П.В. Палехова. – М.: ИНФРА-М, 2017.
5. Основы менеджмента / Мескон М. и др.; Пер. с англ. – М.,2016.
6. Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок. М.: Инфра-М, 2015.
7. Основы социальной работы: учебник [для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации] /отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2016.
8. Основы социальной работы. – М.: Academia,2017.
9. minsoc.kalmregion.ru – официальный сайт Министерства социального развития, труда и защиты РК.

Введение

Министерство соцразвития, труда и занятости РК – это орган исполнительной власти РК, вырабатывающая госполитику РК, нормативному правовое урегулирование, контроль и надзор, управление госимуществом, оказание госуслуг в области соцразвития, труда и занятости населения в РК, входит в систему госорганов исполнительной власти РК.[9]

Министерство соцразвития, труда и занятости РК руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативно- правовыми актами исполнительной власти РФ, Степным Уложением РК, указами Главы РК, Положением о Министерстве.

Министерство соцразвития, труда и занятости РК контактирует в ходе своей работы с госорганами РФ, госорганами регионов РФ, госорганами РК, муниципальными управлениями, т.д.

Главным подразделением Министерства выступает отдел организации обеспечения соцгарантий, потому что предоставляет госуслуги на предоставление соцвыплат в качестве субсидий, таким категориям граждан как вдовы инвалидов Великой Отечественной Войны, инвалиды, которые имеют транспортные средства, пособия на оплату жилья и коммунальных услуг, путёвки труженикам тыла, соцподдержка пострадавшим от радиации, реабилитированным лицам, проезд федеральным льготникам.

Отдел предоставляет соцподдержку льготникам-инвалидам техсредства реабилитации и ветеранам протезно-ортопедические изделия; путёвки на санаторно-курортное лечение, бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту оздоровления и обратно.

Соцподдержка граждан предполагает распределение государственных финансов социально-уязвимым категориям населения для обеспечения минимальных потребностей жизнедеятельности в условиях рисков социальной среды.

Цель исследования

Анализ эффективности функционирования Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в рамках региональной существующей модели организационных структур управления социальной работой.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу изучения составили труды отечественных и зарубежных ученых в области социально-экономического развития субъекта РФ на примере Республики Калмыкия.

Результаты исследования и их обсуждение. Министерством соцразвития, труда и занятости населения РК руководит министр, который назначается и освобождается от должности Главой РК согласно порядка и сроков нормативно-правовых актов, которые действуют в регионе.

Министр лично ответственен за исполнение задач и функционала.[2]

Замы министра получают должность и освобождаются от нее согласно решения Правительства РК.

В Министерстве организуют коллегию Министерства соцразвития, труда и занятости РК, куда входят замы министра, начальники оргструктурных участков Министерства, начальники подчиняющихся организаций, должности исполнительных госорганов РК и благотворительные фонды.

Коллегией руководит министр, где принимает решения, оформляющиеся актом, утверждаются министром и секретарем. Данные решения осуществляются приказом Министерства соцразвития, труда и занятости населения.

Число участников Коллегии утверждает Правительство РК.

Министерство соцразвития, труда и занятости населения РК отвечает за рациональное и уточненное исполнение функционала.

Самым крупным по функционалу подразделение Министерства соцразвития, труда и занятости населения РК является:

1) отдел организации обеспечения соцгарантий, который назначает госпособия на детей:

1) реализует госполитику соцгарантий и соцподдержки семей, у которых есть дети;

2) реализует городские программы по соцподдержке семей, которые имеют детей;

3) разъясняет в СМИ слабо защищенному слою населения, у которых на иждивении несовершеннолетние дети, меры на поддержание должного уровня их семей;

4) реализация мер по практическому осуществлению госполитики в соцсфере.

Работники:

1) назначают и выплачивают каждый месяц детские пособия, единовременную выплату при рождении дитя, ежемесячных компенсационные выплаты женщинам с детьми, которых уволили по причине реорганизации или прекращения организации, женщинам по беременности и родам, которые потеряли рабочее место и доходность;

2) принимают население, предоставляют консультации по назначению и выплате госпособий на детей.

Руководит отделом начальник, назначаемый и освобождаемый от должности министром. Начальник дифференцирует полномочия специалистов в отделе, контролирует деятельность, инструктирует и ответственен за исполнение функционала.

2) отдел организации соцобслуживания населения и соцадаптации реализует соцгарантии и меры соцподдержки пожилого возраста, ветеранов и инвалидов, которые предусмотрены законом.

В оргструктуре Министерства РК находятся учреждения, выполняющие свое предназначение по соцзащите граждан региона.[1]

БУ РК «Республиканский комплексный Центр соцобслуживания населения» действует в качестве результативного обеспечения соцзащиты населения, реализовывая права на госсоцгарантии и соцобслуживание согласно федеральному и региональному законодательству. Выполняет функционал: соцвыплаты, соцобслуживание на дому. Организация устраивает разные творческие проекты, к примеру, фотография на тему «Соцтуризм».

В Министерстве работают:

8 стационарных учреждений соцобслуживания пожилого возраста и инвалидов;

1 психоневрологических интернатов;

1 полустационарное соцучреждение «Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Шанс»;

2 дома – интернатов для пожилого возраста и инвалидов, «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» и «Республиканский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями».

Организации соцобслуживания РК предоставляют соцуслуги в стационарной форме постоянного пребывания, дома – интернаты дают шанс пожилому поколению и людям с ОВЗ пребывать все время, то есть второй дом, где есть уход, забота, комфорт, оказывают разные соцуслуги.

В 2018 г. согласно с Закона РК 22.12.2017 г. «О республиканском бюджете на 2018 г.» на соцподдержку из федерально-республиканского бюджета предоставлено 4,5 млн. руб., направленные на соцподдержку ветеранам войны и труда, труженикам тыла, репрессированным, слабо защищенным категориям населения, многодетным и приемным семьям. Соцвыплаты получили свыше 261 тыс. чел., что составляет полный охват предусмотренный бюджетом.[3]

Введены соцконтракты малоимущим семьям, так в 2017 г. из бюджета региона получили один млн. руб., в 2018 г. размер превысил семь млн. руб. В 2017 г. 130 малоимущие семьи получили соцпомощь в размере 5831 052,1 руб.

На обеспечение жильем сирот в 2017 г. из бюджета Федерации выделено 149 263 100 руб., из бюджета региона – 63 970 000 руб.

В 2018 г. согласно приказа Минсоцразвития, труда и занятости населения РК от 04.03.2017 г. № 45 «О предоставлении субсидий из республиканского бюджета социально ориентированным некоммерческим учреждениям» и приказом от 29.04.2017 г. № 150 «О предоставлении субсидий из республиканского бюджета социально ориентированным некоммерческим учреждениям, деятельность которых направлена на улучшение социально-экономических условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» субсидированы в размере 1,3 млн. руб. 9 некоммерческих учреждений для осуществления соцпроектов, которые направлены на улучшение социально-экономических факторов инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В 2018 г. размер повысился до 7,3 млн. руб.

Министерство социально поддерживает многодетные семьи.[4]

В 2018 г. детские выплаты получили 48932 чел. на 98067 ребенка. Восстановление затрат на лекарства по рецептам врачей для детей до 6 лет из многодетных семей получили 4510 детей.

С 2015 г. в регионе работает региональный мат капитал, равный 50 тыс. руб., выплачиваемый семьям при появлении 3-го и последующего ребенка. За 2018 г. региональный маткапитал вручен 2825 семей в размере 138382,4 тыс. руб.

Министерство контролирует выдачу многодетным семьям земельных участков, предусматривающую в перспективе обустройства инфраструктурой. В регионе живет 20469 многодетных семей, которые нуждаются в улучшении жилья – 2160 семьи, пожелали получить земельные участки для индивидуального строительства 7351 семей. Субсидии на приобретение жилья в 2018 г. предоставили 35 семьям, которые имеют более 6 несовершеннолетних детей, необходимо в улучшении жилья, ждут вышеуказанной оплаты 146 семей.

Указом Президента РФ от 7.05. 2016 № 601 «О мерах по обеспечению населения РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества ЖКХ» семьям с 3 и выше детей определено 356 земельных наделов.

Так в 2014 г. жилье получило 59 семьи, в 2015 г. 65 семей, в 2016 г. 73 семьи, в 2017 г. 51 семей, в 2018 г. 21 семей.

Итак, для результативных расходов госпрограммы по укреплению семьи необходимо направить для гарантийного увеличения резервов семьи, увеличения экономической самостоятельности, независимости. Лишь с целью увеличения экономического благосостояния семей развиваются и иные способы социально – экономической помощи семьям, в т.ч. различные пособия и льготные выплаты. Социальная и экономическая помощь семьям является содействием в осуществлении возможных нужд семьи. Вследствие этого экономическими программами господдержка семей включает разные соцпрограммы.[5]

Министерство кроме исполняемых полномочий за последний период согласно Программе социально-экономического развития внедрены новые соцвыплаты и поддержка.[6]

К примеру, звание «Ветеран труда РК» и ежемесячная доплата к пенсионным выплатам. Каждый год с 2011 г., согласно с п.4 ст. 4 ФЗ от 23.11.1998 г. № 132-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» определяется размер прожиточного минимума пенсионера в РК на уровне размера прожиточного минимума пенсионера по стране для установления величины федеральной соцдоплаты к пенсионным выплатам на следующий период. Размер прожиточного минимума пенсионера в РК в 2018 г. равна 8541 руб. Федеральную соцдоплату к пенсионным выплатам в 2018 г. получают 46,1 тыс. чел. Среднефедеральная соцдоплата равна 2 408 руб.

На выплату соцдоплаты к пенсионным выплатам с 2016 г. для увеличения материальной защищенности пенсионеров РК оплачено 5,0 млрд. руб.

В 2018 г. в соцпаспорте РК значится 32 537 чел., которые получили звания «Дети войны», и получающие ежемесячную доплату 7 310 чел.

Величина ежемесячной доплаты подлежит индексации согласно Закону РК о бюджете региона на будущий финансовый период, установленный Правительством РК (индексация 2018 г. – 333,91 руб.).

В 2018 г. на жилье ветеранам из бюджета Федерации выделили 34,5 млн. руб. на 22 ветерана (очередность составляет 30 ветеранов, включая одного участника Великой Отечественной Войны), инвалидов, ветеранов боевых действий. Ветеранам, которые обеспечены жилым помещением и не получавшие выплату из федерального бюджета предоставляется разовая поддержка на ремонт жилья. Данное решение принято Правительством РК по результатам исследований жизненных условий ветеранов в 2017 г. Единовременная поддержка предоставляется величиной 281 тыс.руб. по 41 тыс. на семь чел. В 2017 г. ветеранам Великой Отечественной Войны выделили более трех млн. руб., которые обеспечили жилье ветеранам и семьям, пошли по погашение коммунальных услуг, медпомощь, льготный проезд в пассажирском транспорте и т.п.[7]

В 2018 г. продолжается софинансирование госпрограмм по повышения качества жилищных факторов инвалидов и ветеранов боевых действий, которые изъявили желание до 1.01.2005 г., предусмотрено в 2018 г. примерно 50 млн. руб. Инвалидам из бюджета Федерации выплачено 30 млн. руб., из бюджета республиканского 10 млн. руб. на 51 чел. Оплата жилья на сегодняшний день получили все репрессированные лица, которые состоят в очереди, на которых из бюджета республики определено 3,1 млн. руб.

Для сирот выстроены дома спецжилфонда, в 2017 г. 211 млн. руб. из бюджета республики 60 млн. руб., из бюджета федерации – 142 млн. руб. Обеспечены жилым помещением 210 сироты.

Адаптации инвалидов в 2018 г. реализовывается благодаря госпрограмме «Доступная среда» в РК.

В 2018 г. величина субсидирования бюджета федерации на осуществление мер в рамках программы «Доступная среда» равна 20,1 млн. руб. Величина софинансирования из бюджета региона – 8,2 млн. руб. На 2019 г. предварительно из бюджета республики выделено 6 млн. руб.

Заключение

Итак, Минсоцразвития, труда и занятости населения РК способствует повышению качественных характеристик жизнедеятельности людей престарелого возраста, инвалидов, сирот, слабо защищенных категорий граждан, многодетных семей, исполняя важную миссию социального и экономического развития региона, где важной составляющей выступает высокая степень соцобеспечения и соцзащиты. [8]

Модель оказывает социальную поддержку определенным категориям граждан, исходя из российского законодательства, где количественные свойства управленческой системы управления обеспечиваются нуждами и потенциалом социальной защиты.

Лимитирующей формой, методами и технологиями соцработы являются резервы, которые задействованы и требуют разрешения задач.


Библиографическая ссылка

Макаева К.И., Сарылов Ч.А., Сангаджиева Э.С., Сангаджиева А.С., Валетова В.В., Джамбышева А.З., Коробейников В.И., Ченкуров Н.С. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 11-1. – С. 108-112;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=796 (дата обращения: 20.04.2021).